Главная страница

Пояснительная записка



НазваниеПояснительная записка
страница1/9
Дата13.04.2016
Размер1.52 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Пояснительная записка

Данные поурочные планы составлены с учетом тематического планирования учебного материала, предложенного в методическом пособии «Программа по информатике (системно-информационная концепция)» Н. В. Макаровой. Уроки полностью ориентированы на обязательный минимум содержания образования по информатике, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации. Тематическое планирование предусматривает учебную нагрузку в размере 2 часов в неделю, подразумевается проведение парных занятий.

Проведение уроков рассчитано на учащихся, которые изучали дисциплину на базовом уровне ранее в основной школе по учебникам этого же автора. В учебнике «Информатика и ИКТ, 10 класс» представлены практические задания для освоения информационных технологий и дан теоретический базовый материал.

На уроках изучаются очень важные темы курса информатики: информация и информационные процессы, информационная технология работы с объектами текстового документа, информационно-коммуникационные технологии в компьютерной сети, создание презентаций, технология обработки данных в среде табличного процессора, информационная технология разработки проекта.

Для проведения некоторых уроков можно использовать программное обеспечение, идущее в комплекте с операционной системой. Программная поддержка курса базируется на изучении технологии работы в системных средах Windows (98, 2000, ХР, любая из перечисленных). Учащиеся должны владеть основами работы в операционной системе Windows, знать технологию работы в прикладных средах графического редактора, текстового редактора, табличного процессора, т.е. программное обеспечение основных информационных технологий. При работе в Интернете можно использовать браузер, «встроенный» в Windows – Internet Explorer, либо любой другой. Для освоения технологии работы в основных пользовательских средах на уровне предпрофессиональной подготовки используются программы, входящие в пакет прикладных программ Microsoft Office (97, 2000, ХР, 2003, 2007 любой из перечисленных). Технологии обработки информации изучаются в MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.


Тематическое планирование

(2 часа в неделю, итого 68 часов)

№ урока

Название темы

Кол-во уроков

1-19
Глава 1. Информация и информационные процессы

19

1

Роль информации в жизни человека. Информационный процесс.

1

2

Информационная модель объекта. Информационный объект.

1

3 - 10

Представление числовой информации в компьютере.

8

11-18

Представление нечисловой информации в компьютере.

8

19

Контрольная работа.

1

20-28
Глава 2. Информационная технология работы с объектами текстового документа

9

20

Текстовые документы и текстовые процессоры.

1

21-23

Практикум. Форматирование объектов текста.

3

24

Практикум. Создание и редактирование графических изображений.

1

25-26

Практикум. Создание и редактирование таблиц.

2

27

Практикум. Изменение структуры текстового документа.

1

28

Контрольная работа.

1

29-40
Глава 3. Информационно-коммуникационные технологии в компьютерной сети

12

29

Разновидности компьютерных сетей.

1

30

Возможности глобальной сети Интернет.

1

31-32

Практикум. Пересылка информации через Интернет.

2

33-34

Этика сетевого общения.

2

35-36

Технология поиска информации в Интернете.

Практикум. Поиск информации в Интернете.

2

37-38

Информационная безопасность сетевой технологии работы.

2

39-40

Контрольная работа.

2

41-50
Глава 4. Информационная технология представления информации в виде презентаций

10

41

Показ готовых презентаций. Основные понятия по программе Microsoft PowerPoint 2003.

1

42

Основные средства мультимедиа.

1

43-44

Программа подготовки презентаций Microsoft PowerPoint 2003.

2

45-46

Практикум. Создание презентации при помощи Мастера автосодержания.

2

47-48

Практикум. Создание учебного комплекса «Компьютер и здоровье школьников».

2

49-50

Контрольная работа.

2

51-58
Глава 5.  Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel

8

51-52

Практикум. Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм.

2

53-54

Практикум. Технология накопления данных и их обработки в Excel.

2

55-56

Практикум. Автоматизированная обработка данных с помощью анкет.

2

57-58

Контрольная работа

2

59-68

Глава 6. Информационная технология разработки проекта

10

59

Проект и основные этапы его разработки.

1

60

Информационные модели проекта.

1

61-62

Практикум. Разработка социального проекта «Жизнь без сигареты»

2

63-66

Практикум. Информационная технология создания проекта «Жизнь без сигареты»

4

67-68

Подготовка к ЕГЭ

2




ИТОГО: 68 часов






Глава 1. Информация и
информационные процессы

Урок 1. Роль информации в жизни человека. Информационный процесс

Цели урока:

– знать понятия информации и данных, свойства информации, определение информационного процесса и примеры его существования.
Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объяснение нового материала.

Вступительное слово в форме беседы, преподаватель задает учащимся наводящие вопросы, ответы на которые они должны знать:

– Что такое информация?

– Какая бывает информация?

– Перечислите виды информации.

– Как человек воспринимает информацию?

– Какие органы чувств использует для восприятия информации?

– Приведите примеры получения, передачи и использования информации живыми организмами.

– В чем измеряется информация?

– Перечислите основные единицы измерения информации и соотношения между ними.

– Почему наука, которую мы изучаем, называется информатика?

– Какие информационные процессы происходят на уроке во время объяснения нового материала?

К материалу учебника следует добавить следующее.

Термином информатика обозначают совокупность дисциплин, изучающих свойства информации, а также способы представления, накопления, обработки и передачи информации с помощью технических средств. В англоязычных странах применяют термин computer science -- компьютерная наука. 

Теоретическую основу информатики образует группа фундаментальных наук, которую в равной степени можно отнести как к математике, так и к кибернетике: теория информации, теория алгоритмов, математическая логика, теория формальных языков и грамматик, комбинаторный анализ и т. д. Кроме них информатика включает такие разделы, как архитектура ЭВМ, операционные системы, теория баз данных, технология программирования и многие другие. 

Информационная технология есть совокупность конкретных технических и программных средств, с помощью которых мы выполняем разнообразные операции по обработке информации во всех сферах нашей жизни и деятельности. Иногда информационную технологию называют компьютерной технологией или прикладной информатикой. 

Термин информация ведет свое происхождение от латинского слова informatio, означающего разъяснение, изложение, осве-домленность. Информацию мы передаем друг другу в устной и письменной форме, а также в форме жестов и знаков. Любую нужную информацию мы осмысливаем, передаем другим и делаем определенные умозаключения на ее основе.

Информацию мы извлекаем из учебников и книг, газет и журналов, телепередач и кинофильмов. Записываем ее в тетрадях и конспектах. В производственной деятельности информация передается в виде текстов и чертежей, справок и отчетов, таблиц и других документов. Такого рода информация может предоставляться и с помощью ЭВМ.

В любом виде информация для нас выражает сведения о ком-то или о чем-то. Она отражает происходящее или происшедшее в нашем мире, например, что мы делали вчера или будем делать завтра, как провели летний отпуск или каков будет характер будущей работы. При этом информация обязательно должна получить некоторую форму - форму рассказа, рисунка, статьи и т. д. Чертежи и музыкальные произведения, книги и картины, спектакли и кинофильмы - все это формы представления информации. 

Информация, в какой бы форме она ни предоставлялась, является некоторым отражением реального или вымышленного мира. Поэтому информация - это отражение предметного мира с помощью знаков и сигналов.

Стоит отметить, что абсолютно точное определение информации дать невозможно, это такое же первичное понятие, как точка или плоскость в геометрии.

Получение информации - это получение фактов, сведений и данных о свойствах, структуре или взаимодействии объектов и явлений окружающего нас мира. Предметное содержание информации позволяет уяснить ее основные свойства - достоверность, полноту, ценность, актуальность, ясность и понятность.

  • Информация достоверна, если она не искажает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.

  • Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполнота информации сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.

  • Ценность информации зависит от того, какие задачи мы можем решить с ее помощью.

  • При работе в постоянно изменяющихся условиях важно иметь актуальную, т. е. соответствующую действительности, информацию.

  • Информация становится понятной, если она выражена языком, доступным людям, для которых она предназначена.

Информационные процессы - по определению Федерального Закона "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г. "процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации".

Информационный процесс - совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.), для получения какого-либо результата (достижения цели). Информация проявляется именно в информационных процессах. Информационные процессы всегда протекают в каких-либо системах (социальных, социотехнических, биологических и пр.).

Наиболее обобщенными информационными процессами являются сбор, преобразование, использование информации.

К основным информационным процессам, изучаемым в курсе информатики, относятся: поиск, отбор, хранение, передача, кодирование, обработка, защита информации.

При объяснении можно использовать нижеприведенную таблицу:



Следует подробно охарактеризовать основные информационные процессы: создание (сбор), обработка (преобразование), хранение и передача информации.

Информационные процессы, осуществляемые по определенным информационным технологиям, составляют основу информационной деятельности человека, которую он осуществляет на протяжении многих веков и тысячелетий.

Накопление человечеством опыта и знаний при освоении природы смешалось с освоением информации. Именно этот процесс и привел к образованию инфосферы. Такое понятие, как обработка информации, появилось совсем недавно, но обрабатывать информацию люди начали еще в древние времена.

Сначала из поколения в поколение информация передавалась устно. Это были сведения о профессиональных навыках, например, о приемах охоты, обработки охотничьих трофеев, способах земледелия и др. Но затем информацию стали фиксировать в виде графических образов окружающего мира. Первые наскальные рисунки, изображающие животных, растения и людей, появились примерно 20-30 тысяч лет назад.

Начатый поиск более современных способов фиксирования информации привел к появлению письменности. На чем только люди не писали! В Индии - на пальмовых листьях, в Вавилоне -- на глиняных плитках, на Руси пользовались берестой. Как видим, письменность -- новый шаг человечества в области хранения и передачи информации. Однако первым революционным явлением в этой сфере стало изобретение печатного станка, благодаря которому появилась книга и, таким образом, стало возможно массовое тиражирование профессиональных знаний, зафиксированных на материальном носителе.

Сегодня потоки книг, сливаясь с потоками технической документации и многотомной справочной литературой, образуют океаны информации. Эту информацию необходимо хранить и передавать потребителю, для чего нужен мобильный и емкий носитель.

Но книга является неудобным, сложным, дорогим, а главное «медленным» носителем информации. Вся многогранность содержания раскрывается человеку при перелистывании, чтении и рассматривании книги. Она не может непосредственно влиять на производственный процесс. Сначала человеку необходимо найти нужную ему книгу, освоить накопленные в ней знания, которые позже смогут дать толчок дальнейшему развитию производства. Книга, как носитель информации, сегодня уже отстает от стремительного продвижения человечества по пути освоения природы.

Был и другой вид информационной деятельности. Отдельные государства, стремясь к расширению своих территорий, проводили агрессивную политику по отношению к своим соседям. Подготовка и ведение боевых действий требовали информации о военном потенциале противника. Ее добывали, например, через разведчиков. Тогда остро встал вопрос о защите информации от утечки в посторонние руки. Стали развиваться методы кодирования, разрабатываться способы быстрой и безопасной пересылки информации. 

Шли годы, рос объем информации, которой обменивалось общество. Для сбора, переработки и распространения информации создавались издательства и типографии - родилась информационная промышленность. Газеты, журналы и другие издания, выпускаемые большими тиражами, зачастую кроме полезной информации обрушивали на человека огромное количество и ненужных, бесполезных сведений. Для обозначения таких лишних сведений придумали специальный термин - информационный шум. Помимо печати появились и другие средства массовой информации - радио и телевидение. И общество привыкло к тому, что когда говорят об информации, то речь идет о сведениях, полученных через радио, газеты и т. д.

Революционным изобретением XX века явилась электронная вычислительная машина (ЭВМ). Она является как носителем информации, так и средством доставки ее потребителю. В совокупности с линиями связи, такими, как проводная, радио, космическая и оптическая, ЭВМ делает доступной любую часть гигантского океана информации, которая без непосредственного воздействия на человека может влиять на работу производственного оборудования, например, на станки с программным управлением.

Компьютер является универсальным устройством для автоматизированного выполнения информационных процессов.

3. Закрепление нового материала.

1) Заполнить таблицы в тетради:

а)

Свойства информации

Примеры

  1. Доступная




  1. Адекватная




  1. Репрезентативность




  1. Актуальная




  1. Полная




  1. Достоверная




б)

Информационные процессы

Примеры их реализации в компьютере

Создание информации




Сбор информации




Обработка информации




Хранение информации




Передача информации




Поиск информации




Кодирование информации




2) Расширьте обобщенную схему информационного процесса, включив в нее “расшифровку” каждого информационного процесса входящими в него процедурами (операциями). Например, как на рисунке: «Уточнение схемы взаимосвязи информационных процессов»



3) Ответьте на вопросы.

Всегда ли при автоматизированном и “ручном” выполнении информационных процессов используются одинаковые методы? Приведите пример, когда методы подобны и когда существенно отличаются друг от друга.

4) Кодирование информации вполне можно рассматривать как один из способов ее обработки. Приведите примеры, когда хранение информации можно рассматривать как один из способов использования информации.

4. Итоги урока.
Урок 2. Информационная модель объекта. Информационный объект

Цели урока:

– знать роль цели при разработке информационной модели объекта, понятия модели, информационной модели, адекватности информационной модели, информационного объекта.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объяснение нового материала.

К материалу учебника можно добавить следующее.

Существуют разные определения понятия «модель», например, такие:

  • Некоторое упрощенное подобие реального объекта;

  • Физический или информационный аналог объекта, функционирование которого по определенным параметрам подобно функционированию объекта;

  • Другой объект (реальный, знаковый или воображаемый), отличный от исходного, который обладает существенными для целей моделирования свойствами и в рамках этих целей полностью заменяет исходный объект;

  • Новый объект, который отражает некоторые стороны изучаемого объекта или явления, существенные с точки зрения моделирования.

Любая модель каким-то образом соответствует объекту, подобна ему. Причем соответствие может быть по внешнему виду (похожесть), по структуре (выделены составляющие элементы объекта и указаны их взаимосвязи), по поведению (реагирует на внешние воздействия так же, как это делает объект, либо находится в подобных отношениях с другими объектами).

В модели отражаются только некоторые свойства объекта. Использование модели позволяет продемонстрировать самое существенное – с точки зрения решаемой задачи – в изучаемом объекте. В этом главное назначение моделей.

Выбираются эти некоторые свойства в зависимости от того, зачем строится модель, для чего она предназначена. Такие свойства называются существенными для данной модели с точки зрения моделирования. «Существенность» и «несущественность» свойств и признаков – понятия относительные. Выделение существенных признаков объекта зависит от решаемой задачи. Например, скульптор, стремясь передать внешнее сходство с человеком, не будет размещать внутри своего произведения внутренние органы – сердце, легкие, мозг и др. Ученый – анатом именно этим займется, прежде всего, но он вряд ли будет стараться сделать свою модель похожей на конкретного человека.

Модель создается для получения или распространения новой информации об объекте, необходимой для решения поставленной задачи.

Моделирование тоже можно понимать по – разному, это:

  • Построение моделей реально существующих объектов (предметов, явлений, процессов);

  • Замена реального объекта его подходящей копией;

  • Представление выделенных существенных признаков реальных объектов в виде моделей;

  • Исследование объектов познания на их моделях.

Моделирование широко распространено в познавательной и практической деятельности человека. Процесс решения многих задач становится проще, если выбрана или построена адекватная модель.

Объектом моделирования может быть ситуация, явление, событие, предмет, отношение, сообщество и т.п.

Субъектом моделирования является человек. Важно, чтобы между объектом - оригиналом и его моделью существовало отношение подобия.

Общую схему моделирования можно представить следующим образом:



Модели бывают материальные (натурные) и информационные. Материальные модели допускают физическое оперирование с ними и позволяют объемно представить себе объект моделирования, провести испытания в специальных условиях, по «поведению» модели оценить возможную реакцию моделирования на те или иные воздействия.

Модели создают, чтобы оперируя ими, а не объектами, получать новую информацию об объектах, полезную для решения стоящих перед человеком задач. Поэтому в моделях стараются отразить те свойства объекта, которые существенны с точки зрения решаемой задачи.

Материальные модели иначе можно назвать предметными, физическими. Они воспроизводят геометрические и физические свойства оригинала и всегда имеют реальное воплощение.

Самые простые примеры материальных моделей - детские игрушки. По ним ребенок получает первое представление об окружающем мире. Двухлетний малыш играет с игрушечной машиной или зайкой. Если ребенок увидит реальные объекты (проезжающий автомобиль, зайца в зоопарке), он без труда узнает их. Более того, играя, ребенок не только изучает различные свойства настоящих объектов, используя их модели, но и моделирует различные жизненные ситуации. Например, девочки играя в куклы, моделируют отношения: семейные («дочки-матери»), профессиональные (врач-пациент), бытовые (покупатель-продавец).

Подобные модели реализуют материальный подход к изучению объекта, явления или процесса.

Информационные модели нельзя потрогать или увидеть воочию, они не имеют материального воплощения, потому что они строятся только на информации. В основе этого метода моделирования лежит информационный подход к изучению окружающей действительности.

Информационная модель - совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром.

Информация, характеризующая объект или процесс, может иметь разный объем и форму представления, выражаться различными средствами. Это многообразие настолько безгранично, насколько велики возможности каждого человека и его фантазии.

К информационным моделям можно отнести идею, возникшую у изобретателя, и музыкальную тему, промелькнувшую в голове композитора, и рифму, возникшую в сознании поэта.

Классификация моделей по способу представления



3. Закрепление нового материала.

Выполнить следующие задания:

1) Вставьте пропущенные слова, выбрав их из предложенного ниже списка.

Химическое взаимодействие веществ на молекулярном уровне моделируется (1).

Узнать незнакомого человека можно по (2) его внешности, которое можно рассматривать как модель внешности человека.

В кабинете биологии часто используются (3) фруктов и овощей, чтобы наглядно продемонстрировать особенности их сортов.

Моделью, образцом сборки какого – нибудь прибора является сборочный (4).

Чтобы сделать наглядными предложения архитекторов по застройке района, строится (5) в определенном масштабе, который является моделью застройки.

Модель движения поездов по железнодорожной станции, предназначенная для пассажиров, - это (6) расписания.

Прежде чем приступить к решению какой-либо сложной задачи, нужно продумать (7), т. е. смоделировать процесс решения.

Чтобы объяснить, как работает какое – то устройство, лучше нарисовать (8) его функционирования.

Слова для вставки (падеж не учитывается):

а) муляж; б) макет; в) таблица; г) химическая формула; д) словесное описание; е) схема; ;) чертеж; з) план действий.

Ответ: 1 – г, 2 - д, 3 - а, 4 - ж, 5 - б, 6 - в, 7 - з, 8 - е.

2) Объясните, что подразумевается под словом «Модель» в приведенных ниже фразах. О каких моделях – вещественных, воображаемых или информационных – в них идет речь?

а) Модель метра находится в Париже в Палате мер и весов и представляет собой платино – иридиевый эталон (первоначально считалось, что длина эталона равна 1 / 40 000 000 Парижского меридиана).

б) Формула S = Vt является математической моделью отношений между скоростью тела, временем его движения и пройденным путем.

в) Свойства реальных газов можно изучать на модели идеального газа, в которой молекулы мыслятся как упругие шарики, равномерно распределенные по всему заданному ограниченному пространству и находящиеся в хаотическом движении.

Ответ: а) Вещественная, б) математическая, в) воображаемая.

3) Укажите, в чем заключается подобие следующих объектов и их моделей:

а) костюм, эскиз костюма, выкройка;

б) дом, план дома, макет дома;

в) явление тяготения, закон всемирного тяготения;

г) человек, кукла, портрет человека;

д) текст сочинения, план сочинения;

е) самолет, бумажный самолетик.

4) При изучении клавиатурного тренажера вы пользовались схемой расположения пальцев рук. Какие свойства клавиатуры были выделены как существенные с точки зрения решаемой задачи (увеличение скорости наборов текстов) и нашла отражение в данной модели?

5) Объясните, как вы понимаете высказывание: «Пользовательский интерфейс является моделью деятельности пользователя при работе с данным программным средством».

4. Итоги урока.

5. Домашнее задание.

Прочитать материал учебника стр. 7 - 37, ответить устно на контрольные вопросы стр. 17, 20, 32, 37, устно выполнить задания стр. 32, 37.
Уроки 3 – 4. Представление числовой

информации в компьютере

Цели урока:

– знать общие сведения о системах счисления,

– уметь переводить числа из недесятичной позиционной системы счисления в десятичную и обратно.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Устная работа.

Проверить домашнее задание.

3. Объяснение нового материала.

Преподаватель знакомит учащихся с понятием системы счисления, различными видами систем счисления. Подробно объясняет, почему в компьютерной технике используются двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9