№п/п
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
1
| Организационный момент
Слайд 1.
| Готовят учебники, тетради, ручки, проверяют работу компьютеров
|
2.
| Проверка домашнего задания и актуализация знаний
Слайд 2..
Тогда услышал я (о, диво) запах скверный,
Как будто тухлое разбилося яйцо,
Иль карантинный страж
Курил жаровней серной.
Я, нос, зажав, отворотив лицо…
|
Анализируют отрывок стихотворения А.С.Пушкина.
Отвечают на вопросы:
О каких веществах идет речь?
Какими еще интересными свойствами
|
3.
| Организация работы у доски.
| Один ученик у доски на числовой оси отмечает степени окисления, характерные для серы и ее соединений. Записывают в тетрадь
|
4.
| Слайд 4. .
Я растворю любой металл.
Меня алхимик получал
В реторте глиняной простой.
Слыву я главной кислотой...
Когда сама я растворяюсь
В воде, то сильно нагреваюсь.
| Анализируют стихотворение и дают характеристику физических и химических свойств серной кислоты. Записывают в тетрадь Объясняют возможные окислительно-восстановительные процессы.
|
5.
| Работа круглого стола проводится в группах по интересам.
| Координатор выступает с ответом на полученное задание
|
6.
| Слайд 5. Девизом проведения круглого стола можно считать слова Д.И.Менделеева - “Едва ли найдется другое, искусственно добываемое вещество, столь часто применяемое в технике, как серная кислота. Где нет заводов для ее добывания - немыслимо выгодное производство многих других веществ, имеющих важное технические значение”.
| Учащиеся приводят факты, подтверждающие или опровергающие данное высказывание
|
7.
| Слайд 6.
Группа корреспондентов.
Задание. Почему серную кислоту называют хлебом промышленности? Ваша задача внимательно слушать и составлять конспект сообщения.
| Запись в тетрадях. Серная кислота необходима для производства других кислот, поэтому ее называют хлебом химической промышленности. Серная кислота используется при изготовлении взрывчатых веществ. Она необходима для получения сернокислых солей, очистки бензина, керосина и смазочных масел, зарядки свинцовых аккумуляторов
|
8.
| Слайд 7. Группа экологов. «Лик планеты химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно». (В.И.Вернадский)
| Разлив серной кислоты
https://newstube.ru/media/na-sumz-s-rel-sov-soshli-12-cistern-s-sernoj-kislotoj
Ликвидация последствий
https://newstube.ru/media/na-sumze-nachali-vosstanavlivat-zheleznodorozhnoe-polotno Записи в тетради.
При аварийных выбросах в атмосферу попадают соединения серы:
SO2;SO3; H2S; H2SO4; Fe2O3(пыль)
Последствия: «закисление» почв и водоёмов, разрушение памятников, замедление роста деревьев и с/х культур
|
9.
| Контролирует проведение демонстрационного эксперимента.
| Проводит лаборант-аналитик (ученик, занимающийся в кружке «Алхимик»)
. https://simplescience.ru/video/black_sugar_from_sulfuric_acid/ Записывают правила ТБ обращения с кислотами.
Сначала вода – потом кислота, иначе случится большая беда.
|
10.
| Слайд 8. Группа географов Задание: Есть ли месторождений серной кислоты в природе? Напоминание: не забывайте составлять конспект
| Демонстрируют фотографии озера серной кислоты https://portal.tpu.ru/departments/kafedra/gegx/Interesno/ Записывают в тетради:
В кратере вулкана Иджен на острове Ява. На высоте 2386 метров над уровнем моря, глубина 212 метров
|
11.
| Слайд 9. Группа Историки. Задание: Как давно серная кислота известна человечеству?
| https://himtrade.ru/info/st43.htm
Записи в тетрадях.
Первое упоминание о серной кислоте встречается в трудах арабского алхимика Гебера. Получать серную кислоту стали в средние века– камерным способом, который позднее стал называться нитрозным.
|
12
| Слайд 10. Группа Литераторы.
Задание: Что вы думаете о способе получения серной кислоты описанном Ж.Верном? Вымысел это или реальность?
| https://loveread.ec/read_book.php?id=6507&p=39 Записывают в тетради.
Ж.Верн. «Таинственный остров»
|
13.
| Слайд 11. Группа Химики.
| Записывают в тетради.
2FeS04*H2O= Fe203+S02 + H2S04 + 6H2O
Это производство было развито около Нордгаузена, поэтому получающаяся из железного купороса серная кислота получила название дымящей или нордгаузенской кислоты.
|
14.
| Слайд 12. Современный способ производства
S-2 -- -SO2--- SO3--- Н2SO4.
Профессии работников сернокислотного производства
| Записывают в тетради
Контактный способ
Инженер – технолог.
Аппаратчик.
Лаборант – аналитик.
|
15.
| Слайд 13, 14.
Сообщение группы лаборантов-аналитиков.
Задание: Используя раздаточный материал, находить и подписывать аппараты для каждой стадии производства
| Записи в тетради:
Сырьё: сера – S, серный колчедан (пирит) - FeS2, сульфиды цветных металлов - Cu2S, ZnS, PbS, сероводород – H2S
I стадия: Обжиг пирита.
4FeS2 + 1102→ 8SO2 + 2Fe2O3
необратимый некаталитический гетерогенный процесс, протекающий с выделением тепла.
Печь для обжига в «кипящем слое»
|
16.
| Слайд 15.
Сообщение группы Инженеров технологов
Очистка печного газа
| Записи в тетради: Полученный SO2, подвергают очистке. Циклон, электрофильтр, сушильная башня, теплообменник.
|
17.
| Слайд 16. Группа аппаратчиков
Вторая стадия производства.
| Записи в тетради: II стадия. Окисление SO2 в SO3.
2 SO2 + O2 →2SO3 + Q
Гетерогенный, окислительно-восстановительный, экзотермического катализа. Катализатор V2O5
Контактный аппарат
|
18.
| Слайд 17.
Группа инженеров технологов
Особенности III стадии производства
| Записи в тетради:
III стадия. SO3 растворяют в конц. Н2SO4, получая олеум:
m SO3 + H2O → H2SO4*n SO3 + Q
Поглотительная башня
|
19.
| Слайд 18. Группа экологов
Способы защиты окружающей среды и человека.
| Записи в тетради:
Основные технологические принципы:
1) Принцип непрерывности
2) Принцип теплообмена
3) Принцип противотока
4) Принцип безотходного производства
При попадании кислоты на кожу необходимо… При попадании кислоты в глаза - …
|
21
| Координаторы групп получают карточки с заданиями
| Работа с карточками.
CuS---A --- SO3---H2SO4
S0 --- S+2 ---S+3 ----H2SO4
X --- S+2 --- Y---- H2SO4
Один из учеников группы выполняет работу на кодопленке. Результаты работы проверяются через графопроектор.
|
20.
| Подведение итогов работы круглого стола
|
|
21.
| Домашнее задание
| Индивидуальные карточки с заданиями по теме «Производство серной кислоты»
|
Приложение 1.
Раздаточный дидактический материал
|