|
Семинар «Введение учащихся с дцп в современный образовательный процесс» Семинар «Введение учащихся с ДЦП в современный образовательный процесс»
5 урок
-
ФИО учителя
| Сулаева Елена Александровна
| Предмет
| Математика
| Класс
| 6г
| Тема
| Периметр треугольника
| Цель:
| закрепление умений решать задачи на вычисление периметра.
| Задачи:
| образовательная: отрабатывать умение вычислять периметр треугольника;
развивающая: продолжать развивать умение формировать монологическое высказывание, используя математический язык;
воспитательная: - воспитывать графическую культуру школьника;
коррекционная направленность:
- продуктивная обработка информации (задания, предполагающие самостоятельную обработку информации; дозированная, поэтапная помощь педагога);
- мотивация к обучению (постановка конкретных задач; познавательные задания; проблемные вопросы; словесная пояснительная оценка деятельности учащихся на уроке)
|
-
№
| Этапы урока
| Ход урока
| Информационные средства
| Организация учебного пространства
| Педагогические технологии
| I
| Организационный момент (проверка класса, внешнего вида учащихся, мотивация темы).
| Объявление даты и темы урока
|
| Доска,
компьютер,
физическая карта по географии,
дидактический материал (индивид. карточки, трафареты, раздаточный материал)
| Личностно-ориентированная
| I I
| Актуализация и коррекция опорных знаний.
| Проверка домашнего задания совместно с учениками
Игра «мешочек», построение треугольников по трафаретам
|
| Технология уровневой дифференциации Технология активной сенсорной среды
| I I I
| Динамическая пауза (гимнстика для глаз)
|
|
| Здоровьесберегающая
(физкульт.-оздоровительная)
| I V
| Самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.
| Конструирование треугольника из палочек, бумаги, решение задач
| Раздаточный материал, созданный в приложении Microsoft Office Word
| Технология уровневой дифференциации
организация учебной деятельности с учетом коррекционно-педагогических требований;
| V
| Динамическая пауза (двигательная гимнстика)
|
|
| Здоровьесберегающая
(физкульт.-оздоровительная)
| V I
| Осмысление и систематизация полученных знаний.
| Задача на вычисление периметра косынки треугольной формы
|
| Технология активной сенсорной среды
Ркшение задач по алгоритму
| V I I
| Объяснение Д/З
| Задача на вычисление периметра треугольника на иллюстрации карты бермудского треугольника
| Карта бермудского треугольника из интернет- ресурсов (яндекс – картинки)
| Личностно-ориентированная: освоение пространственных схем (карта-география)
| V I I I
| Подведение итогов
| Рефлексия и оценивание учащихся
|
| Личностно-ориентированная
|
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИЯ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VI вида)
№ 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга.
__________________________________________________________________________
Методическая разработка
урока по математике
для учащихся 6 г класса
с лёгкой умственной отсталостью Периметр треугольника
Составила
учитель математики
Сулаева Елена Александровна,
высшая квалификационная категория Дата проведения
19.11.2014
Санкт-Петербург
2014 – 2015 учебный год
Тема: Периметр треугольника.
Цель: закрепление умений решать задачи на вычисление периметра.
Задачи:
образовательные:
- отрабатывать умение вычислять периметр треугольника;
- формировать владение измерительными навыками при работе с линейкой и трафаретом;
развивающие:
- продолжать развивать умение формировать монологическое высказывание, используя математический язык;
- формировать логическое мышление, навыки поисковой деятельности при вычислении периметра равностороннего треугольника;
- развивать интерес к математике;
- воспитательные:
- формировать отношение к математике как к части общечеловеческой культуры;
- воспитывать нравственность, культуру общения в классе;
- воспитывать графическую культуру школьника;
- воспитывать самостоятельность, ответственность учащихся.
коррекционная направленность урока:
- продуктивная обработка информации (задания, предполагающие самостоятельную обработку информации; дозированная, поэтапная помощь педагога);
- мотивация к обучению (постановка конкретных задач; познавательные задания; проблемные вопросы; словесная пояснительная оценка деятельности учащихся на уроке)
Тип урока: смешанный
Методы:;
-наглядный(демонстрация таблиц), практический;
- репродуктивный;
- продуктивный.
Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная;
- индивидуальная.
Образовательные технологии (элементы):
- решение задач по алгоритму;
- организация учебной деятельности с учетом коррекционно-педагогических требований;
- личностно – ориентированная технология;
- технология уровневой дифференциации;
- здоровьесберегающая технология;
- технология активной сенсорной среды.
Место проведения урока:
кабинет математики 314
Время:
12-50 – 13-30
Межпредметные связи:
- предмет География (урок 14. тема « Земля планета.»)
Внутрипредметные связи:
- предмет Математика(урок 52 тема « Периметр» (устный счет))
Оснащение урока:
- учебно-методичаская документация:
- методическая разработка для учащихся «Периметр треугольника»
- дидактический материал (контролирующий и обучающий)
-учебно-наглядное пособие: географическая карта
- оборудование урока:
осн.(общ): белая доска
осн.(инд): индивидуальные листы с нарисованными карточками, тетрадь
вспом.(общ): доп. стол для пособий
вспом.(инд): держатель листа
корр.(общ): фломастеры разного цвета для доски, спец. пособие (элементы ребуса)
корр.(инд): спец. пособия – мешочки с геометрическими фигурами, треугольники из ткани
ноутбук
Литература:
литература для учителя:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы: В 2 сб./ Под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.
Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. Для студ. дефект. фак. педвузов. - 4-е изд., перераб.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Бибина О. А. Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
литература для учащихся
Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для специальных (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ М. Н. Перова, Г. М. Капустина. -8-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Краткая характеристика класса:
в классе 4 человека: Рита Г. – самостоятельно не пишет
Сережа С. – затруднена работа по образцу
Рита С.
Тема М.
Деятельность воспитателя: помогает Рите Г. делать записи в тетради и на выданном листе
Описание хода занятия
-
№
| Основные этапы занятия
| Ориентировочное время
| Методические указания
| 1
| Организационный момент
| 1 мин.
| Цель: воспитание дисциплинированности, ответственности, аккуратности.
Учитель проверяет готовность кабинета к проведению занятия, внешний вид учащихся, отмечает отсутствующих.
| 2
| Целевая установка. Мотивация учебной деятельности.
| 3 мин.
| Учитель сообщает тему в виде ребуса, который обозначен на доске (приложение 1). Учитель побуждает учащихся сконцентрировать внимание на изучаемом вопросе.
| 3
| Коррекция и актуализация опорных знаний .
| 7 мин.
| Цель: систематизация полученных знаний учащихся:
проверка домашнего задания
игра «мешочек»
работа с трафаретами (приложение 2)
| 4
| Динамическая пауза: гимнастика для глаз
| 1 мин.
| Учащимся предлагается гимнастика для глаз (приложение 3)
| 5
| Самостоятельная работа учащихся под руководством учителя
| 15 мин.
| Цель: формировать умение по вычислению периметра треугольника, выявить уровень самостоятельных умений по использованию измерительных инструментов.
Самостоятельная работа состоит из трех этапов. Перед каждым этапом учитель раздает дидактический материал (приложение 4)
| 6
| Динамическая пауза: двигательная гимнастика
| 1 мин.
| Учащимся предлагается двигательная гимнастика (приложение 5)
| 7
| Осмысление и систематизация полученных знаний
| 7 мин.
| Цель: проверить полученные знания учащихся е по вычислению периметра треугольника.
Используя раздаточный материал из ткани (косынки для кукол), учитель предлагает выполнить задание (приложение 6)
| 8
| Домашнее задание
| 3 мин.
| Учитель выдает домашнее задание в виде иллюстрации карты бермудского треугольника с пояснениями (приложение 7)
| 9
| Подведение итогов
| 2 мин.
| Учитель подводит итоги, выставляет оценки, анализирует работу каждого ученика: отмечает активность, положительные и отрицательные моменты в ходе самостоятельной работы. Делает вывод: достигнуты ли цели занятия. (приложение 8)
|
Приложение 1.
Целевая установка. Мотивация учебной деятельности.
3 минуты
Учитель Ученики
- Здравствуйте, дети! - Здравствуйте!
- Какое сегодня число? -Сегодня …………….
- Посмотрите на доску. Смотрят на доску.
Тема урока – зашифрована в ребусе Учащиеся с помощью учителя
( словарная работа над мат. термином расшифровывают ребус
«периметр»)
, и , , р а
- Тема урока «Периметр треугольника».
Сегодня на уроке мы должны закрепить
умения решать задачи на вычисление
периметра.
Приложение 2.
Коррекция и актуализация опорных знаний .
7 минут
проверка домашнего задания
Учитель Ученики
- Откройте тетради с домашним заданием Учащиеся открывают тетради с домашним
заданием
- Тема, какое было задание? Тема: «Раскрасить треугольники красным
цветом, квадраты – синим, круги – желтым»
- Сережа, скажи, сколько фигур ты раскрасил Сережа рассказывает
красным карандашом?
- Рита С, у тебя так же? Рита С: «……»
- Рита Г, сколько фигур ты раскрасила Рита Г: «……»
красным карандашом?
- Тема, у тебя так же? Тема: «……»
Ошибки, если они есть, исправляются
- Рита Г, скажи, сколько фигур ты раскрасила Рита Г: «……»
синим карандашом?
- Тема, у тебя так же? Тема: «……»
- Сережа, скажи, сколько фигур ты раскрасил Сережа рассказывает
синим карандашом?
- Рита С., у тебя так же? Рита С: «……»
Ошибки, если они есть, исправляются
- Сережа, скажи, сколько фигур ты раскрасил Сережа рассказывает
желтым карандашом?
- Рита С, у тебя так же? Рита С: «……»
- Рита Г, сколько фигур ты раскрасила Рита Г: «……»
желтым карандашом?
- Тема, у тебя так же? Тема: «……»
Ошибки, если они есть, исправляются
После проверки домашнего задания учитель выдает каждому ученику маленький мешочек.
Рите С: в мешочке – треугольник, квадрат, круг, прямоугольник
Сереже: в мешочке – треугольник, круг, квадрат
Рите Г: в мешочке – треугольник, круг, квадрат
Теме: в мешочке – треугольник, прямоугольник, квадрат.
Учитель Ученики
- Возьмите мешочек в руки Берут мешочек
- Вставьте пальцы в мешочек и потрогайте. Ученики трогают.
- Достаньте из мешочка треугольник Ученики достают фигуры
- Рита С., как ты определила треугольник? Рита С: «……»
- Сережа, как ты определил треугольник? Сережа: «……»
- Рита Г, как ты определила треугольник? Рита Г: «……»
- Тема, как ты определил треугольник? Тема: «……»
- У треугольника три стороны.
- Чему равен периметр треугольника? Учащиеся отвечают (сумме длин трех сторон)
Запишите в тетради число. Ученики записывают.
Запишите в тетради тему урока.
Запишите в тетради слово «Задача»
Затем учитель раздает трафареты:
Рита С. - I Трафареты для всех разные – зависит от
Тема М. - I степени выраженности двигательного
Сережа С. - I I дефекта и учебных возможностей школьника
Рита Г. - I I I I – сложный (треугольник из картона),
II- ср. сложности (треугольник из картона с ручкой)
III- простой (треугольник из картона с выемкой)
I I I I I I
Учитель Ученики
-Достаньте простой карандаш. Выполняют задание (воспитатель помогает
Возьмите трафарет и начертите в Рите Г., по необходимости – Теме М., учитель
тетради треугольник помогает остальным учащимся)
- Достаньте линейку. Выполняют задание (воспитатель помогает
- Измерьте стороны начерченного в тетради Рите Г., по необходимости – Теме М., учитель
треугольника. помогает остальным учащимся)
- Над каждой стороной треугольника
подпишите ее размер
- Сережа, чему равен периметр - Сережа: «…»
Треугольника?
- Тема, какой буквой латинского алфавита - Тема: «…»
обозначается периметр?
- Вычислите периметр вашего треугольника. Выполняют задание (воспитатель помогает
Рите Г., по необходимости – Теме М., учитель
помогает остальным учащимся) Если учащиеся аккуратно начертили треугольник, то результаты должны быть одинаковыми
Приложение 3.
Динамическая пауза: гимнастика для глаз
1 минута Гимнастика для глаз.
- Голову держим прямо.
- Голову не поворачиваем.
- Посмотрите направо (на стену).
- Посмотрите вверх.
- Посмотрите налево (на окно).
- Посмотрите направо (на стену).
- Закройте глаза.
- С закрытыми глазами.
- Посмотрите направо (на стену).
- Посмотрите вверх.
- Посмотрите налево (на окно).
- Посмотрите направо (на стену).
- Откройте глаза.
- Какую геометрическую фигуру вы нарисовали глазами? (Треугольник)
Приложение 4.
Самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.
15 минут Каждому ученику выдаются палочки одинакового размера (Рите С. -4 палочки, Сереже С. -3 палочки, Рите Г. – 3 палочки, Теме М. – 4 палочки).
Учитель Ученики
- Сложите из палочек треугольник. Складывают
- Рита С., почему ты не использовала 4-ую палочку? Рита С.: «…»
- Тема М. почему ты не использовал 4-ую палочку? Тема М.: «…»
- Рита Г., ты можешь вычислить периметр своего Рита Г.: «…»
треугольника? Как его вычислить?
-Возьмите линейку.
-Измерьте длину каждой палочки. 7 см.
- Вычислите периметр (устный счет) 21 см.
Учитель выдает карточки с начерченным равностороннем треугольником со стороной 7 см.
Задача.
7 см 7 см Такой же треугольник начерчен на доске
7 см Р= 7+ 7 + 7 = 21 (см)
- Вклейте карточку в тетрадь Вклеивают
- Рита Г., сколько сторон у треугольника? Рита Г.: «…»
- Сережа, чему равна каждая сторона треугольника? Сережа: «…»
- Рита С., сколько будет 3 * 7 Рита С.: «…»
Учитель записывает
…………………3*7 = 21 -Тема, посмотри внимательно на последние две Тема М.: «…»
строчки, что ты замечаешь?
Как можно найти периметр равностороннего
треугольника?
-Запишите в тетради Р= 3* 7 = 21 (см) - Сережа, мы решили задачу? Сережа: «…»
- Рита С., так, о чем была задача? Рита С.: «…»
-Тема, и что мы узнали? Тема М.: «…»
Учитель раздает каждому ученику лист бумаги (бумага разделена на части специальной линией в «дырочку», по которой легко и удобно рвать и сплошной линией, по которой складывать) и карточку с заданием.
-Сложите из бумаги треугольник. Лишнюю часть оторвите. Вычислите периметр получившегося треугольника (Устно).
Приложение 5.
Динамическая пауза: двигательная гимнастика
1 минута Двигательная гимнастика.
- Встаньте из-за парт.
- Поднимает руки класс – это раз.
- Повернулась голова – это два.
- А теперь вперед смотри – это три.
- Руки в стороны пошире развернули на четыре.
- С силой их к плечам прижать – это пять.
- Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Приложение 6.
Осмысление и систематизация полученных знаний.
7 минут Учитель выдает куклы, на головах у которых надеты косынки.
Косынка треугольной формы имеет равную длину сторон.
Вычислите длину стороны.
Сколько сантиметров тесьмы нужно для отделки сторон косынки?
Учитель проверяет и ставит оценку.
Приложение7.
Домашнее задание
3 минуты На доске – физическая карта по географии. Ученики рассказывают, как называются материки и океаны. Учитель обращает внимание учеников на то, что Северная Америка и Южная Америка по очертанию напоминают треугольники. Затем учитель говорит, что около Северной Америки есть треугольник, где часто пропадают корабли (учитель прикрепляет контур треугольника на карту с помощью магнита).
- Кто знает, что это за треугольник? (Бермудский треугольник)
- Найдите на карте Бермудские острова.
Затем учитель выдает карточку с иллюстрацией Бермудского треугольника и заданием.
Задание: Вычислить периметр Бермудского треугольника на карте.
Приложение 8.
Подведение итогов.
2 минуты
Учитель Ученики
-Какая была тема урока? -Сегодня на уроке была тема
«Периметр треугольника»
- Что вы делали на уроке? -Мы разгадывали ребус, отгадывали, что
спрятано в мешочке, выполняли
задания с моделями, решали задачи,
выполняли самостоятельную работу.
Рита С. получила оценку ……………..
Сережа С. получил оценку ……………..
Рита Г. получила оценку ……………..
Тема М. получил оценку …………….. Особенно хорошо работал(а) …………… .
Задача.
7 см 7 см
7 см Р= 7+ 7 + 7 = 21 (см)
Задача.
7 см 7 см
7 см Р= 7+ 7 + 7 = 21 (см)
Задача.
7 см 7 см
7 см Р= 7+ 7 + 7 = 21 (см)
Задача.
7 см 7 см
7 см Р= 7+ 7 + 7 = 21 (см)
Самостоятельная работа.
Косынка треугольной формы имеет равную длину сторон.
Вычислите длину стороны.
Сколько сантиметров тесьмы нужно для отделки сторон косынки?
Д/З
Задание: Вычислить периметр Бермудского треугольника на карте. |
|
|