|
Тема 5 Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18 ч) 16+1 практическая + 1 контрольная Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и не электролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот. Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей. Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах. Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
В результате изучения темы учащийся должен:
уметь:
- определять реакции ионного обмена, их признаки.
- характеризовать свойства растворов электролитов; генетическую связь основных классов неорганических соединений.
- объяснять свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации. Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды. Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 12. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).13. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II)).
Практикум: Практическая работа «Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов»
В результате изучения темы учащийся должен проводить самостоятельный химический эксперимент по изучению свойств веществ.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Химия. 8 класс: Учеб. Для общеобразовательных учебных заведений.- 2-е издание, испр. – М.: Дрофа, 2001
Учебно-методические пособия: журнал «Химия в школе» Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения в форме теста или в виде обычной контрольной работы
методические пособия для учителя:
Химия. 8 класс: Учеб. Для общеобразовательных учебных заведений.- 2-е издание, испр. – М.: Дрофа, 2001
Химия 8-9 классы: Метод. пособие/ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова,- М.: Дрофа, 2004,
Химия 8 класс: поурочные планы по учебнику О.С. Габриелян/ авт.-сост. В.Г. Денисова.- Волгоград: Учитель, 2006, настольная книга учителя.
Химия. 8 класс/О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова.- 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2003, ,
Общеобразовательная программа по химии для основной школы; допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации; ДРОФА Москва. 2001,
Примерная программа основного общего образования по химии. Издательский центр «Вента Граф», 2007 Дополнительная литература для учителя
Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 79 с.
Изучаем химию в 8 классе: дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» для учащихся и учителей – 5-е изд., испр и доп. – Москва: «БЛИК и К», 2004. – 224с.
Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна Химия. 8 класс» / Н.С. Павлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 159, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект).
Хомченко И.Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005. – 256с.
Глинка Н.Л. Общая химия. Издательство «Химия», 1979
Дополнительная литература для учащихся
рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриелян «Химия-8»/О.С. Габриелян, А.В. Яшукова,-3-е изд., стереотип .- М.: Дрофа, 2004; химия 8 класс.
Карточки задания к учебнику Габриеляна О.С.-Саратов: Лицей, 2004, школьный практикум. Химия 8-9 класс/ М.М. Зуева, Н.Н. Гара, 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2003
MULTIMEDIA – поддержка предмета
Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.: ЗАО Просвещение-МЕДИА, 2005.
«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (https://school-collection.edu.ru/).
http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».
https://him.1september.ru/urok/- Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в журнале «Химия». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Химия".
15. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
16. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
https://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
В 2013 - 2014 учебном году организацию обучения химии рекомендуется осуществлять в соответствии со следующими нормативными документами федерального и регионального уровня:
- Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.
Примерные программы по химии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
Примерные программы по предметам, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами. (Сборник нормативно-правовых документов. Химия /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2011 - 2012 учебный год».
Программное обеспечение по химии
Авторская программа
| Примерная программа общего образования
| Учебник: автор, год издания
| Методическое обеспечение
|
| Программа курса химии для 8-11 классов. Автор О.С.Габриелян
| Общеобразовательная программа по химии для основной школы; допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации; ДРОФА Москва. 2001, Примерная программа основного общего образования по химии. Издательский центр «Вента Граф», 2007
| Химия. 8 класс: Учеб. Для общеобразовательных учебных заведений.- 2-е издание, испр. – М.: Дрофа, 2001
| Химия 8-9 классы: Метод. пособие/ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова,- М.: Дрофа, 2004, химия 8 класс: поурочные планы по учебнику О.С. Габриелян/ авт.-сост. В.Г. Денисова.- Волгоград: Учитель, 2006, настольная книга учителя. Химия. 8 класс/О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова.- 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2003, рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриелян «Химия-8»/О.С. Габриелян, А.В. Яшукова,-3-е изд., стереотип .- М.: Дрофа, 2004; химия 8 класс. Карточки задания к учебнику Габриеляна О.С.-Саратов: Лицей, 2004, школьный практикум. Химия 8-9 класс/ М.М. Зуева, Н.Н. Гара, 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2003,
|
| Программа курса химии для 8-11 классов. Автор О.С.Габриелян
| Общеобразовательная программа по химии для средней (полной) школы; допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации; ДРОФА Москва. 2001, Примерная программа среднего (полного) образования по химии. Издательский центр «Вента Граф», 2007
| Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразовательных учреждений .- 14-е издание, испр. – М.: Дрофа, 2008
| Химия 8-9 классы: Метод. пособие/ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова,- М.: Дрофа, 2004, химия 9 класс: поурочные планы по учебнику О.С. Габриелян/ авт.-сост. В.Г. Денисова.- Волгоград: Учитель, 2004, поурочные разработки по химии 9 класс к учебным комплектам: О.С. Габриеляна (М: Дрофа), Л.С. Гузея и др. (М: Дрофа), Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана (М: Просвещение)/ Москва» ВАКО» 2008; настольная книга учителя. химия. 9 класс/О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов .- 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2003, рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриелян «Химия-9»/О.С. Габриелян, А.В. Яшукова,-2-е изд., стереотип .- М.: Дрофа, 2004; школьный практикум. Химия 8-9 класс/ М.М. Зуева, Н.Н. Гара, 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2003,
|
| Рецензия
На рабочую учебную программу по химии в 8 классе на 2 часа обучения
Рабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а так же Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Автор О.С. Габриелян. (Габриелян О.С.. Программы курса для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. 5-е издание.,.- М.: Дрофа, , 2008. -78, [2]с.), с учётом приоритетных идей и актуальных требований ФГОС нового поколения.
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников основной школы по химии. В рабочей программе представлено минимальное по объему, но функционально полное содержание. Данное учебно-методическое пособие может выполнять функции руководства по изучению
предложенной дисциплины. Пособие выступает средством обучения, с помощью которого
осуществляется организация образовательного процесса.
В учебно-методическом пособии находят отражение такие этапы обучения, как постановка задачи, практическая работа, самостоятельная работа, которая содержит указания по написанию
рефератов, контроль знаний.
Данное учебно-методическое пособие является результатом обобщения педагогического и
методического багажа преподавателя по данной дисциплине Громовой О.И., и может быть
интересно преподавателям данного предмета. Рецензент:
Таблица 1
Распределение учебного времени освоения
основного содержания (68 часов) Примерной программы
по разделам обучения (8кл.)
№
| Наименование
разделов
| Всего
часов
| Из них
|
| Основное
содержание
| 68
| Теоретическое
изучение включающее лабораторные
| Практические
| Контрольные
| Теория
| Л.О.
| 1
| Введение
| 6
| 4
|
| 2
| -
| 2.
| Атомы
Химических
элементов
| 10
| 9
|
| -
| 1
| 3.
| Простые вещества
| 7
| 7
|
| -
| -
| 4.
| Соединения химических элементов
| 13
| 12
| 2
| -
| 1
| 5.
| Изменения
Происходящие
с веществами
| 14
| 9
| 5
| 4
| 1
| 6.
| Растворение.
Растворы.
Свойства растворов
электролитов
| 18
| 16
| 6
| 1
| 1
|
|
|
|
| 13
|
|
|
| Всего
| 68
| 57
| ------
| 7
| 4
|
Типы уроков:
| урок ознакомления с новым материалом (УОНМ);
| комбинированный урок (КУ);
| урок образования понятий (УОП);
| урок применения знаний и умений (УПЗУ);
| урок контроля знаний (УКЗ_);
| урок применения законов, понятий на практике (УПП).
| |
|
|