Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья VIII вида
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 5 г. Аши.
Тема:
«Развитие
мелкой моторики и графомоторных функций с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
(Из опыта работы педагога-психолога Зариповой Р.С.)
г. Аша
Развитие мелкой моторики и графомоторных функций с детьми с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь – явление многогранное. Важной её составляющей считается письмо как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а следовательно и графическими навыками – одна из важнейших сторон общего развития ребёнка.
Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, – без овладения графическим навыком.
Практика показывает, что научение письму остается одним из сложных и трудных этапов для начинающих учиться в школе. Процесс формирования навыка не представляет для детей интереса, тем более увлечения. Он не дает возможность осознанно сформировать правильный графический навык. При знакомстве с написанием букв работа ведется в большей степени над начертаниями отдельных ее элементов, а не над ее целостным написанием. Развитие графомоторных навыков зависит от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, а также от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений.
Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач:
Задачи:
1.Развитие моторики, графомоторных навыков
2.Тактильно-двигательное восприятие
3.Кинестетическое и кинетическое развитие
4.Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
5.Развитие зрительного восприятия
6.Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)
Таким образом, с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо проводить целенаправленную работу по формированию графомоторных навыков, а также специальные игры и упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, пространственной ориентировки.
Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики.
Для успешного овладения графомоторными навыками у ребенка должны быть сформированы следующие функции:
- мелкая моторика;
- зрительное восприятие;
- пространственная ориентировка
Несовершенство одной из данных функций затрудняет овладение графомоторными навыками, письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья характерно наличие синкинезий, тонических движений, слабость мышц, неумение рационально распределять мышечные усилия, неловкость движений, недостаточная сформированность праксиса и т.д.
Ученики с двигательной недостаточностью на уроках русского языка с трудом осваивают технику письма. Из-за несовершенства моторики при обучении математике испытывают затруднения в работе со счетными палочками, линейкой, угольником. Идентичные трудности проявляются в процессе ручного труда, рисования. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит, и овладение ориентировкой в окружающем мире.
Развитие графомоторных навыков зависит от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, а также от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений.
Несовершенство одной из данных функций затрудняет овладение графомоторными навыками, письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Таким образом, с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо проводить целенаправленную работу по формированию графомоторных навыков, а также специальные игры и упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, пространственной ориентировки.
Для проведения игр и упражнений по развитию моторики применяется следующее специальное оборудование:
— разнообразные мелкие предметы
(пуговицы, бусинки, камешки, зерна, орешки, скрепки канцелярские, кнопки и др.) и различные коробки, банки, лотки для их раскладывания;
— свободные катушки для наматывания на них ниток, веревочек, проволочек;
— дощечки и игрушки-шнуровки «Чудо- шнуровка» с множеством отверстий для сшивания и вышивания шнуром;
— различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы;
— наборы веревочек и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
— наборы пластмассовых или деревянных палочек, разноцветные прищепки;
— различные виды мозаики, конструкторов, пазл.
Для формирования тонко координированных графических движений полезны следующие упражнения:
— штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки;
— раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;
— обведение рисунка по контуру, копирование;
— рисование по опорным точкам;
— дорисовывание изображений;
— рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности;
— разлиновка;
— графический диктант;
- выкладывание ниток по контуру различных изображений, которые нанесены или вырезаны из бархатной бумаги. Для занятий по ниткописи детям понадобятся ворсистые нитки (шерстяные, мохеровые и т.п.) и бархатная бумага. Для лучшего восприятия изображения, нитки и бархатная бумага должны быть контрастных цветов.
. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
В процессе работы развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой, так же внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление, подготовка руки к письму.
С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:
—лепка из глины, пластилина, теста;
— аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
— аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
— конструирование из бумаги (оригами);
— макраме (плетение из ниток, веревок);
— рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
— игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
— сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор круп (пшено, гречка, рис);
— собирание пазлов;
— составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина);
— сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.
Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, сочетающаяся с навыками самообслуживания, которая также способствует развитию мелкой моторики:
- имитационные движения для кистей рук:
- мытье рук перед едой;
- стряхивание воды с кисти;
- полоскание белья;
- надевание перчаток;
- поглаживание кошки.
Для улучшения подвижности пальцев, развития их силы и гибкости, улучшения почерка, снижения физической усталости и морального напряжения во время урока применяются пальчиковые игры и массаж «активных точек» на пальцах и ладонях. В неё включены упражнения на составление при помощи пальцев и учебных предметов (карандашей, ручек, линеек) всех цифр, а также букв русского алфавита. При обучении чтению и письму эти упражнения помогут ребёнку не только сделать пальцы подвижнее, но и запомнить, как пишется та или иная буква и цифра.
Моя семья
Дети поочередно сгибают пальцы,
начиная с большого.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Четыре братца
Идут четыре братца навстречу старшему брату.
- Здравствуй, большак!
Соединяют большие пальцы в щепотку.
- Здорово, Васька-указка, Мишка-середка,
Гришка-сиротка да крошка Тимошка!
Большой палец поочередно соединяют
с остальными пальцами.
Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи.
Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых есть мелкие детали (например, "Мозаика"), манипуляция с мелкими предметами (например, с пазлами, дорисовывание изображений), рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности.
А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость;
• развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
• развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
• формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
• способствуют развитию речи;
• развивают творческие способности.
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи.
Для развития осязания применяются следующие виды работ:
- застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
- перебирание круп (рис отделить от гороха);
- сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);
- работа с конструкторами;
-игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным) - собирание пазлов;
- работа с природным и бросовым материалом .
Формообразующие движения (работа с пластилином) — скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прощипывание, вдавливание, сглаживание:
Аппликационная лепка.
Прямой и обратный счет до 10 и обратно.
«Буквы и цифры » — изобразить руками, пальцами буквы О, Л, М, П, Т и др..
Мои любимые игрушки .
Времена года Цель: формирование временны́х представлений
Мои любимые герои из сказок .
Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. |