|
Семейное право МБОУ «Новоалександровская средняя общеоразовательная школа
Ровеньского райна Белгородской области»
Разработка урока обществознания в 11 классе
на тему «Семейное право»
Подготовила:
учитель истории и обществознания
Сподина Наталия Николаевна
Новоалексангдровка, 2012.
Тема: Семейное право
Цели урока: дать характеристику основ семейного права РФ и продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства и морали.
совершенствование коммуникативных умений и навыков, умение анализировать текст законов;
способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности, способствовать формированию ответственного отношения к семье.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран. Обществознание: учебник для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень/(Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.); под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2006.
Тип урока: урок предъявления и изучения нового материала в форме лабораторно-практического занятия.
Формы работы: Работа в группах, использование элементов технологии критического мышления. Ход урока
I Организационный этап
эмоциональный настрой класса
II Этап актуализации субъективного опыта учащихся СЛАЙД
1.Работа над эпиграфом
“Семья приносит полноту жизни, счастье,
но каждая семья … является прежде всего
большим делом, имеющим
государственное значение”.
А.С. Макаренко
Составьте кластер со словом семья III Этап изучения нового материала
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с Семейным кодексом и основами семейного права, рассмотрим некоторые проблемы, возникающие на различных этапах существования семьи, попытаемся сформировать общее представление о правах и обязанностях супругов, родителей и детей.
Работа в группах (5-6 минут).
Группа № 1.
Прочитать часть пункт параграфа “Что такое семейное право” стр. 273-274.
Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:
Нужна ли человеку семья? Аргументируйте свой ответ.
В чём сущность, цели и принципы семейного права?
Что такое семейное право?
Что является основным источником семейного права?
Каковы основные цели семейного законодательства?
Что составляет правового регулирования определяют и его основные принципы семейного права?
Сформулируйте определение понятия семейное право.
Группа № 2.
Прочитать пункт параграфа “ Условия вступления в брак и препятствия к заключения брака” стр. 274-275
Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:
Каковы условия вступления в брак и препятствия к его заключению?
Сформулируйте определение понятия брак, брачный возраст.
При ответе использовать статьи Семейного кодекса.
Группа № 3.
Прочитать пункт “ Права и обязанности супругов”. Стр. 275 до абзаца “С прекращением брака ….” на стр.277.
Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:
В чем суть личных и имущественных правоотношений супругов?
Каковы имущественные права супругов?
Каковы личные не имущественные права супругов?
Сформулируйте определение понятия законный режим имущества супругов.
Группа № 4.
Прочитать пункт “ Права и обязанности супругов”. От стр. 276 с абзаца “Имущественные права и обязанности ….” до конца пункта стр. 278.
Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:
Каковы условия решения имущественных вопросов после разводов супругов?
Что такое брачный договор?
Сформулируйте определение понятия брачный договор, договорной режим супружеской собственности
Группа № 5.
Прочитать пункт “Права и обязанности родителей и детей”. Стр. 278 до абзаца “Следовательно, закон охраняет родительские права….” на стр. 279.
Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:
Что понимается под родительскими правами?
Группа № 6.
Прочитать пункт “Права и обязанности родителей и детей”. С абзаца “Следовательно, закон охраняет родительские права….” на стр. 279 до конца пункта.
Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:
Какими правами и обязанностями обладает ребенок?
Почему семья является приоритетной формой воспитания детей?
Отчет о проделанной работе
Заслушивается отчёт группы №1
Подведение итогов
Семейное право - совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей.
Цели семейного законодательства:
укрепление семьи и построение семейных отношений на основе любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов;
обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и их защита, не допущение произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи.
Основные принципы: добровольность брачного союза; равенство прав супругов в семье; разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию; приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии; обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи.
Основной источник - Семейный кодекс Российской Федерации, введенный в действие в 1996 г.
Заслушивается отчёт группы №2
Подведение итогов
Решение правовых задач
Валентину заставили под угрозой расправы зарегистрировать брак с Алексеем, которому нужна была прописка. В органах ЗАГС она высказала свое согласие на брак. Можно ли считать такой брак недействительным из – за нарушения принципа его добровольности?
(Нет, т.к. в ЗАГСе Валентина высказала добровольное согласие. Брак может быть признан недействительным по другому основанию в судебном порядке как регистрация по фиктивному основанию без намерения создать семью
Алексей скрыл от Елены, что состоит в браке, который не расторгнут. Прожив 3 месяца, Елена узнала о тайне мужа. Какой брак будет признан недействительным: первый или второй? Почему?
(Будет признан недействительным второй брак, т.к. нельзя заключать брак, если лицо уже состоит в браке)
Рассказ учителя
Но иногда случается так, что люди вынуждены разводиться. Развод или расторжение брака осуществляется через органы ЗАГС или через суд. В органах ЗАГС – если у супругов нет несовершеннолетних детей и они оба согласны на развод. Органы ЗАГС расторгнут брак и в том случае, если у супругов есть несовершеннолетние дети, но один из супругов осужден к лишению свободы на срок свыше 3 лет. В судах же расторгают браки, если один из супругов не согласен на развод (или уклоняется от расторжения брака) или в семье есть несовершеннолетние дети.
Порядок регистрации брака. СЛАЙД
Личная подача заявления будущими мужем и женой в ЗАГС.
Установление дня регистрации брака – через месяц после подачи заявления (срок может сокращён или увеличен).
Регистрация в назначенный день и в назначенный час в присутствии жениха и невесты, свидетелей, родных и близких.
Запись регистрации брака в книге актов гражданского состояния – подписи молодожёнов.
Отметка в паспорте жены и мужа.
Выдача супругам свидетельства о регистрации брака.
Заслушивается отчёт группы №3
Подведение итогов
Заслушивается отчёт группы № 4
Подведение итогов
Решение правовых задач
Подумайте, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество (невод, разбитое корыто, хижина) старика и старухи - героев “Сказки о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина. Объясните, почему.
(старику достался бы невод (предмет его профессиональной деятельности), старухе – разбитое корыто. Хижину поделили бы так: один из супругов, скорее всего старуха (как женщина) осталась бы в ней жить, а старику присудили бы половину ее стоимости в деньгах.)
Татьяна составила с Олегом брачный контракт, согласно которому все имущество, купленное в браке, принадлежит Тане и останется за ней после развода. Однако через 2 года совместной жизни супруги развелись, и Олег потребовал, чтобы недвижимое имущество было разделено поровну. Он ссылался на нормы СК РФ. Как разрешить конфликт?
(Конфликт будет решен на основании брачного контракта.)
Жена продала своей знакомой картину, которая являлась совместной собственностью супругов. Муж потребовал возврата картины и, получив отказ, обратился с иском в суд о признании сделки недействительной. В процессе судебного разбирательства он доказал, что знакомая, которая часто бывала в их доме, знала о его возражении против продажи картины, т. е. действовала недобросовестно.Подумайте, какое решение примет суд. Аргументируйте ответ. Каковы юридические последствия этого решения?
Заслушивается отчёт группы № 5
Подведение итогов
Заслушивается отчёт группы № 6
Подведение итогов
Решение правовых задач
Пятнадцатилетняя Ольга как-то заявила своим родителям: “Вы обязаны обеспечить мне достойную жизнь. Я должна, как Светлана (ее лучшая подруга), заниматься с репетиторами, ходить на дорогостоящие курсы английского языка, ездить отдыхать за границу...”Родители попытались объяснить дочери, что у них нет таких средств, как у отца Светланы, директора одного из крупнейших российских банков. В ответ Ольга процитировала статью 27 Конвенции о правах ребенка, где говорится о признании права ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Решение этой задачи Конвенция возлагает прежде всего на родителей. “Почему же вы ее не решаете?” — обиженно спросила она и вышла из комнаты.
Выскажите ваше мнение, права ли Ольга. Ответ поясните.
Если бы вы были родителями Ольги, что возразили бы дочери?
Как поступили бы в этой ситуации? Почему?
IV Этап первичного закрепления изученного материала
Работа с афоризмами
Из предложенных афоризмов, посвящённых семье, выберете тот, который более всего соответствует вашему мнению. Свой выбор объясните.
- Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. (А.Шопенгауэр).
- Коли семья вместе, то и душа на месте. (Русская пословица).
- Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьёй и родиной. (У.Фосколо).
- Семья – это кристалл общества. (В.Гюго).
Удачный брак – это строение, которое нужно каждый день реконструировать. (А.Моруа).
V Этап закрепления изученного материала СЛАЙД
1. Тестовые задания по вариантам (необходимо выбрать и отметить один или несколько правильных вариантов ответов).
1 вариант:
1.Брачный возраст в России определён:
а. 16 лет; б. 18 лет. +
2. Брак не может быть заключён между…
а. близкими родственниками; + б. несовершеннолетними; +
в. лицами без определённого места жительства.
3. Какое из обстоятельств делает невозможным вступление в брак?
а. различие национальностей; б. одна из сторон уже состоит в браке; +
в. отсутствие денежных средств.
4. Согласно принципам семейного права
а. главой семьи является мужчина; б. вопрос решается по общему согласию супругов;
в. супруги обладают равными правами. +
5. Брак в РФ заключается…
а. в суде; б. в церкви; в. в органах ЗАГС. +
6. Над несовершеннолетними в возрасте до 14 лет устанавливается:
а. наблюдение; б. попечительство; в. опека. +
7. Закончите следующее предложение: В случае если родители уклоняются от выполнения обязанностей родителей, закон предусматривает…
а. проведение с ними специальных разъяснительных бесед;
б. лишение родительских прав; + в. конфискацию имущества.
8. Для того, что бы приобрести полную дееспособность необходимо:
а. достичь 18 лет; + б. вступить в брак; + в. получить паспорт.
9. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно вправе:
а. совершать мелкие сделки; + б. распоряжаться стипендией. +
10. При взаимном согласии на расторжение брака и отсутствии совместных детей супруги будут разведены:
а. в суде; б. в ЗАГСе. +
2 вариант:
1. Брачный договор определяет:
а. место жительства супругов;
б. порядок изменения фамилий супругов в браке или в случае его расторжения;
в. имущественные права, обязанности супругов в браке или в случае его расторжения. +
2. Когда возможно заключение брачного договора?
а. до регистрации брака; + б. после регистрации брака; +
в. после расторжения брака.
3. В каких случаях брак не может быть расторгнут по требованию мужа?
а. во время беременности жены; +
б. при наличии спора о разделе совместно нажитого имущества;
в. в течение года после рождения ребёнка. +
4. Какие из следующих юридических фактов подлежат регистрации в органах записи актов гражданского состояния?
а. рождение; + б. поступление на работу; в. заключение брака. +
5. В случае развода может ли один из бывших супругов запретить видеться другому с
ребёнком?
а. да; б. нет. +
6. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18-ти лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими?
а. да; + б. нет.
7. Может ли несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно, без согласия родителей или иных законных представителей, распоряжаться своим заработком?
а. да; б. нет.
8. Над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет устанавливается:
а. опека; б. Наблюдение; в. попечительство. +
9. С какого момента супруги обретают родительские права и обязанности?
а. с момента рождения ребёнка; + б. с момента регистрации ребёнка;
в. с момента вступления в брак.
10. Какое имущество не подлежит разделу в случае расторжения брака?
а. вещи индивидуального пользования; + б. предметы роскоши;
в. вещи, подаренные каждому супругу в отдельности. +
V Этап информации о д\з СЛАЙД
п. 43 задание для сильных учащихся
Написать сочинение – эссе на одну из предложенных тем:
- Брак и «неофициальные отношения»: достоинства и недостатки;
- Развод родителей и судьба детей;
- Что для ребёнка лучше – плохая семья или детский дом?
- Я хотел бы жить в семье, потому что…
VI Этап подведения итога урока СЛАЙД
Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже На этой сказочной земле!
VII Этап рефлексии
Составьте синквейн со словом семья.
Самоанализ урока обществознания в 11 классе
по теме «Семейное право»
Подготовила учитель истории и обществознания
МБОУ «Новоалександровская сош»
Сподина Наталия Николаевна. Данный урок относится к разделу «Правовое регулирование общественных отношений» Тема данного урока является логическим переходом к новой теме. Перед обучащимися были поставлены конкретные цели, достижимые, понятные.
Я планировала достичь в ходе урока следующих целей и задач:
дать характеристику основ семейного права РФ и продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства и морали;
совершенствование коммуникативных умений и навыков, умение анализировать текст законов;
способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности, способствовать формированию ответственного отношения к семье.
Главными были воспитательные и развивающие цели и задачи, т. к. учащиеся этой возрастной категории находятся на такой стадии социализации, когда начинается переход от внешнего восприятия самого себя к своему духовному миру, желанию решить проблемы начинающегося нравственного поиска, определить роль и место свое в своей семье.
Урок отличается научностью, доступностью восприятия материала.
Структура урока соответствовала заявленному типу и виду урока.
Использовались инновационные образовательные технологии: технология критического мышления, информационно-коммуникативная и «Займи позицию».
Выбор данных методов и приемов не случаен. Тема достаточно личная, надо было создать соответствующий психологический климат, более доверительные отношения.
Метод рефлексии позволил привлечь учащихся к оценке и анализу урока.
Использование на уроке тестовых заданий позволило быстро и качественно закрепить новый материал, одновременно шла подготовка к ЕГЭ.
Применение ИКТ сделало урок более наглядным, насыщенным и интересным.
Прослеживались как внутрипредметные, так и межпредметные связи: обществознание – история, обществознание – литература.
Применение групповой формы работы облегчило процесс усвоения нового материала, удалось выделить главное в содержании урока, отодвинув на задний план второстепенное.
Высокий темп урока и работоспособность учеников обеспечивались постоянно меняющимися видами учебной деятельности. Использованные методы и приемы обеспечили рациональное использование рабочего времени и предупреждение перегрузок у учащихся.
Психологическая атмосфера поддерживалась доброжелательностью учителя, его корректным поведением, личным участием в познавательной деятельности.
Поставленные цели и задачи были реализованы в ходе урока. |
|
|