|
«роль родителей в формировании познавательной деятельности учащихся» Родительское собрание на тему:
«РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ» Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей, которые становятся сегодня одним из наиболее реальных заказчиков на содержание школьного образования.
Родители должны стать союзниками и равноправными, равноценными, равнозначными партнерами школы, должны иметь достоверную и интересующую их информацию о жизни школы, а также иметь реальную возможность влиять на образовательный процесс.
Такое понимание проблемы обуславливает направленность всей работы школы, т.е. мы должны создать отлаженный механизм взаимодействия школы и семьи, создать информационную среду и способствовать более широкому использованию родительского потенциала в обучении и воспитании детей.
Одним из оснований эффективности планируемых в России преобразований рассматривается обновление качества общего образования. Основная идея обновления состоит в том, что образование должно стать более функциональным, эффективным, индивидуализированным. В решении этой задачи школы ориентируются на социально-образовательный заказ формируемый «снизу» учащимися и их родителями, а также реализуют государственные инициативы. Это, прежде всего введение государственного стандарта общего образования.
Государственный стандарт включает три компонента:
федеральный компонент – устанавливается РФ;
региональный компонент – устанавливается субъектом РФ;
компонент образовательного учреждения – самостоятельно устанавливается образовательным учреждением.
Федеральный компонент – основная часть Госстандарта, обязательная для всех государственных и негосударственных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
На основе федерального компонента государственного стандарта общего образования разработан Федеральный базисный учебный план и является основой для разработки региональных (национально-региональных) учебных планов и учебных планов образовательных учреждений.
Федеральный базисный учебный план для V-IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Федеральный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. По решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель. Продолжительность урока – 45 минут.
Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется образовательным учреждением самостоятельно1.
В настоящее время сложились противоречия между потребностью общества в глубоко образованных людях и низким уровнем качества знаний у учащихся. Да, обществу нужны активные личности, причем активность многоплановая: трудовая, социальная, познавательная. Активность помогает личности действовать в разработке жизненной стратегии и тактики поведения, в разрешении познавательных ситуаций. Поэтому, именно с начальной школы, одним из главных направлений должно стать воспитание познавательной активности учащихся. Как стимулировать желание учиться?
Педагоги и родители часто жалуются: дети не хотят учиться. В чем причина? Есть причины более или менее типичные, на которые надо обратить особое внимание.
1. Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности
Учение - это деятельность, требующая специальных умений и навыков, а также немалой силы воли- Усидчивость, умение читать и понимать текст, навыки запоминания, счета, математических операций, наблюдательность, твердость руки и владение письмом, аккуратность, ловкость, чувство ритма и музыкальный слух, внимательность, достаточный запас слов, начитанность, умение слушать и складно говорить, терпение, настойчивость, целеустремленность, умения и навыки сотрудничества с окружающими, чувство ответственности - вот лишь часть тех умений, навыков и качества, без которых трудно или даже невозможно добиться успеха в учении. Эти качества совершенствуются вплоть до выпуска из школы. Основной этот набор необходим и школьникам к моменту окончания начальной школы. И если учителя и родители не научили детей и не привили им соответствующие навыки, учение становится затем очень трудным делом.
2. Громадность школьного материала, который нужно усвоить и запомнить
Попытка втиснуть в память и сознание школьников весь материал, объявленный обязательным, приводит к чрезвычайной перегрузке, усталости и сопротивлению детей
Педагоги часто пытаются организовать деятельность без опоры на желания и мотивы участников этой деятельности. Громадный познавательный материал требуется освоить за сравнительно небольшой временной период. Вот в этом и состоит одна из серьезных причин нежелания многих детей учиться.
3. Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни Обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома. Когда школьник должен выбирать между необходимостью делать нужные, но далеко не желанные школьные задания, и возможностью насладиться захватывающими телепередачами или компьютерными играми, то предпочтение нередко оказывается совсем не школьным заданиям.
4. Однообразие жизни и учебного процесса
Монотонность и однообразие школьных занятий, отсутствие быстрой смены школьных занятий, отсутствие быстрой смены событий и красок, необходимость долгое время смирно сидеть и почти не говорить - все это делает школьную жизнь тусклой и скучной для очень многих подростков и старшеклассников.
5. Бедность и непродуманность методики и организации
учебного процесса и школьной жизни вообще
Учитель с годами подбирает наиболее удобные для себя методы и приемы работы, привыкает к ним. На каждом уроке все такие же объяснения, тот же рассказ, фронтальный и индивидуальный опросы, сообщение домашнего задания Однообразие не может не настраивать учеников против уроков, против учителей и вообще против школьного учения
6. Упорно-однообразная авторитарная позиция учителей и родителей
Авторитарную позицию взрослых школьники воспринимают как несправедливую и неправильную, что вызывает их протест и отбивает желание учиться.
Чтобы обеспечить не только желание школьников учиться, но их упорную и активную познавательную деятельность, надо рассмотреть роль эффективной мотивации в познавательной деятельности детей,
Трудности овладения современной культурой требуют использовать в учебном процессе специальные средства и меры, и, прежде всего - стимулирование Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно ему, когда у него есть определенные мотивы для ее выполнения.
Мотив отражает наличие некоторых потребностей, которые сможет удовлетворить определенная деятельность.
Обычно в душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и противоречивые мотивы. Задача учителя заключается в том, чтобы вызвать и сохранить именно работающий на успех мотив, С этой целью используются стимулы, те внешние побудители определенной деятельности школьника.
Необходимо изучить типичные потребности школьников - общечеловеческие, возрастные, половые и другие, чтобы обратить их на пользу стимулирования учения и познания. Опираясь на такие потребности, можно найти эффективные стимулы, вызвать у школьников соответствующие желания и мотивы.
Способы стимулирования можно разделить на три группы. Первая группа связана с оптимальным удовлетворением врожденной потребности. Вторая группа - это специальные стимулы. Третья группа связана с созданием общих благоприятных условий для учебного процесса, также стимулирующих познавательную деятельность. Эффективность усвоения знаний зависит от того, как эти знания подаются.
Четкое структурирование учебного материала облегчает его восприятие. Логичное, яркое, увлекательное изложение побуждает школьников слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в мир познания.
Своевременное чередование различных умственных занятий, более напряженных умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, укрепляет работоспособность детей и их желание овладевать знаниями.
Группы стимулов (в зависимости от того, на какую категорию потребностей они опираются):
^ общечеловеческие потребности;
^ возрастные потребности;
^ специфические потребности мальчиков и девочек.
Новизна материала, необычность его подачи всегда побуждают школьников внимательнее присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нем. При этом педагог опирается на природную любознательность, на желание все знать.
Задача учителя - всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Школьники проявляют большой интерес к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Обучение обязательно должно быть связано с практическими потребностями ученика. Необходимо находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
Такой стимул, как оценка, уже давно используется учителями. Она показывает уровень успешности овладения знаниями, Отметка же фиксирует оценку в виде слова, цифры или какого-либо другого знака.
Нельзя преувеличивать роль оценок. Они не могут заменить собой все остальные стимулы и всю работу учителя. Если урок скучный, объяснение слабое или непонятное, если учебный процесс организован неразумно, то в классе постоянно шум и беспорядок. Если дети неимоверно перегружены, запуганы и задерганы авторитарными учителями, то нормализовать учение одними оценками невозможно.
При целесообразной организации учебного процесса в целом оценки становятся хорошим стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха - самый эффективный стимул познавательной деятельности.
Базой второй подгруппы специальных стимулов становятся возрастные потребности. Значительная часть потребностей детей отличается от потребностей взрослых, так же как интересы старших школьников отличаются от интересов подростков, а последних - от интересов младших школьников.
Младшие школьники весьма любознательны. Они тянутся ко всему новому. Учитель, который удовлетворяет эти потребности школьников, безусловно, влияет на их стремление учиться.
Школьники этого возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Серьезная и длительная однотипная работа быстро их утомляет. Для повышения познавательной активности полезно чаще включать в занятия с ними игры или игровые элементы, давать пищу их воображению, чаще использовать небольшие экскурсии и выходы за пределы класса и школы.
У подростков свои особенности, которые приходится учитывать учителю. Интерес к фантастике и вообще к необычному, стремление к подвигу. Если учитель чаще рассказывает им о необычных и малоизвестных явлениях природы или событиях, если чаще меняет организацию урока и вводит в него новые и неожиданные элементы, если рассказывает о подвигах исследователей или защитников отечества и устраивает обсуждение героических поступков, он чувствует явное желание подростков узнать больше и вообще - учиться.
Подростки любят испытывать свои возможности: кто сильнее, кто быстрее, кто больше знает и умеет, кто более сообразительный и находчивый. Конкурсы, викторины, школьные соревнования и чемпионаты становятся стимулами познавательной деятельности. Объединение в группы, и команды в классе для совместного изучения учебного материала, разработка совместного проекта удовлетворяют потребность в общении и объединении, а в результате учебные достижения тоже заметно улучшаются.
У детей старшего школьного возраста развивается стремление разобраться во взаимоотношениях полов, в особенностях других людей.
Стимулирование познавательной активности школьников должно учитывать половые особенности их интересов.
Мальчики, как правило, проявляют больший интерес к спорту, автомобилям, вообще к технике, а также к военной проблематике. Девочек интересуют взаимоотношения людей, мода, проблемы искусства и эстетики.
Большое значение имеет опора на индивидуальные потребности школьников Индивидуальных интересов у школьников бесчисленное множество, они есть у каждого, хотя у кого-то больше, а у кого-то меньше. Удовлетворение и использование этих интересов на занятиях отражается на учебной деятельности.
Дети устают от слишком большого учебного материала и от непомерно длительной умственной работы. Утомленная психика не воспринимает новых знаний. Кратковременный отдых от умственных занятий стимулирует дальнейшую познавательную деятельность.
Разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе и школе: масса интересных новых событий, клуб, ученическое самоуправление, преодоление однообразной школьной рутины - положительно сказываются на учебном процессе2.
Рекомендации нейропсихофизиологов для руководителей образовательных учреждений, заместителей директоров, учителей, воспитателей и родителей.
Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И, уж конечно, не так, как мы - взрослые.
Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними - неверно и бесполезно.
Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл способ решения, пусть даже наделав ошибок.
С девочками, если им трудно, надо вместе до начала работы разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка,
Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
Не переучивайте насильно левшу - дело не в руке, а в устройстве мозга,
Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений.
Внимательно и терпеливо относитесь к ошибкам, связанным с асимметрией письма и чтения: зеркальное письмо, чтение и письмо справа налево. Дайте ребенку время перестроиться, если общепринятое направление ему не свойственно.
При необычном написании ребенком букв проверьте, не связано ли это с предпочтением им направления по часовой стрелке. Если это предпочтение очень выражено, оставьте ребенка в покое.
Помните то, что, кроме обычного положения авторучки при письме, существует еще письмо «крюком» и параллельно строчке, которое является естественным и нормальным для некоторых детей. Переучивание чревато очень тяжелыми последствиями.
Помните, что есть дети, для которых общепринятое положение тетрадки при письме опасно: подберите для такого ребенка положение листа бумаги индивидуально.
Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого, «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого, рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.
Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами и руками, не столько через слова, сколько через предметы.
Не переусердствуйте с соблюдением режима, если у вас ребенок левша - для него жесткое следование режиму может быть непомерно трудным,
Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.
Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других - это его достоинство.
Не обвиняйте ребенка в неумении, а помогайте ему найти пути решения проблемы.
Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.
Помните, что при поступлении ребенка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого: ребенок еще не в состоянии ставить познавательные цели.
Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь выяснить объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.
Проведите «ревизию» ошибок ребенка при письме, чтобы понять, с чем связаны его трудности: с плохим фонетическим слухом, низкой слуховой или зрительной памятью, с тем, что не формируется зрительный образ слова, или с чем-то другим.
Имейте в виду, что взрослый, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что тот болен.
Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, чего не заметили вы.
Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. Но если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
Помните: для ребенка что-то не уметь, чего-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.
Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик, Оно подавляет инициативу, желание учиться да и просто радость жизни и радость познания.
Не обольщайтесь - вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.
Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в «хотения» ребенка.
Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка - сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.
Не забывайте, что без взрослого, без человеческого общения никакие высшие психические функции (потенциально заложенные в мозгу к моменту рождения ребенка) развиться не могут.
Бойтесь появления у ребенка опыта «выученной беспомощности».
Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте - «не навреди».
|
|
|