|
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» углубленный уровень для 9-а класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 7»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместителем директора Директор школы:
по УВР:____________А.В. Ульянова _______________В.В. Коротков «___»_________2032-2043 уч.год. «___»_________2013-2014 уч.год. Рабочая программа
по учебному предмету
«Биология»
углубленный уровень
для 9-А класса
на 2013-2014 учебный год
Разработана
Курьяковой Е.Ю.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа предназначена для углубленного изучения курса биологии раздела «Общая биология» в 9 классе основной общей школы. Программа составлена на основе государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и изучение живой природы в 5, 6,7 и 8 классах.
Данная программа по биологии разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий. Углубленное изучение биологии позволяет формировать у учащихся систему знаний о живой природе в целом, о ее многообразии и эволюции и о человеке как биосоциальном существе.
Углубленное изучение предусматривает объем учебной нагрузки не менее 102 часов в учебный год (3 часа в неделю). Содержание каждого раздела структурировано по темам, к которым приведен перечень лабораторных и практических работ, демонстраций. Последовательность изучения содержания в пределах тем может изменяться учителем в зависимости от конкретных условий.
При обучении биологии по данной программе учащиеся получают не только обязательную общеобразовательную подготовку но и теоретические знания, умения и навыки на более высоком уровне.
По данной программе можно использовать три линии учебников следующих авторов: И.Н. Пономаревой, В.В. Пасечника, Д.И. Трайтака.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы:
Пояснительная записка;
Содержание программы;
Требования к уровню подготовки учащихся данного класса;
Тематическое планирование;
Календарно-тематический план;
Список литературы
IX класс
ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы
| Количество часов
| Раздел 1. Введение в основы общей биологии
| 3
| Раздел 2. Основы учения о клетке
| Тема 2.1. Химическая организация клетки
| 6
| Тема 2.2. Строение и функции клеток
| 4
| Тема 2.3. Обмен веществ – основа существования клетки
| 6
| Всего:
| 16
| Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
| Тема 3.1. Размножение организмов
| 5
| Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
| 3
| Всего:
| 8
| Раздел 4. Основы учения о наследственности и изменчивости.
| Тема 4.1. Закономерности наследования признаков
| 8
| Тема 4.2. Закономерности изменчивости
| 6
| Всего:
| 14
| Раздел 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.
4
| Тема 5.1. Основы селекции организмов
| 1
| Тема 5.2. Особенности селекции растений.
| 1
| Тема 5.3. Особенности селекции животных.
| 2
| Тема 5.4. Основные направления секции микроорганизмов
| 2
| Всего:
| 6
| Раздел 6. Происхождение жизни и развитие органического мира
| Тема 6.1. Концепции происхождения жизни на Земле
| 2
| Тема 6.2. Развитие жизни на Земле
| 5
| Всего:
| 7
| Раздел 7. Учение об эволюции.
|
| Тема 1.1. Идея развития органического мира в биологии
| 3
| Тема 1.2. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира
| 5
| Тема 1.3. Современные представления об эволюции органического мира.
| 6
| Тема 1.4. Вид, его критерии и структура
| 2
| Тема 1.5. Микроэволюция. Процессы видообразования.
| 3
| Тема 1.6. Макроэволюция. Главные направления и основные закономерности
| 5
| Всего:
| 24
| Раздел 8. Происхождение человека. Антропогенез.
| 5
| Раздел 9. Основы экологии.
| Тема 9.1. Экологические факторы и среды жизни
| 5
| Тема 9.2. Экологическая характеристика популяций
| 3
| Тема 9.3. Экосистемы и биосфера.
| 6
| Всего:
| 14
| Заключение
| 3
| ИТОГО:
| 100 ч + 2 ч резерв
| СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(102часа; 3 часа в неделю)
Раздел 1. Введение в основы общей биологии (3 часа)
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли. Общие свойства живых организмов и многообразие форм живых организмов. Уровни организации жизни.
Раздел 2 Основы учения о клетке (16 часов)
ТЕМА 2.1. Химическая организация клетки (6 часов)
Клеточная теория строения организмов.
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).
ТЕМА 2.2. Строение клетки (4 часов)
Эукариотическая клетка. Мембрана. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Принципы классификации клеточных органоидов. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин, ядрышко. Особенности строения растительной клетки, ее сравнение с животной. Прокариотические клетки.
Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
Лабораторные работы
Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом.
Физиологические свойства клеточных мембран
ТЕМА 2.3. Обмен веществ – основа существования клетки. (6 часов)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Анаболизм, катаболизм, АТФ. Генетический код. Биосинтез белка: основные этапы (транскрипция, трансляция). Полисомы. Фотосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза, значение трудов К.А.Тимирязева. Обеспечение клеток энергией, стадии энергетического обмена.
Сравнение обмена веществ и энергии разных клеток, выведение общих закономерностей процессов. Классификация живых организмов по типам обмена веществ.
Лабораторные работы
Каталитическая активность ферментов в живых клетках.
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (8 часов)
ТЕМА 3.1. Размножение организмов (5 часов)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Деление клеток. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза.
Половое размножение животных и растений. Мейоз. Образование половых клеток. Особенности строения половых клеток. Оплодотворение. Биологическое значение полового размножения.
Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.
Лабораторные работы
Способы бесполого размножения организмов
Митоз в клетках корешка лука.
Строение половых клеток.
ТЕМА 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем.
Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
Общие закономерности развития.
Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.
Раздел 4. Основы учения о наследственности и изменчивости (14 часов)
ТЕМА 4.1. Закономерности наследования признаков (8 часов)
Генетика как наука. Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Основные генетические понятия (ген, аллель, генотип, фенотип и др.). Сцепленное наследование генов и кроссинговер. Генетика пола. Генотип как целостная система. Типы взаимодействия аллельных генов. Типы взаимодействия неаллельных генов. Свойства гена. Генетика человека. Изучение наследования признаков у человека.
Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Лабораторная работа
Решение генетических задач и составление родословных.
ТЕМА 4.2. Закономерности изменчивости (6 часов)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости.
Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
Лабораторные и практические работы
Изучение изменчивости.
Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
Раздел 5. Селекция растений животных и микроорганизмов (6 часов)
Предмет и задачи селекции. Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.
Лабораторная работа
Изучение фенотипов местных сортов растений
Раздел 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (7 часов).
ТЕМА 6.1. Концепции происхождения жизни на Земле (2 часа).
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современные представления о возникновении жизни на Земле (теория академика А. И. Опарина). Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.
ТЕМА 6.2. Развитие жизни на Земле (5 часов).
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Демонстрация репродукций картин, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах.
Раздел 7. Учение об эволюции. (24 часа)
ТЕМА 7.1. Идея развития органического мира в биологии (3 часа).
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Развитие представлений об изменяемости живой природы Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка
Демонстрация биографий ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.
ТЕМА 7.2. Основные положения Ч.Дарвина об эволюции органического мира (5 часов)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Формы борьбы за существование и естественного отбора.
Приспособленность организмов к среде обитания. Механизм формирования адаптаций. Относительность адаптаций. Демонстрация. Биография Ч.Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль». Лабораторная работа
Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
ТЕМА 7.3. Современные представления об эволюции органического мира (6 часов)
Популяция — элементарная эволюционная единица. Генетические характеристики популяций. Элементарные явления эволюции, элементарный материал эволюции и элементарные факторы эволюции.
ТЕМА 7.4. Вид его критерии и структура (2 часа).
Определение понятия – вид. Критерии вида. Структура вида. Целостность вида.
ТЕМА 7.5. Микроэволюция и процессы видообразования (3 часа).
Возникновение нового вида – центральное событие эволюции. Способы видообразования, аллопатрическое и симпатрическое. Пути видообразования. Микроэволюция.
Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
ТЕМА 7.6. Макроэволюция (5 часов)
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
Раздел 6. Происхождение человека (антропогенез) (5часов)
Место человека в живой природе. Доказательства эволюционного происхождения человека. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Демонстрация
Модели скелетов человека и позвоночных животных. Раздел 9. Основы экологии (14 часов)
ТЕМА 9.1. Экологические факторы и среды жизни (5 часов)
Экология как наука. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.
Биотические факторы среды. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
ТЕМА 9.2. Экологическая характеристика популяций (3 часа).
Численность, плотность популяций. Демографическая, возрастная, пространственная, этологическая структуры популяций. Динамика численности популяций.
ТЕМА 9.3. Экосистемы и биосфера (6 часов).
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Цепи и сети питания. Экологическая пирамида: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Основные законы устойчивости живой природы. Рациональное использование природы и ее охрана.
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы. Круговорот веществ в природе. В.И.Вернадский (биография, постулаты, учение о биосфере).
Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;
б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;
в) показ, обсуждение диафильмов и кинофильма «Биосфера»;
г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.
Лабораторная работа
Составление цепи питания.
Оценка качества окружающей среды.
Резервное время — 2 часа.
ПОУРОЧНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ 9 КЛАСС»
СОСТАВЛЕНО ИЗ РАСЧЕТА 3 Ч В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 102 Ч на основе
программы Булатова Е.Е., Варенцова Г.А. . Сборник программ и материалов для учителя. Биология. Экология. – Н.Новгород, НИРО, 2010, стр 71
РАЗДЕЛ, ТЕМА
| КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
| НАЗВАНИЕ УРОКА
| ДАТА УРОКА
| ЛАБ.РАБОТЫ
|
| уроки
| экскурсии
| Практ Раб.
| всего
|
|
|
| РАЗДЕЛ 1. Введение в основы общей биологии (3 ч)
| 3
|
|
| 3
|
1(1). Биология – наука о живом мире.
2(2). Общие свойства живых организмов.
3(3). Многообразие форм живых организмов. Уровни жизни.
|
|
| РАЗДЕЛ 2. Основы учения о клетке (16 ч)
ТЕМА 2.1. Химическая организация клетки (6 ч)
| 16
|
|
| 16
|
1(4). Цитология – наука, изучающая клетку. Клеточная теория.
Многообразие клеток.
2(5). Химический состав клетки. Элементный состав клетки. Неорганические вещества в клетке.
3(6). Органические вещества клетки. Углеводы и липиды.
4(7).Белки. Строение и функции в клетке.
5(8).Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Строение и функции в клетке.
6(9). Решение задач.
|
|
| Тема 2.2. Строение и функции клеток (4 ч)
|
|
|
|
|
1(10). Строение клетки. Цитоплазматическая мембрана и цитоплазма, строение и функции. Л.Р. № 1 «Физиологические свойства клеточных мембран» (наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука).
2(11). Основные органоиды клетки растений и животных, особенности строения и функции.
3(12). Л.р.№2. «Сравнение растительной и животной клеток»
4(13).Прокариотические клетки. Вирусы.
|
|
+ +
| Тема 2.3. Обмен веществ – основа существования клетки (6 ч)
|
|
|
|
|
1(14). Обмен веществ и энергии в клетке.
2(15). Биосинтез белков в живой клетке.
3(16). Биосинтез углеводов – фотосинтез.
4(17). Обеспечение клеток энергией.
5(18).Л.Р. № 3. «Каталитическая активность ферментов в живых клетках».
10(19). Обобщающий урок (по разделу 2). Контрольная работа.
|
|
+
| РАЗДЕЛ 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (8 ч)
Тема 3.1. Размножение организмов (5 ч)
| 8
|
|
| 8
|
1(20). Типы размножения организмов. (Л.Р.№ 4 «Способы бесполого размножения организмов»).
2(21). Деление клетки. Митоз. (Л.р.№5. «Митоз в клетках корешка лука».).
3-4(22-23). Образование половых клеток. Мейоз.
5(24). Л.Р. № 6 «Строение половых клеток».
|
|
+
+
+
| Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (3 ч)
|
|
|
|
| 1(25). Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. Эмбриональный этап.
2(26). Постэмбриональный этап. Формы постэмбрионального периода развития. Старение. 3(27).Общие закономерности развития. Обобщающий урок.
|
|
| РАЗДЕЛ 4. Основы учения о наследственности и изменчивости (14 ч) Тема 4.1. Закономерности наследования признаков (10 ч)
| 14
|
|
| 14
|
1(28). Наука генетика. Из истории развития генетики.
2(29). Основные понятия генетики.
3(30). Генетические опыты Г.Менделя. 1 и 2 законы Менделя.
4(31). Л.р. №7. «Решение генетических задач».
5(32). Дигибридное скрещивание. 3 закон Менделя.
6(33). Решение задач.
7(34). Сцепленное наследование генов и кроссинговер.
8(35). Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.
9(36).Наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач.
10(37).Наследственные болезни человека. Составление родословных.
|
|
+
| Тема 4.2. Закономерности изменчивости (4ч)
|
|
|
|
| 1(38). Наследственная (генотипическая изменчивость).
2(39). Другие типы изменчивости.
3(40). Л.р.№8. Статистические закономерности изменчивости.
4(41).Обобщающий урок. Контрольная работа.
|
|
+
| РАЗДЕЛ 5.Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (6 ч) Тема 5.1. Основы селекции организмов (1 ч)
| 6
|
|
| 6
|
1(42). Генетические основы селекции организмов.
|
|
| Тема 5.2. Особенности селекции растений (2 ч)
|
|
|
|
|
1(43). Особенности селекции растений.
2(44). Центры происхождения культурных растений.
|
|
| Тема 5.3. Особенности селекции животных (1ч)
|
|
|
|
|
1(45). Особенности селекции животных.
|
|
| Тема 5.4. Основные направления селекции микроорганизмов (2 ч)
|
|
|
|
|
1(46). Основные направления селекции микроорганизмов.
2(47). Обобщающий урок. Достижения современной селекции.
|
|
| РАЗДЕЛ 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (7 ч) Тема 6.1. Концепции происхождения жизни на Земле (3ч)
| 7
|
|
| 7
|
1(48). Современные представления о возникновении жизни на Земле.
2(49). Современная теория возникновения жизни на Земле.
3(50). Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.
|
|
| Тема 6.2.Развитие жизни на Земле (4 ч)
|
|
|
|
|
1(51). Этапы развития жизни на Земле. Катархей и архей.
2(52).Протерозой и палеозой.
3(53).Мезозой и кайнозой.
4(54). Обобщающий урок. Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.
|
|
| РАЗДЕЛ 7. Учение об эволюции (24 ч) Тема 7.1.Идеи развития органического мира в биологии (3 ч)
| 24
|
|
| 24
| 1(55). Идеи развития органического мира в биологии. Развитие биологии в додарвиновский период.
2(56). Работы К.Линнея по систематике растений и животных.
3(57).Эволюционная теория Ж-Б. Ламарка
|
|
| Тема 7.2. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира (5 ч)
|
|
|
|
| 1(58). Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.
2(59).Основные положения эволюционной теории Ч.ДАРВИНА.
3(60). Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор.
4(61). Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.
5(62). Относительный характер приспособленности. Л.р.№ 9. Приспособленность организмов к среде обитания.
|
|
+
| Тема 7.3. Современные представления об эволюции органического мира (6 ч)
|
|
|
|
| 1(63). Современные представления об эволюции органического мира.
2(64).Популяция — элементарная эволюционная единица. 3(65).Генетические характеристики популяций.
4-5(66-67). Элементарные явления эволюции, элементарный материал эволюции и элементарные факторы эволюции.
6(68).Обобщение и повторение.
|
|
| Тема 7.4. Вид, его критерии и структура (2 ч)
|
|
|
|
| 1(69). Вид, его структура и особенности.
2(70).Критерии вида.
|
|
| Тема 7.5. Микроэволюция. Процессы видообразования (3 ч)
|
|
|
|
|
7(71). ПРОцесс образования видов – видообразование. Способы видообразования: аллопатрическое и симпатрическое.
8(72). Пути видообразования
9(73).Понятие о микроэволюции и макроэволюции.
|
|
| Тема 7.6. Макроэволюция. Главные направления и основные закономерности (5 ч)
|
|
|
|
|
1(74). Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов).
2(75). Пути достижения биологического прогресса.
3(76).Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
4(77).Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
5(78).Обобщающий урок. Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.
|
|
| РАЗДЕЛ 8. Происхождение человека (антропогенез) (6 ч)
| 6
|
|
| 6
|
1(79). Место и особенности человека в системе органического мира.
2(80). Доказательства эволюционного происхождения человека.
3(81).Этапы эволюции вида Человек разумный.
4(82). Биосоциальная сущность вида Человек разумный.
5(83). Человеческие расы, их родство и происхождение.
6(84). Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
|
|
| РАЗДЕЛ 9.Основы экологии (15 ч) Тема 9.1. Экологические факторы и среды жизни (5 ч)
| 15
|
|
| 15
| 1(85). Экология как наука. Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы.
2(86). Закономерности действия факторов среды на организмы.
3(87).Л.р. № 10. Оценка запыленности воздуха.
4(88). Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.
5(89). Биотические связи в природе. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
|
|
+
| Тема 9.2. Экологическая характеристика популяций (3 ч)
|
|
|
|
| 1(90). Популяция как форма существования видов в природе.
2(91). Функционирование популяции и динамика ее численности в природе.
3(92).Демографическая, возрастная, пространственная, этологическая структуры популяций.
|
|
| Тема 9.3. Экосистемы и биосфер (7ч)
|
|
|
|
|
1(93). Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. Л.р. № 11 «Составление цепи питания».
2(94). Понятие о биогеоценозе и экосистеме.
3(95). Развитие и смена биогеоценозов.
4(96). Основные законы устойчивости живой природы.
5(97). Рациональное использование природы и ее охрана.
6(98). Л.р. .№ 12 «Оценка качества окружающей среды».
7(99).Обобщающий урок. Контрольная работа.
|
|
+
+
|
10. Заключение
| 1
|
|
| 1
| 1(100). Заключение по курсу «Основы общей биологии»
|
| 12
| Всего
| 100
|
|
| 100 + 5 ч резерва
|
|
|
|
Требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
особенности жизни как формы существования материи;
роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
фундаментальные понятия биологии;
сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
соотношение социального и биологического в эволюции человека;
основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
Учащиеся должны уметь:
пользоваться знанием общебиологических закономерностей дляобъяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
владеть языком предмета.
ЛИТЕРАТУРА
Акимушкин И.; Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
Ауэрбах Ш.; Генетика. М.: Атомиздат, 1966.
Батуев А.С. и др. Человек: основы физиологии и психологии-9; М.; Дрофа, 1998
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочное пособие. М.; АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002
Брем. З. Биология. Справочник школьника и студента. М., Дрофа, 1999
Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.; Биология -8; М.; Вентана-Граф, 2007
Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.
Колесов Д.В. и др. Биология -9. Человек. М., Дрофа, 1998
Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности-9; М.: Дрофа, 2006.
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
НейфахА.А., Розовская Е. Р. Гены и развитие организма. М.:Наука, 1984.
Пономарева И.Н.и др.; Основы общей биологии; М.; Вентана-Граф,2008
Пасечник В.В. и др.; Биология-8, М., Дрофа, 2007
Пасечник В.В. и др.; Биология-9, М., Дрофа, 2007
Сонин Н.И., Сапин Р.Г., Биология. Человек-8; М.: Дрофа, 2006.
Трайтак Д.И. и др. Человек и его здоровье. 8 класс, М., МНЕМОЗИНА,2008
Трайтак Д.И. Ефимова Т.М. Общая биология. 9 класс, М., МНЕМОЗИНА,2008
Чайковский Ю. В. Эволюция. М.: Центр системных исследований, 2003.
Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.
Шпинар 3. В. История жизни на Земле; Прага: Атрия, 1977.
Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.
Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.
Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1996
|
|
|