Главная страница

Серебрякова Наталья Николаевна педагог-организатор мбоу дод ддк им. А. П. Бринского



НазваниеСеребрякова Наталья Николаевна педагог-организатор мбоу дод ддк им. А. П. Бринского
Дата18.04.2016
Размер131 Kb.
ТипДокументы

Использование игровых технологий в

учебно-воспитательной работе  с подростками

в учреждении дополнительного образования
Серебрякова Наталья Николаевна

педагог-организатор

МБОУ ДОД ДДК им. А.П. Бринского

г. Нижнего Новгорода
Дополнительное образование как часть общего должно обеспечивать личностно-ориентированное образование. И добиться этого можно путем применения определенных педагогических технологий в процессе освоения содержания образования. Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по саморазвитию и самореализации, творческой активизации человека, что позволяет не только расширять, или корректировать ограничения стандартного школьного образования, но менять контуры сферы образования в целом.

Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Такие технологии называют еще антропоцентрическими. Основа в технологии личностно-ориентированной стоит понимание и взаимопонимание.

Творчество, являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка.

Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями.

В дополнительном образовании детей наиболее часто применяются технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе как:

Игровые технологии – одни из популярных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей.

Это технологии, в основу которых положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта. Педагогическая игра, как основная единица этой технологии, одновременно может иметь свои педагогические цели и задачи.

А так же предусматривает спонтанный выход играющих за поле заранее намеченных педагогических установок и дальнейшую игровую импровизацию обучающихся и педагога.

Механизм усвоения предлагаемых установок связан с учетом различных ролевых позиций, заранее принимаемых условий.

Игровая технология как социально-психологический феномен в теории имитации является оригинальной ненасильственной технологией, а также техникой освоения культуры человечества. Игра – это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровая деятельность выполняет функции: развлекательную, коммуникативную, самореализации, игротерапевтическую, диагностическую. А так же функцию коррекции, межнациональной коммуникации и социализации.
В структуру игры как деятельности входят целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении,самореализации.
В структуру игры как процесса входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игровая деятельность используется в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия; как элементы более обширной технологии; в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология воспитательной работы. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, для стимулирования обучающихся. 
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. 
Виды педагогических игр:

- Игры по виду деятельности делятся на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
- По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие. 

Типология педагогических игр по характеру игровой методики.
Три большие группы составляют: игры с готовыми «жесткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу. 
Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные (математические, химические и т.д), спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения) и т.п. 
По содержанию «вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию и т.п. 
По форме можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор;театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения; соревнования, состязания; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д
Специфику игровой технологии в значительной степени определяют игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с разными средствами передвижения.
Для чего необходимы игры. Мы часто задаем этот вопрос.

Дидактические существуют: для  расширение кругозора, познавательной деятельности; формирования определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие:  для воспитания самостоятельности, воли; формирования, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитания сотрудничества, общительности.
Развивающие: для развития внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развития мотивации творческой и учебной деятельности.
Социализирующие:  для приобщения к нормам и ценностям общества; адаптации к условиям среды; стрессового контроля, саморегуляции; обучения общению; психотерапии. 
Концептуальные основы игровых технологий: 
1. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
2. Игра – форма психогенного поведения, т.е внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н Узнадзе)
3. Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский)
4. Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н.Леонтьев)
5. Игра – школа жизни и практика развития детей (С.Л. Рубинштейн).
6. Способность включаться в игру не связана с возрастом человека. Но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
7.Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
8.В возрастной периодизации детей (Д.Б Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра – ведущий вид деятельности для дошкольного возраста. 
Особенности игровых технологий
Возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности:

младший школьный возраст – учебная деятельность, средний – общественно полезная, старший школьный возраст – учебно-профессиональная деятельность не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс развития ребенка. Оптимальное сочетание игры с другими формами учебно-воспитательного процесса – одно из самых сложных действий педагогов. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребенок руководствуется личностными установками и мотивами. Игра представляет проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. Именно игровая ситуация с возможностью условного вхождения в роли дает человеку возможность говорить с собой на разных языках, по-разному интерпретируя свое собственное «я». Игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются в основном только исполнительские черты в ребенке. В играх развивающих, удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей ; могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста; создавая условия, опережающие развитие способностей; поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно; развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Рассмотрим использование игровых технологий в среднем и старшем школьном возрасте.

При использовании игровых технологий в учебно-воспитательной работе с молодежью, подросток не ощущает себя объектом воздействия взрослого. Он полноправный субъект деятельности. В подростковом возрасте обостряются потребности в создании собственного мира, в стремлении к взрослости, происходит бурное развитие воображения, фантазии.

Особенностью игровой технологии для старшеклассников является ориентация на групповой характер игр, а также вовлечение в игру посторонних лиц в качестве зрителей, слушателей, экспертов.

В учебном процессе применяются различные модификации игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
-Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, например профсоюзного комитета, и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, и т. д), условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (зал заседаний и т.д.).
-Операционные игры. Помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций: написания сочинения, решения задач. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные. 
-Исполнение ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица.
-«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь подросток должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки – научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, обозначаются функции и обязанности действующих лиц, их задачи. 
-Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально –психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт. 
-Школа-театр. Театр – это устойчивая и социально принятая форма игры. Театр имеет право на существование в качестве самоценного, творческого явления. Необходимость выдвинуться на первый план не в результате работы (спектакль, вечер, разыгрывание сюжета в окончательном виде), а на самом процессе работы. Никакому обучению «игре» под артиста не должно быть места. Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции: речь, интонацию, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности (работа над сценой, бутафорией, костюмами, декорациями), двигательный ритм, пластичность и т.д., благодаря этому расширяет творческую личность ребенка. Драматизация развивает эмоциональную сферу, тем самым обогащая личность; развивает симпатию, сострадание, нравственное чувство, воспитывая способность перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе. 
- Ролевые игры– это процесс создания игрового мира с погружением в него игрока как самостоятельной личности.

-Уличный театр - как современная форма социальной игры. Опираясь на опыт своей деятельности, могу предложить и новую форму включения подростков в социально-значимую деятельность. Эта форма работы содействует формированию и развитию творческих дарований, лидерско-организаторских способностей, реализацию творческой и социальной активности подростка. Уличный театр может объединить подростков, которые никогда и ничем не занимались, и не мечтали о театральной деятельности, не являются полупрофессиональными артистами. Но подростки всегда склонны к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций, новых ощущений. И на протяжении 10 лет эта форма игры остается ведущей технологией в учебно-воспитательной работе с подростками в учреждении дополнительного образования ДДК им. А. П. Бринского.

Особенностью деятельности подростков в этой «игре» (это целое игровое пространство с выстроенной педагогической деятельностью) стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение подростков при включении в игровое пространство уличного театра удовлетворяет следующим потребностями: в эмоциональном контакте, сопереживании; в информации; в объединении усилий для совместных действий.

Поэтому рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль игры.

При выборе и организации тех или иных занятий, форм, технологий игровой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение, четко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке. Игры занимают «важное» место в жизни подростков, однако далеко не всем юношам и девушкам присуща высокая игровая культура. Некоторые из них совсем не ориентируются в современных массовых играх, не осознают их ценности для себя, другие же относятся к играм преимущественно созерцательно (сидение у телеэкрана, на трибуне стадиона). Игра, как форма досуга, дело серьезное. В учреждениях дополнительного образования должна царствовать игра: серьезная и смешная, с партнерами и без них, театрализованная и простая.

Стремление подростков и молодежи к самореализации находит воплощение в игровой деятельности. В ходе ее меняются личные качества молодых. Многолетние наблюдения показывают, что, приходя в МБОУ ДОД ДДК им А.П. Бринского неуверенными в себе, зажатыми, психологически закрытыми, подростки раскрываются, у них проявляются способности и таланты (актерские, режиссерские, способности сценаристов), появляются и организаторские способности. Анализируя педагогическую деятельность используя игровые технологии можно сказать, что группы подростков отличаются даже в конце первого года обучения, работы с педагогом –организатором по празднично-культурной деятельности. Эта группа подростков характеризуется, как социально активная, адаптированная, целеустремленная, рассчитывающая на свои силы. Возможно для того, чтобы увеличить число подростков, включающих игровые технологии в свой досуг, необходимо: проводить тематические игры, игровые программы, во время массовых праздников. Активно рекламировать различные учреждения ДОД, клубы по месту жительства, знакомить с работой подростковых уличных театров для ребят, не занимающихся в театральных студиях, организовывать активный игровой отдых подростков и молодежи. Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов и социального положения.

Необходимо и педагогам включать в учебно-воспитательную работу с подростками использование игровых технологий. Тогда возрастет роль игровой деятельности в социализации подростков и молодежи, повысится возрастной порог этой деятельности и возрастет восстребованность у всех возрастных групп. Игра для детей – это способ познания мира и своего места в нем, и поэтому она необходима для развития их личности. Игра – это деятельность, цель которой – сама эта деятельность.

В системе дополнительного образования использование игровых технологий необходимы для того, чтобы ребенок мог самовыразиться, самоутвердиться, познать себя и других, чтобы детям в игре было легко и уютно.
Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] - М.: Аспект пресс, 1998. - 2. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи [Текст]- М.: Политиздат, 1984.

3. Дробииская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности [Текст] - Л., 1983.

4. Игровая деятельность и социализация молодежи: исторические и социальные аспекты проблемы. //Приложение к журналу «Теоретические и прикладные проблемы сервиса». М.: МГУС, 2006.

5. Киселёва Т.Г. ,Красильников Ю.Д. Социально -культурная деятельность //Учебник [Текст] -М.:МГУКИ,2004.

6. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие /Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.[Текст] Издательство МГУК, 1981.

7. Кэндо. Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. [Текст] - Т., 2000.- Вып. 1(2).

8. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление / Б.А. Трегубов [Текст] - СПб., 1991.

9. «Досуг и статус» // Молодежь [Текст]- СПб., 2002 . - №10.

10. Качанова О. Организация досуга несовершеннолетних - важнейшее средство профилактики [Текст]/О. Качанова//Законность, 2006. - №10.

11. www.ihtik.lib.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа www.ihtik.lib.ru

12. https://alexander6.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа https://alexander6.ru/473304 - Социальные аспекты игровой деятельности.