Главная страница

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с онр



Скачать 279.29 Kb.
НазваниеИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с онр
Дата14.04.2016
Размер279.29 Kb.
ТипРеферат


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зайцевореченская общеобразовательная средняя школа»

(дошкольное образование)


Использование здоровьесберегающих технологий

в коррекционной работе с детьми

старшего дошкольного возраста с ОНР

учитель-логопед

Глушакова Елена Анатольевна

2015 год

Содержание
Введение 3
1.Теоретические основы использования здоровьесберегающих технологий

в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 5


    1. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников

с общим недоразвитием речи 5
1.2 Влияние здоровьесберегающих технологий на развитие речи

у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7
2. Организация коррекционно-развивающей работы с использованием здоровьесберегающих технологий 10
3. Методическое обеспечение использования здоровьесберегающих

технологий на логопедических занятиях 14
Заключение 16
Список литературы 19
Приложение 21

Введение
На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина и др.). Одним из условий осуществления этого процесса является учет возрастных закономерностей и специфических особенностей развития детей с различными отклонениями в развитии. Исследователями в области коррекционной педагогики отмечается, что среди детей с особыми образовательными потребностями большую группу составляют дети с речевыми нарушениями, среди которых выделяются дети с общим недоразвитием речи.

В современных условиях проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер. Культивирование здорового образа жизни – приоритетная задача в программе модернизации российского образования. Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико – коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых. Самую многочисленную группу – до 60% от всех дошкольников – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Общероссийская проблема детского здоровья весьма актуальна и для дошкольников нашего поселка Зайцева Речка Нижневартовского района Тюменской области ХМАО-Югры.

Решение данной проблемы видится нам во внедрении здоровьесберегающих технологий на занятиях, использование которых в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе идет на пользу здоровья детей. Коррекционно-образовательный процесс осуществляется на базе логопедической группы МБОУ Зайцевореченская ОСШ (дошкольная ступень) с 2012 года.

Цель: организовать образовательное коррекционно-развивающее пространство с использованием здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

  • Сохранение физического и психического здоровья детей с нарушениями речи.

  • Развитие сенсорных и моторных функций.

  • Развитие мимической мускулатуры.

  • Формирование кинестетической основы артикуляторных движений.

  • Развитие интеллектуальных функций.

  • Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.

  • Развитие черт гармоничной и незакомплексованной личности.

Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.

1. Теоретические основы использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1 Психолого-педагогическая характеристика старших

дошкольников с общим недоразвитием речи
Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возрастов, проведенных Левиной Р.Е. и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИИ коррекционной педагогики (Никашина Н.А., Каше Г.А., Спирова Л.Ф., Жаренкова Г.М., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. и др.).

Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Данные проявления общего недоразвития речи указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями.

Ряд авторов отмечают у детей с ОНР недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова). При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Исследование мнестических функций позволяет заключить, что запоминание словесных стимулов у детей с ОНР значительно хуже, чем у детей без речевой патологии.

Исследование функции внимания показывает, что дети с ОНР быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы.

Итак, у детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.

Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

У детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и артикуляционной. По результатам обследования моторной сферы дошкольники с ОНР (третий уровень речевого развития, подготовительная к школе группа) разделились на три подгруппы: дети с низким уровнем развития моторной сферы — 23,5 %, со средним уровнем — 28,55 %, с высоким — 48 %.

У детей с низким уровнем развития моторной сферы наблюдаются трудности переключения с одного вида движений на другой, недостаточная статическая и динамическая координация движений, недостаточная двигательная память и низкий уровень произвольного внимания.

У детей со средним уровнем развития моторики отмечаются сопутствующие движения при выполнении некоторых проб, им требуется длительное время для выполнения заданий. Лучше выполняются задания по показу, чем по словесной инструкции.

Дети с высоким уровнем развития моторики приближаются к возрастной норме: у них достаточно сформирована мелкая и артикуляционная моторика. Это можно объяснить тем, что с детьми подготовительной группы длительное время проводилась коррекционная работа.

Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В исследованиях Ю. Ф. Гаркуши и В. В. Коржевиной (2001) отмечается, что:

- у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы;

- имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений;

- преобладающая форма общения со взрослыми у детей 5-6 лет ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме.

Наличие общего недоразвития у детей приводит с стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Для детей с речевой патологией характерно нарушение дыхания, зачастую оно у них поверхностное, ключичное.

Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику.

При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медицинских работников, родителей у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, снижается работоспособность на занятии.

1.2 Влияние здоровьесберегающих технологий на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень формирования личности. В системе дошкольного образования широко применяются технологии развивающего и проблемного обучения, игровые, компьютерные, альтернативные технологии. Наряду с перечисленными, все чаще звучит термин «здоровьесберегащие технологии».

По мнению В.Д. Сонькина, здоровьесберегающие технологии – условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);   соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

О.В. Петров под здоровьесберегающей технологией понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

По определению Н.К. Смирнова, здоровьеформирующие образовательные технологии это психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья и личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

В.А. Деркунская предлагает классификацию здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения субъектов педагогического процесса в детском саду:

медико-профилактические (организация мониторинга здоровья дошкольников; разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания, физического развития и закаливания дошкольников; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ);

физкультурно-оздоровительные (развитие физических качеств и становление физической культуры дошкольников; дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж; профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки; воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье);

обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (психологическое или психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка);

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования (развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни);

валеологического просвещения родителей (папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и др.).

Здоровьесберегащая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. По мнению В.И. Ковалько, здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить ис­пользовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии — регулярная экспресс-диагностика состояния детей и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало — конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии их здоровья.

Одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса ДОУ выступает создание здоровьесберегающей среды.

Л. Волошина определяет ее как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в семье и ДОУ. В основу разработки концептуальных направлений здоровьесберегающей среды заложены следующие задачи:

  • формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;

  • использование в образовательной деятельности ДОУ духовно-нравственного и культурного потенциала города, микрорайона, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры;

  • конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;

  • обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, может выступать:

    • непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;

    • реабилитационные мероприятия (фитотерапия, витаминотерапия, ароматерапия, ингаляция, функциональная музыка, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги);

    • специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии).

В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы логопеда ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению.

Многолетний опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов по преодолению речевого нарушения достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с сетью интегративных связей, куда входят педагоги, психологи, родители.

Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, считаем важным подчеркнуть, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.

Таким образом, коррекция недоразвития речи, как следует из выше сказанного, не может быть эффективно проведена без одновременной работы по сохранению и укреплению здоровья детей. Мы считаем, что наиболее эффективным средством решения этой задачи будет использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно- развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи.

2. Организация коррекционно-развивающей работы с использованием здоровьесберегающих технологий
Развитие речи, как и физическое, психическое, интеллектуальное развитие ребенка связано с периодами биологического созревания мозга, развитием сознания и мышления. Поэтому в структуре коррекционно - логопедического воздействия имеет место сенсомоторное развитие, развитие высших психических функций, мероприятия, способствующие общесоматическому состоянию логопатов. Успешная коррекционно-логопедическая работа и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Многолетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показали, что работоспособность, качество усвоения программного материала, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными умениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья.

Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей.

Их можно выделить в три подгруппы:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний (динамические паузы, физминутки, гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз).

  • Коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия).

  • Технологии обучения здоровому образу жизни (проблемно - игровые методики, игротерапия, разные виды массажа и самомассажа).

Вся работа начинается с организации коррекционно-развивающей образовательной среды, которая позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и логопедом, включить в активную познавательную деятельность всех детей; с оборудования речевых зон, стимулирующих речевое развитие ребенка.

В логопедической работе мы используем разнообразные стимулирующие приемы здоровьесбережения, которые становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической помощи эти приемы не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Стимулирующие приемы здоровьесбережения:

  • элементы сказкотерапии

  1. Облачение занятия сказочным сюжетом.

  2. Использование отрывков из сказок.

  3. Введение в занятие сказочного героя.

  4. Сочинение сказок.

Во время работы над сказкой идет обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь. Во время работы

над текстами сказок ребенок учится правильно придумывать, пересказывать, искать ответы на вопросы в тексте, что влияет на развитие связной, логичной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Введение сказочного героя в логопедический процесс, который появляется на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта).

  • элементы цветотерапии

Включая в логопедическую практику методику выбора цвета позволило быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние ребенка и преобладающие в данный момент поведенческие тенденции.

Широко используются в логопедической работе рисунки, т.к. рисование - один из главных способов познания и отражения окружающего мира. Рисование вызывает у детей интерес и радость, снимает психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, и позволяет быстрее и легче усвоить предлагаемый материал, преодолеть речевое нарушение.

  • элементы музыкотерапии

Часто используем музыкальное сопровождение в ходе занятия, целью которого, является снятие напряжения, тревожности; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), сенсорных способностей, растормаживание речевой функции. Наиболее важным для детей – логопатов является развитие чувства ритма, темпа, мыслительных способностей и фантазии; вербальных и невербальных коммуникативных навыков, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики посредством музыкально-ритмических упражнений. Используем музыкальные классические произведения во время выполнения самостоятельных работ, когда исключается речевое общение.

  • приемы психотерапии

Вся логопедическая работа пронизана психотерапевтической направленностью. Психотерапевтическое воздействие ведется с учетом особенностей личности ребенка, обусловленных речевыми нарушениями. Основным средством психотерапевтического воздействия является слово. В процессе коррекционной работы проводим беседы, даем разъяснения, убеждаем, внушаем им уверенность в собственные силы, желание и стремление работать над своей речью, возможность преодоления дефекта, что в конечном итоге положительно влияет на результат логопедического воздействия.

Исправляя имеющиеся речевые нарушения для предупреждения перегрузки детей с ослабленным здоровьем, разрабатываем и внедряем щадящие режимы, которые предполагают создание таких условий учебной деятельности, которые раскроют резервы организма, способствующие росту, развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности в течение всего занятия.

В этом направлении широко используем компенсаторно-нейтрализующие приемы:

  1. Кинезиологические упражнения А.Л.Сиротюк, необходимые для

становления многих психических процессов (Приложение 1).

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.

В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость)

(Приложение 2).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

  1. Сенсорно-координаторные тренажеры В.Ф.Базарного

синхронно сочетающие движения головы, глаз и туловища.

Важнейшая особенность таких занятий состоит в том, что они проводятся

в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих заданий. Весьма плодотворно внедрять режим непроизвольного зрительно-моторного скольжения по траекториям. У детей происходит расширение зрительных горизонтов, развивается творческое воображение и целостное восприятие, значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность.

3. Биоэнергопластика – содружественное взаимодействие руки и языка. Этот прием способствует достижению лучших результатов в работе по постановке звуков, создает условия реабилитации детей с органическим поражением центральной нервной системы, тяжелыми речевыми нарушениями. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику (Приложение 3).

4.Алфавит телодвижений, разработанный С.И.Веневцевым, используемый на занятиях, состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечные движения, изображают эту букву. И, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В данном случае соединяются абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему условные связи в коре головного мозга укрепляются и впоследствии легко воспроизводятся. Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы, являются хорошо знакомыми и доступными детям: движения рук, ног, наклоны туловища и головы, полуприседания, приседания. К концу учебного года у детей с дизартрическим компонентом улучшаются показатели двигательной сферы, осанка, возрастают показатели двигательной памяти и фонематического слуха.

5. Методика логоритмических упражнений без музыкального сопровождения Е.А. Алябьевой.

Эти упражнения нормализуют темп и ритм речи, развивают словарный запас, автоматизируют звукопроизношение у детей с дизкомпонентом. «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус.

3. Методическое обеспечение использования здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
В системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.

Схема построения занятий отличается от общепринятой следующими моментами:

  • в организационный момент включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика.

  • в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения;

  • в каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;

  • динамические паузы и физминутки, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия, даются задания на словотворчество детей,

  • предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.

Методы и приемы здоровьесберегающих технологий, которые могут применяться в коррекционной работе на разных этапах занятия (Приложение 4).

Первый этап занятия – организационный. Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию, а также коррекция психофизических функций. В организационные моменты полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

  • Психологический настрой «Цепочка дружбы»: - Встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!

  • Занятие на основе сюжета «Прогулка в лес» начинается с загадки: «Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?» Затем следуют релаксационные упражнения: «Представьте, что сейчас лето. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло, приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление)». Релаксационные упражнения помогают снять повышенное напряжение у детей с дизартрией.

  • Использование психогимнастики можно рассмотреть на примере занятия «У нас в гостях звуки [г] и [г']»: «Дети, вы помните сказку про Белоснежку? С кем она дружила? Сейчас мы станем изображать разных гномов. Покажите, каким был гном Ворчун. Каким вы представляете себе гнома Весельчака?» (Дети изображают ворчливого, грустного, доброго и злого гномов). Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата.

  • Элементы психофизической гимнастики используются, например, так: дети изображают хитрых, голодных и жадных мышат, показывают, как они подкрадываются к спящему Леопольду, как уныло бредут после своих неудавшихся проделок. Затем они изображают спящего кота, его добродушный вид, мягкую походку. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

Одним из следующих этапов логопедического занятия может быть работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, которую проводим в форме артикуляционной гимнастики. При отборе материала соблюдаем определенную последовательность, идем от простых упражнений к более сложным. Проводим их эмоционально, в игровой форме, например, «Сказка о Веселом Язычке», «Храбрый комар».

Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика. Самостоятельно подбираем движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает.

Обязательно на занятии присутствует физкультминутка, тесно связанная с темой занятия и являющаяся как бы переходным мостиком к следующей части занятия, где также возможно использование здоровьесберегающих технологий. Основные задачи физкультминутки – это:

  • снять усталость и напряжение;

  • внести эмоциональный заряд;

  • совершенствовать общую моторику;

  • выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

На заключительной стадии занятия подводятся итоги. Обязательное условие – передача положительных эмоций. При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка. А реакция на неудачи должна быть с надеждой и успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит. Если активно работать, все получиться. В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получиться еще лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с вами. Но главное, о чем необходимо помнить, - занятие от начала до конца должно быть добрым!

Заключение и материалы, отражающие прогресс детей в ходе коррекционно-логопедического воздействия

Опираясь на исследования ученых, мы рассматривали значение здоровьесберегающих технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и их роль в логопедической коррекции. Также были освещены основные направления коррекционно-логопедической работы с использованием данных технологий.

В процессе работы был проведен сравнительный анализ результатов обследования компонентов речи у детей на начало и конец года, где выяснилось, что к концу года у детей обнаружилось значительное повышение уровня сформированности речевой деятельности.

Диагностика проводилась по методике Т.А.Фотековой, которая в балльной системе оценивает уровень развития устной речи детей. Методика обследования устной речи старших дошкольников позволяет более полно исследовать речь логопатов, увидеть проблемы и за учебный год преодолеть их. На основании проведенного обследования создается речевой профиль на каждого ребенка на начало года и на конец года. Оценка результатов диагностики речевого развития логопатов производится главным образом с точки зрения индивидуального развития каждого ребенка (если сопоставление результатов диагностического среза по отношению к предыдущему показывает рост его развития, то оценка является положительной независимо от того, достиг ли ребенок каких-то норм или средних показателей в своем речевом развитии).

В результате работы с детьми было отмечено, что к концу года уровень самооценки у них нормализовался, дети чувствуют себя уверенно не только в стенах логопедического кабинета, но и в группе в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ


По результатам проведенной беседы можно отметить высокий уровень мотивации у детей к преодолению речевого дефекта. Если в начале учебного года дети без желания, по необходимости шли на логопедические занятия, чтобы поиграть, то к концу года они уже имеют четкую цель.

Результаты беседы с детьми



Выводы: У детей-логопатов значительно возрос интерес к логопедическим занятиям; они чувствуют себя более успешными, у них исчезло чувство неполноценности, сформировалась уверенность в умении реализовывать намеченные цели, развился самоконтроль, повысилась мотивация. Занятия проходят в режиме диалога и раскрепощенного коллективного сотрудничества. Такое построение занятий позволяет добиваться устойчивого внимания детей и поддержания их интереса к материалу на протяжении всего занятия, способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, помогает достигать максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей. Оптимизация процесса коррекции речи способствует оздоровлению всего организма ребенка.


Мониторинг результативности

коррекционно-логопедической работы



Проводимая нами работа показывает, что здоровьесберегающие технологии благотворно влияют как на речевое, так и на физическое и психическое здоровье в целом. Такие занятия позволяют сделать коррекционно-логопедическую работу ненавязчивой, интересной, естественной, а главное – более продуктивной.

Таким образом, можно сделать вывод о высоком качестве проведенной

коррекционно-логопедической работы с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста.

Список литературы.

1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М., 2012.

2. Амосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе // Логопед. 2012. № 6. С. 78.

3. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка. М., 2010.

4. Белявская Н.Н., Засорина Л.Н., Макарова Н.Ш. Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии. М., 2011.

5. Белякова Л.Н., Гончарова Н.Н., Шинкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. М., 2012.

6. Веневцев С.И. Использование двигательных действий при обучении грамоте учащихся начальных классов вспомогательной школы. Красноярск, 2010.

7. Емельянов В.В., Трифонова И. Развивающие голосовые игры. СПб., 2011.

8. Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления дошкольников. М., 2011.

9. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. М., 2012.

10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 2010.

11. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М., 2011.

12. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. М., 2010.

13. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. СПб., 2012.

14. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., 2010.

15. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб., 2012.

16. Леонова С.В. Веселая разминка. Комплекс дыхательных и физических упражнений под чтение стихотворных текстов // Логопед. 2004. № 6. С. 83.

17. Лебедева Н.В. Нетрадиционный подход к формированию речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. М., 2010.

18. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях.

19. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2012.

20. Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. М., 2011.

21. Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание. 2011. № 6. С. 36.

22. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 2012.

23. Рыжанкова Е.Н., Зиновьева Л.В. Пальчиковая азбука: подготовка детей к школе. Архангельск, 2011.

24. Рыжанкова Е.Н., Ракитина В.А. Пальцы развиваем, буквы составляем // Логопед. 2009. № 2.

25. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., 2002.

26. Соковых С.В. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики // Логопед. 2009. № 3.

27. Степанова М.А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. 2009. № 7.

28. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. М., 2010.

29. Чистякова М.А. Психогимнастика. М., 2012.

30. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М., 2010.