Главная страница

Семейное право



Скачать 126.74 Kb.
НазваниеСемейное право
Дата13.04.2016
Размер126.74 Kb.
ТипРазработка урока

МБОУ «Новоалександровская средняя общеоразовательная школа

Ровеньского райна Белгородской области»

Разработка урока обществознания в 11 классе

на тему «Семейное право»

Подготовила:

учитель истории и обществознания

Сподина Наталия Николаевна

Новоалексангдровка, 2012.

Тема: Семейное право

Цели урока: дать характеристику основ семейного права РФ и продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства и морали.

совершенствование коммуникативных умений и навыков, умение анализировать текст законов;

способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности, способствовать формированию ответственного отношения к семье.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран. Обществознание: учебник для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень/(Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.); под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2006.

Тип урока: урок предъявления и изучения нового материала в форме лабораторно-практического занятия.

Формы работы: Работа в группах, использование элементов технологии критического мышления.
Ход урока

I Организационный этап

эмоциональный настрой класса

II Этап актуализации субъективного опыта учащихся СЛАЙД

1.Работа над эпиграфом

“Семья приносит полноту жизни, счастье,

но каждая семья … является прежде всего

большим делом, имеющим

государственное значение”.

А.С. Макаренко

Составьте кластер со словом семья
III Этап изучения нового материала

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с Семейным кодексом и основами семейного права, рассмотрим некоторые проблемы, возникающие на различных этапах существования семьи, попытаемся сформировать общее представление о правах и обязанностях супругов, родителей и детей.

Работа в группах (5-6 минут).

Группа № 1.

  • Прочитать часть пункт параграфа “Что такое семейное право” стр. 273-274.

  • Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:

  • Нужна ли человеку семья? Аргументируйте свой ответ.

  • В чём сущность, цели и принципы семейного права?

  • Что такое семейное право?

  • Что является основным источником семейного права?

  • Каковы основные цели семейного законодательства?

  • Что составляет правового регулирования определяют и его основные принципы семейного права?

  • Сформулируйте определение понятия семейное право.

Группа № 2.

  • Прочитать пункт параграфа “ Условия вступления в брак и препятствия к заключения брака” стр. 274-275

  • Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:

  • Каковы условия вступления в брак и препятствия к его заключению?

  • Сформулируйте определение понятия брак, брачный возраст.

При ответе использовать статьи Семейного кодекса.

Группа № 3.

  • Прочитать пункт “ Права и обязанности супругов”. Стр. 275 до абзаца “С прекращением брака ….” на стр.277.

  • Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:

  • В чем суть личных и имущественных правоотношений супругов?

  • Каковы имущественные права супругов?

  • Каковы личные не имущественные права супругов?

  • Сформулируйте определение понятия законный режим имущества супругов.

Группа № 4.

  • Прочитать пункт “ Права и обязанности супругов”. От стр. 276 с абзаца “Имущественные права и обязанности ….” до конца пункта стр. 278.

  • Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:

  • Каковы условия решения имущественных вопросов после разводов супругов?

  • Что такое брачный договор?

  • Сформулируйте определение понятия брачный договор, договорной режим супружеской собственности

Группа № 5.

  • Прочитать пункт “Права и обязанности родителей и детей”. Стр. 278 до абзаца “Следовательно, закон охраняет родительские права….” на стр. 279.

  • Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:

  • Что понимается под родительскими правами?

Группа № 6.

  • Прочитать пункт “Права и обязанности родителей и детей”. С абзаца “Следовательно, закон охраняет родительские права….” на стр. 279 до конца пункта.

  • Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:

  • Какими правами и обязанностями обладает ребенок?

  • Почему семья является приоритетной формой воспитания детей?

Отчет о проделанной работе

Заслушивается отчёт группы №1

Подведение итогов

Семейное право - совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей.

Цели семейного законодательства:

  • укрепление семьи и построение семейных отношений на основе любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов;

  • обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и их защита, не допущение произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи.

Основные принципы: добровольность брачного союза; равенство прав супругов в семье; разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию; приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии; обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи.

Основной источник - Семейный кодекс Российской Федерации, введенный в действие в 1996 г.

Заслушивается отчёт группы №2

Подведение итогов

Решение правовых задач

  • Валентину заставили под угрозой расправы зарегистрировать брак с Алексеем, которому нужна была прописка. В органах ЗАГС она высказала свое согласие на брак. Можно ли считать такой брак недействительным из – за нарушения принципа его добровольности?

(Нет, т.к. в ЗАГСе Валентина высказала добровольное согласие. Брак может быть признан недействительным по другому основанию в судебном порядке как регистрация по фиктивному основанию без намерения создать семью

  • Алексей скрыл от Елены, что состоит в браке, который не расторгнут. Прожив 3 месяца, Елена узнала о тайне мужа. Какой брак будет признан недействительным: первый или второй? Почему?

(Будет признан недействительным второй брак, т.к. нельзя заключать брак, если лицо уже состоит в браке)

Рассказ учителя

Но иногда случается так, что люди вынуждены разводиться. Развод или расторжение брака осуществляется через органы ЗАГС или через суд. В органах ЗАГС – если у супругов нет несовершеннолетних детей и они оба согласны на развод. Органы ЗАГС расторгнут брак и в том случае, если у супругов есть несовершеннолетние дети, но один из супругов осужден к лишению свободы на срок свыше 3 лет. В судах же расторгают браки, если один из супругов не согласен на развод (или уклоняется от расторжения брака) или в семье есть несовершеннолетние дети.

Порядок регистрации брака. СЛАЙД

  • Личная подача заявления будущими мужем и женой в ЗАГС.

  • Установление дня регистрации брака – через месяц после подачи заявления (срок может сокращён или увеличен).

  • Регистрация в назначенный день и в назначенный час в присутствии жениха и невесты, свидетелей, родных и близких.

  • Запись регистрации брака в книге актов гражданского состояния – подписи молодожёнов.

  • Отметка в паспорте жены и мужа.

  • Выдача супругам свидетельства о регистрации брака.

Заслушивается отчёт группы №3

Подведение итогов

Заслушивается отчёт группы № 4

Подведение итогов

Решение правовых задач

  • Подумайте, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество (невод, разбитое корыто, хижина) старика и старухи - героев “Сказки о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина. Объясните, почему.

(старику достался бы невод (предмет его профессиональной деятельности), старухе – разбитое корыто. Хижину поделили бы так: один из супругов, скорее всего старуха (как женщина) осталась бы в ней жить, а старику присудили бы половину ее стоимости в деньгах.)

  • Татьяна составила с Олегом брачный контракт, согласно которому все имущество, купленное в браке, принадлежит Тане и останется за ней после развода. Однако через 2 года совместной жизни супруги развелись, и Олег потребовал, чтобы недвижимое имущество было разделено поровну. Он ссылался на нормы СК РФ. Как разрешить конфликт?

(Конфликт будет решен на основании брачного контракта.)

  • Жена продала своей знакомой картину, которая являлась совместной собственностью супругов. Муж потребовал возврата картины и, получив отказ, обратился с иском в суд о признании сделки недействительной. В процессе судебного разбирательства он доказал, что знакомая, которая часто бывала в их доме, знала о его возражении против продажи картины, т. е. действовала недобросовестно.Подумайте, какое решение примет суд. Аргументируйте ответ. Каковы юридические последствия этого решения?

Заслушивается отчёт группы № 5

Подведение итогов

Заслушивается отчёт группы № 6

Подведение итогов

Решение правовых задач

  • Пятнадцатилетняя Ольга как-то заявила своим родителям: “Вы обязаны обеспечить мне достойную жизнь. Я должна, как Светлана (ее лучшая подруга), заниматься с репетиторами, ходить на дорогостоящие курсы английского языка, ездить отдыхать за границу...”Родители попытались объяснить дочери, что у них нет таких средств, как у отца Светланы, директора одного из крупнейших российских банков. В ответ Ольга процитировала статью 27 Конвенции о правах ребенка, где говорится о признании права ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Решение этой задачи Конвенция возлагает прежде всего на родителей. “Почему же вы ее не решаете?” — обиженно спросила она и вышла из комнаты.

  • Выскажите ваше мнение, права ли Ольга. Ответ поясните.

  • Если бы вы были родителями Ольги, что возразили бы дочери?

  • Как поступили бы в этой ситуации? Почему?

IV Этап первичного закрепления изученного материала

Работа с афоризмами

Из предложенных афоризмов, посвящённых семье, выберете тот, который более всего соответствует вашему мнению. Свой выбор объясните.

- Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. (А.Шопенгауэр).

- Коли семья вместе, то и душа на месте. (Русская пословица).

- Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьёй и родиной. (У.Фосколо).

- Семья – это кристалл общества. (В.Гюго).

  • Удачный брак – это строение, которое нужно каждый день реконструировать. (А.Моруа).

V Этап закрепления изученного материала СЛАЙД

1. Тестовые задания по вариантам (необходимо выбрать и отметить один или несколько правильных вариантов ответов).

1 вариант:

1.Брачный возраст в России определён:

а. 16 лет; б. 18 лет. +

2. Брак не может быть заключён между…

а. близкими родственниками; + б. несовершеннолетними; +

в. лицами без определённого места жительства.

3. Какое из обстоятельств делает невозможным вступление в брак?

а. различие национальностей; б. одна из сторон уже состоит в браке; +

в. отсутствие денежных средств.

4. Согласно принципам семейного права

а. главой семьи является мужчина; б. вопрос решается по общему согласию супругов;

в. супруги обладают равными правами. +

5. Брак в РФ заключается…

а. в суде; б. в церкви; в. в органах ЗАГС. +

6. Над несовершеннолетними в возрасте до 14 лет устанавливается:

а. наблюдение; б. попечительство; в. опека. +

7. Закончите следующее предложение: В случае если родители уклоняются от выполнения обязанностей родителей, закон предусматривает…

а. проведение с ними специальных разъяснительных бесед;

б. лишение родительских прав; + в. конфискацию имущества.

8. Для того, что бы приобрести полную дееспособность необходимо:

а. достичь 18 лет; + б. вступить в брак; + в. получить паспорт.

9. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно вправе:

а. совершать мелкие сделки; + б. распоряжаться стипендией. +

10. При взаимном согласии на расторжение брака и отсутствии совместных детей супруги будут разведены:

а. в суде; б. в ЗАГСе. +

2 вариант:

1. Брачный договор определяет:

а. место жительства супругов;

б. порядок изменения фамилий супругов в браке или в случае его расторжения;

в. имущественные права, обязанности супругов в браке или в случае его расторжения. +

2. Когда возможно заключение брачного договора?

а. до регистрации брака; + б. после регистрации брака; +

в. после расторжения брака.

3. В каких случаях брак не может быть расторгнут по требованию мужа?

а. во время беременности жены; +

б. при наличии спора о разделе совместно нажитого имущества;

в. в течение года после рождения ребёнка. +

4. Какие из следующих юридических фактов подлежат регистрации в органах записи актов гражданского состояния?

а. рождение; + б. поступление на работу; в. заключение брака. +

5. В случае развода может ли один из бывших супругов запретить видеться другому с

ребёнком?

а. да; б. нет. +

6. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18-ти лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими?

а. да; + б. нет.

7. Может ли несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно, без согласия родителей или иных законных представителей, распоряжаться своим заработком?

а. да; б. нет.

8. Над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет устанавливается:

а. опека; б. Наблюдение; в. попечительство. +

9. С какого момента супруги обретают родительские права и обязанности?

а. с момента рождения ребёнка; + б. с момента регистрации ребёнка;

в. с момента вступления в брак.

10. Какое имущество не подлежит разделу в случае расторжения брака?

а. вещи индивидуального пользования; + б. предметы роскоши;

в. вещи, подаренные каждому супругу в отдельности. +

V Этап информации о д\з СЛАЙД

п. 43 задание для сильных учащихся

Написать сочинение – эссе на одну из предложенных тем:

- Брак и «неофициальные отношения»: достоинства и недостатки;

- Развод родителей и судьба детей;

- Что для ребёнка лучше – плохая семья или детский дом?

- Я хотел бы жить в семье, потому что…

VI Этап подведения итога урока СЛАЙД

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!

VII Этап рефлексии

Составьте синквейн со словом семья.

Самоанализ урока обществознания в 11 классе

по теме «Семейное право»

Подготовила учитель истории и обществознания

МБОУ «Новоалександровская сош»

Сподина Наталия Николаевна.
Данный урок относится к разделу «Правовое регулирование общественных отношений» Тема данного урока является логическим переходом к новой теме. Перед обучащимися были поставлены конкретные цели, достижимые, понятные.

Я планировала достичь в ходе урока следующих целей и задач:

  • дать характеристику основ семейного права РФ и продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства и морали;

  • совершенствование коммуникативных умений и навыков, умение анализировать текст законов;

  • способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности, способствовать формированию ответственного отношения к семье.

Главными были воспитательные и развивающие цели и задачи, т. к. учащиеся этой возрастной категории находятся на такой стадии социализации, когда начинается переход от внешнего восприятия самого себя к своему духовному миру, желанию решить проблемы начинающегося нравственного поиска, определить роль и место свое в своей семье.

Урок отличается научностью, доступностью восприятия материала.

Структура урока соответствовала заявленному типу и виду урока.

Использовались инновационные образовательные технологии: технология критического мышления, информационно-коммуникативная и «Займи позицию».

Выбор данных методов и приемов не случаен. Тема достаточно личная, надо было создать соответствующий психологический климат, более доверительные отношения.

Метод рефлексии позволил привлечь учащихся к оценке и анализу урока.

Использование на уроке тестовых заданий позволило быстро и качественно закрепить новый материал, одновременно шла подготовка к ЕГЭ.

Применение ИКТ сделало урок более наглядным, насыщенным и интересным.

Прослеживались как внутрипредметные, так и межпредметные связи: обществознание – история, обществознание – литература.

Применение групповой формы работы облегчило процесс усвоения нового материала, удалось выделить главное в содержании урока, отодвинув на задний план второстепенное.

Высокий темп урока и работоспособность учеников обеспечивались постоянно меняющимися видами учебной деятельности. Использованные методы и приемы обеспечили рациональное использование рабочего времени и предупреждение перегрузок у учащихся.

Психологическая атмосфера поддерживалась доброжелательностью учителя, его корректным поведением, личным участием в познавательной деятельности.

Поставленные цели и задачи были реализованы в ходе урока.