Главная страница

«роль родителей в формировании познавательной деятельности учащихся»



Скачать 141.38 Kb.
Название«роль родителей в формировании познавательной деятельности учащихся»
Дата07.04.2016
Размер141.38 Kb.
ТипРеферат

Родительское собрание на тему:

«РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей, которые становятся сегодня одним из наиболее реальных заказчиков на содержание школьного образования.

Родители должны стать союзниками и равноправными, равноценными, равнозначными партнерами школы, должны иметь достоверную и интересующую их информацию о жизни школы, а также иметь реальную возможность влиять на образовательный процесс.

Такое понимание проблемы обуславливает направленность всей работы школы, т.е. мы должны создать отлаженный механизм взаимодействия школы и семьи, создать информационную среду и способствовать более широкому использованию родительского потенциала в обучении и воспитании детей.

Одним из оснований эффективности планируемых в России преобразований рассматривается обновление качества общего образования. Основная идея обновления состоит в том, что образование должно стать более функциональным, эффективным, индивидуализированным. В решении этой задачи школы ориентируются на социально-образовательный заказ формируемый «снизу» учащимися и их родителями, а также реализуют государственные инициативы. Это, прежде всего введение государственного стандарта общего образования.

Государственный стандарт включает три компонента:

  • федеральный компонент – устанавливается РФ;

  • региональный компонент – устанавливается субъектом РФ;

  • компонент образовательного учреждения – самостоятельно устанавливается образовательным учреждением.

Федеральный компонент – основная часть Госстандарта, обязательная для всех государственных и негосударственных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

На основе федерального компонента государственного стандарта общего образования разработан Федеральный базисный учебный план и является основой для разработки региональных (национально-региональных) учебных планов и учебных планов образовательных учреждений.

Федеральный базисный учебный план для V-IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Федеральный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. По решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель. Продолжительность урока – 45 минут.

Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется образовательным учреждением самостоятельно1.

В настоящее время сложились противоречия между потребностью общества в глубоко образованных людях и низким уровнем качества знаний у учащихся. Да, обществу нужны активные личности, причем активность многоплановая: трудовая, социальная, познавательная. Активность помогает личности действовать в разработке жизненной стратегии и тактики поведения, в разрешении познавательных ситуаций. Поэтому, именно с начальной школы, одним из главных направлений должно стать воспитание познавательной активности учащихся.
Как стимулировать желание учиться?

Педагоги и родители часто жалуются: дети не хотят учиться. В чем причи­на? Есть причины более или менее типичные, на которые надо обра­тить особое внимание.

1. Неумение учиться и преодолевать трудности позна­вательной деятельности

Учение - это деятельность, требующая специальных умений и навыков, а также немалой силы воли- Усидчивость, умение читать и понимать текст, навыки запоминания, счета, математических опера­ций, наблюдательность, твердость руки и владение письмом, аккуратность, ловкость, чувство ритма и музыкальный слух, внимательность, достаточный запас слов, начитанность, умение слушать и складно го­ворить, терпение, настойчивость, целеустремленность, умения и на­выки сотрудничества с окружающими, чувство ответственности - вот лишь часть тех умений, навыков и качества, без которых трудно или даже невозможно добиться успеха в учении. Эти качества совершен­ствуются вплоть до выпуска из школы. Основной этот набор необхо­дим и школьникам к моменту окончания начальной школы. И если учи­теля и родители не научили детей и не привили им соответствующие навыки, учение становится затем очень трудным делом.

2. Громадность школьного материала, который нужно ус­воить и запомнить

Попытка втиснуть в память и сознание школьников весь матери­ал, объявленный обязательным, приводит к чрезвычайной перегрузке, усталости и сопротивлению детей

Педагоги часто пытаются организовать деятельность без опоры на желания и мотивы участников этой деятельности. Громадный по­знавательный материал требуется освоить за сравнительно неболь­шой временной период. Вот в этом и состоит одна из серьезных при­чин нежелания многих детей учиться.

3. Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни Обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома. Когда школьник должен выбирать между необхо­димостью делать нужные, но далеко не желанные школьные задания, и возможностью насладиться захватывающими телепередачами или компьютерными играми, то предпочтение нередко оказывается совсем не школьным заданиям.

4. Однообразие жизни и учебного процесса

Монотонность и однообразие школьных занятий, отсутствие бы­строй смены школьных занятий, отсутствие быстрой смены событий и красок, необходимость долгое время смирно сидеть и почти не гово­рить - все это делает школьную жизнь тусклой и скучной для очень многих подростков и старшеклассников.

5. Бедность и непродуманность методики и организации

учебного процесса и школьной жизни вообще

Учитель с годами подбирает наиболее удобные для себя методы и приемы работы, привыкает к ним. На каждом уроке все такие же объяс­нения, тот же рассказ, фронтальный и индивидуальный опросы, сообще­ние домашнего задания Однообразие не может не настраивать учеников против уроков, против учителей и вообще против школьного учения

6. Упорно-однообразная авторитарная позиция учителей и родителей

Авторитарную позицию взрослых школьники воспринимают как несправедливую и неправильную, что вызывает их протест и отбивает желание учиться.

Чтобы обеспечить не только желание школьников учиться, но их упорную и активную познавательную деятельность, надо рассмотреть роль эффективной мотивации в познавательной деятельности детей,

Трудности овладения современной культурой требуют исполь­зовать в учебном процессе специальные средства и меры, и, прежде всего - стимулирование Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно ему, когда у него есть определенные мотивы для ее выполнения.

Мотив отражает наличие некоторых потребностей, которые сможет удовлетворить определенная деятельность.

Обычно в душе школьника одновременно присутствуют и бо­рются различные, а то и противоречивые мотивы. Задача учителя за­ключается в том, чтобы вызвать и сохранить именно работающий на успех мотив, С этой целью используются стимулы, те внешние побу­дители определенной деятельности школьника.

Необходимо изучить типичные потребности школьников - обще­человеческие, возрастные, половые и другие, чтобы обратить их на пользу стимулирования учения и познания. Опираясь на такие по­требности, можно найти эффективные стимулы, вызвать у школьников соответствующие желания и мотивы.

Способы стимулирования можно разделить на три группы. Первая группа связана с оптимальным удовлетворением врож­денной потребности. Вторая группа - это специальные стимулы. Третья группа связана с созданием общих благоприятных условий для учебного процесса, также стимулирующих познавательную деятельность. Эффективность усвоения знаний зависит от того, как эти знания подаются.

Четкое структурирование учебного материала облегчает его воспри­ятие. Логичное, яркое, увлекательное изложение побуждает школьников слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в мир познания.

Своевременное чередование различных умственных занятий, более напряженных умственных действий и кратковременных рас­слаблений, дающих необходимый отдых, укрепляет работоспособ­ность детей и их желание овладевать знаниями.

Группы стимулов (в зависимости от того, на какую категорию потребностей они опираются):

^ общечеловеческие потребности;

^ возрастные потребности;

^ специфические потребности мальчиков и девочек.

Новизна материала, необычность его подачи всегда побуждают школьников внимательнее присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нем. При этом педагог опирается на природную любо­знательность, на желание все знать.

Задача учителя - всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Школьники проявляют большой интерес к той информации, которая по­могает им решать жизненные проблемы. Обучение обязательно должно быть связано с практическими потребностями ученика. Необходимо на­ходить, конструировать полезные для познавательного процесса проти­воречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

Такой стимул, как оценка, уже давно используется учителями. Она показывает уровень успешности овладения знаниями, Отметка же фиксирует оценку в виде слова, цифры или какого-либо другого знака.

Нельзя преувеличивать роль оценок. Они не могут заменить со­бой все остальные стимулы и всю работу учителя. Если урок скучный, объяснение слабое или непонятное, если учебный процесс организован неразумно, то в классе постоянно шум и беспорядок. Если дети неимоверно перегружены, запуганы и задерганы авторитарными учи­телями, то нормализовать учение одними оценками невозможно.

При целесообразной организации учебного процесса в целом оцен­ки становятся хорошим стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха - самый эффективный стимул познавательной деятельности.

Базой второй подгруппы специальных стимулов становятся воз­растные потребности. Значительная часть потребностей детей отли­чается от потребностей взрослых, так же как интересы старших школьников отличаются от интересов подростков, а последних - от интересов младших школьников.

Младшие школьники весьма любознательны. Они тянутся ко всему новому. Учитель, который удовлетворяет эти потребности школьников, безусловно, влияет на их стремление учиться.

Школьники этого возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Серьезная и длительная однотипная работа быстро их утомляет. Для повышения познавательной активности полезно чаще включать в занятия с ними игры или игровые элементы, давать пищу их воображению, чаще ис­пользовать небольшие экскурсии и выходы за пределы класса и школы.

У подростков свои особенности, которые приходится учитывать учителю. Интерес к фантастике и вообще к необычному, стремление к подвигу. Если учитель чаще рассказывает им о необычных и малоиз­вестных явлениях природы или событиях, если чаще меняет органи­зацию урока и вводит в него новые и неожиданные элементы, если рассказывает о подвигах исследователей или защитников отечества и устраивает обсуждение героических поступков, он чувствует явное желание подростков узнать больше и вообще - учиться.

Подростки любят испытывать свои возможности: кто сильнее, кто быстрее, кто больше знает и умеет, кто более сообразительный и находчивый. Конкурсы, викторины, школьные соревнования и чемпионаты ста­новятся стимулами познавательной деятельности. Объединение в группы, и команды в классе для совместного изучения учебного материала, разработка совместного проекта удовлетворяют потребность в общении и объе­динении, а в результате учебные достижения тоже заметно улучшаются.

У детей старшего школьного возраста развивается стремление ра­зобраться во взаимоотношениях полов, в особенностях других людей.

Стимулирование познавательной активности школьников должно учитывать половые особенности их интересов.

Мальчики, как правило, проявляют больший интерес к спорту, авто­мобилям, вообще к технике, а также к военной проблематике. Девочек ин­тересуют взаимоотношения людей, мода, проблемы искусства и эстетики.

Большое значение имеет опора на индивидуальные потребно­сти школьников Индивидуальных интересов у школьников бесчислен­ное множество, они есть у каждого, хотя у кого-то больше, а у кого-то меньше. Удовлетворение и использование этих интересов на занятиях отражается на учебной деятельности.

Дети устают от слишком большого учебного материала и от непомерно длительной умственной работы. Утомленная психика не вос­принимает новых знаний. Кратковременный отдых от умственных за­нятий стимулирует дальнейшую познавательную деятельность.

Разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе и школе: масса интересных новых событий, клуб, ученическое само­управление, преодоление однообразной школьной рутины - положи­тельно сказываются на учебном процессе2.

Рекомендации нейропсихофизиологов для руководителей образовательных учреждений, заместителей директоров, учителей, воспитателей и родителей.

  • Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

  • Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте од­них в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

  • Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориенти­руются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталки­ваются в этом мире. И, уж конечно, не так, как мы - взрослые.

  • Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчи­ков (а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними - неверно и бесполезно.

  • Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

  • Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сооб­разительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл способ решения, пусть даже наделав ошибок.

  • С девочками, если им трудно, надо вместе до начала работы разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вме­сте с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выпол­нять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

  • Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Осо­бенно это важно для мальчиков.

  • Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособ­ность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет вре­мя, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

  • Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чув­ствительность и тревожность мальчиков.

  • Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка,

  • Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недоволь­ны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

  • Не переучивайте насильно левшу - дело не в руке, а в устройстве мозга,

  • Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений.

  • Внимательно и терпеливо относитесь к ошибкам, связанным с асимметрией письма и чтения: зеркальное письмо, чтение и письмо справа налево. Дайте ребенку время перестроиться, если общеприня­тое направление ему не свойственно.

  • При необычном написании ребенком букв проверьте, не свя­зано ли это с предпочтением им направления по часовой стрелке. Ес­ли это предпочтение очень выражено, оставьте ребенка в покое.

  • Помните то, что, кроме обычного положения авторучки при письме, существует еще письмо «крюком» и параллельно строчке, ко­торое является естественным и нормальным для некоторых детей. Переучивание чревато очень тяжелыми последствиями.

  • Помните, что есть дети, для которых общепринятое положе­ние тетрадки при письме опасно: подберите для такого ребенка поло­жение листа бумаги индивидуально.

  • Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого, «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом слу­чае истощаются интеллектуально (снижение активности левого, рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бес­полезно, но и безнравственно.

  • Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.

  • Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами и руками, не столько через слова, сколько через предметы.

  • Не переусердствуйте с соблюдением режима, если у вас ре­бенок левша - для него жесткое следование режиму может быть не­померно трудным,

  • Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте ос­торожны и тактичны, наказывая или ругая его.

  • Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше дове­ряйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других - это его достоинство.

  • Не обвиняйте ребенка в неумении, а помогайте ему найти пу­ти решения проблемы.

  • Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.

  • Помните, что при поступлении ребенка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого: ребенок еще не в состоянии ставить познавательные цели.

  • Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

  • При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь выяснить объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.

  • Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойст­венный им тип мышления.

  • Проведите «ревизию» ошибок ребенка при письме, чтобы по­нять, с чем связаны его трудности: с плохим фонетическим слухом, низкой слуховой или зрительной памятью, с тем, что не формируется зрительный образ слова, или с чем-то другим.

  • Имейте в виду, что взрослый, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что тот болен.

  • Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то ре­зультатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, чего не заметили вы.

  • Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. Но если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.

  • Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научить­ся, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

  • Помните: для ребенка что-то не уметь, чего-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя по­прекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.

  • Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невоз­можно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик, Оно подавляет инициативу, желание учиться да и просто радость жиз­ни и радость познания.

  • Не обольщайтесь - вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.

  • Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

  • Для успешного обучения мы должны превратить свои требо­вания в «хотения» ребенка.

  • Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка - сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельно­сти, в избранной вами методике работы с ним.

  • Не забывайте, что без взрослого, без человеческого общения никакие высшие психические функции (потенциально заложенные в мозгу к моменту рождения ребенка) развиться не могут.

  • Бойтесь появления у ребенка опыта «выученной беспомощ­ности».

  • Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоя­тельный поиск ребенка.

  • Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образ­но, интуитивно).

  • Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множест­во тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте - «не навреди».




1 Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 («Собрание законодательства РФ», 26 марта 2001 г., № 13, с. 1252).

2 Гликман И. Как стимулировать желание учиться // Народное образование. 2003. № 2. С. 137-144.