Главная страница

Семинар «Введение учащихся с дцп в современный образовательный процесс»



Скачать 188.37 Kb.
НазваниеСеминар «Введение учащихся с дцп в современный образовательный процесс»
Дата08.04.2016
Размер188.37 Kb.
ТипСеминар

Семинар «Введение учащихся с ДЦП в современный образовательный процесс»

5 урок

ФИО учителя

Сулаева Елена Александровна

Предмет

Математика

Класс



Тема

Периметр треугольника

Цель:

закрепление умений решать задачи на вычисление периметра.

Задачи:

образовательная: отрабатывать умение вычислять периметр треугольника;

развивающая: продолжать развивать умение формировать монологическое высказывание, используя математический язык;

воспитательная: - воспитывать графическую культуру школьника;

коррекционная направленность:

- продуктивная обработка информации (задания, предполагающие самостоятельную обработку информации; дозированная, поэтапная помощь педагога);

- мотивация к обучению (постановка конкретных задач; познавательные задания; проблемные вопросы; словесная пояснительная оценка деятельности учащихся на уроке)





Этапы урока

Ход урока

Информационные средства

Организация учебного пространства

Педагогические технологии

I

Организационный момент (проверка класса, внешнего вида учащихся, мотивация темы).

Объявление даты и темы урока




Доска,

компьютер,

физическая карта по географии,

дидактический материал (индивид. карточки, трафареты, раздаточный материал)

Личностно-ориентированная

I I

Актуализация и коррекция опорных знаний.

Проверка домашнего задания совместно с учениками

Игра «мешочек», построение треугольников по трафаретам




Технология уровневой дифференциации Технология активной сенсорной среды


I I I

Динамическая пауза (гимнстика для глаз)







Здоровьесберегающая

(физкульт.-оздоровительная)

I V

Самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.

Конструирование треугольника из палочек, бумаги, решение задач

Раздаточный материал, созданный в приложении Microsoft Office Word

Технология уровневой дифференциации

организация учебной деятельности с учетом коррекционно-педагогических требований;

V

Динамическая пауза (двигательная гимнстика)







Здоровьесберегающая

(физкульт.-оздоровительная)

V I

Осмысление и систематизация полученных знаний.


Задача на вычисление периметра косынки треугольной формы




Технология активной сенсорной среды

Ркшение задач по алгоритму

V I I

Объяснение Д/З

Задача на вычисление периметра треугольника на иллюстрации карты бермудского треугольника

Карта бермудского треугольника из интернет- ресурсов (яндекс – картинки)

Личностно-ориентированная: освоение пространственных схем (карта-география)

V I I I

Подведение итогов

Рефлексия и оценивание учащихся




Личностно-ориентированная



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИЯ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VI вида)

№ 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга.

__________________________________________________________________________

Методическая разработка

урока по математике

для учащихся 6 г класса

с лёгкой умственной отсталостью
Периметр треугольника

Составила

учитель математики

Сулаева Елена Александровна,

высшая квалификационная категория
Дата проведения

19.11.2014

Санкт-Петербург

2014 – 2015 учебный год

Тема: Периметр треугольника.

Цель: закрепление умений решать задачи на вычисление периметра.

Задачи:

образовательные:

- отрабатывать умение вычислять периметр треугольника;

- формировать владение измерительными навыками при работе с линейкой и трафаретом;

развивающие:

- продолжать развивать умение формировать монологическое высказывание, используя математический язык;

- формировать логическое мышление, навыки поисковой деятельности при вычислении периметра равностороннего треугольника;

- развивать интерес к математике;

- воспитательные:

- формировать отношение к математике как к части общечеловеческой культуры;

- воспитывать нравственность, культуру общения в классе;

- воспитывать графическую культуру школьника;

- воспитывать самостоятельность, ответственность учащихся.

коррекционная направленность урока:

- продуктивная обработка информации (задания, предполагающие самостоятельную обработку информации; дозированная, поэтапная помощь педагога);

- мотивация к обучению (постановка конкретных задач; познавательные задания; проблемные вопросы; словесная пояснительная оценка деятельности учащихся на уроке)

Тип урока: смешанный

Методы:;

-наглядный(демонстрация таблиц), практический;

- репродуктивный;

- продуктивный.

Формы организации учебной деятельности:

- фронтальная;

- индивидуальная.

Образовательные технологии (элементы):

- решение задач по алгоритму;

- организация учебной деятельности с учетом коррекционно-педагогических требований;

- личностно – ориентированная технология;

- технология уровневой дифференциации;

- здоровьесберегающая технология;

- технология активной сенсорной среды.

Место проведения урока:

кабинет математики 314

Время:

12-50 – 13-30

Межпредметные связи:

- предмет География (урок 14. тема « Земля планета.»)

Внутрипредметные связи:

- предмет Математика(урок 52 тема « Периметр» (устный счет))

Оснащение урока:

- учебно-методичаская документация:

- методическая разработка для учащихся «Периметр треугольника»

- дидактический материал (контролирующий и обучающий)

-учебно-наглядное пособие: географическая карта

- оборудование урока:

  • осн.(общ): белая доска

  • осн.(инд): индивидуальные листы с нарисованными карточками, тетрадь

  • вспом.(общ): доп. стол для пособий

  • вспом.(инд): держатель листа

  • корр.(общ): фломастеры разного цвета для доски, спец. пособие (элементы ребуса)

  • корр.(инд): спец. пособия – мешочки с геометрическими фигурами, треугольники из ткани

  • ноутбук

Литература:

литература для учителя:

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы: В 2 сб./ Под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.

  • Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. Для студ. дефект. фак. педвузов. - 4-е изд., перераб.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  • Бибина О. А. Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

литература для учащихся

  • Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для специальных (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ М. Н. Перова, Г. М. Капустина. -8-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

Краткая характеристика класса:

в классе 4 человека: Рита Г. – самостоятельно не пишет

Сережа С. – затруднена работа по образцу

Рита С.

Тема М.

Деятельность воспитателя: помогает Рите Г. делать записи в тетради и на выданном листе


Описание хода занятия





Основные этапы занятия

Ориентировочное время

Методические указания

1

Организационный момент

1 мин.

Цель: воспитание дисциплинированности, ответственности, аккуратности.

Учитель проверяет готовность кабинета к проведению занятия, внешний вид учащихся, отмечает отсутствующих.

2

Целевая установка. Мотивация учебной деятельности.

3 мин.

Учитель сообщает тему в виде ребуса, который обозначен на доске (приложение 1). Учитель побуждает учащихся сконцентрировать внимание на изучаемом вопросе.

3

Коррекция и актуализация опорных знаний .

7 мин.

Цель: систематизация полученных знаний учащихся:

  • проверка домашнего задания

  • игра «мешочек»

  • работа с трафаретами (приложение 2)

4

Динамическая пауза: гимнастика для глаз

1 мин.

Учащимся предлагается гимнастика для глаз (приложение 3)

5

Самостоятельная работа учащихся под руководством учителя

15 мин.

Цель: формировать умение по вычислению периметра треугольника, выявить уровень самостоятельных умений по использованию измерительных инструментов.

Самостоятельная работа состоит из трех этапов. Перед каждым этапом учитель раздает дидактический материал (приложение 4)

6

Динамическая пауза: двигательная гимнастика

1 мин.

Учащимся предлагается двигательная гимнастика (приложение 5)

7

Осмысление и систематизация полученных знаний

7 мин.

Цель: проверить полученные знания учащихся е по вычислению периметра треугольника.

Используя раздаточный материал из ткани (косынки для кукол), учитель предлагает выполнить задание (приложение 6)

8

Домашнее задание

3 мин.

Учитель выдает домашнее задание в виде иллюстрации карты бермудского треугольника с пояснениями (приложение 7)

9

Подведение итогов

2 мин.

Учитель подводит итоги, выставляет оценки, анализирует работу каждого ученика: отмечает активность, положительные и отрицательные моменты в ходе самостоятельной работы. Делает вывод: достигнуты ли цели занятия. (приложение 8)


Приложение 1.

Целевая установка. Мотивация учебной деятельности.

3 минуты

Учитель Ученики

- Здравствуйте, дети! - Здравствуйте!

- Какое сегодня число? -Сегодня …………….

- Посмотрите на доску. Смотрят на доску.

Тема урока – зашифрована в ребусе Учащиеся с помощью учителя

( словарная работа над мат. термином расшифровывают ребус

«периметр»)

pubtriangle , и , , р а

- Тема урока «Периметр треугольника».

Сегодня на уроке мы должны закрепить

умения решать задачи на вычисление

периметра.

Приложение 2.

Коррекция и актуализация опорных знаний .

7 минут

проверка домашнего задания

Учитель Ученики

- Откройте тетради с домашним заданием Учащиеся открывают тетради с домашним

заданием

- Тема, какое было задание? Тема: «Раскрасить треугольники красным

цветом, квадраты – синим, круги – желтым»

- Сережа, скажи, сколько фигур ты раскрасил Сережа рассказывает

красным карандашом?

- Рита С, у тебя так же? Рита С: «……»

- Рита Г, сколько фигур ты раскрасила Рита Г: «……»

красным карандашом?

- Тема, у тебя так же? Тема: «……»

Ошибки, если они есть, исправляются

- Рита Г, скажи, сколько фигур ты раскрасила Рита Г: «……»

синим карандашом?

- Тема, у тебя так же? Тема: «……»

- Сережа, скажи, сколько фигур ты раскрасил Сережа рассказывает

синим карандашом?

- Рита С., у тебя так же? Рита С: «……»

Ошибки, если они есть, исправляются

- Сережа, скажи, сколько фигур ты раскрасил Сережа рассказывает

желтым карандашом?

- Рита С, у тебя так же? Рита С: «……»

- Рита Г, сколько фигур ты раскрасила Рита Г: «……»

желтым карандашом?

- Тема, у тебя так же? Тема: «……»

Ошибки, если они есть, исправляются

После проверки домашнего задания учитель выдает каждому ученику маленький мешочек.

Рите С: в мешочке – треугольник, квадрат, круг, прямоугольник

Сереже: в мешочке – треугольник, круг, квадрат

Рите Г: в мешочке – треугольник, круг, квадрат

Теме: в мешочке – треугольник, прямоугольник, квадрат.

Учитель Ученики

- Возьмите мешочек в руки Берут мешочек

- Вставьте пальцы в мешочек и потрогайте. Ученики трогают.

- Достаньте из мешочка треугольник Ученики достают фигуры

- Рита С., как ты определила треугольник? Рита С: «……»

- Сережа, как ты определил треугольник? Сережа: «……»

- Рита Г, как ты определила треугольник? Рита Г: «……»

- Тема, как ты определил треугольник? Тема: «……»

- У треугольника три стороны.

- Чему равен периметр треугольника? Учащиеся отвечают (сумме длин трех сторон)

Запишите в тетради число. Ученики записывают.

Запишите в тетради тему урока.

Запишите в тетради слово «Задача»

Затем учитель раздает трафареты:

Рита С. - I Трафареты для всех разные – зависит от

Тема М. - I степени выраженности двигательного

Сережа С. - I I дефекта и учебных возможностей школьника

Рита Г. - I I I I – сложный (треугольник из картона),

II- ср. сложности (треугольник из картона с ручкой)

III- простой (треугольник из картона с выемкой)

pubtrianglepubtriangle
I I I I I I

Учитель Ученики

-Достаньте простой карандаш. Выполняют задание (воспитатель помогает

Возьмите трафарет и начертите в Рите Г., по необходимости – Теме М., учитель

тетради треугольник помогает остальным учащимся)

- Достаньте линейку. Выполняют задание (воспитатель помогает

- Измерьте стороны начерченного в тетради Рите Г., по необходимости – Теме М., учитель

треугольника. помогает остальным учащимся)

- Над каждой стороной треугольника

подпишите ее размер

- Сережа, чему равен периметр - Сережа: «…»

Треугольника?

- Тема, какой буквой латинского алфавита - Тема: «…»

обозначается периметр?

- Вычислите периметр вашего треугольника. Выполняют задание (воспитатель помогает

Рите Г., по необходимости – Теме М., учитель

помогает остальным учащимся)
Если учащиеся аккуратно начертили треугольник, то результаты должны быть одинаковыми


Приложение 3.

Динамическая пауза: гимнастика для глаз

1 минута
Гимнастика для глаз.

- Голову держим прямо.

- Голову не поворачиваем.

- Посмотрите направо (на стену).

- Посмотрите вверх.

- Посмотрите налево (на окно).

- Посмотрите направо (на стену).

- Закройте глаза.

- С закрытыми глазами.

- Посмотрите направо (на стену).

- Посмотрите вверх.

- Посмотрите налево (на окно).

- Посмотрите направо (на стену).

- Откройте глаза.

- Какую геометрическую фигуру вы нарисовали глазами? (Треугольник)

Приложение 4.

Самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.

15 минут
Каждому ученику выдаются палочки одинакового размера (Рите С. -4 палочки, Сереже С. -3 палочки, Рите Г. – 3 палочки, Теме М. – 4 палочки).

Учитель Ученики

- Сложите из палочек треугольник. Складывают

- Рита С., почему ты не использовала 4-ую палочку? Рита С.: «…»

- Тема М. почему ты не использовал 4-ую палочку? Тема М.: «…»

- Рита Г., ты можешь вычислить периметр своего Рита Г.: «…»

треугольника? Как его вычислить?

-Возьмите линейку.

-Измерьте длину каждой палочки. 7 см.

- Вычислите периметр (устный счет) 21 см.

Учитель выдает карточки с начерченным равностороннем треугольником со стороной 7 см.



Задача.



7 см 7 см
Такой же треугольник начерчен на доске

7 см
Р= 7+ 7 + 7 = 21 (см)



- Вклейте карточку в тетрадь Вклеивают

- Рита Г., сколько сторон у треугольника? Рита Г.: «…»

- Сережа, чему равна каждая сторона треугольника? Сережа: «…»

- Рита С., сколько будет 3 * 7 Рита С.: «…»

Учитель записывает

…………………3*7 = 21
-Тема, посмотри внимательно на последние две Тема М.: «…»

строчки, что ты замечаешь?

Как можно найти периметр равностороннего

треугольника?

-Запишите в тетради Р= 3* 7 = 21 (см)
- Сережа, мы решили задачу? Сережа: «…»

- Рита С., так, о чем была задача? Рита С.: «…»

-Тема, и что мы узнали? Тема М.: «…»

Учитель раздает каждому ученику лист бумаги (бумага разделена на части специальной линией в «дырочку», по которой легко и удобно рвать и сплошной линией, по которой складывать) и карточку с заданием.




-Сложите из бумаги треугольник. Лишнюю часть оторвите. Вычислите периметр получившегося треугольника (Устно).


Приложение 5.

Динамическая пауза: двигательная гимнастика

1 минута
Двигательная гимнастика.

- Встаньте из-за парт.

- Поднимает руки класс – это раз.

- Повернулась голова – это два.

- А теперь вперед смотри – это три.

- Руки в стороны пошире развернули на четыре.

- С силой их к плечам прижать – это пять.

- Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Приложение 6.

Осмысление и систематизация полученных знаний.

7 минут
Учитель выдает куклы, на головах у которых надеты косынки.

Косынка треугольной формы имеет равную длину сторон.

Вычислите длину стороны.

Сколько сантиметров тесьмы нужно для отделки сторон косынки?




Учитель проверяет и ставит оценку.


Приложение7.

Домашнее задание

3 минуты
На доске – физическая карта по географии. Ученики рассказывают, как называются материки и океаны. Учитель обращает внимание учеников на то, что Северная Америка и Южная Америка по очертанию напоминают треугольники. Затем учитель говорит, что около Северной Америки есть треугольник, где часто пропадают корабли (учитель прикрепляет контур треугольника на карту с помощью магнита).

- Кто знает, что это за треугольник? (Бермудский треугольник)

- Найдите на карте Бермудские острова.

Затем учитель выдает карточку с иллюстрацией Бермудского треугольника и заданием.

Задание: Вычислить периметр Бермудского треугольника на карте.

Приложение 8.

Подведение итогов.

2 минуты

Учитель Ученики

-Какая была тема урока? -Сегодня на уроке была тема

«Периметр треугольника»

- Что вы делали на уроке? -Мы разгадывали ребус, отгадывали, что

спрятано в мешочке, выполняли

задания с моделями, решали задачи,

выполняли самостоятельную работу.

Рита С. получила оценку ……………..

Сережа С. получил оценку ……………..

Рита Г. получила оценку ……………..

Тема М. получил оценку ……………..
Особенно хорошо работал(а) …………… .

Задача.



7 см 7 см


7 см
Р= 7+ 7 + 7 = 21 (см)


Задача.



7 см 7 см


7 см
Р= 7+ 7 + 7 = 21 (см)


Задача.



7 см 7 см


7 см
Р= 7+ 7 + 7 = 21 (см)



Задача.



7 см 7 см


7 см
Р= 7+ 7 + 7 = 21 (см)


Самостоятельная работа.

Косынка треугольной формы имеет равную длину сторон.

Вычислите длину стороны.

Сколько сантиметров тесьмы нужно для отделки сторон косынки?




Д/З

Задание: Вычислить периметр Бермудского треугольника на карте.