Главная страница

Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей каждого ребенка



Скачать 77.47 Kb.
НазваниеТеатрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей каждого ребенка
Дата18.04.2016
Размер77.47 Kb.
ТипДокументы

Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Группа «Особый ребенок», в настоящее время «Дети со сложным дефектом», открылась в нашем дошкольном учреждении (ГБДОУ д/с № 2 компенсирующего вида Кировского района СПб) в 1993 году. Уже тогда у педагогов группы и психолога детского сада возникло желание интегрировать детей с проблемами в развитии в группы со здоровыми детьми. Однако сразу это было сделать невозможно.

Дети, поступающие в группу «Особый ребенок», совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию. Большинство детей поступало в группу без речи или с тяжелым недоразвитием речи, где страдали все ее стороны: и смысловая, и грамматическая, и звуковая, а также отмечалась ограниченность и бедность словаря.

Следует отметить и то, что ребята не умели вступать в контакт с детьми и взрослыми. У них не было потребности в общении, не были сформированы слуховое внимание и восприятие. Многие дети страдали от неустойчивого внимания, испытывали трудности при ориентировке в пространстве, у всех недостаточно развита познавательная деятельность, отмечалась незрелость эмоционально-волевой сферы. Эмоциональные проявления их оставались на очень низком уровне. Часть детей была пассивна, не выражала каких-либо эмоций. Другая, наоборот, слишком возбудима и неорганизованна. Почти у всех детей отмечались в той или иной степени выраженности аутичные черты характера.

В процессе изучения научной литературы по теме и практической работы, используя самые разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей с особыми нуждами, а также опираясь на знания о тенденциях развития детей дошкольного возраста, мы пришли к определенным выводам о том, что театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитии у них коммуникативных навыков. Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, «особые» дети быстрее адаптируются в среде детского сада. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности.

Реализуя этот проект, мы поставили перед собой несколько задач. Все они тесно переплетены между собой, дополняют друг друга и, выполняя одну невозможно не поставить перед собой другие.



  1. Первая и самая главная задача – это социальная адаптация

детей с ограниченными возможностями здоровья. Все годы работы мы стремимся научить детей самому необходимому для выживания в обществе, поскольку неизвестно как в дальнейшем сложится судьба каждого из них. Для выполнения этой задачи мы использовали разные виды деятельности:

  • Трудовая деятельность и развитие моторики. На этом этапе дети обучались самым необходимым умениям и навыкам, которые впоследствии могут являться основой для участия в театрализованных играх, музыкальных спектаклях и праздниках (игры типа «Нарядим куклу Машу на праздник», «Большая уборка в доме», «Подготовим игрушки к спектаклю» и т.п.).

  • Сюжетные игры («У нас гости», «Угостим кукол чаем», «Дочки-матери») В сюжетно-ролевой игре дети отражают впечатления, полученные из жизни. В игре легче происходит формирование бытовых навыков, элементарных навыков общения друг с другом и взрослыми.

  • Театрализованные игры с использованием разных видов театра (пальчиковый, настольный, плоскостной театр на ковролине, би-ба-бо). Проводя такие игры, мы стимулируем развитие диалогической речи у детей с ОВЗ.

  • Изобразительная деятельность. В процессе занятий дети имеют возможность вспомнить сказки, персонажей разных произведений, воспроизвести некоторые диалоги.

Исходя из этой задачи, рождаются и последующие.

  1. Развитие эмоциональной сферы детей.

  • Игра на музыкальных инструментах. Каждому ребенку в зависимости от двигательных нарушений подбирается свой инструмент.

  • Исполнение песен с использованием игрушек (кукол, мягких игрушек).

  • Танцы под яркую, эмоциональную музыку разного характера (минорную и мажорную).

Играя на музыкальных инструментах, исполняя танцы, песни,

разные роли, где эмоциональные характеристики каждого героя позволяют детям испытать разнообразные чувства (гнев, страх, радость, печаль и т.д.), мы значительно обогащаем эмоциональный опыт детей. Все эти задания очень удачно выполняются на музыкальных занятиях, и умения, полученные на них, впоследствии, используются на музыкальных праздниках и спектаклях, в театрализованных играх.

  1. Повышение уровня самооценки у детей.

На этом этапе очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в

свои силы, свои возможности и способности. Выступая на праздниках, принимая посильное участие в музыкальных постановках и театрализованных играх, перед зрителями (родители, дети из других групп, студенты педагогического университета, гости), дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх.

Коллективная театрализованная деятельность и разработанные

педагогами детского сада сценарии, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка, предоставляют детям равные возможности для участия в инсценировках и праздниках. При таком подходе даже самые робкие дети учатся справляться с волнением и страхом.

  1. Реализация творческих возможностей каждого ребенка.

На любом музыкальном празднике, в любой театрализованной

постановке, не зависимо от выраженности диагноза (двигательных способностей детей, уровня умственного развития), каждый ребенок исполняет доступную для него роль. И если в самом начале нашей работы педагоги выступали в разных ролях, также как и дети, то в последующем, мы свели наше участие к минимуму. Теперь оно выглядит как чуткое, мало заметное руководство, незначительная помощь детям, поддержка в затруднительных ситуациях (например, когда ребенок не может самостоятельно передвигаться, педагог поддерживает его, давая возможность действовать наравне с другими детьми).

  1. Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми.

Участие в театрализованной деятельности, применение элементов театрализованной игры на занятиях по изобразительной деятельности (например, аппликация по сказке «Под грибом»: диалог между героями, т.е. между педагогом и ребенком или между двумя детьми, как часть занятия) положительно влияет на речевое развитие детей. Оно способствует обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, формированию монолога и самое главное диалога. Таким образом, можно подчеркнуть, что в театрализованной игре формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи происходит легче, чем на обыкновенных занятиях.

Дети приобретают опыт разного рода во взаимоотношениях между

героями сказки или инсценировки. Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т.к. является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками, педагогами и взрослыми.

Нельзя не отметить еще и такой момент. Принимая участие в разных постановках, дети устанавливают и визуальный, т.е. зрительный контакт не только с взрослыми, но и другими детьми. Следя взглядом за одним из детей или взрослым, ребенок может исполнить практически самостоятельно достаточно сложный танец или повторить какие-либо движения в игре, песне с движениями.

  1. Взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками.

В нашем детском саду контакт между детьми с ограниченными возможностями и их здоровыми сверстниками происходит на разных уровнях:

  • В кабинете педагога-псхолога взаимодействие осуществляется сначала в диадных группах (больной – здоровый ребенок), затем в малых подгруппах.

  • Экскурсии в группы («Поход к друзьям»).

  • Совместные праздники на улице («Здравствуй, Осень золотая», «Масленица»).

  • Посещение выставок художественных работ в группах здоровых детей и детей с особыми потребностями.

  • Организация коллективных выставок работ из природного материала («Осень золотая»), бросового материала («Зимушка-зима»), поделок из бумаги (использование разных техник работы с бумагой «Весна-красна»).

  • Изготовление и вручение подарков именинникам из других групп.

  • Посещение музыкальных занятий и праздников друг друга.

  • Участие здоровых детей в музыкальных постановках и праздниках «особых» детей.

  • Совместная игровая деятельность.

  1. Включение родителей детей с особыми потребностями в жизнь группы и детского сада.

  • Эмоциональная поддержка детей родителями, обсуждение роли, помощь в разучивание роли или стихов, рассказ о своих впечатлениях после праздника.

  • Присутствие родителей на музыкальных спектаклях и праздниках.

  • Изготовление родителями костюмов для детей.

  • Украшение группы и музыкального зала к праздникам, изготовление декораций для спектаклей.

  • Организация совместных праздничных чаепитий.

  1. Развитие компенсаторных возможностей у детей.

В своей работе мы стремимся использовать любые способности

и возможности детей. Самостоятельно не передвигающиеся дети читают стихи, поют песни, исполняют в танцах доступные им движения. Дети с тяжелым недоразвитием речи, танцуют в группе, парами или индивидуально. Дети с глубокими умственными нарушениями исполняют танцы совместно с взрослыми, договаривают слова в конце строчки в стихотворениях.

Таким образом, все дети принимают активное участие в играх, песнях, танцах и инсценировках. Благодаря этому у детей стимулируется развитие сохранных возможностей. Неговорящие дети учатся общаться с другими детьми и взрослыми с помощью мимики, жестов, системы символов (пиктограмм). Дети с выраженными двигательными нарушениями – петь, двигать ручками, ножками или головой в такт музыке. Пассивные дети преодолевали свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становились более спокойными и уравновешенными.

Педагоги группы не делят детей по принципу сохранности интеллекта, по уровню двигательных возможностей детей, и поэтому каждый ребенок, чувствуя поддержку взрослого и других детей, испытывает радость и желание участвовать в следующих постановках.

Как показывают наши наблюдения, участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии:

  • знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются

  • развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление

  • активизируется собственная речь

  • активнее и успешнее формируются навыки невербального общения

  • обогащается словарный запас

  • совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений

  • развивается эмоционально-волевая сфера

  • корректируется поведение

  • формируется самостоятельность и активность

Большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми. Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.


21.02.2011
И.А. Жолобова

учитель-дефектолог высшей

квалификационной категории

ГДОУ д/с № 2

компенсирующего вида

Кировского р-на СПб