Главная страница


Рабочая программа учебного курса по химии для 8 -9 классов (базовый уровень) 2014 пояснительная записка



НазваниеРабочая программа учебного курса по химии для 8 -9 классов (базовый уровень) 2014 пояснительная записка
страница3/5
Дата11.04.2016
Размер0.94 Mb.
ТипРабочая программа
1   2   3   4   5
Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы – 3 часа + 2 часа резервных

Физический смысл порядкового номера элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам.
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные, кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксилы и кислоты) и соли.

Уменьшено количество часов на обобщение знаний по химии за курс основной школы до 5 (включая 2 резервных часа) вместо 8 за счет добавления 3 часов на изучение других тем курса.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература для учащихся:

1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2007. – 267 с.

2. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2006. – 267 с.

3. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: Новая волна, 2010. – 222 с.

Дополнительная литература для учащихся:

1. Добротин Д.Ю. Готовимся к ГИА. Химия. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 64 с.

2. Доронькин В.Н., БережнаяА.Г., Сажнева Т.В. Химия 9-й класс. Подготовка к ГИА-2014: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион,2013. – 192 с.

3. Ким Е.П. Химия. 8 класс. Тесты: в 2 частях. – Саратов: Лицей, 2011. – Ч.1. – 64 с.

4.Ким Е.П. Химия. 8 класс. Тесты: в 2 частях. – Саратов: Лицей, 2011. – Ч.2. – 64 с.

5. Ким Е.П. Химия. 9 класс. Тесты: в 2 частях. – Саратов: Лицей, 2011. – Ч.1. – 64 с.

6. Ким Е.П. Химия. 9 класс. Тесты: в 2 частях. – Саратов: Лицей, 2011. – Ч.2. – 64 с.

7. Химия в таблицах. 8-11 класс: справочное пособие/А.Е. Насонова. – М.:Дрофа, 2010. – 92 с.

Основная литература для учителя:

1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010. – 78 с.

2.Габриелян О.С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы. - М.: Дрофа,  2011. – 160 с.

3. Габриелян О.С, Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 - 9 кл. - М.: Дрофа, 2008

4. Ким Е.П. Химия. 8-9 классы. Практические работы. – Саратов: Лицей, 2006. – 80 с.

5. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 8 класс/Сост. Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2010. – 112 с.

6. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 9 класс./Сост. Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2011. – 112 с.

7. Назарова Т.С. Карты-инструкции для практических занятий по химии 8-11 классы: учеб. Пособие для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений/Т.С. Назарова, В. Н. Лаврова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 95 с.

8. Некрасова Л.И. Химия. 8 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 2-е изд. – 112 с.

9. Рабочие программы по химии. 8-11 классы/сост. Багрова Н.В., Василиади Э.В., Макурина Н.В. – М.: Планета, 2010. – 221 с.

10. Савинкина Е.В. Сборник задач и упражнений по химии: 8 кл.: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 191 с.

11. Химия. 9 кл.; Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. - М.: Дрофа, 2010. – 174 с.

12. Химия: ЕГЭ: Учебно-справочные материалы/А.Н. Левкин, А.А. Карцова, С.Е. Домбровская, Е.Д. Крутецкая. – М.; СПб.: Просвещение, 2011. – 302 с.

Дополнительная литература для учителя:

1. Денисова В.Г. Мастер-класс учителя химии: уроки с использованием ИКТ, лекции, семинары, тренинги, сценарии внеклассных мероприятий с использованием ИКТ, интерактивные игры. 8-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – 2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2010. - 272 с.

2. Минченков Е.Е. Методические рекомендации по обучению химии в 8 классе: Пособие для учителя/ Е.Е. Минченков, А.А. Журин. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2008. – 224 с.

3. Радецкий А. М. Химический тренажер: задания для организации самостоятельной работы учащихся 8-9 и 10-11классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 128 с.

4. Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в вузы. – М.: РИА «Новая волна», 2010. – 480 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Контрольная работа №1 (8 класс)

Введение. Первоначальные химические понятия


1 вариант

2 вариант

1)Определите положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева следующих Х.Э:

N, W.

2)Прочитать формулы:

СО2, Н3РО4, Са(ОН)2.

3)Запишите формулами: две молекулы кислорода, четыре атома натрия, три молекулы воды, один атом углерода.

4)Расположить вещества в порядке увеличения их относительных молекулярных масс: MgO, K2CO3, HCl.

5) Вычислите массовые доли элементов в аммиаке: NH3.

6)Дайте определение относительной атомной массы.

1)Определите положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева следующих Х.Э:

Li, Au.

2)Прочитать формулы:

Na2O, H2SiO3, Cu(OH)2.

3)Запишите формулами: три молекулы хлора, два атома кремния, четыре молекулы воды, один атом калия.

4)Расположить вещества в порядке увеличения их относительных молекулярных масс: CaO, Na3PO4, HF.

5) Вычислите массовые доли элементов в сероводороде: H2S.

6)Дайте определение относительной молекулярной массы.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Контрольная работа № 2 (8 класс)

Атомы химических элементов, 1 вариант

Часть А

Часть В и С

А1. Из каких частиц состоит атомное ядро:

а) из протонов и электронов; б) из нейтронов и протонов;

в) только из протонов; г) только из нейтронов.

А2. Определите число протонов в атоме железа:

а) 56; б) 26; в) 30; г) 55.

А3. Тритий – это изотоп:

а) водорода; б) хлора; в) титана; г) гелия.

А4. Сколько общих электронных пар между атомами хлора в молекуле Cl2:

а) 4; б) 2; в) 1; г) 3.

А5. Определите тип химической связи в оксиде калия К2О:

а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная;

в) металлическая; г) ионная.

А6. Какой из элементов в молекуле Н2S имеет меньшуюэлектроотрицательность:

а) водород; б) сера; в) электроотрицательности атомов равны;

г) электроотрицательности атомов равны нулю.

А7. Ковалентная полярная связь образуется:

а) между атомами разных элементов;

б) между ионами разных элементов;

в) между атомами одних и тех же неметаллов;

г) между атомами разных неметаллов.

А8. В пределах одной и той же группы:

а) усиливаются металлические свойства;

б) усиливаются неметаллические свойства;

в) ослабевают металлические свойства;

г) металлические свойства не изменяются.

А9. Максимальное число электронов на втором энергетическом уровне атома равно:

а) 2; б) 8; в) 18; г) 32.

А10. s-орбиталь имеет форму:

а) правильной восьмерки; б) неправильной восьмерки;

в) шара; г) цветка.

В1. Соотнесите формулы соединений с соответствующим типом химической связи.

Формулы соединений

Тип химической связи

1) CaF2

2) H2O

3) Na

4) N2

а) ковалентная неполярная

б) ковалентная полярная

в) ионная

г) металлическая

В2. Соотнесите электронные формулы с атомами соответствующих химических элементов.

Электронныеформулы

Химическиеэлементы

1) 1s2 2s1

2) 1s22s22p3

3) 1s22s22p63s23p1

4) 1s22s22p63s23p6

а) Ar

б) Al

в) N

г) Li


C1. Определите символ и положение химического элемента № 17 в ПСХЭ Д.И. Менделеева (№ периода /малый, большой/; № группы, подгруппу /главная, побочная/). Составьте электронно-графическую формулу атома данного химического элемента.

С2*. Определите тип химической связи в молекуле РН3 и составьте схему образования данного типа химической связи.

Контрольная работа № 2 (8 класс)

Атомы химических элементов, 2 вариант

Часть А

Часть В и С

А1. Понятие «атом» было введено в науку:

а) в 19 веке ирландским физиком Стони;

б) в конце 19 века английским физиком Томсоном;

в) в Античности;

г) в Средневековье.

А2. Определите число нейтронов в атоме железа:

а) 30; б) 26; в) 56; г) 55.

А3. Выберите химический элемент, не являющийся изотопом водорода:

а) протий; б) дейтерий; в) тритий; г) гелий.

А4. Определите число неспаренных электронов на внешнем энергетическом уровне у атома серы:

а) 3; б) 2; в) 5; г) 8.

А5. Какую связь образуют между собой атомы в молекуле I2:

а) ковалентную полярную; б) ковалентную неполярную;

в) металлическую; г) ионную.

А6. В какой из молекул ковалентная химическая связь наиболееполярна:

а) HCl; б) НВr; в) HI; г) Н2.

А7. Как называется способность атомов данного химического элемента оттягивать на себя электроны от других атомов:

а) металличность; б) валентность;

в) степень окисления; г) электроотрицательность.

А8. В пределах одного периода:

а) ослабевают неметаллические свойства;

б) усиливаются неметаллические свойства;

в) усиливаются металлические свойства;

г) неметаллические свойства не изменяются.

А9. Максимальное число электронов на третьем энергетическом уровне равно:

а) 1; б) 2; в) 18; г) 8.

А10. р-орбиталь имеет форму:

а) правильной восьмерки; б) неправильной восьмерки;

в) шара; г) цветка.

В1. Соотнесите формулы соединений с соответствующим типом химической связи.

Формулы соединений

Тип химической связи

1) O2

2) Al

3) NaCl

4) NH3

а) ионная

б) ковалентная неполярная

в) ковалентная полярная

г) металлическая


В2. Соотнесите электронные формулы с атомами соответствующих химических элементов.

Электронные формулы

Химические элементы

1) 1s1

2) 1s22s22p4

3) 1s22s22p63s23p2

4) 1s22s22p63s23p5

а) Cl

б) Н

в) О

г) Si


C1. Определите символ и положение химического элемента №18 в ПСХЭ Д.И. Менделеева (№ периода /малый, большой/; № группы, подгруппу /главная, побочная/). Составьте электронно-графическую формулу атома данного химического элемента.

С2*. Определите тип химической связи в соединении CaCl2 и составьте схему образования данного типа химической связи.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Контрольная работа № 3 (8 класс)

Простые вещества


1 вариант

2 вариант

1)Сравните Cu и Br по следующим признакам: а) строение атома; б) электроотрицательность; в) тип химической связи в простом веществе; г) агрегатное состояние; д) тепло- и электропроводность; е) металлический блеск.

2) Определите количество вещества, объем (н.у.) и число молекул в 34г H2S.

3) Какой газ NO, объемом 6 литров, или NO2, объемом 3 литра (н.у.) тяжелее? Во сколько раз?

4) а) Дайте определение понятию «моль». Как обозначается и в каких единицах измеряется количество вещества?

б) Напишите известные вам формулы для расчета количества вещества.

5)* Порция хлора имеет массу 3,55 г. Другая порция занимает объем (н.у.), равный 1,344 л. В каком образце содержится больше молекул хлора?

1)Сравните Al и S по следующим признакам: а) строение атома; б) электроотрицательность; в) тип химической связи в простом веществе; г) агрегатное состояние; д) тепло- и электропроводность; е) металлический блеск.

2) Определите количество вещества, объем (н.у.) и число молекул в 28г CO.

3) Какой газ N2, объемом 4 литра, или O2, объемом 8 литров (н.у.) тяжелее? Во сколько раз?

4) а) Дайте определение понятию «молярный объем». Как обозначается и в каких единицах измеряется молярный объем?

б) Что понимается под нормальными условиями? Какой объем занимает 1 моль любого газа при нормальных условиях?

5)* Смешали 16,8 г азота и 15,68 л (н.у.) водорода. Какое суммарное число молекул обоих газов будет содержаться в данной смеси?


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Контрольная работа № 4 (8 класс)

Соединения химических элементов


1 вариант

2 вариант

1) Выписать формулы оксидов и назвать их:

НNO3, Al(OH)3, Cl2O7, Na2SO4, Ba(NO3)2, H3PO4, CuOH, CaCO3, Fe2O3, H2SiO3, LiOH, N2O5, CaO, H2SO3, B2O3

  1. Выписать формулы кислот и назвать их:

НNO3, Al(OH)3, Cl2O7, Na2SO4, Ba(NO3)2, H3PO4, CuOH, CaCO3, Fe2O3, H2SiO3, LiOH, N2O5, CaO, H2SO3, B2O3

2) Определить степени окисления всех элементов в молекулах оксидов.

2) Определить степени окисления всех элементов в молекулах кислот.

3) Рассчитайте массу сахара, который нужно растворить в 500 г воды, чтобы получился раствор с массовой долей сахара 20%.

3) Определите массу соли, которую надо растворить в 270 г воды, чтобы получить раствор с массовой долей растворенного вещества 10%.

4) Вычислите объемную долю азота в смеси газов, содержащей 32л азота, 36л гелия и 14л водорода.

4) Вычислите объемную долю водорода в смеси газов, содержащей 10л водорода, 25л азота и 30л углекислого газа.

5) Дайте определение солям. Приведите 3 примера солей. На какие группы делятся соли по растворимости в воде. Приведите примеры солей на каждую группу.

5) Дайте определение основаниям. Приведите 3 примера оснований. На какие группы делятся основания по растворимости в воде. Приведите примеры оснований на каждую группу.



ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Контрольная работа № 5 (8 класс)

Изменения, происходящие с веществами

1 вариант

Часть А

Часть В и С




А1. Какое явление не является признаком химической реакции:

а) появление осадка; б) выделение газа;

в) изменение объема; г) появление запаха.

А2. Закон сохранения массы веществ сформулировал:

а) М.В. Ломоносов; б) Д.И. Менделеев;

в) А. Лавуазье; г) А. Беккерель.

А3. Укажите физическое явление:

а) ржавление железа; б) плавление алюминия;

в) скисание молока; г) горение угля.

А4. Какое вещество скрывается за знаком вопроса в уравнении химической реакции: Fe(OH)2 + HCl → ? + H2O

а) FeCl; б) FeCl2; в) FeCl3; г) FeOHCl.

А5. Сумма коэффициентов в уравнении химической реакции

Р + О2 → Р2О5 равна:

а) 8; б) 9; в) 10; г) 11.

А6. К какому типу относится химическая реакция, уравнение которой: 2AgNO3 + BaCl2 = 2AgCl↓ + Ba(NO3)2

а) соединение; б) разложение;

в) замещение; г) обмен.

А7. Реакции, при осуществлении которых атомы простого вещества заменяют атомы одного из элементов в сложном веществе, называются реакциями:

а) разложения; б) замещения;

в) соединения; г) обмена.


В1. Соотнесите формулы исходных веществ с соответствующим типом химической реакции.

Формулы исходных веществ

Тип реакции

1) SO3 + H2O→

2) Zn + H2SO4

3) Al(OH)3

4) FeSO4 + KOH →

а) разложение

б) соединение

в) замещение

г) обмен

В2. Соотнесите формулы исходных веществ с продуктами реакций.

Формулы исходных веществ

Формулы продуктов реакции

1) Zn + O2

2) NaOH + Cu(NO3)2

3) BaCO3

4) Fe + CuCl2

а) BaO + CO2

б) ZnO

в) FeCl2 + Cu

г) NaNO3 + Cu(OH)2

д) FeCl3 + Cu

е) NaNO3 + CuOH

C1. Осуществите цепочку превращений и определите тип химической реакции:

Са → СаO → Са(OH)2 → Са3(PO4)2

С2. Какой объем (н.у.) и количество вещества водорода выделится при взаимодействии 40 г натрия, содержащего 10% примесей, с соляной кислотой?
1   2   3   4   5