|
Тематическое планирование курса. Часть Валеология как наука. № Содержание учебного материала
Методические рекомендации.
Рекомендуется при реализации данного курса обратить внимание учащихся на особенности анатомии и физиологии человеческого организма, который претерпевает воздействие негативных факторов. Необходимо уделить внимание проведению практических работ, которые предусмотрены в рамках курса (можно организовать экскурсии в медучреждения, медицинский кабинет школы проводить беседы с медработниками по проблемным вопросам). Тематическое планирование курса.
Часть 1. Валеология как наука.
№
| Содержание учебного материала.
| Организация учебной деятельности.
| Кол-во часов.
| Количество занятий.
| икт
| 1- 2
| Введение: «быть здоровым модно» Валеология как наука.
| Беседа
| 2
| 2
| +
| 3
| Раздел 1. Питание и здоровье. Основы рационального питания.
| Лекция
| 1
| 1
|
| 4
| Заболевания, обусловленные неправильным питанием. Диеты. ГМО.
| Лекция
| 1
| 1
|
| 5
| Двигательная активность, гиподинамия, и ее последствия. Динамика работоспособности.
| Лекция
| 1
| 1
|
| 6
| Оценка состояния своего здоровья.
| Практическое занятие №1
| 1
| 1
|
| 7-8
| Закаливание организма, Гигиена. Режим дня, труда и отдыха.
| Беседа, лекция,
| 2
| 2
|
| 9
| Этот скучный режим! Режим ученика 5-6 класса.
| Беседа, дискуссия
| 1
| 1
|
| 10
| Психосоциальные условия жизни и здоровье.
| Лекция
| 1
| 1
|
| 11
| Наши эмоции и как ими управлять?
| Лекция
| 1
| 1
|
| 12
| Стресс. Как его избежать?
| Лекция, беседа.
| 1
| 1
|
| 13
| Определение влияния образа жизни на состояние своего здоровья.
| Практическое занятие №2.
| 1
| 1
|
| 14
| Вредные привычки, как фактор риска здорового организма.
| Лекция
| 1
| 1
| +
| 15
| Наркомания. Наркотик стоит ли ему доверять? СПИД.
| Презентация библиотеки, дискуссия, школьный мед. кабинет.
| 1
| 1
| +
| 16
| Курение.
| Конференция, лекция, анкетирование.
| 1
| 1
| +
| 17
| Алкоголизм- мы и наше потомство.
| Конференция, лекция.
| 1
| 1
| +
| 18
| Повторение.
| Контроль знаний
| 1
| 1
|
| 19.
| Окружающая среда и здоровье человека. Химические загрязнения среды и здоровье человека. Биологические загрязнения среды и болезни человека.
| Лекция
| 1
| 1
|
| 20.
| Влияние звуков на человека.
| Лекция, беседа
| 1
| 1
|
| 21.
| Физические факторы среды и здоровье человека.
| Беседа
| 1
| 1
|
| 22.
| Ландшафт как фактор здоровья
| беседа
| 1
| 1
|
| 23.
| Повторение
| Беседа
| 1
| 1
|
| 24.
| Проблемы адаптации человека к окружающей среде.
| Лекция
| 1
| 1
|
| 25. .
| Дом, в котором я живу.
| Лекция.
| 1
| 1
|
|
Часть 2. Практические работы.
№
| тема
| Знания (базовые)
| Практич. Знания.
| Название работы
| Цель работы
| оборудование
| 26
| Опорно-двигательный аппарат человека.
| Опорно-двигательная система человека, ее строение, функции. Развитие скелета.
| Антропометрические методы:
1. соматоскопичес-кое состояние Опорнодвигательного аппарата.(форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки).
| Нарушение осанки, гибкость позвоноч-ника, плоскостопие.
| Научить учащихся оценке показателей физического развития с помощью измерений.
| Линейка,
лист бумаги, стул.
| 27
| Сердечно-сосудистая система.
| Органы кровообращения. Работа сердца. Движение крови.
| Функциональные пробы.
| ЧСС до и после нагрузки. Пульс.
| Определить пульс до и после нагрузки, в состоянии покоя.
| Рабочая тетрадь, часы.
| 28
| Система органов дыхания.
| Дыхательные движения.
| Регуляция дыхания.
| ЖЕЛ.
| Научиться подсчитывать дыхатель-ные движения после нагрузки и в покое.
| часы
| 29
| Обмен веществ.
| Значение для организма питательных веществ. Расход энергии. Рациональное питание.
| Измерение энергетических трат.
| Составление пищевого рациона. Контроль температуры тела.
| Научиться грамотно рассчитывать рацион питания, анализировать темпера-туру.
| Таблица, термометр.
| 30
| Нервная система.
| ЦНС.
| Рефлексы.
| Исследование рефлекторных реакций человека. (работа в парах)
| Познакомиться с некоторыми рефлексами человека.
| Резиновый молоточек.
| 31
| Анализато-ры
| Органы чувств.
| Строение, функции.
| Работа органов чувств.
| Научиться определять развитие органов чувств.
| -
| 32
| ВНД.
| Особенности ВНД. человека. внимание, память, мышление.
| Изучение психических функций человека.
| Особенности ВНД. человека. внимание, память, мышление.
| Работа в парах.
| Лист бумаги, часы,
| 33
| Итоговое занятие. Обобщающая беседа.
| 34
| Итоговая контрольная работа. Подведение итогов.
|
| Итого 34часа.
|
Курс по валеологии для учащихся 5-6 классов
«Будь здоров! Всегда здоров!».
34часа.
Пояснительная записка. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах сохранения здоровья. Поэтому для оздоровления общества важно прививать учащимся валеологическую грамотность, воспитывать «культ» здорового образа жизни.
Предлагаемая программа валеологического курса предназначена для учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы. Она построена с учетом программы школы и имеющихся знаний по биологии за курс начальной школы, а также направлена на формирование у учащихся целостного отношения к свому здоровью.
При изучении данного курса последовательно формируются понятия о здоровье и здоровом образе жизни, компонентах и показателях здоровья, основных факторах, которые определяют здоровье (наследственность, качество среды обитания, образ жизни), факторах риска.
Курс состоит из 2 частей.
1. Валеология как наука (основные факторы, определяющие здоровье человека).
2. Практическая часть. (применение полученных знаний при выполнении практических работ).
Проверка знаний осуществляется с помощью контрольных работ, анкетирования, опроса на занятиях. Предлагаемый материал направлен на углубление знаний, полученных в начальной школе, и вместе с тем, он является абсолютно новым, т.к связан с практическим использованием знаний курса « Человек и его здоровье», кроме того, учитывает возрастные и психологические особенности учащихся.. В связи с тем , что важно научить школьников проводить самонаблюдения, мини-опыты, эксперименты, а также анализировать свой образ жизни с точки зрения здоровьесберегающих технологий, курс предусматривает серию лабораторных, практических работ.
Содержание курса носит валеологический характер, направлен на формирование навыков здорового образа жизни, углубление теоретических знаний по предмету «биология».
Цели программы:
-обеспечить расширение знаний учащихся о возможностях своего организма,
(практические знания по анатомии, физиологии, экологии человека), привлечь внимание учащихся к состоянию своего здоровья, и его значению в жизни человека.
-продолжить формирование у учащихся валеологической грамотности,
-обеспечить поддержку образовательного процесса в рамках естественнонаучного профиля.
Задачи курса:
- актуализировать и расширить знания учащихся по вопросам здоровьесбережения.
-научить школьников анализировать образ жизни с точки зрения влияния на здоровье.
- выработать навыки оценки функционального состояния своего здоровья.
- обеспечить дальнейшее развитие познавательного интереса к данной теме.
Основные требования к уровню подготовки учащихся. В процессе обучения учащиеся овладеют умениями:
- оказывать первую доврачебную помощь,
- выполнять самые простые физиологические и медицинские измерения,
- проводить самонаблюдения, мини-эксперименты, опыты,
- наблюдать и описывать результаты наблюдений и измерений,
- обсуждать результаты экспериментов и участвовать в дискуссиях, беседах.
- противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ (критическое отношение к рекламе),
- вести дневник (листок) своего здоровья,
- формулировать выводы и умозаключения.
Министерство образования и науки Республики Бурятия.
МАОУ Петропавловская средняя общеобразовательная школа №1.
Утверждаю:
Директор МАОУ ПСОШ №1 Бадмаев Ч.Б. ________________________________ «______»_________________2011 г.
Рабочая программа Образовательная область ________________________________ Предмет ____________________________________________________ Класс ___________________ Количество часов _________________ Учитель _____________________________________________________ __________________________________________________________
с. Петропавловка.
Тип программы: Рабочая. Программа составлена на основе Регионального Базисного плана за №1312 от 9 марта 2004года. Программа обсуждена на МО «_______» _______________ 2011г.
Руководитель МО __________________________________________
Одобрена НМС «_____»___________
Председатель НМС_______________ Чойбсонова В. Ц-Д. Рабочая программа содержит следующие разделы:
Пояснительная записка.
Содержание программы.
2.1 Цели и задачи курса.
2.2Тематическое планирование.
2.3. Поурочное планирование.
2.4. Требования к уровню подготовки учащихся.
Список литературы.
Литература Красная книга Московской области, М., «Аргус», «Русский университет», 1998 г.
Цветовой атлас растений, Д. Рандушка, Л. Шомшак, И. Геберова, Братислава, «Обзор», 1990 г.
Большой энциклопедический словарь. Биология. М., «Большая Российская энциклопедия», 2001 г.
Справочник по лекарственным растениям, С.Я. Соколов, И.П. Замотаев, М., «Медицина», 1988 г.
Жизнь растений, под ред. И.В. Грушвицкого и С.Г. Жилина, М., «Просвещение», 1978 г.
«Растения и животные. Руководство натуралиста» Кристоф Нидон, Иоханнес Петерман, Петер Шеффель, Бернд Шайба, М, «Мир», 1991 г.
«Энциклопедия для детей» «Человек» части 1, 2, 3, М., «Аванта +», 2001 - 2004 г.
«Энциклопедия для детей» «Биология» «Аванта +», 1994 г.
«Энциклопедия для детей» «Личная безопасность» «Аванта +», 2001 г.
Энциклопедия «Здоровье матери и ребёнка», под редакцией академика Е.М. Лукьяновой, Киев, «Украинская энциклопедия» им. М.П. Бажана, 1993 г.
М. Залесский «Занимательная анатомия», М., «Росмэн», 1998 г. |
|
|