№ п./п.
| Тема урока
| Цели урока;
основные понятия
| Проф мат-л
*
| Эксперимент
| Сроки изучения
| Домашнее задание
|
Демонстрационный
| Лабораторный
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
|
| Введение.
|
|
|
|
|
|
|
1.
| 1.
| Предмет органической химии.
| Актуализировать знания учащихся о составе, общих свойствах, особенностях строения органических веществ. Органическая химия и причины выделения ее в самостоятельную дисциплину. Краткий исторический очерк развития органики.
1) Требования к уроку по органической химии
2) Понятие «органическая химия»
3) Органические соединения
4) Значение органической химии
|
| 1.Образцы органических и неорганических веществ.
2. Эффективные опыты.
| 3.Образцы органических и неорганических веществ.
| 2.09
| §1
|
2.
| 2.
| Основы теории строения.
| Краткие сведения о развитии теоретических представлений в органической химии (о/х). Познакомить учащихся с предпосылками создания теории строения органических соединений. Сформировать у учащихся представление о строении органических веществ.
1) Теория А.М. Бутлерова
а) формулы строения
б) понятие о изомерии
2) Электронные представления
а) свойства электрона
б) атомная орбиталь
в) заполнение АО электронами
|
*
*
*
*
| 1.Т-ца «Атомы химических элементов»
2. Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром.
| 3. Коллекция полимеров.
| 4.09
| §2
|
3.
| 3.
| Строение атома углерода.
| Актуализировать знания учащихся об электронном строении атомов и молекул, о способах образования химических связей. Краткие сведения о химической связи.
1) Атом углерода
2) Атом (повторение)
3) Ковалентная связь (π и σ связи)
|
| 1. Т-ца «Строение атомов, образование химической связи»
2. Модели водорода, хлора и метана.
|
| 6.09
| §3 упр.2
|
4-
5.
| 4-
5.
| Гибридизация атомных орбиталей.
| Формы атомных и молекулярных орбиталей. Сформировать у учащихся представление о гибридизации атомных орбиталей (-sp3, sp2, sp), о строении атома углерода в трехвалентных состояниях.
1) Гибридные состояния атомов
а) –sp3 –гибридизация
б) –sp2-гибридизация
в) –sp-гибридизация
2) Углубление знаний о гибридизации.
|
*
| 1. Т-ца «Гибридизация АО».
| 2. Раздаточный материал с материалом по гибридизации.
| 9.09 – 11.09
| §4 упр.2
|
6.
| 6.
| Урок-упражнение.
| Закрепить знания о гибридизации атомных орбиталей. Выполнять упражнения. Проверить знания учащихся по теме.
|
| 1. Т-ца «Гибридизация АО, модели метана, этилена, ацетилена»
|
| 13.09
| Стр.24 упр.3-4
|
|
| Строение органических соединений.
|
|
|
|
|
|
|
7.
| 1.
| Классификация органических соединений по углеродному скелету.
| Обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации органических соединений по строению углеродной цепочки.
1) Ациклические соединения
2) Циклические соединения
3) Выполнение упражнений на классификацию веществ
| *
| 1. Т-ца «Классы органических веществ»
2. Образцы представителей различных классов орг. соединений.
|
| 16.09
| §5 упр.1
|
8.
| 2.
| Классификация органических соединений по функциональным группам.
| Обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации органических соединений по функциональным группам.
1) Гидроксильная, карбоксильная, карбонильная, аминогруппы.
2) Сложноэфирная группа
3) Выполнение упражнений на классификацию веществ
|
*
| 1. Т-ца «Классы органических веществ»
2. Образцы органических веществ.
|
| 18.09
| §5 упр.1-2
|
9.
| 3.
| Основы номенклатуры.
| Обобщить и систематизировать знания учащихся о номенклатуре органических соединений. Продолжить работу по развитию умений называть органические вещества по ИЮПАК.
|
| 1. Т-ца «Название алканов и алкильных заместителей».
|
| 20.09
| Стр.37 упр.1
|
10.
| 4.
| Изомерия и ее виды. Структурная изомерия
| Познакомить учащихся с видами изомерии; продолжить работу по развитию умений составлять формулы изомеров, давать названия веществам по ИЮПАК.
1) Изомерия углеродного скелета
2) Межклассовая изомерия
|
| 1. Т-ца «Изомерия»
2. Шаростержневые модели.
|
| 23.09
| Стр.37-38 упр.3
|
11.
| 5.
| Пространственная изомерия.
| Обобщить и закрепить знания учащихся о видах изомерии и изомерах; подробно разобрать виды пространственной изомерии.
1) Геометрическая изомерия
2) Оптическая изомерия
|
*
*
| 1. Т-ца «Изомерия»
2. Шаростержневые модели
|
| 25.09
| Стр.39-42 упр.4
|
12-14.
| 6-
8.
| Решение задач на вывод формул органических веществ.
| Научить учащихся выводить формулы веществ по массовым долям химических элементов, с использованием плотности и относительной плотности газов. Решение задач по массе продуктов реакции. «Понятийный» диктант.
|
|
|
| 27.09 – 2.10
| Задачи в тетради
|
|
| Реакции органических соединений.
|
|
|
|
|
|
|
15.
| 1.
| Классификация органических реакций по конечному результату.
| Сформировать представление учащихся о классификации органических реакций; продолжить работу по развитию умений определять по записи уравнения тип реакции.
1) Особенности протекания органических реакций
2) Понятие о механизме реакции
3) Реакции разложения, присоединения, замещения, изомеризации, ОВР.
4) По числу участвующих веществ.
| *
| Примеры некоторых реакций:
1) взрыв метана с хлором
2) обесцвечивание бромной воды этиленом
3) получение фенолформальдегидной смолы
4) получение этилена и этанола
|
| 4.10
| §8 упр.1
|
16.
| 2.
| Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений.
| Рассмотреть способы разрыва ковалентных связей в соединении, типы реакционных частиц и взаимное влияние атомов в молекулах веществ.
1) Обменный механизм образования ковалентной связи
2) Гомолитический и гетеролитический разрыв связи
3) Индуктивный и мезомерный эффект
|
* *
*
| Т-ца «Сопряженные пи связи»
|
| 7.10
| §9 упр.4
|
17.
| 3.
| Классификация реакций по механизму разрыва связи.
| Органические ионы и радикалы. Радикальные реакции.
1) Органические ионы, радикалы
2) Радикальные реакции
3) Ионные реакции:
а) электрофильные
б) нуклеофильные
|
*
*
*
*
*
| 1. Т-ца «Виды механизмов реакций»
2. Горение пропанобутановой смеси с кислородом.
|
| 9.10
| Записи в тетради
|
18.
| 4.
| Урок-упражнение.
| Повторить и систематизировать знания учащихся по теме. Классификация органических реакций, синтез органических соединений, сравнение химических свойств ряда соединений.
|
|
|
| 11.10
| Стр.42 упр.6
|
19.
| 5.
| К/р №1 «Строение, классификация и химические реакции органических соединений».
| Проверка знаний учащихся по теме.
|
|
|
| 14.10
|
|
|
| Углеводороды.
|
|
|
|
|
|
|
20.
| 1.
| Предельные углеводороды –алканы (парафины).
| Классификация углеводородов. Гомологический ряд и строение алканов, изомерия и номенклатура алканов.
1) Гомологический ряд алканов
2) Строение алканов
3) Изомерия алканов:
а) структурная
б) поворотная
в) зеркальная
4) Номенклатура алканов:
а) радикалы алканов
б) правила ИЮПАК (повторение)
|
*
*
| 1. Т-ца «Изомерия и номенклатура алканов»
2. Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси
3. Плавление парафина и его отношение к воде.
| 4. Изготовление парафинированной бумаги и отношение ее к воде.
| 16.10
| Стр.67-70
|
21.
| 2.
| Получение алканов.
| Узнать о методах получения алканов. Синтез Вюрца, реакция Дюма, электролиз по Кольбе. Применение алканов.
1) Крекинг нефти
2) Гидрирование непредельных углеводородов
3) Газификация твердого топлива
4) Получение из синтез-газа
5) Синтез Вюрца
6) Из солей карбоновых кислот
7) Карбидный метод
8) Применение алканов.
|
* *
*
*
| 1. Получение метана из ацетата натрия и карбида алюминия.
|
| 18.10
| Стр.70-72, стр.78-80
|
22.
| 3.
| Химические свойства алканов.
| Актуализировать знания учащихся о применении и свойствах предельных углеводородов. Химические свойства: крекинг, изомеризация, дегидрирование, окисление, замещение алканов. Галогеналканы.
1) Крекинг алканов
2) Изомеризация алканов
3) Дегидрирование алканов
4) Окисление алканов
5) Реакция замещения:
а) галогенирование (упрощенный вариант)
б) нитрование (р. Коновалова)
|
*
*
| 1. Бромирование декана при нагревании.
2. Изучение свойств метана (пропанобутановой смеси):
а) его горение с избытком и недостатком воздуха
б) взрыв смеси метана с воздухом
в) отношение к бромной воде и марганцовке.
3. Восстановление CuO, PbO, PbO2 парафином.
| 4. Обнаружение воды, сажи и углекислого газа в продуктах горения свечи.
| 21.10
| Стр.73-74 упр.5 (а)
|
23.
| 4.
| Ароматизация алканов.
| Подробно изучить методы ароматизации, нитрования алканов(повторение). Повторить материал о свободнорадикальных реакциях.
1) Процесс ароматизации
2) Цепные реакции (р. Семенова)
3) Галогеналканы
|
*
*
*
|
|
| 23.10
| Стр.75-78 упр.10
|
24.
| 5.
| Решение задач на алканы.
| Повторить и углубить знания учащихся о различных видах задач на вывод формул и горение. Письменная проверка знаний по теме.
|
|
|
| 25.10
| Стр.81 упр.7
|
25.
| 6.
| Углеводороды с замкнутой цепью - циклоалканы (циклопарафины, нафтены, цикланы, полиметилены).
| Познакомить учащихся с циклоалканами, их строением и свойствами. Сформировать у учащихся представление о сходстве и различии свойств алканов и циклоалканов.
1) Изомерия циклоалканов
2) Свойства нафтенов
|
| 1) Т-ца «Цикланы»
2) Отношение циклогексана к растворам KMnO4 и Br2.
|
| 28.10
| Стр.116-119 стр.120-121 упр.1
|
26.
| 7.
| Получение циклоалканов. Урок-упражнение.
| Общие способы получения нафтенов: гидрирование бензола, дегалогенирование дигалогенпроизводных, пиролиз солей дикарбоновых кислот. Письменная проверка знаний.
1) Получение циклоалканов.
|
|
|
| 30.10
| Стр.119-120 упр.4
Стр.283-285
|
27.
| 8.
| П/р №1 «Качественный анализ органических соединений».
| Проверка практических умений учащихся. Обнаружение углерода и водорода в парафине. Обнаружение галогенов в хлороформе.
|
| 1.Проба Бейльштейна.
|
| 1.11
|
|
28.
| 9.
| Непредельные углеводороды – алкены (этиленовые, олефины).
| Актуализировать знания учащихся о непредельных углеводородах на примере алкенов; продолжить формировать умения строить формулы и называть органические вещества.
1) Строение связи С=С
2) Номенклатура алкенов
3) Изомерия алкенов:
а) структурная
б) геометрическая
| *
| Т-ца «Этиленовые»
|
| 13.11
| Стр.82-85 упр.1
|
29.
| 10.
| Химические свойства этиленовых.
| Пополнить знания о физических и химических свойствах алкенов и их применении.
1) Реакции присоединения:
а) гидрирование
б) галогенирование
в) гидрогалогенирование
-Правило Марковникова
г) гидратация
д) полимеризация
2) Реакции окисления и изомеризации.
| *
| 1.Обесцвечивание этиленом растворов брома и перманганата калия.
2. Горение этена
|
| 15.11
| Стр.87-89 стр.93-99 упр.3
|
30.
| 11.
| Электрофильное присоединение к алкенам и их получение.
| Повторить реакции электрофильного присоединения. Получение алкенов. Разобрать с точки зрения электронных эффектов правила Марковникова и Зайцева. Письменная проверка знаний.
1) Гидрогалогенирование
-Правило Марковникова (повторение)
-Обоснование правила
-Присоединение против правила
2) Реакции элиминирования
а) правило Зайцева
3) Реакции дегалогенирования и дегидрирования
| *
*
*
*
*
*
*
| 1. Т-ца «Этиленовые»
2. Получение этилена из этилового спирта.
| 3. Обнаружение непредельных соединений в керосине.
| 18.11
| Стр.85-87 стр89-92 упр.4,5
Стр.285-286
|