Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы – 3 часа + 2 часа резервных
Физический смысл порядкового номера элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные, кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксилы и кислоты) и соли.
Уменьшено количество часов на обобщение знаний по химии за курс основной школы до 5 (включая 2 резервных часа) вместо 8 за счет добавления 3 часов на изучение других тем курса.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература для учащихся:
1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2007. – 267 с.
2. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2006. – 267 с.
3. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: Новая волна, 2010. – 222 с.
Дополнительная литература для учащихся:
1. Добротин Д.Ю. Готовимся к ГИА. Химия. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 64 с.
2. Доронькин В.Н., БережнаяА.Г., Сажнева Т.В. Химия 9-й класс. Подготовка к ГИА-2014: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион,2013. – 192 с.
3. Ким Е.П. Химия. 8 класс. Тесты: в 2 частях. – Саратов: Лицей, 2011. – Ч.1. – 64 с.
4.Ким Е.П. Химия. 8 класс. Тесты: в 2 частях. – Саратов: Лицей, 2011. – Ч.2. – 64 с.
5. Ким Е.П. Химия. 9 класс. Тесты: в 2 частях. – Саратов: Лицей, 2011. – Ч.1. – 64 с.
6. Ким Е.П. Химия. 9 класс. Тесты: в 2 частях. – Саратов: Лицей, 2011. – Ч.2. – 64 с.
7. Химия в таблицах. 8-11 класс: справочное пособие/А.Е. Насонова. – М.:Дрофа, 2010. – 92 с.
Основная литература для учителя:
1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010. – 78 с.
2.Габриелян О.С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы. - М.: Дрофа, 2011. – 160 с.
3. Габриелян О.С, Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 - 9 кл. - М.: Дрофа, 2008
4. Ким Е.П. Химия. 8-9 классы. Практические работы. – Саратов: Лицей, 2006. – 80 с.
5. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 8 класс/Сост. Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2010. – 112 с.
6. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 9 класс./Сост. Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2011. – 112 с.
7. Назарова Т.С. Карты-инструкции для практических занятий по химии 8-11 классы: учеб. Пособие для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений/Т.С. Назарова, В. Н. Лаврова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 95 с.
8. Некрасова Л.И. Химия. 8 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 2-е изд. – 112 с.
9. Рабочие программы по химии. 8-11 классы/сост. Багрова Н.В., Василиади Э.В., Макурина Н.В. – М.: Планета, 2010. – 221 с.
10. Савинкина Е.В. Сборник задач и упражнений по химии: 8 кл.: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 191 с.
11. Химия. 9 кл.; Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. - М.: Дрофа, 2010. – 174 с.
12. Химия: ЕГЭ: Учебно-справочные материалы/А.Н. Левкин, А.А. Карцова, С.Е. Домбровская, Е.Д. Крутецкая. – М.; СПб.: Просвещение, 2011. – 302 с.
Дополнительная литература для учителя:
1. Денисова В.Г. Мастер-класс учителя химии: уроки с использованием ИКТ, лекции, семинары, тренинги, сценарии внеклассных мероприятий с использованием ИКТ, интерактивные игры. 8-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – 2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2010. - 272 с.
2. Минченков Е.Е. Методические рекомендации по обучению химии в 8 классе: Пособие для учителя/ Е.Е. Минченков, А.А. Журин. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2008. – 224 с.
3. Радецкий А. М. Химический тренажер: задания для организации самостоятельной работы учащихся 8-9 и 10-11классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 128 с.
4. Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в вузы. – М.: РИА «Новая волна», 2010. – 480 с. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Контрольная работа №1 (8 класс)
Введение. Первоначальные химические понятия
1 вариант
| 2 вариант
| 1)Определите положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева следующих Х.Э:
N, W.
2)Прочитать формулы:
СО2, Н3РО4, Са(ОН)2.
3)Запишите формулами: две молекулы кислорода, четыре атома натрия, три молекулы воды, один атом углерода.
4)Расположить вещества в порядке увеличения их относительных молекулярных масс: MgO, K2CO3, HCl.
5) Вычислите массовые доли элементов в аммиаке: NH3.
6)Дайте определение относительной атомной массы.
| 1)Определите положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева следующих Х.Э:
Li, Au.
2)Прочитать формулы:
Na2O, H2SiO3, Cu(OH)2.
3)Запишите формулами: три молекулы хлора, два атома кремния, четыре молекулы воды, один атом калия.
4)Расположить вещества в порядке увеличения их относительных молекулярных масс: CaO, Na3PO4, HF.
5) Вычислите массовые доли элементов в сероводороде: H2S.
6)Дайте определение относительной молекулярной массы.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Контрольная работа № 2 (8 класс)
Атомы химических элементов, 1 вариант
Часть А
| Часть В и С
| А1. Из каких частиц состоит атомное ядро:
а) из протонов и электронов; б) из нейтронов и протонов;
в) только из протонов; г) только из нейтронов.
А2. Определите число протонов в атоме железа:
а) 56; б) 26; в) 30; г) 55.
А3. Тритий – это изотоп:
а) водорода; б) хлора; в) титана; г) гелия.
А4. Сколько общих электронных пар между атомами хлора в молекуле Cl2:
а) 4; б) 2; в) 1; г) 3.
А5. Определите тип химической связи в оксиде калия К2О:
а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная;
в) металлическая; г) ионная.
А6. Какой из элементов в молекуле Н2S имеет меньшуюэлектроотрицательность:
а) водород; б) сера; в) электроотрицательности атомов равны;
г) электроотрицательности атомов равны нулю.
А7. Ковалентная полярная связь образуется:
а) между атомами разных элементов;
б) между ионами разных элементов;
в) между атомами одних и тех же неметаллов;
г) между атомами разных неметаллов.
А8. В пределах одной и той же группы:
а) усиливаются металлические свойства;
б) усиливаются неметаллические свойства;
в) ослабевают металлические свойства;
г) металлические свойства не изменяются.
А9. Максимальное число электронов на втором энергетическом уровне атома равно:
а) 2; б) 8; в) 18; г) 32.
А10. s-орбиталь имеет форму:
а) правильной восьмерки; б) неправильной восьмерки;
в) шара; г) цветка.
| В1. Соотнесите формулы соединений с соответствующим типом химической связи.
Формулы соединений
| Тип химической связи
| 1) CaF2
2) H2O
3) Na
4) N2
| а) ковалентная неполярная
б) ковалентная полярная
в) ионная
г) металлическая
| В2. Соотнесите электронные формулы с атомами соответствующих химических элементов.
Электронныеформулы
| Химическиеэлементы
| 1) 1s2 2s1
2) 1s22s22p3
3) 1s22s22p63s23p1
4) 1s22s22p63s23p6
| а) Ar
б) Al
в) N
г) Li
| C1. Определите символ и положение химического элемента № 17 в ПСХЭ Д.И. Менделеева (№ периода /малый, большой/; № группы, подгруппу /главная, побочная/). Составьте электронно-графическую формулу атома данного химического элемента.
С2*. Определите тип химической связи в молекуле РН3 и составьте схему образования данного типа химической связи.
| Контрольная работа № 2 (8 класс)
Атомы химических элементов, 2 вариант
Часть А
| Часть В и С
| А1. Понятие «атом» было введено в науку:
а) в 19 веке ирландским физиком Стони;
б) в конце 19 века английским физиком Томсоном;
в) в Античности;
г) в Средневековье.
А2. Определите число нейтронов в атоме железа:
а) 30; б) 26; в) 56; г) 55.
А3. Выберите химический элемент, не являющийся изотопом водорода:
а) протий; б) дейтерий; в) тритий; г) гелий.
А4. Определите число неспаренных электронов на внешнем энергетическом уровне у атома серы:
а) 3; б) 2; в) 5; г) 8.
А5. Какую связь образуют между собой атомы в молекуле I2:
а) ковалентную полярную; б) ковалентную неполярную;
в) металлическую; г) ионную.
А6. В какой из молекул ковалентная химическая связь наиболееполярна:
а) HCl; б) НВr; в) HI; г) Н2.
А7. Как называется способность атомов данного химического элемента оттягивать на себя электроны от других атомов:
а) металличность; б) валентность;
в) степень окисления; г) электроотрицательность.
А8. В пределах одного периода:
а) ослабевают неметаллические свойства;
б) усиливаются неметаллические свойства;
в) усиливаются металлические свойства;
г) неметаллические свойства не изменяются.
А9. Максимальное число электронов на третьем энергетическом уровне равно:
а) 1; б) 2; в) 18; г) 8.
А10. р-орбиталь имеет форму:
а) правильной восьмерки; б) неправильной восьмерки;
в) шара; г) цветка.
| В1. Соотнесите формулы соединений с соответствующим типом химической связи.
Формулы соединений
| Тип химической связи
| 1) O2
2) Al
3) NaCl
4) NH3
| а) ионная
б) ковалентная неполярная
в) ковалентная полярная
г) металлическая
| В2. Соотнесите электронные формулы с атомами соответствующих химических элементов.
Электронные формулы
| Химические элементы
| 1) 1s1
2) 1s22s22p4
3) 1s22s22p63s23p2
4) 1s22s22p63s23p5
| а) Cl
б) Н
в) О
г) Si
| C1. Определите символ и положение химического элемента №18 в ПСХЭ Д.И. Менделеева (№ периода /малый, большой/; № группы, подгруппу /главная, побочная/). Составьте электронно-графическую формулу атома данного химического элемента.
С2*. Определите тип химической связи в соединении CaCl2 и составьте схему образования данного типа химической связи.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Контрольная работа № 3 (8 класс)
Простые вещества
1 вариант
| 2 вариант
| 1)Сравните Cu и Br по следующим признакам: а) строение атома; б) электроотрицательность; в) тип химической связи в простом веществе; г) агрегатное состояние; д) тепло- и электропроводность; е) металлический блеск.
2) Определите количество вещества, объем (н.у.) и число молекул в 34г H2S.
3) Какой газ NO, объемом 6 литров, или NO2, объемом 3 литра (н.у.) тяжелее? Во сколько раз?
4) а) Дайте определение понятию «моль». Как обозначается и в каких единицах измеряется количество вещества?
б) Напишите известные вам формулы для расчета количества вещества.
5)* Порция хлора имеет массу 3,55 г. Другая порция занимает объем (н.у.), равный 1,344 л. В каком образце содержится больше молекул хлора?
| 1)Сравните Al и S по следующим признакам: а) строение атома; б) электроотрицательность; в) тип химической связи в простом веществе; г) агрегатное состояние; д) тепло- и электропроводность; е) металлический блеск.
2) Определите количество вещества, объем (н.у.) и число молекул в 28г CO.
3) Какой газ N2, объемом 4 литра, или O2, объемом 8 литров (н.у.) тяжелее? Во сколько раз?
4) а) Дайте определение понятию «молярный объем». Как обозначается и в каких единицах измеряется молярный объем?
б) Что понимается под нормальными условиями? Какой объем занимает 1 моль любого газа при нормальных условиях?
5)* Смешали 16,8 г азота и 15,68 л (н.у.) водорода. Какое суммарное число молекул обоих газов будет содержаться в данной смеси?
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Контрольная работа № 4 (8 класс)
Соединения химических элементов
1 вариант
| 2 вариант
| 1) Выписать формулы оксидов и назвать их:
НNO3, Al(OH)3, Cl2O7, Na2SO4, Ba(NO3)2, H3PO4, CuOH, CaCO3, Fe2O3, H2SiO3, LiOH, N2O5, CaO, H2SO3, B2O3
| Выписать формулы кислот и назвать их:
НNO3, Al(OH)3, Cl2O7, Na2SO4, Ba(NO3)2, H3PO4, CuOH, CaCO3, Fe2O3, H2SiO3, LiOH, N2O5, CaO, H2SO3, B2O3
| 2) Определить степени окисления всех элементов в молекулах оксидов.
| 2) Определить степени окисления всех элементов в молекулах кислот.
| 3) Рассчитайте массу сахара, который нужно растворить в 500 г воды, чтобы получился раствор с массовой долей сахара 20%.
| 3) Определите массу соли, которую надо растворить в 270 г воды, чтобы получить раствор с массовой долей растворенного вещества 10%.
| 4) Вычислите объемную долю азота в смеси газов, содержащей 32л азота, 36л гелия и 14л водорода.
| 4) Вычислите объемную долю водорода в смеси газов, содержащей 10л водорода, 25л азота и 30л углекислого газа.
| 5) Дайте определение солям. Приведите 3 примера солей. На какие группы делятся соли по растворимости в воде. Приведите примеры солей на каждую группу.
| 5) Дайте определение основаниям. Приведите 3 примера оснований. На какие группы делятся основания по растворимости в воде. Приведите примеры оснований на каждую группу.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Контрольная работа № 5 (8 класс)
Изменения, происходящие с веществами
1 вариант
Часть А
| Часть В и С
|
| А1. Какое явление не является признаком химической реакции:
а) появление осадка; б) выделение газа;
в) изменение объема; г) появление запаха.
А2. Закон сохранения массы веществ сформулировал:
а) М.В. Ломоносов; б) Д.И. Менделеев;
в) А. Лавуазье; г) А. Беккерель.
А3. Укажите физическое явление:
а) ржавление железа; б) плавление алюминия;
в) скисание молока; г) горение угля.
А4. Какое вещество скрывается за знаком вопроса в уравнении химической реакции: Fe(OH)2 + HCl → ? + H2O
а) FeCl; б) FeCl2; в) FeCl3; г) FeOHCl.
А5. Сумма коэффициентов в уравнении химической реакции
Р + О2 → Р2О5 равна:
а) 8; б) 9; в) 10; г) 11.
А6. К какому типу относится химическая реакция, уравнение которой: 2AgNO3 + BaCl2 = 2AgCl↓ + Ba(NO3)2
а) соединение; б) разложение;
в) замещение; г) обмен.
А7. Реакции, при осуществлении которых атомы простого вещества заменяют атомы одного из элементов в сложном веществе, называются реакциями:
а) разложения; б) замещения;
в) соединения; г) обмена.
| В1. Соотнесите формулы исходных веществ с соответствующим типом химической реакции.
Формулы исходных веществ
| Тип реакции
| 1) SO3 + H2O→
2) Zn + H2SO4→
3) Al(OH)3→
4) FeSO4 + KOH →
| а) разложение
б) соединение
в) замещение
г) обмен
| В2. Соотнесите формулы исходных веществ с продуктами реакций.
Формулы исходных веществ
| Формулы продуктов реакции
| 1) Zn + O2 →
2) NaOH + Cu(NO3)2 →
3) BaCO3 →
4) Fe + CuCl2 →
| а) BaO + CO2↑
б) ZnO
в) FeCl2 + Cu
г) NaNO3 + Cu(OH)2
д) FeCl3 + Cu
е) NaNO3 + CuOH
| C1. Осуществите цепочку превращений и определите тип химической реакции:
Са → СаO → Са(OH)2 → Са3(PO4)2
С2. Какой объем (н.у.) и количество вещества водорода выделится при взаимодействии 40 г натрия, содержащего 10% примесей, с соляной кислотой?
| |