|
"Развитие творческих способностей детей средствами фольклора через театрализованную деятельность" Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Московской области
«Орехово-Зуевский социально-гуманитарный колледж»
Самостоятельная работа №1
ЭССЕ на тему: "Развитие творческих способностей детей средствами фольклора через театрализованную деятельность"
Подготовила воспитатель
МДОУ№20 г. Орехово-Зуево
Книга Наталия Васильевна
Слушатель кафедрального
инвариативного учебного
курса 36 часов
по «Музыкальному
воспитанию детей в ДОУ»
Преподаватель
Терентьева Марина
Анатольевна
г. Орехово-Зуево 2012 год
"Развитие творческих способностей детей средствами фольклора через театрализованную деятельность" «Игра - наиболее доступный ребенку и интересный
для него способ переработки и выражения
впечатлений, знаний, эмоций»
( А.В. Запорожец.)
Я работаю в детском саду воспитателем и считаю что у меня самая интересная работа. Ведь это общение с детьми, которые дарят мне свою любовь и возможность творчески работать, постоянно погружаясь в мир детства, музыки, игры, сказки. О своей профессии я мечтала с детства. Самые яркие детские воспоминания - как я выступаю на утренниках. Меня привлекает работа именно с дошкольниками. Это самый благодарный возраст, когда между ребенком и взрослым устанавливается теснейший контакт и взаимопонимание. Малыш, который любит педагога, доверяет ему, полюбит и поймет то, что тот предлагает.
Главная цель моей работы – доставить детям радость, вдохнуть в них творческое начало, превращать их пребывание в детском саду в сказку, праздник, воспитывать их на лучших образцах народного творчества, прививать вкус, любовь к прекрасному. Меня очень радует, когда в конце театрализованной игры дети спрашивают: «А когда мы еще будем играть в Театр?»
Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоение способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие; дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.
Очень велико значение театрализованной игры для развития психологического развития ребенка 3-4 лет. В это время еще сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления (т.е. малыш еще не может ими управлять). Взрослый в это время привлекает ребенка в первую очередь как партнер по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку еще не вполне владеет речью, с ним трудно согласовывать намерения и построить план совместной игры. Взаимодействие с трех четырехлетними детьми осложнено тем, что они проходят через возрастной кризис трех лет- кризис становления воли, кризис «Я сам!». Сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познает то, что видит перед собой сию минуту, Важно помнить, что речь у ребенка находиться в стадии становления, поэтому еще нельзя полноценно использовать ее как средство проверки и выявления знаний. Вы можете расширить собственный используемый словарный запас, но не требуйте от трех - четырех летних детей развернутых и полных ответов. Такое требование травмирует ребенка, его внимание переключается с выполнения мыслительных процессов на речевое формулирование.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗВИТИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности: от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли: от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре - драматизации.
ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают воспитатели, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки, Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос, интонацию.
Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры - драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр - драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы следующие.
* ИГРА-ИМИТАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕЛОВЕКА, ЖИВОТНЫХ, ПТИЦ.
( дети проснулись - потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека ( выглянуло солнышко - дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
* ИГРА-ИМИТАЦИЯ ЦЕПОЧКИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СОЧЕТАНИИ С ПЕРЕДАЧЕЙ ОСНОВНЫХ ЭМОЦИЙ ГЕРОЯ (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать, зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
* ИГРА-ИМИТАЦИЯ ПОД МУЗЫКУ («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки».)
* ОДНОТЕМНАЯ БЕССЛОВЕСНАЯ ИГРА-ИМПРОВИЗАЦИЯ С ОДНИМ ПЕРСОНАЖЕМ ПО ТЕКСТАМ СТИХОВ И ПРИБАУТОК, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А.Барто «Снег, снег».)
* ИГРА-ИМПРОВИЗАЦИЯ ПО ТЕКСТАМ КОРОТКИХ СКАЗОК, РАССКАЗОВ И СТИХОВ, которые рассказывает воспитатель (З. Александрова «Елочка», К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька», Н. Павлова «На машине», «Земляничка», Е. Чарушин «Утка с утятами».)
* РОЛЕВОЙ ДИАЛОГ ГЕРОЕВ СКАЗОК («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
* ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ФРАГМЕНТОВ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ («Теремок», «Кот, петух и лиса».)
* ОДНОТЕМНАЯ ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПЕРСОНАЖАМИ ПО НАРОДНЫМ СКАЗКАМ («Колобок», «Репка») И АВТОРСКИМ ТЕКСТАМ В.Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок».)
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик - дедушка…», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.
ПЕРВАЯ ГРУППА УМЕНИЙ связана с освоением позиции « зритель» ( умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам».)
ВТОРАЯ ГРУППА УМЕНИЙ обеспечивает первичное становление позиции « артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.
ТРЕТЬЯ ГРУППА УМЕНИЙ - это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.
Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми. Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детенышем» и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободны темы («Солнышко и дождик»», «В лесу», «Веселые обезьянки», «Котята играют» и т.п. )
Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатиться за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.
Таким образом, я развиваю творческие способности младших дошкольников средствами фольклора через театрализованную деятельность. Фольклор - устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки и т.д. – это неоценимое богатство народа, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и понимает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре народа. Д. С. Лихачев отмечал: «Фольклор создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делал народ, - единые представления о красоте. Здесь нет разноречий. Единство представлений о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как броней, защищало народное искусство от безвкусицы».Обращение к фольклору как к средству развития речи способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности.
Литература:
Акулова О. «Дошкольное воспитание» № 4. 2005 г. ст. 24.
Артемова Л.В. «Театрализованные игры»
Доронова Т. Н. «Развитие детей в театрализованной деятельности» Москва 1997 г.
Маханева М.Л. «Театрализованная деятельность» ТЦ «Сфера», 2001 г.
Полякова Т.В. «Фольклор в развитии речи детей» Журнал «Воспитатель» № 1, 2010 г.
|
|
|