|
Рабочая программа учебного курса по химии для 8 -9 классов (базовый уровень) 2014 пояснительная записка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 городского округа город Волгореченск Костромской области» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по химии
для 8 -9 классов
(базовый уровень)
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 года на основе авторской образовательной программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна 2010 года издания.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит на изучение предмета в 8-х и 9-х классах 2 учебных часа в неделю, 70 часов в год.
Основные цели учебного курса: формирование представления о химическом элементе и формах его существования, о строении вещества, закономерностях протекания реакций и их классификации.
Основные задачи учебного курса:
формирование у школьников знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка;
развитие умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;
отработка умений наблюдать, фиксировать, объяснять и интерпретировать химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, в повседневной жизни;
раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества;
развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности.
Методические особенности изучения предмета:
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Методы обучения:
по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.
Виды контроля знаний учащихся: предварительный, текущий, итоговый. Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.
Для реализации рабочей программы используется УМК О.С. Габриеляна:
1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010. – 78 с.
2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2007. – 267 с.
3. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы. - М.: Дрофа, 2011. – 160 с.
4. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2006. – 267 с.
5. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: контрольные и проверочные работы. - М.: Дрофа, 2010. – 174 с.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 8 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
- определение важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула, химическая формула вещества, химическая связь, ион, ионная связь, ковалентная полярная и неполярная связь, металлическая связь, моль, молярная масса, молярный объем газов, химическая реакция, растворы, электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, сильный электролит, слабый электролит, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление;
- знаки первых 20 химических элементов;
- формулировку законов: постоянство состава, периодического закона;
- общие физические свойства металлов и неметаллов;
- способы разделения смесей;
- признаки и условия течения химических реакций;
- типы реакций по поглощению или выделению энергии;
- условия растворения веществ в воде;
- основные положения теории электролитической диссоциации;
- определения кислот, щелочей и солей в свете теории электролитической диссоциации;
- классификации и химические свойства кислот, оснований, оксидов, средних солей;
- правила техники безопасности при работе в школьной лаборатории.
Учащиеся должны уметь:
- различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент»;
- отличать химические реакции от физических явлений;
- определять положение химического элемента в периодической системе;
- называть химические элементы;
- вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
- объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента;
- объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева;
- объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
- характеризовать химические элементы (от Н до Са) на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов;
- определять тип химической связи в соединениях;
- характеризовать физические свойства металлов и неметаллов;
- определять степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения;
- определять принадлежность вещества к соответствующему классу соединений (оксидов, оснований, кислот, солей) называть его, составлять формулы;
- характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки;
- вычислять массовую долю вещества в растворе;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- готовить растворы заданной концентрации;
- решать экспериментальные задачи с помощью качественных реакций;
- составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ;
- вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей;
- различать типы химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена);
- составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства воды, определять типы химических реакций;
- пользоваться таблицей растворимости;
- составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
- составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность;
- определять возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов, оснований, кислот, средних солей;
- определять окислители и восстановители, отличать окислительно-восстановительные реакции от других типов реакций, расставлять коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1) безопасного обращения с веществами и материалами;
2) экологически грамотного поведения в окружающей среде;
3) оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
4) критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
5) приготовления растворов заданной концентрации.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 9 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
- определение важнейших понятий: химический элемент, генетический ряд, генетическая связь, амфотерность, период, группа, подгруппа (главная и побочная), сплав, коррозия, аллотропия, аллотропные модификации, электроотрицательность, ряд электроотрицательности, водородная химическая связь, донорно-акцепторный механизм образования связи, качественная реакция, валентность, степень окисления, гомологический ряд, гомологи, гомологическая разность, изомерия, изомеры, функциональная группа, реакции дегидрирования и дегидратации, полимер, мономер, реакции полимеризации и этерификации.
- формулировку периодического закона;
- металлы: положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева, особенности строения атомов, общие физические свойства, химические свойства, способы получения, применение, коррозия, сплавы; общую характеристику щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа;
- неметаллы: положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева, особенности строения атомов, физические свойства, химические свойства; общую характеристику водорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния;
- определения кислот, щелочей и солей в свете теории электролитической диссоциации;
- определения органических и неорганических веществ, причины многообразия органических соединений, химическое строение органических веществ, молекулярные и структурные формулы органических веществ (углеводороды, предельные одноатомные и многоатомные спирты, альдегиды, одноосновные предельные карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, жиры, аминокислоты, белки, углеводы);
- правила техники безопасности при работе в школьной лаборатории.
Учащиеся должны уметь:
- характеризовать химические элементы по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению атома;
- составлять генетические ряды металла, неметалла и переходного элемента;
- записывать уравнения химических реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде, составлять электронный баланс для окислительно-восстановительных реакций;
- объяснять строение атомов металлов, их особенности, металлические свойства в связи со строением кристаллической решетки;
- характеризовать общие химические свойства металлов, оксидов и гидроксидов щелочных и щелочноземельных металлов;
- характеризовать алюминий и железо как химические элементы и как простые вещества;
- описывать свойства важнейших соединений алюминия и железа;
- составлять генетические ряды железа (2) и (3), записывать соответствующие уравнения реакций;
- вычислять массовую и объемную доли выхода продукта реакции, практический объем или практическую массу по заданной доле выхода продукта;
- решать задачи на избыток и недостаток, на вывод молекулярной формулы органического вещества;
- осуществлять цепочки превращения;
- давать характеристику элементам-неметаллам на основании их положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева;
- объяснять положение водорода в ПСХЭ Д.И. Менделеева, составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций химических свойств водорода;
- объяснять изменения свойств галогенов в группе на основании строения атомов, записывать уравнения реакций галогенов с металлами, солями;
- характеризовать свойства важнейших соединений галогенов;
- записывать уравнения реакций кислорода с простыми и сложными веществами;
- характеризовать химический элемент-серу по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению атома;
- записывать уравнения реакций серы с металлами и кислородом, другими неметаллами;
- давать характеристику свойствам оксидов серы, записывать уравнения реакций с их участием;
- составлять уравнения реакций с участием азота и рассматривать их в свете окислительно-восстановительных реакций;
- характеризовать свойства аммиака и азотной кислоты, составлять уравнения реакций с их участием;
- составлять схему строения атома фосфора, записывать уравнения реакций с участием фосфора;
- характеризовать свойства оксида фосфора (5) и фосфорной кислоты;
- описывать свойства и физиологическое действие на организм оксида углерода (2) и (4), записывать уравнения реакций с их участием;
- характеризовать свойства угольной кислоты и ее солей: карбонатов и гидрокарбонатов;
- составлять схему строения атома кремния, давать характеристику его физических и химических свойств;
- объяснять значимость соединений кремния;
- вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
- объяснять многообразие органических соединений, составлять структурные формулы;
- записывать структурные формулы важнейших представителей органических веществ;
- называть изученные вещества по международной и тривиальной номенклатуре;
- характеризовать химические свойства изученных классов органических веществ;
- определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- решать экспериментальные задачи с помощью качественных реакций.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1) безопасного обращения с веществами и материалами;
2) экологически грамотного поведения в окружающей среде;
3) оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
4) критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
5) приготовления растворов заданной концентрации. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Устный ответ
Оценка «5» - ответ полный, правильный, самостоятельный, материал изложен в определенной логической последовательности.
Оценка «4» - ответ полный и правильный, материал изложен в определенной логической последовательности, допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» - ответ полный, но допущены существенные ошибки или ответ неполный.
Оценка «2» - ученик не понимает основное содержание учебного материала или допустил существенные ошибки, которые не может исправить даже при наводящих вопросах учителя.
Расчетные задачи
Оценка «5» - в логическом рассуждении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Оценка «4» - в рассуждении нет ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3» - в рассуждении нет ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах.
Оценка «2» - имеются ошибки в рассуждениях и расчетах.
Экспериментальные задачи
Оценка «5» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, дано полное объяснение и сделаны выводы.
Оценка «4» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, при этом допущено не более двух ошибок (несущественных) в объяснении и выводах.
Оценка «3» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Оценка «2» -допущены две и более ошибки в плане решения, в подборе реактивов, выводах.
Практическая работа
Оценка «5» - работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности, поддерживается чистота рабочего места, экономно расходуются реактивы.
Оценка «4»- работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Оценка «3»- работа выполнена не менее чем на половину или допущены существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, но исправляются по требованию учителя.
Оценка «2»- допущены две или более существенные ошибки, учащийся не может их исправить даже по требованию учителя.
Контрольная работа
Оценка «5» - работа выполнена полностью, возможна несущественная ошибка.
Оценка «4» - работа выполнена полностью, допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3» - работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная или две несущественные ошибки.
Оценка «2» - работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ
Итоговый контроль знаний учащихся 8 класса
№ п/п
| Тема контрольной работы
| Количество часов
| Сроки
| 1
| Введение. Первоначальные химические понятия
| 1
| сентябрь
| 2
| Атомы химических элементов
| 1
| ноябрь
| 3
| Простые вещества
| 1
| декабрь
| 4
| Соединения химических элементов
| 1
| февраль
| 5
| Изменения, происходящие с веществами
| 1
| март
| 6
| Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
| 1
| май
|
Итоговый контроль знаний учащихся 9 класса
№ п/п
| Тема контрольной работы
| Количество часов
| Сроки
| 1
| Входящая контрольная работа
| 1
| сентябрь
| 2
| Введение. Общая характеристика химических элементов
| 1
| конец сентября
| 3
| Металлы
| 1
| декабрь
| 4
| Неметаллы
| 1
| март
| 5
| Органические соединения
| 1
| начало мая
| 6
| Итоговая контрольная работа за курс основной школы
| 1
| май
| УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (8 КЛАСС)
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Количество часов
|
| ВВЕДЕНИЕ
| 8
| 1
| Беседа по технике безопасности. Предмет химии. Вещества.
| 1
| 2
| Превращение веществ. Роль химии в жизни человека.
| 1
| 3
| Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов. Краткий очерк истории развития химии.
| 1
| 4
| Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.
| 1
| 5
| Расчеты по химической формуле вещества.
| 1
| 6
| Практическая работа №1 по теме: «Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами».
| 1
| 7
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «Введение. Первоначальные химические понятия».
| 1
| 8
| Контрольная работа №1 по теме: «Введение. Первоначальные химические понятия».
| 1
|
| РАЗДЕЛ 1.АТОМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ
| 11
| 9
| Основные сведения о строении атомов.
| 1
| 10
| Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы.
| 1
| 11
| Строение электронных оболочек атомов.
| 1
| 12
| Упражнения в составлении электронных и электронно-графических формул атомов химических элементов 1-3 периодов.
| 1
| 13
| Понятие о химической связи. Ионная связь.
| 1
| 14
| Ковалентная неполярная химическая связь.
| 1
| 15
| Ковалентная полярная химическая связь.
| 1
| 16
| Металлическая химическая связь.
| 1
| 17
| Обобщение и систематизация знаний по теме: «Типы химической связи».
| 1
| 18
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «Атомы химических элементов».
| 1
| 19
| Контрольная работа № 2 по теме: «Атомы химических элементов».
| 1
|
| РАЗДЕЛ 2. ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА
| 7
| 20
| Простые вещества-металлы.
| 1
| 21
| Простые вещества-неметаллы.
| 1
| 22
| Количество вещества. Молярная масса.
| 1
| 23
| Молярный объем газов. Закон Авогадро.
| 1
| 24
| Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро».
| 1
| 25
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «Простые вещества».
| 1
| 26
| Контрольная работа №3 по теме: «Простые вещества».
| 1
|
| РАЗДЕЛ 3. СОЕДИНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ
| 12
| 27
| Степень окисления.
| 1
| 28
| Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения.
| 1
| 29
| Основания.
| 1
| 30
| Кислоты.
| 1
| 31
| Соли.
| 1
| 32
| Кристаллические решетки.
| 1
| 33
| Чистые вещества и смеси.
| 1
| 34
| Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора).
| 1
| 35
| Решение расчетных задач на нахождение объемной и массовой долей смеси.
| 1
| 36
| Практическая работа №2. «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе».
| 1
| 37
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «Соединения химических элементов».
| 1
| 38
| Контрольная работа №4 по теме: «Соединения химических элементов».
| 1
|
| РАЗДЕЛ 4. ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ
| 12
| 39
| Физические явления в химии.
| 1
| 40
| Химические реакции.
| 1
| 41
| Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.
| 1
| 42
| Упражнения в составлении уравнений химических реакций.
| 1
| 43
| Практическая работа № 3. «Наблюдение за горящей свечой».
| 1
| 44
| Реакции разложения и соединения.
| 1
| 45
| Реакции замещения и обмена.
| 1
| 46
| Обобщение и систематизация знаний по теме: «Типы химических реакций».
| 1
| 47
| Расчеты по химическим уравнениям.
| 1
| 48
| Решение задач на нахождение массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей.
| 1
| 49
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «Изменения, происходящие с веществами».
| 1
| 50
| Контрольная работа №5 по теме: «Изменения, происходящие с веществами».
| 1
|
| РАЗДЕЛ 5. РАСТВОРЕНИЕ. РАСТВОРЫ. СВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ
| 18+2
| 51
| Растворение. Растворимость веществ в воде.
| 1
| 52
| Решение задач по теме: «Растворение. Растворимость веществ в воде».
| 1
| 53
| Электролитическая диссоциация.
| 1
| 54
| Основные положения теории электролитической диссоциации.
| 1
| 55
| Упражнения в составлении уравнений диссоциации электролитов.
| 1
| 56
| Ионные уравнения.
| 1
| 57
| Упражнения в составлении ионных уравнений реакций.
| 1
| 58
| Практическая работа №4. «Ионные реакции».
| 1
| 59
| Кислоты, их классификация и свойства.
| 1
| 60
| Основания, их классификация и свойства.
| 1
| 61
| Оксиды, их классификация и свойства.
| 1
| 62
| Соли, их классификация и свойства.
| 1
| 63
| Генетическая связь между классами веществ.
| 1
| 64
| Практическая работа №5. «Решение экспериментальных задач».
| 1
| 65
| Окислительно-восстановительные реакции.
| 1
| 66
| Упражнения в составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций.
| 1
| 67
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».
| 1
| 68
| Контрольная работа №6 по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».
| 1
| 69
| Резерв.
| 1
| 70
| Резерв.
| 1
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (9 КЛАСС)
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Количество часов
|
| ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ КУРСА 8 КЛАССА И ВВДЕНИЕ В КУРС 9 КЛАССА
| 8
| 1
| Беседа по технике безопасности. Характеристика химического элемента-металла на основании его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева.
| 1
| 2
| Характеристика химического элемента-неметалла на основании его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева.
| 1
| 3
| Переходные элементы. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
| 1
| 4
| Входящая контрольная работа.
| 1
| 5
| Свойства оксидов и оснований в свете ТЭД и процессов окисления-восстановления.
| 1
| 6
| Свойства кислот и солей в свете ТЭД и процессов окисления-восстановления.
| 1
| 7
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «Введение. Общая характеристика химических элементов».
| 1
| 8
| Контрольная работа №1 по теме: «Введение. Общая характеристика химических элементов».
| 1
|
| РАЗДЕЛ 1. МЕТАЛЛЫ
| 17
| 9
| Положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов.
| 1
| 10
| Химические свойства металлов.
| 1
| 11
| Общие понятия о коррозии металлов. Сплавы, их свойства и значение.
| 1
| 12
| Металлы в природе. Общие способы их получения.
| 1
| 13
| Расчеты по уравнениям неорганических реакций.
| 1
| 14
| Общая характеристика элементов главной подгруппы 1 группы.
| 1
| 15
| Соединения щелочных металлов.
| 1
| 16
| Общая характеристика элементов главной подгруппы 2 группы.
| 1
| 17
| Соединения щелочноземельных металлов.
| 1
| 18
| Алюминий, его физические и химические свойства.
| 1
| 19
| Соединения алюминия.
| 1
| 20
| Железо, его физические и химические свойства.
| 1
| 21
| Соединения железа (2) и железа (3).
| 1
| 22
| Решение задач на определение выхода продукта реакции.
| 1
| 23
| Закрепление умения решать задачи на определение выхода продукта реакции.
| 1
| 24
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «Металлы».
| 1
| 25
| Контрольная работа №2 по теме: «Металлы».
| 1
|
| ПРАКТИКУМ 1
| 1
| 26
| Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений металлов и изучение их свойств».
| 1
|
| РАЗДЕЛ 2. НЕМЕТАЛЛЫ
| 22
| 27
| Общая характеристика неметаллов.
| 1
| 28
| Водород.
| 1
| 29
| Общая характеристика галогенов.
| 1
| 30
| Важнейшие соединения галогенов.
| 1
| 31
| Кислород.
| 1
| 32
| Сера, ее физические и химические свойства.
| 1
| 33
| Соединения серы. Серная кислота.
| 1
| 34
| Азот и его свойства.
| 1
| 35
| Аммиак и его свойства.
| 1
| 36
| Соли аммония, их свойства.
| 1
| 37
| Кислородные соединения азота.
| 1
| 38
| Решение задач на избыток и недостаток.
| 1
| 39
| Закрепление умения решать задачи на избыток и недостаток.
| 1
| 40
| Фосфор, его физические и химические свойства.
| 1
| 41
| Соединения фосфора.
| 1
| 42
| Углерод, его физические и химические свойства.
| 1
| 43
| Оксиды углерода. Сравнение физических и химических свойств.
| 1
| 44
| Угольная кислота и ее соли.
| 1
| 45
| Кремний, его физические и химические свойства.
| 1
| 46
| Кислородные соединения кремния. Силикатная промышленность.
| 1
| 47
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «Неметаллы»
| 1
| 48
| Контрольная работа № 3 по теме: «Неметаллы».
| 1
|
| ПРАКТИКУМ 2
| 2
| 49
| Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств».
| 1
| 50
| Практическая работа №3 «Получение, собирание и распознавание газов (углекислого газа, аммиака).
| 1
|
| РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
| 14
| 51
| Предмет органической химии. Строение атома углерода.
| 1
| 52
| Предельные углеводороды –алканы.
| 1
| 53
| Непредельные углеводороды –алкены.
| 1
| 54
| Непредельные углеводороды –алкины.
| 1
| 55
| Решение задач на вывод формул органических веществ.
| 1
| 56
| Спирты.
| 1
| 57
| Альдегиды.
| 1
| 58
| Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры.
| 1
| 59
| Жиры.
| 1
| 60
| Аминокислоты и белки. Реакция поликонденсации.
| 1
| 61
| Углеводы.
| 1
| 62
| Полимеры.
| 1
| 63
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «Органические соединения».
| 1
| 64
| Контрольная работа №4 по теме: «Органические соединения».
| 1
|
| ПРАКТИКУМ 3
| 1
| 65
| Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач по теме: «Распознавание и получение органических веществ».
| 1
|
| РАЗДЕЛ 4. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ ЗА КУРС ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
| 3+2
| 66
| Повторение основных вопросов курса.
| 1
| 67
| Итоговая контрольная работа за курс основной школы.
| 1
| 68
| Анализ итоговой контрольной работы.
| 1
| 69,70
| Резерв.
| 2
|
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ХИМИИ 8 КЛАССА
Введение – 8 часов
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи: 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
Практическая работа №1:Правила техники безопасности. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
Количество часов на изучение Введения увеличено до 8 вместо 4 часов за счет включения в раздел урока по теме: «Расчеты по химической формуле вещества», практической работы №1 по теме: «Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами», повторительно-обобщающего урока по теме: «Введение. Первоначальные химические понятия» и контрольной работы №1 по теме: «Введение. Первоначальные химические понятия».
|
|
|