Главная страница


Программа элективного курса по биологии «Человечество в 21 веке»



НазваниеПрограмма элективного курса по биологии «Человечество в 21 веке»
страница1/5
Дата18.04.2016
Размер0.72 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5

Программа элективного курса по биологии

«Человечество в 21 веке»

10 класс, профильный уровень.

Беляева Н.А.

Пояснительная записка

Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человечество в 21 веке » предназначена для обучающихся 10 класса профильного обучения средней общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 35 часов, с периодичностью преподавания 1 раз в неделю.

Элективный курс составлен в соответствии с концепцией профильного обучения и направлен на углубленное изучение предметов (биологии, экологии, химии ,этики и психологии семейной жизни). Он знакомит обучающихся и расширяет кругозор в области здоровья человека, генетики наследственных заболеваний, выявляет наиболее актуальные для среды обитания современного человека проблемы; способствует формированию и совершенствованию экологических знаний в старших классах средней общеобразовательной школы, готовит обучающихся к вступлению во взрослую жизнь, обеспечивает детальное, постепенное становление человека как личности, помогает в простых, жизненных ситуациях.

Программа включает в себя прогрессивные научные знания и достижения современной экологии, медицины, биологии  и предполагает углубленное изучение предмета экология.

В данном курсе рассматриваются биологические особенности организма человека, психические особенности и эмоционально-волевые, особенности нервной системы. Содержание курса и рекомендуемые формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции, выявлению профессиональных интересов. Программа предполагает более подробное изучение отдельных тем курса «Общая биология», «Анатомия» таких как «Закономерности наследственности и изменчивости», «Генетика и здоровье человека», «Эволюция. Происхождение человека», «Экология. Применение экологических знаний в практической деятельности человека». Программа позволяет ориентироваться на интересы обучающихся и поэтому помогает решать важные учебные задачи, систематизируя, углубляя и расширяя биологические знания.

Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений в области анатомии ,экологии и общей биологии.

Достижение этих целей планируется через решение следующих задач:

-развивать общеучебные умения (умения работать со справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы), развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач;

-воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность творческой деятельности (активности, увлеченности, наблюдательности, сообразительности), успешность существования и деятельности в ученическом коллективе .

- овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в генетике человека, общей биологии, анатомии человека, научиться грамотно их применять.

- знакомить с новейшими достижениями в области медицины и биотехнологии.

Требования к усвоению учебного материала.

В результате изучения программы элективного курса обучающиеся должны

Знать:

  • общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов и формирования признаков; специфические термины и символику, используемые при решении генетических задач, 

  •   пути решения экологических проблем;

  •     влияние факторов среды на здоровье и генофонд человека;

  •   роль микроэлементов в организме человека;

  •    роль биоритмов на жизнедеятельность;  

  •   классификация отходов и способы избавления от них;

  •   особенности производственной среды и профессиональные заболевания, связанные с ней;

  • особенности человека как объекта генетических, биологических и психологических исследований и об основных методах изучения генетики человека;

  • механизмы наследования признаков у человека, наследственных заболеваний и психических особенностей развития;

  • причины биологической индивидуальности на разных уровнях;

  • значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа;

  • значение мутаций в генетике, здравоохранении и экологической безопасности населения.

Уметь:

  • объяснять роль генетики в формировании научного мировоззрения; содержание генетической задачи;

  • применять термины по генетике, символику при решении генетических задач;

  • решать генетические задачи; составлять схемы скрещивания;

  • анализировать и прогнозировать распространенность наследственных заболеваний в последующих поколениях

  • описывать виды скрещивания, виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов;

  • находить информацию о методах анализа родословных в медицинских целях в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

  • применять в жизни аспекты этики и психологии семейной жизни;

  • распознавать психические особенности личности человека;

  • самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания в практической жизни.

  •    выявлять позитивное и негативное влияние абиотических факторов на состояние здоровья человека;

  •   характеризовать влияние антропогенных факторов на организм человека;

  •    оценивать типологические свойства личности, сформировавшейся в результате взаимодействия организма с окружающей средой;

  •   выявлять основные стрессогенные факторы среды и  определять свой хронобиотип;

  •    соблюдать правила применения препаратов бытовой химии и    предлагать способы улучшения экологической обстановки в доме

  •    выявлять экологически опасные вещества в производственной среде и факторы воздействия на здоровье человека;

  •    осознавать опасность антропогенной деятельности при её бесконтрольности,

  •    оценивать свои потенциальные возможности и использовать их в условиях экологического бедствия

  •    анализировать, делать выводы;

  •   грамотно оформлять полученные результаты исследований в виде отчётов, таблиц;

  •   определять собственную позицию по отношению к экологическим проблемам современности, которые отражаются на здоровье человека;

  •    использовать ресурсы Интернета, работать с учебной и научно-популярной литературой, с периодическими изданиями.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • профилактики наследственных заболеваний;

  • оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды как одного из мутагенных факторов;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

Формы контроля:

  1. Текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашнего задания);

  2. Тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);

  3. Итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)

Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества, уровня сложности выполненных работ.

Ожидаемый результат:

  1. Повысить качество биологических знаний.

  2. Развить способности к самостоятельному процессу познания и мониторингу знаний.

  3. Сформировать умения работать в коллективе и развить интеллектуальные и психоэмоциональные черты личности.

  4. Выявить интеллектуальные и творческие способности обучающихся.

  5. Воспитать культуру труда при использовании компьютерных технологий, чувство ответственности по отношению к своему здоровью.

Содержание элективного курса включает совокупность сведений, обеспечивающих необходимый уровень знаний о негативных тенденциях в состоянии здоровья, обусловленных воздействием различных антропогенных факторов. Знание закономерностей и эколого-физиологических механизмов адаптации человека к различным абиотическим и антропогенным факторам среды позволяет разработать мероприятия по профилактике болезней, связанных с окружающей средой.

Выполнение лабораторных  и практических работ и наблюдений позволяет выработать умение формулировать познавательные задачи, выявлять причинно-следственные связи. Большая роль в изучении данного курса принадлежит эксперименту. Он выполняет роль источника знаний, служит основой для выдвижения и проверки гипотез, средством закрепления знаний и умений.          

 Элективный курс включает материал, в процессе изучения которого открывается возможность реализовать систему обобщений, что позволяет обучающимся понять роль биологии среди других наук о природе, её значение для человечества.         

  Программа курса «Человечество в 21 веке» учитывает региональные особенности Курской области. С этой целью привлечены публикации из местной прессы, радио и телевидения, статистические данные и материалы местных центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора и экологии.

Формы организации учебной деятельности: лекции с элементами беседы, семинары, практические работы, познавательные игры, дискуссии, дифференцированная групповая работа, проектная деятельность обучающихся, дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся при выполнении творческих заданий.

Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса обучающихся и формирования у них универсальных учебных действий.

Таким образом, изучение элективного курса «Человечество в 21 веке» в 10 классах обеспечивает приобретение обучающимися знаний в актуальных областях современной общебиологической науки и способствует формированию целостной картины мира и пониманию роли и предназначения современного человека.

Содержание курса

Глава 1. Введение (1ч)

Введение. Общее знакомство с курсом «Человечество в 21 веке». Предмет и задачи курса. Роль физиологии в развитии науки. Связь физиологии с другими науками. Системный подход к здоровью человека в 21 веке.

Глава 2. Нервная регуляция (2ч)

Системы органов и уровни организации организма. Нервная регуляция. Мозг и психическая деятельность. Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации. Рефлекс как основа нервной деятельности. Рождение нейрофизиологии. Современные достижения медицины в области физиологии.

Лабораторная работа №1 «Самонаблюдения. Мигательный, коленный рефлексы, одергивание руки при уколе, прикосновение к горячему. Выработка условных рефлексов на речевое подкрепление».

Глава 3. Кровь. Кровообращение (2ч)

Кровь как внутренняя среда организма .Кровь и ее двигатель. Группы крови. Биопротезы клапанов сердца. Перфторан – «голубая кровь». Нитроглицерин для сердечников. Донорство. Нобелевские премии в кардиологии.

Лабораторная работа №2 «Измерение кровяного давления».

Глава 4 «Островки жизни» (2ч)

Гуморальная регуляция функций организма. Гормоны управляют жизнью. Нейрофизиология и гормоны. Железы внутренней секреции. Гормоны и их свойства. Заболевания органов эндокринной системы. Причины заболеваний эндокринной системы жителей Курской области.

Глава 5 Иммунитет (2 ч)

Детские инфекционные заболевания и меры борьбы с ними. Пути решения проблемы иммунопрофилактики. Распространение инфекционных заболеваний и приоритетные направления по их сокращению. Вирусология, иммунология и медицинская микробиология.

ВИЧ-инфекция: пути заражения, способы предупреждения, история открытия болезни. Строение и жизненный цикл вируса. Профилактика заболевания. Разработка вакцины.

Глава 6 «Поставщики энергии и пищеварительная система на страже здоровья» (3ч)

Значение питательных веществ, для организма. Особенности обмена веществ в разном возрасте. Пищевые добавки. Рациональное питание. Режим питания. Опасность переедания, болезни сытости. Булемия, анорексия. Дистрофия и болезни голода. Лечебное голодание. Тайна витаминов. Диетическое питание для больных. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-диетолога.

Лабораторная работа №3 «Составление суточного пищевого рациона».

Глава 7. «Красота и здоровье кожи (4 ч)

Строение и функции кожи. Производные кожи. Методы лечения организма (иглоукалывание, электрофорез, светолечение, криотерапия). Вирусные заболевания кожи (бородавки и герпес). Чесотка и грибковые заболевания кожи (микоз, лишай, парша).

Роль кожи в терморегуляции организма. Обмен веществ и постоянная температура тела. Механизм терморегуляции. Причины повышения температуры при заболеваниях. Нарушение терморегуляции (ожоги и обморожения).

Закаливание организма и факторы среды. Формы и условия закаливания. Гигиенические требования к одежде и обуви. Косметические средства и их рациональное использование. Трансплантология кожи. Пластические операции и их последствия. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-косметолога. Домашняя косметика.

Глава 8 Репродуктивная система человека (3 ч)

Характерные признаки мужского и женского пола. Особенности строения мужской и женской половой системы. Биологическая сущность оплодотворения. Влияние среды на развитие зародыша. Планирование семьи. Физическая зрелость вступающих в брак. Сущность социальной готовности к вступлению в брак. Этико-психологическая готовность. Гигиена беременной женщины; ранняя беременность и ее последствия.

Возрастные процессы и особенности: новорожденного и грудного ребенка, подросткового, зрелого, пожилого и старческого возраста.

Проект «Почему дети похожи на родителей ?».

Глава 9 «Загадки генетики»(3ч)

Чудесные спирали ДНК. Генетические болезни человека. Наследование резус-фактора и групп крови. Генетическое определение пола. Методы изучения генетики человека. Хромосомные аномалии. Иммуногенетика, генетические аспекты онкологии. Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, сцепленное с полом наследование.

Практическая работа №1 «Построение родословной, определение наследственных заболеваний»

Глава 10 «Науки будущего».(2ч)

Биотехнология, ее задачи и методы. Химический синтез генов. Ферментативный синтез генов. Перенос генов и хромосом. Искусственная пересадка ядер в яйцеклетки и соматические клетки. Применение генной инженерии в селекции и медицине. Клонирование. Генотерапия. Современные методы лечения болезней. Проект «Геном человека». Нобелевские премии в области генетики.

Глава 11«Загадки мозга». (3ч)

Рефлекторный характер ВНД. Классификация темперамента по Гиппократу. Классификация типов нервной системы по Павлову. Соотношение характера и темперамента. Воля — способность человека к преодолению трудностей.

Физиология сна. Нормы сна – наполеоновские и медицинские. Что такое летаргический сон? Небывалая комбинация бывалых впечатлений. Полезны или вредны сновидения? Могут ли сны быть вещими? Что такое гипноз? Объяснение гипноза «вчера» и «сегодня». Можно ли вылечить гипнозом? Иллюзии. Причины появления иллюзий. Объяснение причин появления иллюзий.

Наркомания — это болезнь. Действие наркотиков на организм. Механизмы формирования наркотической зависимости. « Золотые сны », от которых не просыпаются. Наркомания и закон.

Демонстрация кинофрагмента «Гипноз»
Глава 12 «Поиски путей к долголетию».(1ч)

Продолжительность жизни разных живых организмов. Некоторые попытки борьбы со старением. Долголетие и активная старость. Найден ген старения. Почему долголетие социальная проблема? Восемь заповедей правильного образа жизни.

Глава 13 Влияние антропогенных факторов среды на организм человека (4ч.)

Экотоксиканты. Основные источники поступления экотоксикантов.

Влияние токсичных металлов на организм (свинец, ртуть, алюминий, кадмий.) Биологическая роль марганца, железа, меди,йода, цинка в физиологических процессах. Индекс Е на продуктах питания. Влияние консервантов и эссенций на здоровье человека.

Препараты бытовой химии .Применение синтетически моющих средств, средств личной гигиены, препаратов для борьбы с насекомыми. Правила применения ПБХ. Способы улучшения экологической обстановки в доме. Возможность замены безвредными средствами и способы снятия вредного влияния неблагоприятного фактора среды.

 Транспорт и человек . Влияние выхлопных газов автомобилей на здоровье человека. Транспорт и его губительное действие на природу: шум, вибрация, загрязнение атмосферы. Экологичность городского транспорта. Решение экологических проблем на транспорте.

Воздействие шума на организм . Источники шума. Характеристики шума. Естественный шумовой фон. Гигиеническая оценка шума. Механизм действия шума. Механизм профессионального снижения слуха. Адаптация к шуму. Степени потери слуха. Изменения нервной и сердечно-сосудистой систем у лиц, работающих в условиях шума.

Санитарно-гигиенические нормы шумов в различных производственных условиях.

Тяжесть и диапазон последствий вредного воздействия шумов и вибрации на мужской и женский организм.

Эффективные пути решения проблемы борьбы с шумом.

Компьютеры, сотовая связь и здоровье человека .Источники неионизирующего электромагнитного излучения. Последствия электромагнитного излучения на организм человека.
Проект «Мой дом – моя крепость»

Глава 14. Итоговые занятия (2 ч.)

Итоговое тестирование – 1ч.Защита проектов- 1 ч.

Тематическое планирование

элективного курса «Человечество в 21 веке»




п/п

Тема урока

Всего часов

Практ.лаб.

Раб.

Форма контроля

1

Введение












Общее знакомство с курсом «Человечество в 21 веке». Предмет и задачи курса. Роль физиологии в развитии науки.











2

Нервная регуляция













1. Нервная регуляция. Мозг и психическая деятельность. Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации.

2.Рефлекс как основа нервной деятельности. Рождение нейрофизиологии. Современные достижения медицины в области физиологии.

Лабораторная работа №1 «Самонаблюдения. Мигательный, коленный рефлексы, одергивание руки при уколе, прикосновение к горячему. Выработка условных рефлексов на речевое подкрепление».





1

Проверочная работа

3

Кровь. Кровообращение

1. Кровь и ее двигатель. Группы крови. Биопротезы клапанов сердца.

2.Перфторан – «голубая кровь». Нитроглицерин для сердечников. Донорство. Нобелевские премии в кардиологии.

Лабораторная работа №2 «Измерение кровяного давления».




1


Тест

4

«Островки жизни»

1. Гормоны управляют жизнью. Нейрофизиология и гормоны. Железы внутренней секреции. Гормоны и их свойства.

2. Заболевания органов эндокринной системы. Причины заболеваний эндокринной системы жителей Курской области.







Тест

5

Иммунитет












1. Распространение инфекционных заболеваний и приоритетные направления по их сокращению. Вирусология, иммунология и медицинская микробиология.

2.ВИЧ-инфекция: пути заражения, способы предупреждения, история открытия болезни. Строение и жизненный цикл вируса. Разработка вакцины.








Проверочная работа

6

«Поставщики энергии и пищеварительная система на страже здоровья»












1. Особенности обмена веществ в разном возрасте. Пищевые добавки. Рациональное питание. Режим питания.

2. Опасность переедания, болезни сытости. Булимия. Дистрофия и болезни голода. Анорексия. Лечебное голодание.

3.Тайна витаминов. Диетическое питание для больных. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-диетолога.

Лабораторная работа №3 «Составление суточного пищевого рациона».


1

1

1



Тест

Самоконтроль

7

«Красота и здоровье кожи»













1. Производные кожи. Методы лечения организма (иглоукалывание, электрофорез, светолечение, криотерапия). Инфекционные заболевания кожи .

2.Роль кожи в терморегуляции организма. Обмен веществ и постоянная температура тела. Механизм терморегуляции.

3.Закаливание организма и факторы среды. Формы и условия закаливания. Гигиенические требования к одежде и обуви.

4.Косметические средства и их рациональное использование. Трансплантология кожи. Домашняя косметика. Фитокосметика.









Тест

8

Репродуктивная система человека

1. Особенности строения мужской и женской половой системы. Биологическая сущность оплодотворения. Влияние среды на развитие зародыша.

2.Планирование семьи. Физическая зрелость вступающих в брак. Сущность социальной готовности к вступлению в брак. Этико-психологическая готовность.

3.Возрастные процессы и особенности: новорожденного и грудного ребенка, подросткового, зрелого, пожилого и старческого возраста.

Проект«Почему дети похожи на родителей ?».







Проверочная работа

9

«Загадки генетики»

1. Чудесные спирали ДНК. Генетические болезни человека. Генетическое определение пола.

2.Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, сцепленное с полом наследование.

3.Методы изучения генетики человека. Хромосомные аномалии. Иммуногенетика, генетические аспекты онкологии.

Практическая работа №1 «Построение родословной, определение наследственных заболеваний»




1

Проверочная работа. Решение задач.

Самоконтроль

10

«Науки будущего»













  1. Биотехнология, ее задачи и методы. Перенос генов и хромосом. Применение генной инженерии в селекции и медицине.

  2. Клонирование. Генотерапия. Проект «Геном человека». Нобелевские премии в области генетики.













11

«Загадки мозга»













1.Рефлекторный характер ВНД. Соотношение характера и темперамента. Воля — способность человека к преодолению трудностей.

2.Физиология сна. Что такое летаргический сон? Могут ли сны быть вещими? Что такое гипноз? Иллюзии. Объяснение причин появления иллюзий.

3Наркомания — это болезнь. Действие наркотиков на организм. Механизмы формирования наркотической зависимости. Наркомания и закон.

Демонстрация кинофрагмента «Гипноз»





1

Проверочная работа

12

«Поиски путей к долголетию»


1










Долголетие и активная старость. Найден ген старения. Почему долголетие социальная проблема? Восемь заповедей правильного образа жизни.











13

Влияние антропогенных факторов среды на организм человека












1.Экотоксиканты.

Влияние токсичных металлов на организм (свинец, ртуть, алюминий, кадмий.) Биологическая роль марганца, железа, меди,йода, цинка в физиологических процессах. Влияние консервантов и эссенций на здоровье человека.

2.Препараты бытовой химии .Применение синтетически моющих средств, средств личной гигиены, препаратов для борьбы с насекомыми.

3.  Влияние выхлопных газов автомобилей на здоровье человека. Транспорт и его губительное действие на природу: шум, вибрация, загрязнение атмосферы. Решение экологических проблем на транспорте.

4.Воздействие шума на организм . Источники шума. Механизм действия шума. Адаптация к шуму. Степени потери слуха. Изменения нервной и сердечно-сосудистой систем у лиц, работающих в условиях шума.

5. Компьютеры, сотовая связь и здоровье человека .Источники неионизирующего электромагнитного излучения. Последствия электромагнитного излучения на организм человека.








Тест


14

Итоговое занятие

1.Итоговое тестирование

2. Защита проектов.

2




Тест





Итого

35ч






  1   2   3   4   5