|
«реализация компетентностного подхода в преподавании английского языка в моу сош №32. г. Комсомольска -на-амуре» Выступление на педагогическом совете по теме:
«РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО
ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В МОУ СОШ № 32. г.КОМСОМОЛЬСКА –НА-АМУРЕ»
Докладчик: Бобкова Л.М. В основе практики педагогической работы учителей иностранного языка лежат не предметные компетенции по иностранному языку (хотя они отражены в стандартах), а ключевые компетенции, как более широкие, универсальные. Именно они дают возможность для формирования учащегося как субъекта учебной деятельности и воспитания его личности. Ценностно- смысловая компетенция.
Формирование ценностно-смысловой компетенции – очень важное условие становление личности, развития ее качеств.
Уроки иностранного языка – благодатная почва для этого, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий нас мир во всех его проявлениях. Учащиеся овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков.
На уроках иностранного языка мы обсуждаем очень важные вопросы, например, «Бедность: причины и следствия», Дискуссия « Как бы ты решал проблему бедности, если бы ты разрабатывал целевые программы и определял приоритеты в этой области»
Вот выдержки из рассуждений некоторых учеников Л.А. Назаренко
“If I developed target programs I would suggest some innovations.
First I would construct special houses for homeless.
For poor children I would make privileges for entering schools and high schools
I would create one of the establishments to provide any work for the unemployed.”
“I think in order to improve life conditions the government should do the following:
Help people with finding good and cheap dwelling
Organize the system of assistance the poor to get a good education, psychological help to overcome stress and diseases.”
На открытом уроке Марины Владимировны Шкарбан обсуждалась не менее важная проблема « Благотворительность и благотворительные организации», причем этот вопрос обсуждался не отвлеченно, а на материале нашего города.
Ученики пытались ответить на вопросы:
- Что такое благотворительность?
- Почему люди занимаются благотворительностью?
- Нужны ли благотворительные организации нашему городу? Общекультурная компетенция.
Формирование этой компетенции позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, необходимость которого с каждым годом все возрастает, выработать у себя толерантность.
Так побывав на уроке Анны Александровны Дюковой мы увидели какую целенаправленную работу по формированию данной компетенции ведет этот учитель. Здесь обсуждались вопросы этикета, чувства взаимоуважения, терпимости к особенностям культуры страны изучаемого языка.
Причем, хочется отметить, что формирование данной компетенции ведется учителем не в назидательном тоне , а через драматизацию, исполнение пантомим, изучение английских шуток, а, например, стиль правления двух известных политиков был рассмотрен через стиль их одежды.
Огромную духовную ценность несут в себе пословицы и поговорки. Поэтому мы хотим сделать традиционным конкурс “ World Wisdom”, который проводится во время недели английского языка и привлечь к этому учителей. Безусловно, важны уроки и мероприятия, в игровой и развлекательной форме, приобщающие детей к традициям страны изучаемого языка. Примером могут служить такие мероприятия, как праздник «Хэллоуин» с соблюдением традиционных персонажей, а также праздники английской поэзии, на котором дети читают известные стихи, например, «Шалтай-Болтай», «Чудеса в решете» и многие другие на английском языке и в переводе С.Я. Маршака, делают свои переводы, инсценируют их, исполняют их как песни..
Е.С. Лукашова ведет театральный кружок, где дети исполняют сказки на английском языке, так в прошлом вниманию учителей и учеников была представлена сказка «Теремок», а в этом году « Репка», Е,С. полна творческих планов. Коммуникативная компетенция Работа над данной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку – коммуникативную. Добиться формирования коммуникативной компетенции возможно , последовательно и системно продвигаясь по следующим направлениям.
Прежде всего каждый человек должен уметь заявить о себе: представить себя, сообщить о себе определенные сведения
В устной форме это осуществляется в виде монолога. «Расскажи о себе», поделись своими мыслями на тему…» и диалогической речи.
Дети определяют роли и ведут диалог по различным темам. Очень востребованы среди них бытовые « За столом» (гость и хозяин), в магазине (продавец-покупатель). Помимо того что такой вид заданий прекрасно практикует устную речь вообще и речевые клише социокультурной направленности в частности, он еще и позволяет детям проявить креативность мышления и способствует формированию компенсаторной компетенции – умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации
В письменной речи о сформированности коммуникативной компетенции можно говорить когда учащийся способен заполнить анкету, сообщив о себе необходимую информацию ( первоначальные навыки этого формируются еще в начальной школе, когда ребенок учиться писать свою фамилию и имя), может написать письмо (это умение теперь закладываются на 2-м году обучения, т.е. в третьем классе. Например, ученики 3 класса пишут письмо Хоббиту с приглашением приехать в гости).
Ученики 6-7 класса получают навык заполнения следующей анкеты: Name_________________________
Home address___________________________________________________
Date of Birth____________________________________________________
School year_____________________________________________________
Father’s occupation_______________________________________________
Mother’s occupation______________________________________________
Brothers________________________________________________________
Sisters__________________________________________________________
What foreign languages do you speak_________________________________
What are your hobbies_____________________________________________
Do you play any musical instruments? Which one?______________________
Do you have any pets? What pets?____________________________________
На старшей ступени условия заданий усложняются. Теперь ученик умеет уже не только сообщить о себе, но и подобрать те сведения, которые интересны, необходимы его собеседнику. К примеру, ученики 11 класса овладевают очень полезной компетенцией – умение написать резюме. Они знакомятся с условием задания
- Ты собираешься устроиться на работу. Как ты думаешь, что твоему работодателю необходимо узнать о тебе? Напиши все нужные сведения, не забывая о том, что ты должен заинтересовать того, к кому обращаешься.
Старшеклассники осваивают форму составления резюме, анализируют неудачные варианты, после чего пробуют силы в составлении подобных деловых писем. Такая практика дает старшеклассникам шанс обдумать профессиональную пригодность, если они уже выбрали будущую профессию.
CURRICULUM VITAE Personal details: Anastasia Danilova
Apt. 20
19, Gagarina Street Date of birth: 27 April, 1992
Tel: 578 403 Education: School the 10th form Work experience: Office junior: Receive telephone calls
Position of responsibility: Helped to organize parties at school
Skills: Good knowledge of Microsoft and Adobe
Photoshop
Interests: Music, reading books and writing rhymes Социально-трудовая компетенция.
В неразрывной связи с коммуникативной компетенцией находится социально- трудовая компетенция.
Овладение коммуникативной компетенцией означает владение разными социальными ролями. Социально-трудовая компетенция направляет это умение в сферу гражданско-общественной и социально трудовой деятельности. Поэтому вести диалог руководствуясь своими общественными ролями,- очень важное умение, которое формируется на протяжении всего процесса обучения иностранному языку.
Основной способ – это ролевая игра. Участвуя в разрешении разнообразных ситуаций, от самых простых (типа «Что ты будешь па завтрак кашу или бутерброд (3 класс) до более сложных( « Твой товарищ собирается пройти собеседование с работодателем. Он никогда раньше не бывал в таких ситуациях и очень нервничает, попробуй дай несколько дельных советов), ученики не просто практикуются в употреблении лексики и грамматики, а готовят себя к будущим социальным ролям, к жизни в обществе со своими законами и правилами.
Компетенция личностного самосовершенствования
Личность ученика, его нравственные качества, стремление к самопознанию- то, что является объектом этой компетенции,- растет и развивается под воздействием среды, в которую он попадает. Поэтому в данной формации большую роль играет сам учитель, стиль его общения с детьми, его духовные ценности и приоритеты.
Размышляя нал целями уроков, мы продумываем такие варианты деятельности, которые давали бы нашим ученикам возможность развивать внутреннюю культуру, правильное мировоззрение.
К примеру, работая над популярной для подростков темой «Спорт», учащиеся знакомятся с различными точками зрения спортсменов-любителей, профессиональных спортсменов на те области спорта которые часто остается в «тени»: тяжелые перегрузки, нездоровая конкуренция и нечестность в спорте. Ученики имеют возможность «пропустить эту информацию через себя», задуматься над своими ощущениями, определить свое отношение и даже выработать для себя определенные правила поведения в ситуации по данной проблеме. Заключительная дискуссия на тему «Спорт и наркотики» является логичным завершением темы, поскольку кроме языковой компетенции формирует в значительной степени компетенцию личностного самосовершенствования.
Возможность развития данной компетенции наличествует при работе над любой темой. Поиск таких возможностей – одна из важнейших задач учителя. Информационная компетенция
Обучение иностранному языку дает достаточно возможностей для формирования этой компетенции.
На сегодняшний день компьютеры прочно вошли в обиход большинства детей, они имеют доступ к Интернету, пользуются электронной почтой, и это является для них жизненной потребностью. Поэтому ученики, получив задание написать реферат или эссе, обращаются к дополнительным информационным источникам, прибегают к помощи современных СМИ, таким способом совершенствуя свою информационную компетентность.
Обучающие компьютерные программы по английскому языку составляют значительную часть всего программного обеспечения. Это «Репетитор», « Профессор Хиггинс» « Еnglish Gold» и др.
Оптимальным является фрагментарное использование этих программ в зависимости от цели урока. |
|
|