Подгорная О. Ю. МБОУ «Георгиевская СОШ» Методический семинар
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Георгиевская средняя общеобразовательная школа»
Методический семинар
учителя английского языка
Подгорной Оксаны Юрьевны
то теме:
«Игровые технологии
как средство повышения мотивации
в изучении английского языка
в соответствии с ФГОС» 2014
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание патриотичного, духовно-нравственного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
В соответствии с требованиями ФГОС, на основе Закона РФ «Об образовании» перед собой ставлю задачу - помочь ученикам стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.
В современном обществе изменился статус иностранного языка как школьного предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным, средством общения, понимания и взаимодействия людей, приобщения к иной национальной культуре, для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.
В процессе своей профессиональной деятельности я столкнулась со следующим противоречиям: дисбалансом между требованиями, которые школа и общество предъявляет подрастающему поколению в изучении иностранного языка, их познавательной активности и интереса учащихся, и нежеланием, а также неспособностью реализовать эти требования со стороны самих детей.
Отсюда возникает проблема: какие методы, средства помогают наиболее эффективно построить образовательный процесс, который позволит создать условия для развития активной познавательной позиции учащегося.
Определяю цель: развитие активной позиции учащегося, творческого и критического мышления, интеллектуальных способностей, информационно – коммуникативной компетентности, повышение мотивации при изучении английского языка.
Исходя из этой цели, задачи, которые я перед собой ставлю:
создание творческой атмосферы;
развитие познавательной активности на уроках иностранного языка;
формирование умения ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, контролировать результат, оценивать свою учебную деятельность.
Результатом моего поиска среди разнообразных методов и форм работы для повышения мотивации и познавательной активности на уроках английского языка стало использование игровых технологий. Создаю такие условия, чтобы общение на иностранном языке стало необходимым, не для получения оценки, а просто потому, что для самого учащегося языковая коммуникация стала потребностью. Например, в 5 классе, во время изучения темы «Покупки», школьники обыгрывают ситуацию приобретения продуктов в магазине, где в роли продавца и покупателя выступают сами ученики.
Для отработки лексики, грамматики использую интерактивную доску. Например, располагаю слова в правом столбце, а транскрипцию в левом. Слова располагаются хаотично. Задача детей соединить слова и их транскрипцию.
Учу анализировать, сравнивать, создаю ситуацию успеха и, одновременно, не даю школьникам уставать. Так, с учащимися младших и средних классов закрепляю лексику, не повторяя ее по книге, а стоя за партой, как продавец за прилавком с набором картинок; не просто повторяя цифры, а кидая при этом мяч; не просто называя профессию, а изображая ее при этом.
Игровые формы при изучении английского языка использую и в работе со старшеклассниками при закреплении и активизации лексико-грамматических образцов любой сложности. Например, игра «20 Questions», специальные вопросы в этой игре исключаются, типы вопросов расширяются, но так, чтобы на них можно было ответить только «да» или «нет». Впервые приступая к игре, я объясняю цель, условия, ход игры. Предлагаю учащимся примерные варианты вопросов.
Ex. Object number 1 is a human being. Is it a man or a woman? Is he (she) alive or dead? Is he present here? He (she) is a pupil (teacher), isn't he (she)? Do you know him (her) in person? Is he (she) your relative (friend)? Etc.
В моей педагогической деятельности игровые технологии в процессе обучения помогают реализовать следующие функции: 1. Обучающая функция развивает память, внимание, восприятие информации, развитие метапредметных умений и навыков.
2. Воспитательная функция воспитывает такое качество как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре. Учащимся даю фразы- клише речевого этикета для импровизации речевого общения друг с другом на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.
3. Развлекательная функция создает благоприятную атмосферу на уроке, превращает урок в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и сказочный мир.
4. Коммуникативная функция создает атмосферу иноязычного общения, объединения коллектива учащихся, установление новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
5. Развивающая функция направляет на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
Использую разнообразные формы игр (лексические, грамматические, ролевые): это и приспособленные к учебным задачам настольные игры, такие как лото или домино, и шарады, загадки и конкурсы; это сюжетно-ролевые игры, когда ученик воображает себя водителем автобуса или пассажиром, гидом или туристом, родителем или ребенком, и мы присутствуем при импровизированном спектакле; это игра по заранее установленным правилам (прятки, фанты и т.д.), где между играющими происходит в том или ином виде соревнование; электронные образовательные ресурсы.
На уроках применяю динамические физкультминутки на английском языке – это одна из форм игры. Через выполнение ритмичных упражнений в сочетании с речевой деятельностью стимулирую интерес к учению, способствую значительному увеличению словарного запаса, развиваю память, внимание, творческие способности, помогаю реализовать двигательную активность, что благоприятно сказывается на настроении детей и их эмоциональном состоянии.
Провожу внеурочную деятельность в 2, 3, 4 классах под названием «Английский в играх», используя игровые приемы, показываем сказки.
Критериями оценивания моей педагогической деятельности при использовании игровых технологий является повышение качества знаний учеников; активное участие в конкурсах, например, «Британский бульдог», «Олимпус»; участие в телекоммуникационных проектах, викторинах, предметных неделях по английскому языку. В этом году старшеклассники изъявили желание в дополнительных занятиях по английскому языку, и был введен факультатив «Современная грамматика английского языка для подготовки к ЕГЭ».
Итак, анализируя собственный опыт, могу сказать, что обучающие игры являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Игры помогают оживить урок, внести естественность в учебное общение на изучаемом иностранном языке, облегчают процесс усвоения языкового материала, делают учебный труд интересным.
Таким образом, использование данного опыта помогает развивать изобретательные и творческие способности учащихся, многократно увеличивает эффективность урока, повышает познавательную активность учащихся, создает великолепные условия для раскрытия личности учеников.
|