|
«Спорт» Конспект интегрированной комплексной НОД логопедической направленности «Мой весёлый звонкий мяч» в старшей группе компенсирующего вида
Цели: Активизировать словарь по теме «Спорт».
Задачи: 1. Обогатить словарь прилагательными.
2. Упражнять в образовании относительных прилагательных.
3. Упражнять в определении количества слогов в слове.
4. Развитие внимания, мышления, мелкой и общей моторики.
5. Совершенствование двигательных умений детей в процессе упражнений и игр с мячом.
6. Формирование у детей познавательных умений.
Оборудование: слайдовая установка, мячи натуральные или предметные картинки; предметные картинки гимнастки с мячом, футболиста, баскетболиста, теннисиста, бегуна для игры «Четвёртый лишний»; ёмкость с водой для опыта; бумага для изготовления мячей приёмом сминания, су-джоки, зеркала индивидуальные, резиновые мячи по количеству детей, пропрыгунчики и мячи для игры в настольный теннис.
Ход НОД
Организационный момент.
Дети входят в зал под весёлую музыку и становятся в круг.
Учитель - логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в город Олимпийских игр – Сочи, но для этого вам нужно быть очень дружными. Встаньте в круг, возьмитесь за руки.
Дети: выполняют упражнение «Лента»:
Мы стоим рука к руке, вместе мы большая лента,
Можем мы большими быть, (тянем руки вверх)
Можем маленькими быть, (приседаем)
Но один никто не будет! (качаем пальцем)
Учитель - логопед: А отправимся мы с вами в Сочи – на самолете. Закройте глаза и произнесите волшебные слова: «Сядем дружно в самолет и отправимся в полет: 1,2,3,4,5 - пора глаза нам открывать».
Слайд №1 – изображение «Дом Талисманов»
Учитель – логопед: Вот мы и оказались в городе Сочи, в «Доме Талисманов». Ребята, какие виды спорта вы знаете?
Какой инвентарь нужен для занятий спортом?
Дети называют.
Учитель – логопед: А вот о чём мы сегодня поговорим, вы узнаете, отгадав мою загадку.
Слайд №2 – картинки футболиста, баскетболиста, гимнастки с мячом, бегуна.
Учитель – логопед: Кто лишний и почему?
Дети отмечают, что у всех спортсменов есть мячи, только у бегуна нет мяча, значит, он лишний.
Основная часть. Подбор слов – действий.
Учитель – логопед: сегодня мы поговорим о мяче. А для чего он нужен? Что можно сделать с мячом?
Дети: Бросать, кидать, катать, отбивать, ловить, подбрасывать,……..
Слайд №3 – показ и проговаривание действий с мячом.
Учитель – логопед: А ещё мы узнаем, какие же бывают мячи.
Вдруг раздаётся стук в дверь, и появляется олимпийский Зайка.
О.Зайка: Здравствуйте ребята!
Дети: здороваются.
О.Зайка: Я узнал, что в Доме Талисманов у нас сегодня гости – ребятишки из детского сада №8 «Солнышко». И я захотел с вами познакомиться, а ещё я узнал, что вы интересуетесь мячами, – и хотите, узнать какие бывают мячи, и откуда они появились.
Олимпийский Зайка рассказывает краткую историю мяча.
Слайдовая презентация по ходу рассказа.
«Известно, что мяч возник в глубокой древности и за свою историю претерпел много изменений. Происхождение слова «мяч» связано со словами «мать», «мягкий», «мякоть», «мякиш». То есть мяч – это мягкий шар. Дело в том, что мяч сначала плели из травы, пальмовых листьев, изготавливали из плодов деревьев, шерсти животных, шили из шкур животных, плели из тростника, скручивали из тряпок, вырезали из дерева, шили из кожи, набивая травой, опилками или чем-то мягким, т.е. он в основном был мягким. В Древней Греции, Риме и Египте мяч не только любили, но и уважали, так как он был похож на солнце, а значит (по мнению греков) обладал его волшебной силой. Греки шили мячи из кожи и набивали каким-нибудь упругим материалом, например, мхом или перьями птиц. А позже догадались надувать кожаный мяч воздухом. Древние греки придумали несколько игр с мячом: использовали для ручных игр, а мячами больших размеров играли в игры типа футбола. Мяч из резины «прискакал» в Европу из Америки. Местные индейцы делали его из смолы, которую добывали из разрезов коры деревьев и называли «каучу». Каучуковый мяч попался на глаза путешественнику Христофору Колумбу, и он привёз образец своим соотечественникам».
Учитель – логопед: ребята, какой интересный рассказ нам рассказал Зайка об истории мяча.
О.Зайка: Надеюсь, вам понравился мой рассказ, а мне пора, меня ждут ребята из другого детского сада. А вам я оставляю сюрприз, а какой вы узнаете, заглянув в эту сумку. До свидания, до новых встреч.
Вопросы по содержанию рассказа. Образование относительных прилагательных.
Учитель – логопед: Ребята давайте посмотрим что там за сюрприз. Здесь книжка, какая интересная. Что это?
Дети: артикуляционная гимнастика
Учитель – логопед: Правильно. Давайте разомнём наши язычки и выполним артикуляционную гимнастику:
«Улыбка»
«Хоботок»
«Лопаточка»
«Вкусное варенье»
«Качели»
«Индюк»
Учитель – логопед: Ребята, в сумке ещё что-то есть. Задание:
Из каких материалов в старину делали мячи?
Выполнение задания с опорой на слайды.
Из травы – травяной мяч Из шерсти – шерстяной мяч
Из дерева – деревянный мяч
Из тростника – тростниковый мяч
Из тряпок – тряпичный мяч
Продолжение знакомства с разными видами мячей
Учитель – логопед: Ребята, как называются мячи для занятий спортом?
Дети: Спортивные
Учитель – логопед: Давайте же пройдём к мольберту посмотрим и назовём такие мячи.
Если мяч для игры в футбол – футбольный, для баскетбола – баскетбольный, для тенниса – теннисный, для волейбола – волейбольный.
Игра с мячом. Счёт слогов в словах с помощью мяча.
Учитель – логопед: Посмотрите, а здесь какие у меня мячи – резиновые. Давайте поиграем с мячом.
Дети разбирают мячи, встают в полукруг. Логопед показывает детям картинки по теме «Спорт». С помощью мяча отстукивают слоговую структуру слов (мяч, теннис, ракетка, велосипед).
Учитель - логопед: Мы можем узнать ещё и о других свойствах мячей.
Логопед ставит ёмкость с водой и раздаёт каждому ребёнку по одному «попрыгунчику» и мячу для игры в настольный теннис. Они разматривают их и делают вывод, что «попрыгунчик» сделан из резины – он резиновый и тяжёлый, а мяч для игры в настольный теннис из пластмасы – он пластмасовый, лёгкий. Дети опускают в ёмкость с водой «попрыгун» и мячик для настольного тенниса. Наблюдают, что тяжёлый попрыгун тонет, а шарик плавает на поверхности. Делается вывод, тяжёлые предметы тонут, а лёгкие – нет.
Развитие мелкой моторики.
Учитель – логопед: А ещё мяч можно сделать из бумаги. Каким будет такой мяч?
Дети: бумажный
Учитель – логопед: Давайте сделаем такой мяч. Проходите за столы, присаживайтесь.
Учитель – логопед: Но сначала воспользуемся массажным мячом «Мы мячом круги катаем».
Дети выполняют самомассаж мячиками с шипами («су – джоком»).
Мы мячом круги катаем,
Взад вперёд его гоняем.
Им погладим мы немножко,
Будто мы сметаем крошки.
И сожмём его немножко,
Как сжимаетлапки кошка.
Каждым пальчиком притронемся –
Мизинчик, беззымянный, средний, указательный и большой,
А теперь другой рукой начнём –
Мизинчик, беззымянный, средний, указательный и большой,
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли пальчики гулять,
Погуляли, погуляли и домой пришли опять.
Учитель – логопед: Пальчики размяли и теперь берём лист бумаги. Мнём бумагу и скатываем из неё мячики.
Учитель – логопед: мячики у нас получились замечательные, и я предлагают вспомнить и разказать стишок про мяч:
Мой весёлый звонкий мяч
Ты куда помчался в скач
Желтый, красный, голубой
Не угнаться за тобой….
Учитель - логопед: А теперь пора возвращаться обратно домой. Закройте глаза и произнесите волшебные слова: «Сядем дружно в самолет и отправимся в полет: 1,2,3,4,5 - пора глаза нам открывать».
Открывайте. Почему – то не получается.
Видео от Зайца:
Дорогие ребята, чтобы вернуться обратно в детский сад нужно ответить на несколько вопросов.
Вопросы: Из каких материалов в старину делали мячи? Кто привёз каучуковый мяч к своим соотечественникам? Расскажите стихотворение про мяч с закрытыми глазами.
Слайд – фотография детского сада «Солнышко»
Учитель – логопед: Вот мы и вернулись в детский сад.
Вам понравилось наше путешествие? А что больше всего вам понравилось и запомнилось?
Дети отвечают.
Учитель – логопед: Нам тоже понравилось с вами путешествовать, вы были дружными, внимательными, отвечали на все вопрос и мы для вас приготовили маленькие сладкие сюрпризы.
До свидания. До новых встреч. |
|
|