|
Методическая разработка по теме: Подвижные игры, как элемент игровой технологии Выступление на городском семинаре для воспитателей мдоу МБДОУ ЦРР Детский сад № 36 «Солнышко» города Юбилейный Московской областиВоспитатель первой младшей группы Масленцева Татьяна ПетровнаВыступление на городском семинаре для воспитателей МДОУ по теме: «Подвижные игры, как элемент игровой технологии» Методическая разработка по теме:
Подвижные игры, как элемент игровой технологии
Выступление на городском семинаре для воспитателей МДОУ Автор-разработчик: Т.П. Масленцева
воспитатель первой младшей группы
МБДОУ ЦРР Детский сад №36 «Солнышко» 22 января 2013 года город Юбилейный, Московская область Автор приветствует присутствующих, озвучивает тему выступления.
ДЕТСКАЯ ИГРА - средство активного обогащения личности, поскольку обеспечивает ребенка деятельностью, развивающей его неограниченные возможности и таланты.
РОЛЬ ИГРЫ поистине огромна.
Помимо основных функций:
1. развивающей,
2. обучающей,
3. воспитывающей
в любой игре может быть реализован комплекс функций:
4. диагностической (раскрывающей скрытые таланты),
5. релаксационной (снижающей излишнее напряжение),
6. компенсаторной (дающей человеку то, чего ему не хватает),
7. коммуникативной (являющейся средством общения),
8. самореализационной (служащей средством реализации возможностей),
9. социокультурной (позволяющей в процессе игры осваивать социокультурные нормы и правила поведения),
10. терапевтической (являющейся средством лечения психических расстройств человека).
Игра тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Поэтому, игровые технологии, как современные образовательные технологии, активно применяются в дошкольной практике.
Цель игровой технологии в образовательном процессе - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-либо специальным навыкам, а дать возможность ребёнку «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Реализуя основные задачи ДОУ, игровые технологии становятся одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они нивелируют отрицательные факторы, влияющие на снижение эффективности образования.
Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к дальнейшему обучению в школе:
1. формирует мотивационную и эмоционально-волевую готовность к школе, так как каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми или с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи, учится регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, учится одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества;
2. формирует интеллектуальную готовность к школе через игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Сначала игровые технологии используются как отдельные игровые моменты, которые очень важны, особенно, в период адаптации детей в дошкольном учреждении. Начиная с двух - трех лет основная задача игровых моментов - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
Далее игровые технологии, как игровые моменты проникают во все виды жизнедеятельности детей:
- образовательная деятельность и игра;
- трудовая деятельность и игра;
- повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима дня и игра.
Воспитателю, использующему игровые технологии, необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы.
Начиная организацию игры в детском саду, воспитателю следует опираться на уже достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки, способности. Затем осторожно перестраивать существующие интересы детей на желаемые, постепенно повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над их духовным ростом.
В раннем возрасте закладываются основы всестороннего развития личности ребенка. Развитие и совершенствование движений в период раннего детства имеет особо важное значение. Обогащая двигательный опыт, активное движение способствует приобретению ребенком навыков и умений в его самостоятельной деятельности: в игре, в труде, во всей жизнедеятельности.
Подвижные игры являются жизненной потребностью для развития детей раннего возраста. С помощью подвижных игр решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития моторики детей, формирования их нравственных качеств, навыков жизни в коллективе.
Выполнение игровых действий доставляет ребенку большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью подвижных игр он овладевает новыми, более сложными движениями. Многократное повторение этих движений развивает внимание, волю, координацию, ловкость.
Подвижные игры - коллективные игры, поэтому у детей вырабатываются умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих. Совместные действия детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приобретают опыт играть дружно, уступая и помогая друг другу.
Подвижные игры помогают ребенку преодолеть робость и застенчивость. В игре, подражая действиям взрослых и товарищей, ребенок естественно и непринужденно выполняет любые, самые разнообразные движения.
Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем, благодаря чему улучшается обмен веществ в организме и происходит тренировка практически всех функций систем и органов.
Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря – это жизненно необходимые качества, которые как воспитатель, так и родитель может воспитывать при помощи подвижных игр.
Существуют десятки методик раннего развития детей. Однако, реализуя игровые технологии в системе дополнительной развивающей образовательной деятельности в первой младшей группе, я опираюсь на методические разработки Сергея и Екатерины Железновых, которые стали популярными не только в России, но и далеко за ее пределами.
Ученые установили, что восприятие, мышление, принятие решений возможны только благодаря взаимодействию левого и правого полушарий мозга человека. И, что, именно музыкально - ритмическая деятельность положительно влияет на это взаимодействие - ускоряет обмен информацией между левым и правым полушариями мозга ребенка.
Особенностью авторской методики Сергея и Екатерины Железновых является то, что любые движения предлагаемых ими игровых методик «накладываются» на музыку и сочетаются с музыкальной деятельностью. Именно музыка определяет темп и ритм движений, чередование фраз и разделов, подсказывает детям игровой образ и выполняемые действия.
Музыка здесь - не самоцель, а средство для раннего развития ребенка, залог его будущего всестороннего развития, залог его успешной адаптации в любом коллективе, залог счастливой жизни.
Уважаемые коллеги, я предлагаю вашему вниманию несколько подвижных игр для детей от 1,5 года до 4 лет из альбома Сергея и Екатерины Железновых «Музыка с мамой» и приглашаю вас к участию в них. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «У ЖИРАФОВ»
Перед игрой попросите ребёнка рассказать о том, как выглядят жираф, слон, зебра, кошка. Покажите картинки с этими животными, отмечая их характерные внешние признаки: у жирафа - пятна, у слона - складки, у котёнка - шёрстка, у зебры - полоски. Подкрепите слова жестами, которые будут использоваться в игре.
Под музыку песни «У жирафов» исполняется подвижная игра:
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями).
На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках.
(Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках.
(Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
(Поглаживаем себя).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу, рисуя полосочки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела). ПОДВИЖНАЯ ИГРА «АВТОБУС»
Перед игрой предложите детям «поиграть в автобус»: возьмите руль – бубен или кольцо от пирамиды. Напевая песенку - крутим «руль». На возглас «Громко все гудим» - нажимаем на сигнал (ритмично стучим по центру бубна или кольца пирамиды). Подкрепите слова жестами, которые будут использоваться в игре.
Под музыку песни «Автобус» исполняется подвижная игра:
Вот мы в автобусе сидим, И сидим, и сидим.
(Покачиваемся на стульчике).
И из окошечка глядим Всё глядим!
(Смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны).
Глядим назад, глядим вперёд Вот так вот, вот так вот
(Повороты - «скручивания» в одну и в другую сторону, смотрим из-под ладони).
Ну что ж автобус не везёт Не везёт?
(Пожимаем плечами).
Колёса закружились Вот так вот, вот так вот Вперёд мы покатились Вот так вот!
(Выполняем круговые движения руками впереди от себя).
А щётки по стеклу шуршат Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик Все капельки смести хотят Вжик-вжик-вжик!
(Качаем согнутыми в локтях руками перед лицом, имитируя движение «дворников»).
И мы не просто так сидим Бип-бип-бип, Бип-бип-бип, Мы громко-громко все гудим Бип-бип-бип!
(«Крутим руль» и бибикаем).
Пускай автобус нас трясёт Вот так вот, вот так вот Мы едем-едем всё вперёд Вот так вот!
(Подпрыгиваем на стульчике). Автор благодарит присутствующих за внимание и за участие, желает успехов в развивающей игровой деятельности! При подготовке данной методической разработки использованы материалы интернет-ресурсов:
1. Педсовет.org 13-й Всероссийский интернет-педсовет. Роль подвижных игр в развитии основных движений.
2. Социальная сеть работников образования «NSPORTAL.RU». Подвижные игры как один из видов технологий сохранения и стимулирования здоровья.
3. Сайт «Социальная сеть работников образования «НАША СЕТЬ». Применение игровых технологий в ДОУ.
4. Сайт дошкольного работника «КАЛИНА». Игровые технологии
5. Информационный портал о государственных и частных детских садах. Подвижные игры в детском саду.
6. Сайт «Музыка с мамой». Раннее развитие ребенка, детские развивающие игры: музыкальные игры, пальчиковые игры, развитие речи детей дошкольного возраста. Звуковое развитие речи, методика Монтессори. Игровая гимнастика.
7. Сайт детского развлекательного центра «Перлина». Все для физического развития детей.
|
|
|