|
Тема. Б. Кустодиев в Лебедяни Конспект НОД в старшей группе
Лопандина Надежда Павловна Тема. Б.Кустодиев в Лебедяни.
Цель: познакомить детей с творческой работой художника Б.Кустодиева в Лебедяни.
Программные задачи. Учить понимать содержание картины, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства, речь, мышление. Воспитывать любовь к родному краю, к православной культуре.
Оборудование: «волшебная палочка», репродукции картин, портрет художника, фотографии храмов.
Словарная работа: галерея, сердце России, Подгородняя церковь.
Ход занятия.
Воспитатель:
- Ребята, к нам сегодня пришло письмо, на конверте написано: детям детского сада №3 города Лебедянь от художника. Давайте прочитаем письмо и узнаем, о чем оно.
Читает: «Дорогие ребята, здравствуйте! Я пишу разные картины и в моей коллекции есть картины и про ваш город Лебедянь. Картины выставляются в галерее. Я предлагаю побывать там и узнать много нового и интересного. До встречи! Художник.»
Воспитатель:
- А что, давайте отправимся в галерею прямо сейчас! Один, два, три, волшебная палочка, в галерею нас перенеси!
Перед детьми «появляется» портрет художника Б. Кустодиева, его картины.
Ребенок:
- Борис Михайлович Кустодиев родился в семье учителя. Он учился в художественном училище на художника, написал много картин. Одна из его картин «Масленица» (показ картины).
Воспитатель:
- Что изобразил художник? (масленичное гулянье).
Воспитатель:
- Творчество Кустодиева дорого жителям нашего города, ведь он был в гостях у нас и написал картину «Лебедянь». Много лет назад по приглашению писателя Е.И. Замятина (жителя Лебедяни) художник приехал в Лебедянь. Вот как он написал о нашем городе: «…Вот мы в сердце России, Лебедяни. Бугры, церкви, Дон, гуси, яблоки, улицы, поросшие травой. Солнышко побаловало нас только в день приезда, погрелись на нем, сидя в саду с видом на тихий Дон…»
Воспитатель:
- Как вы думаете, почему он назвал Лебедянь сердцем России?
- Почему Дон – тихий?
Ребенок:
- Художник жил с семьей в доме с балконом. С него открывался вид на город с тремя главными храмами – Старым и Новым Казанским, Христорождественской церковью.
Воспитатель показывает фотографии храмов.
Воспитатель:
- В Лебедяни художник написал несколько картин. Одна из них находится в Третьяковской галерее в Москве.
Воспитатель показывает репродукцию картины Б.Кустодиева «Лебедянь».
Воспитатель:
- Что изобразил художник на картине?
Ответы детей.
- Вспомните, как художник описал улицы города? (улицы, поросшие травой)
Воспитатель:
- На картине художник изобразил церковь в честь Рождества Богородицы. В народе церковь называется «Подгородняя». Как вы думаете, почему?
- Под горой.
- Она встречает всех, въезжающих в город. По некоторым сведениям церковь была построена на могиле первых защитников крепости Лебедяни, погибших под стрелами и саблями врагов. Вначале церковь была деревянная, но постройка сгорела, и вместо нее была построена новая, каменная. Церковь назвали в честь праздника, когда Церковь вспоминает о появлении на свет Пресвятой Богородицы.
Ребенок читает стихотворение С.Ю. Высотской:
- Осень мягко золотится
В дальний путь готовы птицы.
Освежает их собранье
Ветра теплого дыханье.
В день сентябрьский долгожданный
У Иоакима и Анны
Давняя мечта сбылась:
Дочь Мария родилась.
Воспитатель предлагает сравнить вид храма на картине Кустодиева «Лебедянь» и на современной фотографии.
- Найдите отличия.
- Какие краски использовал художник? Как вы думаете, почему? Что нам рассказывает общий тон изображения?
- Какой день изображен на картине? Почему вы так думаете?
- А сейчас в роли художника будет каждый из вас. Мы нарисуем храм.
Дети рисуют, рисунка расставляют рядом с репродукцией картины художника, рассматривают свои рисунки, обмениваются мнениями. Воспитатель предлагает оставить их в галерее, чтобы и другие дети смогли их посмотреть.
Воспитатель:
- С творчеством какого художника мы сегодня познакомились?
- Как называется картина Б. Кустодиева о нашем городе?
- Спасибо художнику, что он пригласил нас в галерею. В следующий раз мы еще ее посетим, познакомимся с другими художниками. А сейчас, один, два, три, волшебная палочка, домой нас верни! |
|
|