Главная страница


«Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»



Скачать 28.74 Kb.
Название«Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»
Дата14.04.2016
Размер28.74 Kb.
ТипСтатья

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 31 комбинированного вида Красносельского района
Санкт – Петербурга

Статья

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста».
Составила
воспитатель
Захарова Наталья
Владимировна

Санкт - Петербург
2013

Игра – это вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, на развитие у детей определённых умений и навыков, это форма свободного самовыражения человека.
Народная игра – это исторически сложившееся явление, вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование.
Характерная особенность подвижной русской народной игры – движения в содержании игр. Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры.
Правила игры определяются самими участниками от условий, в которых проводятся игры.
Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные и духовные ценности народа.

Народная игра отражает национальную культуру. Народные игры, танцы наиболее привлекательны и доступны для усвоения дошкольниками, так как обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребёнка, как личности.
Игры можно разделить на:
1. Хороводные
2. Сидячие (типа « Колечко»)
3. Подражательные (типа « Заинька, выйди в круг»)
4. Игры с преследованием (типа « Селезень утку догонял»)
5. Игры с выбором (основной участник – в середине, потом после движений, он выбирает следующего)
6. Игры с диалогами (типа « Коршун, что ты делаешь? - ответ)
7. Игры – забавы (типа игры «Я змея, я ползу, хочешь быть моим хвостом?)
Дети заимствуют игры друг от друга, младшие от более старших детей. Кто придумал игры? Когда они возникли? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, поговорки, сказки. По этому признаку они и называются народными.
Игры в педагогике называют доступным « материалом для детей». Образы в народных играх не статичны, то есть случай, событие, которое составляет игру, ребёнок эмоционально переживает. В структуре выделяется единая цель, одноплановость действия, что создаёт классическую простоту народной игры. Народная игра имеет игровой зачин – считалку. Она помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей. Народная игра соединяет песню с движением (в хороводной игре). Действие здесь происходит в ритме, тексте. Ребёнок драматизирует то, о чём поётся в песне, так как песня связана с игрой.
Народные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развивают сообразительность, быстроту реакции, физически укрепляют ребёнка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать сообща. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает игры интересными для детей.
Народная игра всесторонне развивает детей:
- в умственном воспитании – углубляются и уточняются знания о животных, птицах, обрядах и т.д.
- в эстетическом воспитании – развивается художественный вкус через песни, танцы, элементы ряжения.
- в физическом воспитании – через движения и положительное эмоциональное состояние создаются условия для воспитания доброжелательного характера.
В народных играх отражаются три аспекта развития детей:
1 аспект – речевое (словесное) общение;
2 аспект – ритмическое или мелодическое выражение;
3 аспект - совместные движения и действия;
Организуя игру, руководя ею, педагог воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребёнка. Становясь участником игры, ребёнок сталкивается с необходимостью согласовывать действия с другими детьми, подчиняться правилам в игре.
Таким образом, славянские народные игры – самодостаточные произведения народного творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков и вобравшие в себя опыт народа.


Список литературы:


1. Покровский Е.А. « Русские детские подвижные игры», М., « Речь», 2011
2. Литвинова И.Н. « Русские народные подвижные игры», М., «Просвещение», 1986