Главная страница

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» углубленный уровень для 9-а класса



Скачать 294.59 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Биология» углубленный уровень для 9-а класса
Дата17.04.2016
Размер294.59 Kb.
ТипРабочая программа

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 7»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместителем директора Директор школы:

по УВР:____________А.В. Ульянова _______________В.В. Коротков «___»_________2032-2043 уч.год. «___»_________2013-2014 уч.год.
Рабочая программа

по учебному предмету

«Биология»

углубленный уровень

для 9-А класса

на 2013-2014 учебный год

Разработана

Курьяковой Е.Ю.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа предназначена для углубленного изучения курса биологии раздела «Общая биология» в 9 классе основной общей школы. Программа составлена на основе государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и изучение живой природы в 5, 6,7 и 8 классах.

Данная программа по биологии разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий. Углубленное изучение биологии позволяет формировать у учащихся систему знаний о живой природе в целом, о ее многообразии и эволюции и о человеке как биосоциальном существе.

Углубленное изучение предусматривает объем учебной нагрузки не менее 102 часов в учебный год (3 часа в неделю). Содержание каждого раздела структурировано по темам, к которым приведен перечень лабораторных и практических работ, демонстраций. Последовательность изучения содержания в пределах тем может изменяться учителем в зависимости от конкретных условий.

При обучении биологии по данной программе учащиеся получают не только обязательную общеобразовательную подготовку но и теоретические знания, умения и навыки на более высоком уровне.

По данной программе можно использовать три линии учебников следующих авторов: И.Н. Пономаревой, В.В. Пасечника, Д.И. Трайтака.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы:

Пояснительная записка;

Содержание программы;

Требования к уровню подготовки учащихся данного класса;

Тематическое планирование;

Календарно-тематический план;

Список литературы


IX класс

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Раздел 1. Введение в основы общей биологии

3

Раздел 2. Основы учения о клетке

Тема 2.1. Химическая организация клетки

6

Тема 2.2. Строение и функции клеток

4

Тема 2.3. Обмен веществ – основа существования клетки

6

Всего:

16

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

Тема 3.1. Размножение организмов

5

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

3

Всего:

8

Раздел 4. Основы учения о наследственности и изменчивости.

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков

8

Тема 4.2. Закономерности изменчивости

6

Всего:

14

Раздел 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

4

Тема 5.1. Основы селекции организмов

1

Тема 5.2. Особенности селекции растений.

1

Тема 5.3. Особенности селекции животных.

2

Тема 5.4. Основные направления секции микроорганизмов

2

Всего:

6

Раздел 6. Происхождение жизни и развитие органического мира

Тема 6.1. Концепции происхождения жизни на Земле

2

Тема 6.2. Развитие жизни на Земле

5

Всего:

7

Раздел 7. Учение об эволюции.




Тема 1.1. Идея развития органического мира в биологии

3

Тема 1.2. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира

5

Тема 1.3. Современные представления об эволюции органического мира.

6

Тема 1.4. Вид, его критерии и структура

2

Тема 1.5. Микроэволюция. Процессы видообразования.

3

Тема 1.6. Макроэволюция. Главные направления и основные закономерности

5

Всего:

24

Раздел 8. Происхождение человека. Антропогенез.

5

Раздел 9. Основы экологии.

Тема 9.1. Экологические факторы и среды жизни

5

Тема 9.2. Экологическая характеристика популяций

3

Тема 9.3. Экосистемы и биосфера.

6

Всего:

14

Заключение

3

ИТОГО:

100 ч + 2 ч резерв

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(102часа; 3 часа в неделю)

Раздел 1. Введение в основы общей биологии (3 часа)

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли. Общие свойства живых организмов и многообразие форм живых организмов. Уровни организации жизни.

Раздел 2 Основы учения о клетке (16 часов)

ТЕМА 2.1. Химическая организация клетки (6 часов)

Клеточная теория строения организмов.

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полимеры белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).

ТЕМА 2.2. Строение клетки (4 часов)

Эукариотическая клетка. Мембрана. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Принципы классификации клеточных органоидов. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин, ядрышко. Особенности строения растительной клетки, ее сравнение с животной. Прокариотические клетки.

Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.

Лабораторные работы

Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом.

Физиологические свойства клеточных мембран

ТЕМА 2.3. Обмен веществ – основа существования клетки. (6 часов)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Анаболизм, катаболизм, АТФ. Генетический код. Биосинтез белка: основные этапы (транскрипция, трансляция). Полисомы. Фотосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза, значение трудов К.А.Тимирязева. Обеспечение клеток энергией, стадии энергетического обмена.

Сравнение обмена веществ и энергии разных клеток, выведение общих закономерностей процессов. Классификация живых организмов по типам обмена веществ.

Лабораторные работы

Каталитическая активность ферментов в живых клетках.

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (8 часов)

ТЕМА 3.1. Размножение организмов (5 часов)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Деление клеток. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза.

Половое размножение животных и растений. Мейоз. Образование половых клеток. Особенности строения половых клеток. Оплодотворение. Биологическое значение полового размножения.

Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.

Лабораторные работы

Способы бесполого размножения организмов

Митоз в клетках корешка лука.

Строение половых клеток.

ТЕМА 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа)

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем.

Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

Общие закономерности развития.

Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.

Раздел 4. Основы учения о наследственности и изменчивости (14 часов)

ТЕМА 4.1. Закономерности наследования признаков (8 часов)

Генетика как наука. Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Основные генетические понятия (ген, аллель, генотип, фенотип и др.). Сцепленное наследование генов и кроссинговер. Генетика пола. Генотип как целостная система. Типы взаимодействия аллельных генов. Типы взаимодействия неаллельных генов. Свойства гена. Генетика человека. Изучение наследования признаков у человека.

Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Лабораторная работа

Решение генетических задач и составление родословных.

ТЕМА 4.2. Закономерности изменчивости (6 часов)

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости.

Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.

Лабораторные и практические работы

Изучение изменчивости.

Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Раздел 5. Селекция растений животных и микроорганизмов (6 часов)

Предмет и задачи селекции. Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.

Лабораторная работа

Изучение фенотипов местных сортов растений

Раздел 6. Происхождение жизни и развитие органического мира
(7 часов).


ТЕМА 6.1. Концепции происхождения жизни на Земле (2 часа).

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современные представления о возникновении жизни на Земле (теория академика А. И. Опарина). Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.

ТЕМА 6.2. Развитие жизни на Земле (5 часов).

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Демонстрация репродукций картин, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах.

Раздел 7. Учение об эволюции. (24 часа)

ТЕМА 7.1. Идея развития органического мира в биологии (3 часа).

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Развитие представлений об изменяемости живой природы Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка

Демонстрация биографий ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.

ТЕМА 7.2. Основные положения Ч.Дарвина об эволюции органического мира (5 часов)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Формы борьбы за существование и естественного отбора.

Приспособленность организмов к среде обитания. Механизм формирования адаптаций. Относительность адаптаций.
Демонстрация. Биография Ч.Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
Лабораторная работа

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

ТЕМА 7.3. Современные представления об эволюции органического мира (6 часов)

Популяция — элементарная эволюционная единица. Генетические характеристики популяций. Элементарные явления эволюции, элементарный материал эволюции и элементарные факторы эволюции.

ТЕМА 7.4. Вид его критерии и структура (2 часа).

Определение понятия – вид. Критерии вида. Структура вида. Целостность вида.

ТЕМА 7.5. Микроэволюция и процессы видообразования (3 часа).

Возникновение нового вида – центральное событие эволюции. Способы видообразования, аллопатрическое и симпатрическое. Пути видообразования. Микроэволюция.

Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

ТЕМА 7.6. Макроэволюция (5 часов)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Раздел 6. Происхождение человека (антропогенез) (5часов)

Место человека в живой природе. Доказательства эволюционного происхождения человека. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Демонстрация

Модели скелетов человека и позвоночных животных.
Раздел 9. Основы экологии (14 часов)

ТЕМА 9.1. Экологические факторы и среды жизни (5 часов)

Экология как наука. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.

Биотические факторы среды. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

ТЕМА 9.2. Экологическая характеристика популяций (3 часа).

Численность, плотность популяций. Демографическая, возрастная, пространственная, этологическая структуры популяций. Динамика численности популяций.

ТЕМА 9.3. Экосистемы и биосфера (6 часов).

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Цепи и сети питания. Экологическая пирамида: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Основные законы устойчивости живой природы. Рациональное использование природы и ее охрана.

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы. Круговорот веществ в природе. В.И.Вернадский (биография, постулаты, учение о биосфере).

Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;

б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;

в) показ, обсуждение диафильмов и кинофильма «Биосфера»;

г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.

Лабораторная работа

Составление цепи питания.

Оценка качества окружающей среды.

Резервное время — 2 часа.

ПОУРОЧНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ 9 КЛАСС»

СОСТАВЛЕНО ИЗ РАСЧЕТА 3 Ч В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 102 Ч на основе

программы Булатова Е.Е., Варенцова Г.А. . Сборник программ и материалов для учителя. Биология. Экология. – Н.Новгород, НИРО, 2010, стр 71



РАЗДЕЛ, ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

НАЗВАНИЕ УРОКА

ДАТА УРОКА


ЛАБ.РАБОТЫ




уроки

экскурсии

Практ Раб.

всего










РАЗДЕЛ 1. Введение в основы общей биологии (3 ч)

3







3


1(1). Биология – наука о живом мире.

2(2). Общие свойства живых организмов.

3(3). Многообразие форм живых организмов. Уровни жизни.



РАЗДЕЛ 2. Основы учения о клетке (16 ч)

ТЕМА 2.1. Химическая организация клетки (6 ч)

16







16


1(4). Цитология – наука, изучающая клетку. Клеточная теория.

Многообразие клеток.

2(5). Химический состав клетки. Элементный состав клетки. Неорганические вещества в клетке.

3(6). Органические вещества клетки. Углеводы и липиды.

4(7).Белки. Строение и функции в клетке.

5(8).Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Строение и функции в клетке.

6(9). Решение задач.







Тема 2.2. Строение и функции клеток (4 ч)














1(10). Строение клетки. Цитоплазматическая мембрана и цитоплазма, строение и функции. Л.Р. № 1 «Физиологические свойства клеточных мембран» (наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука).

2(11). Основные органоиды клетки растений и животных, особенности строения и функции.

3(12). Л.р.№2. «Сравнение растительной и животной клеток»

4(13).Прокариотические клетки. Вирусы.






+
+

Тема 2.3. Обмен веществ – основа существования клетки (6 ч)














1(14). Обмен веществ и энергии в клетке.

2(15). Биосинтез белков в живой клетке.

3(16). Биосинтез углеводов – фотосинтез.

4(17). Обеспечение клеток энергией.

5(18).Л.Р. № 3. «Каталитическая активность ферментов в живых клетках».

10(19). Обобщающий урок (по разделу 2). Контрольная работа.





+

РАЗДЕЛ 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (8 ч)

Тема 3.1. Размножение организмов (5 ч)

8







8


1(20). Типы размножения организмов. (Л.Р.№ 4 «Способы бесполого размножения организмов»).

2(21). Деление клетки. Митоз. (Л.р.№5. «Митоз в клетках корешка лука».).

3-4(22-23). Образование половых клеток. Мейоз.

5(24). Л.Р. № 6 «Строение половых клеток».





+

+

+

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (3 ч)













1(25). Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. Эмбриональный этап.

2(26). Постэмбриональный этап. Формы постэмбрионального периода развития. Старение.
3(27).Общие закономерности развития. Обобщающий урок.







РАЗДЕЛ 4. Основы учения о наследственности и изменчивости (14 ч)
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков (10 ч)

14







14


1(28). Наука генетика. Из истории развития генетики.

2(29). Основные понятия генетики.

3(30). Генетические опыты Г.Менделя. 1 и 2 законы Менделя.

4(31). Л.р. №7. «Решение генетических задач».

5(32). Дигибридное скрещивание. 3 закон Менделя.

6(33). Решение задач.

7(34). Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

8(35). Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

9(36).Наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач.

10(37).Наследственные болезни человека. Составление родословных.






+

Тема 4.2. Закономерности изменчивости (4ч)













1(38). Наследственная (генотипическая изменчивость).

2(39). Другие типы изменчивости.

3(40). Л.р.№8. Статистические закономерности изменчивости.

4(41).Обобщающий урок. Контрольная работа.





+

РАЗДЕЛ 5.Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (6 ч)
Тема 5.1. Основы селекции организмов (1 ч)

6







6


1(42). Генетические основы селекции организмов.







Тема 5.2. Особенности селекции растений (2 ч)














1(43). Особенности селекции растений.

2(44). Центры происхождения культурных растений.








Тема 5.3. Особенности селекции животных (1ч)














1(45). Особенности селекции животных.








Тема 5.4. Основные направления селекции микроорганизмов (2 ч)














1(46). Основные направления селекции микроорганизмов.

2(47). Обобщающий урок. Достижения современной селекции.








РАЗДЕЛ 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (7 ч)
Тема 6.1. Концепции происхождения жизни на Земле (3ч)

7







7


1(48). Современные представления о возникновении жизни на Земле.

2(49). Современная теория возникновения жизни на Земле.

3(50). Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.








Тема 6.2.Развитие жизни на Земле (4 ч)














1(51). Этапы развития жизни на Земле. Катархей и архей.

2(52).Протерозой и палеозой.

3(53).Мезозой и кайнозой.

4(54). Обобщающий урок. Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.








РАЗДЕЛ 7. Учение об эволюции (24 ч)
Тема 7.1.Идеи развития органического мира в биологии (3 ч)

24







24

1(55). Идеи развития органического мира в биологии. Развитие биологии в додарвиновский период.

2(56). Работы К.Линнея по систематике растений и животных.

3(57).Эволюционная теория Ж-Б. Ламарка







Тема 7.2. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира (5 ч)













1(58). Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.

2(59).Основные положения эволюционной теории Ч.ДАРВИНА.

3(60). Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор.

4(61). Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.

5(62). Относительный характер приспособленности. Л.р.№ 9. Приспособленность организмов к среде обитания.






+

Тема 7.3. Современные представления об эволюции органического мира (6 ч)













1(63). Современные представления об эволюции органического мира.

2(64).Популяция — элементарная эволюционная единица. 3(65).Генетические характеристики популяций.

4-5(66-67). Элементарные явления эволюции, элементарный материал эволюции и элементарные факторы эволюции.

6(68).Обобщение и повторение.








Тема 7.4. Вид, его критерии и структура (2 ч)













1(69). Вид, его структура и особенности.

2(70).Критерии вида.








Тема 7.5. Микроэволюция. Процессы видообразования (3 ч)














7(71). ПРОцесс образования видов – видообразование. Способы видообразования: аллопатрическое и симпатрическое.

8(72). Пути видообразования

9(73).Понятие о микроэволюции и макроэволюции.








Тема 7.6. Макроэволюция. Главные направления и основные закономерности (5 ч)














1(74). Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов).

2(75). Пути достижения биологического прогресса.

3(76).Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

4(77).Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

5(78).Обобщающий урок. Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.








РАЗДЕЛ 8. Происхождение человека (антропогенез) (6 ч)

6







6


1(79). Место и особенности человека в системе органического мира.

2(80). Доказательства эволюционного происхождения человека.

3(81).Этапы эволюции вида Человек разумный.

4(82). Биосоциальная сущность вида Человек разумный.

5(83). Человеческие расы, их родство и происхождение.

6(84). Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.








РАЗДЕЛ 9.Основы экологии (15 ч)
Тема 9.1. Экологические факторы и среды жизни (5 ч)

15







15

1(85). Экология как наука. Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы.

2(86). Закономерности действия факторов среды на организмы.

3(87).Л.р. № 10. Оценка запыленности воздуха.

4(88). Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.

5(89). Биотические связи в природе. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.





+

Тема 9.2. Экологическая характеристика популяций (3 ч)













1(90). Популяция как форма существования видов в природе.

2(91). Функционирование популяции и динамика ее численности в природе.

3(92).Демографическая, возрастная, пространственная, этологическая структуры популяций.









Тема 9.3. Экосистемы и биосфер (7ч)














1(93). Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. Л.р. № 11 «Составление цепи питания».

2(94). Понятие о биогеоценозе и экосистеме.

3(95). Развитие и смена биогеоценозов.

4(96). Основные законы устойчивости живой природы.

5(97). Рациональное использование природы и ее охрана.

6(98). Л.р. .№ 12 «Оценка качества окружающей среды».

7(99).Обобщающий урок. Контрольная работа.







+

+



10. Заключение

1







1

1(100). Заключение по курсу «Основы общей биологии»




12

Всего

100







100 + 5 ч резерва











Требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

  • особенности жизни как формы существования материи;

  • роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

  • фундаментальные понятия биологии;

  • сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

  • основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

  • соотношение социального и биологического в эволюции человека;

  • основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться знанием общебиологических закономерностей дляобъяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  • решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

  • владеть языком предмета.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Акимушкин И.; Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.

  2. Ауэрбах Ш.; Генетика. М.: Атомиздат, 1966.

  3. Батуев А.С. и др. Человек: основы физиологии и психологии-9; М.; Дрофа, 1998

  4. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочное пособие. М.; АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002

  5. Брем. З. Биология. Справочник школьника и студента. М., Дрофа, 1999

  6. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.

  7. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.; Биология -8; М.; Вентана-Граф, 2007

  8. Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.

  9. Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.

  10. Колесов Д.В. и др. Биология -9. Человек. М., Дрофа, 1998

  11. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности-9; М.: Дрофа, 2006.

  12. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.

  13. Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.

  14. НейфахА.А., Розовская Е. Р. Гены и развитие организма. М.:Наука, 1984.

  15. Пономарева И.Н.и др.; Основы общей биологии; М.; Вентана-Граф,2008

  16. Пасечник В.В. и др.; Биология-8, М., Дрофа, 2007

  17. Пасечник В.В. и др.; Биология-9, М., Дрофа, 2007

  18. Сонин Н.И., Сапин Р.Г., Биология. Человек-8; М.: Дрофа, 2006.

  19. Трайтак Д.И. и др. Человек и его здоровье. 8 класс, М., МНЕМОЗИНА,2008

  20. Трайтак Д.И. Ефимова Т.М. Общая биология. 9 класс, М., МНЕМОЗИНА,2008

  21. Чайковский Ю. В. Эволюция. М.: Центр системных исследований, 2003.

  22. Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.

  23. Шпинар 3. В. История жизни на Земле; Прага: Атрия, 1977.

  24. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.

  25. Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.

  26. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1996