|
С родителями из опыта работы воспитателя «Формы взаимодействия
с родителями»
из опыта работы
воспитателя
Милютиной Светланы Ивановны
Самый лучший компас в детстве – родительские советы. Л. Фейхтвангер
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись – и не обходятся – без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек. Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.
Ориентированность дошкольного учреждения на развитие педагогической культуры конкретной семьи повышает требования к уровню знаний педагога об особенностях возрастного развития ребенка, о методах воспитания и обучения. Реализуя задачу педагогического просвещения родителей, педагог должен обогащать их такими знаниями, которые они смогут использовать как руководство к действию, а не как абстракцию, оторванную от жизни. Помимо этого образование родителей заключается в формировании у них элементов педагогической рефлексии, то есть умения самокритично оценивать себя как воспитателей, посмотреть на ситуацию глазами ребенка. Девиз работы с родителями: «От сосуществования – к сотрудничеству и партнерству».
Принципы взаимодействия ДОУ и семьи:
1. Доверительность отношений – этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность и тактичность педагога, его умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания.
2. Личностная заинтересованность родителей – родители должны видеть во взаимодействии личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, прогностической.
3. Эмансипация – освобождение родителей от стереотипных взглядов, установок на воспитание ребенка как несмышленого малыша; пробуждение их желания познать самих себя.
4. Утверждение самоценности родителей – только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность (принцип предполагает создание условий, при которых родители имеют возможность максимально плодотворно проявить свои положительные качества и способности; предельное уважение к каждому родителю, признание его индивидуальности и неповторимости; отказ от судейской позиции по отношению к родителям, оказание им поддержки).
Формы взаимодействия ДОУ и семьи:
1. Коллективная (родительские собрания, дни открытых дверей, занятия тренингового характера, мастер-классы, семинары-практикумы, ролевые игры, круглые столы, конференции, конкурсы, семейные педагогические проекты, анкетирование, тестирование и др.).
2. Индивидуальная (консультации, «Почтовый ящик» – банк вопросов о проблемах детского развития, телефон доверия, анализ педагогических ситуаций, посещение родителями занятий и досуговых мероприятий в ДОУ и др.).
3. Наглядно-информационная (выставки детских работ, музыкально-поэтический уголок, библиотека для родителей, уголок краткой информации, фотоуголок, устный журнал, «Окно» – короткие новости»).
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогов.
На наш взгляд, основные трудности возникают при реализации сотрудничества детского сада и семьи при использовании только традиционных методов и форм работы с семьей. В то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей.
На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья.
Если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка – ему во благо.
Как правило, педагог является инициатором взаимодействия с родителями. Он открыт к контактам, приветлив, эмоционально положительно настроен, старается найти подход к каждой семье. И есть немногочисленная категория родителей, которые не только настроены на позитивное общение, но и готовы подключиться – на уровне конкретных активных действий – к организации педагогического процесса: быть членом родительского комитета, выступить на родительском собрании, безвозмездно оказать психолого-педагогические, юридические, экономические услуги, касающиеся деятельности ДОУ, организовать экскурсию для детей, участвовать в подготовке праздничных мероприятий, ремонтных работах. Такие родители - опора педагогу, который, благодаря их помощи и поддержке, чувствует себя защищенным, компетентным. Чем больше таких родителей, тем у педагога больше сил и желания работать творчески и достигать высоких результатов в развитии детей. Многие из таких родителей не эпизодически, а систематически оказывают посильную помощь педагогу в работе с детьми и участвуют в мероприятиях, проводимых в ДОУ для родителей и детей.
Всем известно, что воспитание ребенка начинается в семье. А как привлечь семью к участию в жизни группы, как сделать так, чтобы от этого процесса удовольствие получали и дети, и педагоги, и родители? Над этим вопросом я часто задумываюсь. За мой тридцатилетний педагогический стаж у меня было много детей и много родителей, и, общаясь с ними, я сделала вывод, что самое главное между воспитателем и родителями это взаимопонимание.
Пять лет тому назад я набрала группу раннего возраста. После долгих лет работы с первоклассниками, хотелось, чтобы новое поколение родителей понимали тебя, ведь за эти годы изменились многие нравственные и человеческие ценности.
Я поняла, что надо изменить саму работу с родителями. И в нашей группе был разработан план взаимодействия с родителями, в котором помимо традиционных форм работы предусматривалось использование и нестандартных форм.
В начале работы была поставлена задача – установить доверительное отношение с родителями на основе доброжелательности с перспективой на сотрудничество. И первая наша встреча состоялась за «круглым столом» с самоваром и чаепитием. За то время, которое пили чай, и обсудили все вопросы, обменялись мнениями друг с другом. Так прошло наше первое родительское собрание. И с этого момента образовалась одна семья, которая на протяжении 5 лет занималась одним делом: воспитанием детей.
Для полноценной работы с родителями необходимо определить запросы родителей, согласовать с ними режим работы, выработать общие требования к поведению ребенка в семье и дошкольном учреждении. В этом нам помогло анкетирование, которое позволило в короткий срок собрать обширный и разнообразный материал по темам:
Особенности воспитания ребенка в семье.
Оценка детей родителями.
Молодая семья.
Что Вам мешает в общении с ребенком?
Каким Вы видите своего ребенка?
Для пополнения педагогических знаний родителей были проведены консультации на темы:
Подготовка к школе.
Азбука общения.
Чем занять ребенка в выходные дни.
Родительские собрания, как правило, проходили нетрадиционно в форме диспутов, диалогов, дискуссий, конкурсов.
Оформлена визитка группы. Создано портфолио ребенка.
К каждому празднику проводились выставки. Это такие как: моя мама лучше всех, зимняя сказка, моя семья, светлая пасха, праздник юмора, 9 мая.
Ёще одна нетрадиционная форма работы с родителями – «родительская газета». На протяжении всех лет мы на страницах наших газет описывали события из жизни детей. Писали слова благодарности родителям за помощь в изготовлении пособий, за участие в выставках, праздниках и т.п. – за все, что они делают для того, чтобы помочь воспитателю в его нелегком труде.
Были проведены соревнования:
Мама, папа, я – спортивная месья.
Воздушные шары.
Вместе с папой, вместе с мамой.
Проводилось много групповых праздников-конкурсов, где принимали участие мамы, папы, бабушки и дети. Это такие как: домашние посиделки, день матери, 1 апреля – день смеха, вот и стали мы на год взрослее, супермама, мой папа – лучше всех.
На всех этих праздниках создаются благоприятные условия, не только для физического развития, но и для формирования между родителями и детьми отношений, основанных на любви, взаимопонимании, творчестве.
Дети любят праздники, а если рядом папа или мама – это праздник вдвойне. Сколько радости, счастья можно увидеть на детских лицах. Совместные праздники с родителями надолго остаются в памяти детей и взрослых.
Совместно с родителями и детьми ставили сказки. Костюмы для преставлений шили самостоятельно. Были показаны сказки: курочка Ряба, колобок, теремок, гуси – лебеди.
Одной из традиций в нашей группе было - «сладкий час», на который приглашались различные сказочные персонажи. Дети с нетерпением ожидали знакомства с правил этикета и конечно же, вкусных угощений.
Результатом таких форм работы стало то, что общение с родителями помогло ближе узнать семьи воспитанников.
И вот через 5 лет дети ушли в школы, где хорошо учатся. Учителя довольны подготовкой детей. Между родителями и нами остались хорошие отношения. Нас помнят дети и родители. Они приходят в гости, поздравляют с праздниками. И я поняла, что я все делала правильно.
В этом году, набрав новых детей, я решила продолжить традиции тех лет. Первое знакомство с родителями мы провели за «круглым столом», с самоваром и угощениями. Родители были удивлены такой встрече, многие не ожидали, что в детском саду атмосфера будет близка домашней. Немного раскрепостившись, родители выразили благодарность за встречу и готовность к близкому взаимодействию.
Я надеюсь, что и с этими родителями у нас все получиться, ведь мы делаем одно дело.
Хочется еще раз подчеркнуть, что для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в ДОУ важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивает и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей. |
|
|