Главная страница

«Развитие мелкой моторики и графомоторных функций с детьми с ограниченными возможностями здоровья»



Скачать 80.19 Kb.
Название«Развитие мелкой моторики и графомоторных функций с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Дата18.04.2016
Размер80.19 Kb.
ТипДокументы


Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья VIII вида

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 5 г. Аши.


Тема:

«Развитие

мелкой моторики и графомоторных функций с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

(Из опыта работы педагога-психолога Зариповой Р.С.)


г. Аша

Развитие мелкой моторики и графомоторных функций с детьми с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)
Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь – явление многогранное. Важной её составляющей считается письмо как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а следовательно и графическими навыками – одна из важнейших сторон общего развития ребёнка.

Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, – без овладения графическим навыком.

Практика показывает, что научение письму остается одним из сложных и трудных этапов для начинающих учиться в школе. Процесс формирования навыка не представляет для детей интереса, тем более увлечения. Он не дает возможность осознанно сформировать правильный графический навык. При знакомстве с написанием букв работа ведется в большей степени над начертаниями отдельных ее элементов, а не над ее целостным написанием. Развитие графомоторных навыков зависит от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, а также от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений.

Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач:

Задачи:

1.Развитие моторики, графомоторных навыков

2.Тактильно-двигательное восприятие

3.Кинестетическое и кинетическое развитие

4.Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

5.Развитие зрительного восприятия

6.Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

Таким образом, с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо проводить целенаправленную работу по формированию графомоторных навыков, а также специальные игры и упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, пространственной ориентировки.

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики.

Для успешного овладения графомоторными навыками у ребенка должны быть сформированы следующие функции:

- мелкая моторика;

- зрительное восприятие;

- пространственная ориентировка

Несовершенство одной из данных функций затрудняет овладение графомоторными навыками, письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья характерно наличие синкинезий, тонических движений, слабость мышц, неумение рационально распределять мышечные усилия, неловкость движений, недостаточная сформированность праксиса и т.д.

Ученики с двигательной недостаточностью на уроках русского языка с трудом осваивают технику письма. Из-за несовершенства моторики при обучении математике испытывают затруднения в работе со счетными палочками, линейкой, угольником. Идентичные трудности проявляются в процессе ручного труда, рисования. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит, и овладение ориентировкой в окружающем мире.

Развитие графомоторных навыков зависит от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, а также от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений.

Несовершенство одной из данных функций затрудняет овладение графомоторными навыками, письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Таким образом, с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо проводить целенаправленную работу по формированию графомоторных навыков, а также специальные игры и упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, пространственной ориентировки.

Для проведения игр и упражнений по развитию моторики применяется следующее специальное оборудование:

— разнообразные мелкие предметы

(пуговицы, бусинки, камешки, зерна, орешки, скрепки канцелярские, кнопки и др.) и различные коробки, банки, лотки для их раскладывания;

— свободные катушки для наматывания на них ниток, веревочек, проволочек;

— дощечки и игрушки-шнуровки «Чудо- шнуровка» с множеством отверстий для сшивания и вышивания шнуром;

— различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы;

— наборы веревочек и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;

наборы пластмассовых или деревянных палочек, разноцветные прищепки;

— различные виды мозаики, конструкторов, пазл.

Для формирования тонко координированных графических движений полезны следующие упражнения:

— штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки;

— раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;

— обведение рисунка по контуру, копирование;

— рисование по опорным точкам;

— дорисовывание изображений;

— рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности;

— разлиновка;

— графический диктант;

- выкладывание ниток по контуру различных изображений, которые нанесены или вырезаны из бархатной бумаги.
Для занятий по ниткописи детям понадобятся ворсистые нитки (шерстяные, мохеровые и т.п.) и бархатная бумага. Для лучшего восприятия изображения, нитки и бархатная бумага должны быть контрастных цветов.

. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

В процессе работы развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой, так же внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление, подготовка руки к письму.

С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

—лепка из глины, пластилина, теста;

— аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

— аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);

— конструирование из бумаги (оригами);

— макраме (плетение из ниток, веревок);

— рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;

— игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);

— сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор круп (пшено, гречка, рис);

— собирание пазлов;

— составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина);

— сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, сочетающаяся с навыками самообслуживания, которая также способствует развитию мелкой моторики:

- имитационные движения для кистей рук:

- мытье рук перед едой;

- стряхивание воды с кисти;

- полоскание белья;

- надевание перчаток;

- поглаживание кошки.

Для улучшения подвижности пальцев, развития их силы и гибкости, улучшения почерка, снижения физической усталости и морального напряжения во время урока применяются пальчиковые игры и массаж «активных точек» на пальцах и ладонях.
В неё включены упражнения на составление при помощи пальцев и учебных предметов (карандашей, ручек, линеек) всех цифр, а также букв русского алфавита. При обучении чтению и письму эти упражнения помогут ребёнку не только сделать пальцы подвижнее, но и запомнить, как пишется та или иная буква и цифра.

Моя семья

Дети поочередно сгибают пальцы,

начиная с большого.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Четыре братца

Идут четыре братца навстречу старшему брату.

- Здравствуй, большак!

Соединяют большие пальцы в щепотку.

- Здорово, Васька-указка, Мишка-середка,

Гришка-сиротка да крошка Тимошка!

Большой палец поочередно соединяют

с остальными пальцами.

Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи.

Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых есть мелкие детали (например, "Мозаика"), манипуляция с мелкими предметами (например, с пазлами, дорисовывание изображений), рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности.

А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость;

развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

• развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

• формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

• способствуют развитию речи;

• развивают творческие способности.

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи.

Для развития осязания применяются следующие виды работ:

- застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

- перебирание круп (рис отделить от гороха);

- сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);

- работа с конструкторами;

-игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным) - собирание пазлов;

- работа с природным и бросовым материалом .

Формообразующие движения (работа с пластилином) — скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прощипывание, вдавливание, сглаживание:

  1. Аппликационная лепка.

  2. Прямой и обратный счет до 10 и обратно.

  3. «Буквы и цифры » — изобразить руками, пальцами буквы О, Л, М, П, Т и др..

  4. Мои любимые игрушки .

  5. Времена года Цель: формирование временны́х представлений

  6. Мои любимые герои из сказок .

Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов.