Развитие предметной одаренности на уроках математики в свете требований ФГОС нового поколения. (выступление на районном методическом объединении учителей математики)
Учитель математики: Погорелова Н.Г.
«Давно было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития». ( Плеханов Г.В. )
Одним из направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является развитие системы поддержки талантливых детей , где указано , что главная задача современной школы-раскрытие способностей каждого ученика.
В ближайшие годы в России будет выстроена разветвлённая система поиска , поддержки и сопровождения талантливых детей.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения необходимость развития интеллектуальных , творческих и социальных возможностей одарённых детей , которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного прогресса.
Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно одновременно.
Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, областные научно-практические конференции.
При работе с одаренными детьми важно определить цель, задачи и формы работы.
Цели : развитие и поддержка интереса к предмету математика.
Задачи : создании благоприятных условий для развития одаренных детей;
расширение возможностей для участия одаренных и способных школьников в российских чемпионатах, творческих конкурсах, выставках, конференциях, олимпиадах, проектах.
Формы работы с одаренными детьми: индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, создание проектов; дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, консультации по возникшим проблемам; участие в школьных и районных олимпиадах по предметам; конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали; посещение предметных кружков; использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия).
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года.
год
| Школьная олимпиада
| Районная олимпиада
| Зональная олимпиада
| Всероссийские чемпионаты
| 2010-2011
| 13 человек
| 2человека (Дроздов.С-1)
|
| 32 человека
| 2011-2012
| 12 человек
| 3человека (Наумова.В-1)
|
| 31 человек
| 2012-2013
| 16 человек
| 1человек (Наумова.В-1)
| Наумова В.
| 34 человека
|
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по математике. Часто в нашей школе проводятся недели математики, на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах.
На протяжении трех лет, начиная с 3 класса, работаю с детьми в математическом кружке.
Результатом этой работы были математический КВН, викторина «Математика по тропинкам здоровья», презентация проекта «Дроби на службе у здоровья».
«Если запастись терпением и проявить старания, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы». Леонардо да Винчи.
Немаловажным считаю и создание условия для развития всесторонней личности. Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а так по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант - это 1 % способностей, а 99% потения». |