|
Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (Часть I. Основное общее образование) для основной общеобразовательной школы в соответствии с существующей концепцией химического образования и реализует принцип концентрического построения курса. Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений. Химия. 8 – 11 классы - М., Русское слово, 2008, (авт. И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Особенности программы состоят в нетрадиционном подходе к изложению материала (от простого к сложному, от общего к частному), в оригинальном структурировании курса, что позволило сократить объем текста учебников и исключить неоднозначность трактовки некоторых химических понятий. В содержание включен проблемный материал, стимулирующий творческую деятельность учащихся, в том числе задания исследовательского характера, требующие организации индивидуальной и групповой работы школьников.
Рассмотрение теоретических вопросов в начале курса дает учащимся возможность более осознанно изучать химию элементов и их соединений, позволяет реализовать принципы развивающего обучения и организовать самостоятельную деятельность школьников по установлению взаимосвязей элементов знаний. Значительное число химических фактов позволяет подвести учащихся к их поэтапной систематизации и обобщению изученных вопросов.
Содержание курса химии 8 класса составляют сведения о строении атомов химических элементов, структуре Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, химической связи, химических реакциях, электролитической диссоциации и основных классах неорганических веществ.
Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента, причем используется не только демонстрационная его функция, но и стимулирующая, проблемная. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы, а также сочетание эксперимента с другими средствами обучения. Опыты, включенные в практические работы, выполняются с учетом возможностей химического кабинета (наличия вытяжных шкафов, реактивов и оборудования) и особенностей класса. Возможна также замена указанных в программе опытов другими, имеющими равную познавательную и методическую ценность.
В программный материал рассчитан на учебную нагрузку на два часа в неделю.
В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественно-научной картины мира. Включение историко-научного материала дает возможность показать школьникам, что развитие науки — это многовековая история становления знаний об окружающем мире, позволяет раскрыть общеобразовательное значение химии, дать больше практических сведений об использовании химических знаний в повседневной жизни, в труде, развить экологическую культуру школьников.
В результате изучения предусмотренного программой учебного материала по химии учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, перечисленными в требованиях Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии к уровню подготовки выпускников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(2 ч в неделю; всего 68 ч, из них 2 ч —резервное время)
Введение (5ч)
Предмет химии. Вещества и их физические свойства. Частицы, образующие вещества. Атомы и молекулы. Масса атома. Относительная атомная масса. Атомная единица массы. Химические элементы. Символы химических элементов. Понятие о коэффициентах.
Демонстрации
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Разложение пероксида водорода без катализатора и в присутствии диоксида марганца.
Окраска лакмуса в нейтральной, кислотной и щелочной средах.
Коллекции изделий из железа, алюминия и стекла.
Факты, подтверждающие реальное существование молекул: испарение воды, духов, перемешивание двух разных веществ (вода и перманганат калия) в результате хаотичного движения их частиц.
Практическая работа 1
Приемы обращения с лабораторным оборудованием (посуда, лабораторный штатив, нагревательные приборы) и основы безопасности при работе в химическом кабинете.
Практическая работа 2
Вещества и их физические свойства (описание свойств веществ, например графита, воды, поваренной соли или сахара, меди, мела, медного купороса, железа и т. д.).
Тема 1
Строение атома.
Структура Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева (8 ч)
Составные части атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны, их заряд и масса. Физический смысл (атомного) порядкового номера хи мического элемента. Современное определение химического элемента. Изотопы — разновидности атомов одного и того же химического элемента.
Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов. Понятие об электронном слое (энергетическом уровне), о завершенном и незавершенном электронных слоях. Максимальное число электронов на энергетическом уровне. Классификация элементов на основе строения их атомов (металлы и неметаллы).
Структура Периодической системы химических элементов и электронное строение атома. Малые и большие периоды. Группы и подгруппы химических элементов. Физический смысл номеров периода и группы. Изменение некоторых характеристик и свойств атомов химических элементов (заряд ядра, радиус атома, число электронов, движущихся вокруг ядра, металлические и неметаллические свойства атомов элементов и др.) в малых периодах и главных подгруппах. Характеристика химического элемента на основе его положения в Периодической системе и строения атома.
Демонстрации
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Таблица «Изотопы кислорода».
Плакаты с электронными схемами атомов водорода, гелия, лития, неона, натрия, аргона, калия и кальция.
Тема 2
Химическая связь. Строение вещества (13ч)
Химические формулы. Индекс. Относительная молекулярная масса вещества. Вычисления по химическим формулам. Простые и сложные вещества.
Понятия о валентности и химической связи. Ковалентная связь, ее образование на примерах молекул хлора, азота и хлороводорода. Электронные и структурные формулы. Полярная и неполярная ковалентные связи. Электроотрицательность атома химического элемента.
Вещества молекулярного строения. Молекулярная кристаллическая решетка. Закон постоянства состава.
Ионная связь, ее образование на примере хлорида натрия. Вещества ионного (немолекулярного) строения. Ионная кристаллическая решетка.
Понятие степени окисления. Определение степени окисления атома в соединении. Составление химических формул бинарных соединений по степеням окисления атомов.
Количество вещества. Моль — единица количества вещества. Число Авогадро. Молярная масса.
Демонстрации
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Образцы простых и сложных веществ.
Плакаты со схемами образования ковалентной и ионной химической связи.
Модели молекулярных (сахар, углекислый газ, иод) и ионных (поваренная соль) кристаллических решеток.
Возгонка иода, нафталина.
Образцы ионных соединений.
Различные соединения количеством вещества 1 моль.
Опыты, раскрывающие взаимосвязь строения вещества с его свойствами (возгонка иода и нагревание поваренной соли).
Лабораторный опыт 1
Определение принадлежности веществ к простым или сложным по их формулам.
Расчетные задачи
Вычисление относительной молекулярной массы вещества.
Вычисление массовой доли атомов химического элемента в соединении.
3. Расчеты с использованием физических величин «количество вещества» и «молярная масса». Тема 3
Классификация сложных неорганических веществ (6 ч)
Оксиды. Определение, состав, номенклатура и классификация. Основания. Определение, состав, номенклатура и классификация. Кислоты. Определение, состав, номенклатура и классификация. Соли. Определение, состав, номенклатура и классификация.
Демонстрации
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде».
Образцы оксидов, оснований, кислот и солей.
Лабораторный опыт 2
Определение принадлежности соединений к соответствующему классу (оксиды, основания, кислоты, соли) по их формулам.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы.
Тема 4
Химические реакции (8 ч)
Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Уравнения химических реакций. Составление уравнений химических реакций. Классификация химических реакций: 1) по признаку выделения или поглощения теплоты (экзо- и эндотермические реакции); 2) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена). Термохимические уравнения. Вычисления по химическим уравнениям.
Атомно-молекулярное учение. Значение работ М. В. Ломоносова в развитии химии.
Демонстрации
Примеры физических явлений: плавление и отвердевание парафина.
Пример химического явления: горение парафина.
Признаки химических реакций: изменение цвета (взаимодействие иодида калия с хлорной водой); образование осадка (получение сульфата бария); выделение газа (взаимодействие серной или хлороводородной кислоты с металлом); выделение света (горение лучины, магния); появление запаха (получение уксусной кислоты); выделение или поглощение теплоты (нейтрализация сильной кислоты сильным основанием, разложение гидроксида меди(П)).
Опыт, подтверждающий закон сохранения массы веществ.
Реакции соединения — горение магния или угля (экзотермические реакции), разложения гидроксида меди(II) (эндотермическая реакция); замещения — взаимодействие цинка, железа с раствором серной кислоты или сульфата меди(П); обмена — взаимодействие сульфата натрия и хлорида бария, соляной кислоты и нитрата се ребра и т. д.
Лабораторный опыт 3
Физические явления (накаливание стеклянной трубки в пламени спиртовки или горелки).
Лабораторный опыт 4
Химические явления (накаливание медной проволоки или пластинки).
Лабораторный опыт 5
Типы химических реакций.
Практическая работа 3
Признаки химических реакций: 1) взаимодействие соляной кислоты с карбонатом кальция (мелом или мрамором); 2) получение гидроксида меди(П); 3) изменение окраски фенолфталеина в растворе мыла или стирального порошка; 4) взаимодействие оксида кальция с водой.
Расчетные задачи
1. Вычисления по уравнению химической реакции количества вещества или массы по известной массе или количеству вещества одного из вступающих или образующихся в реакции веществ.
Тема 5
Растворы. Электролитическая диссоциация (14 ч)
Чистые вещества и смеси веществ. Способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, выпаривание.
Понятие о растворах. Процесс растворения. Гидраты и кристаллогидраты. Массовая доля растворенного вещества в растворе. Значение растворов в природе, промышленности, сельском хозяйстве, быту.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации электролитов с ионной и ковалентной полярной связью. Гидратация ионов. Основные положения теории электролитической диссоциации. Свойства ионов. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Составление уравнений диссоциации. Кислоты, основания и соли в свете представлений об электролитической диссоциации. Общие свойства растворов электролитов.
Среда водных растворов электролитов. Окраска индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж) в воде, растворах кислот и щелочей. Понятие о водородном показателе рН.
Реакции ионного обмена и условия их протекания. Ионно-молеку-лярные уравнения реакций и правила их составления. Отличие сокращенного ионно-молекулярного уравнения от молекулярного уравнения реакции. Реакции обмена, протекающие практически необратимо.
Демонстрации
Разделение смесей веществ с помощью делительной воронки.
Испытание веществ и их растворов на электропроводность.
Плакат со схемами диссоциации электролита с ионной и ковалентной полярной связями.
Влияние концентрации уксусной кислоты на электропроводность ее раствора.
Реакции ионного обмена между растворами электролитов.
Таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде».
Лабораторный опыт 6
Гидратация сульфата меди(П).
Домашний эксперимент
Выращивание кристалла.
Лабораторный опыт 7
Окраска индикаторов в различных средах.
Лабораторный опыт 8
Реакции ионного обмена.
Лабораторный опыт 9
Условия протекания реакций ионного обмена в растворах.
Практическая работа 4
Очистка поваренной соли.
Практическая работа 5
Приготовление раствора и измерение его плотности.
Практическая работа 6
Определение рН среды.
Расчетные задачи
Решение задач с использованием физической величины «массовая доля растворенного вещества».
Определение массовой доли растворенного вещества в растворе.
Определение масс вещества и воды, необходимых для приготовления заданной массы раствора.
Расчеты по уравнениям реакций, протекающих в растворах.
Тема 6
Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства (12 ч)
Оксиды. Способы получения: взаимодействие простых веществ с кислородом, горение и разложение сложных веществ. Классификация оксидов по химическим свойствам: несолеобразующие и солеобразу-ющие (основные, кислотные и амфотерныё). Отношение оксидов к воде, кислотам и щелочам.
Основания. Способы получения растворимых и нерастворимых оснований. Химические свойства: отношение к индикаторам, взаимодействие с кислотами, солями, кислотными и амфотерными оксидами. Реакция нейтрализации. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Кислоты. Способы получения бескислородных и кислородсодержащих кислот. Химические свойства: отношение к индикаторам, взаимодействие с основаниями (реакция нейтрализации), основными и амфотерными оксидами, металлами. Ряд активности металлов. Взаимодействие кислот с солями. Летучие и неустойчивые кислоты.
Амфотерныё гидроксиды. Способы получения и химические свойства: взаимодействие с растворами кислот и щелочей, кислотными и основными оксидами.
Положение химических элементов в Периодической системе и кислотно-основные свойства их оксидов и гидроксидов.
Соли. Основные способы получения и свойства. Взаимодействие солей с кислотами, щелочами, между собой, с металлами. Разложение некоторых солей при нагревании.
Генетическая связь между классами неорганических веществ. Генетические ряды металла и неметалла.
Демонстрации
Горение кальция (угля).
Разложение гидроксида меди(П).
Взаимодействие оксида кальция и оксида углерода(1У) или оксида серы(1У) с водой; испытание полученных растворов гидроксидов индикаторами.
Взаимодействие оксида кальция с соляной или азотной кислотой.
Взаимодействие оксида углерода(1У) с раствором гидроксида кальция.
Взаимодействие оксида цинка с соляной кислотой и гидроксидом натрия.
Получение нерастворимого основания и его взаимодействие с кислотами.
Нейтрализация кислоты щелочью (титрование).
Взаимодействие кислот с основаниями, основными и амфотеными оксидами, металлами и солями.
Ряд активности металлов.
Получение гидроксида цинка и его взаимодействие с кислотой и со щелочью.
Кислотно-основные свойства гидроксидов элементов третье го периода: гидроксидов магния и алюминия, гидроксида серы(V1) —серной кислоты.
Свойства гидроксидов элементов главной подгруппы II группы: гидроксидов бериллия, магния и кальция.
Взаимодействие солей между собой и с металлами.
Опыты, демонстрирующие генетические связи между веществами, составляющими генетические ряды металла и неметалла: горение кальция (серы) в кислороде, растворение образующегося оксида в воде и испытание полученного раствора индикатором.
Таблица «Положение элементов в Периодической системе и кислотно-основные свойства их оксидов и гидроксидов».
Лабораторный опыт 10
Взаимодействие оксида магния с кислотами.
Лабораторный опыт 11
Распознавание оксидов на основании их свойств.
Лабораторный опыт 12
Реакция нейтрализации.
Лабораторный опыт 13
Обнаружение кислот и оснований.
Лабораторный опыт 14
Получение и свойства амфотерного гидроксида.
Лабораторный опыт 15
Способы получения солей.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы. Учебно-тематический план
№
| Тема
| Сроки
| Всего часов
| Из них
| Формы контроля
| ЛО
| ПР
| КР
| 1.
| Введение.
| сентябрь
| 5
|
| №1
№2
|
| собеседование, устный опрос, наблюдение, химический диктант
| 2.
| Глава1. Строение атома. Структура ПСХЭ Д.И.Менделеева.
| сентябрь - октябрь
| 9
|
|
| СР1
| собеседование, устный опрос,
химический диктант, самостоятельная работа
| 3.
| Глава 2. Химическая связь. Строение вещества.
| октябрь - декабрь
| 13
| №1
|
| №1
| собеседование, устный опрос, самостоятельная работа, наблюдение письменная контрольная работа,
| 4.
| Глава 3. Классификация сложных неорганических веществ.
| декабрь
| 6
| №2
|
| СР2
| собеседование, устный опрос, наблюдение,
химический диктант,
самостоятельная работа
| 6
| Глава 4. Химические реакции
| январь - февраль
| 8
| №3
№4
№5
| №3
| №2
| собеседование, устный опрос, самостоятельная работа, наблюдение, письменная контрольная работа,
| 7
| Глава 5. Растворы. Электролитическая диссоциация.
| февраль - апрель
| 14
| №6
№7
№8
№9
| №4
№5
| №3
| собеседование, устный опрос, самостоятельная работа, наблюдение, письменная контрольная работа
| 8
| Глава 6. Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства.
| апрель - май
| 13
| №10
№11
№12
№13
№14
№15
| №6
№7
| №4
| собеседование, устный опрос, самостоятельная работа, наблюдение,
письменная контрольная работа
| 9
| Резервное время
| конец мая
| 2
|
|
|
|
|
|
Итого
|
| 70
| 15
| 7
| 4
|
| |
|
|