Главная страница

Тематическое планирование уроков по органической химии в 10 классе



Скачать 466.22 Kb.
НазваниеТематическое планирование уроков по органической химии в 10 классе
страница1/3
Воронаев Иван Геннадьевич
Дата15.02.2016
Размер466.22 Kb.
ТипТематическое планирование
  1   2   3






Тематическое планирование уроков по органической химии в 10 классе по программе Габриеляна.

3 (4-5) часа в неделю, итого 102 (соответственно---)часа за год.

Автор: Воронаев Иван Геннадьевич.

Пояснительная записка:

«Тематическое планирование учебного материала является составной частью учебно – методического комплекта, включающего программу курса органической химии для 10 класса (Программы для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2000), учебник «Химия. 10»

Тематическое планирование отражает дифференцированный подход к обучению химии на двух уровнях. В колонке 5 приводится значок * для учащихся естественнонаучного профиля химико – биологического направления (ПК – профильные классы). На изучение органической химии в классах общеобразовательного типа отводится 68 ч (2 ч в неделю), в ПК – 102 ч (3 ч в неделю).

Шестая и седьмая колонки содержат перечень демонстраций и демонстрационного эксперимента, а также лабораторных опытов. В 9 колонке приведены ссылки на соответствующие параграфы и номера вопросов и заданий по учебнику «Химия. 10» авторов О.С. Габриеляна, Ф.Н. Маскаева, С.Ю. Пономарева, В.И. Теренина по ред. В.И. Теренина (М.: Дрофа, 2002).1

При подготовке данного тематического планирования использовалась следующая литература:

ОСНОВНАЯ:

1) Учебник: «Химия. 10» авторов О.С. Габриеляна, Ф.Н. Маскаева, С.Ю. Пономарева, В.И. Теренина по ред. В.И. Теренина (М.: Дрофа, 2002).

2) Методическое пособие «Химия. 10 класс: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов - 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004».

3) Химия. 10 класс. Поурочные планы по учебнику Габриеляна. «Химия 10» / Сост. Бочарова – Волгоград: Учитель - АСТ, 2004.

4) Органическая химия: Учеб. для 10 кл. сред. шк. – 25-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988.

5) Органическая химия. Электронный учебник: Соловов, Дерябина. Центр новых информационных технологий (ЦНИТ_СГАУ) при Самарском государственном аэрокосмическом университете cnit@cnit.ssau.ru, solovov@ssau.ru . Кафедра органической химии Самарского госуниверситета [email protected]

6) Химия. 10: контрольные и проверочные работы к учебнику Габриеляна «Химия. 10» / Габриелян, Березкин, Ушакова и др. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.

7) Полезная химия: задачи и истории / Л.Ю. Аликберова, Н.С. Рукк. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.

8) Книга для чтения по органической химии.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

9) Потапов В.М. Органическая химия. 10-11кл. - М.: 1995, 1997.

10) Чертков И.Н., Корощенко А.С. и др. Обучение химии в 10 классе. Часть I, - М.: Просвещение, 1992.

11) Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. /Глав. ред. В.А. Володин. - М.: Аванта+, 2000.

12) Энциклопедический словарь юного химика. - М.: Педагогика, 1990

13) Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И. Биоорганическая химия. 2-е изд., часть 1. М.: Медицина, 1991.

14) Лосев В.Ю., Дерябина Г.И. Компьютерное моделирование атомных и молекулярных орбиталей. - "Самарский университет", 1996.

15) Дерябина Г.И., Названова Г.Ф., Соловов А.В. Введение в органическую химию. Часть I. Химическая связь и взаимное влияние атомов в органических соединениях. - "Самарский университет", 1997.

№ п./п.

Тема урока

Цели урока;

основные понятия

Проф мат-л

*

Эксперимент

Сроки изучения

Домашнее задание

Демонстрационный

Лабораторный

1

2

3

4

5

6

7

8

9







Введение.



















1.

1.

Предмет органической химии.

Актуализировать знания учащихся о составе, общих свойствах, особенностях строения органических веществ. Органическая химия и причины выделения ее в самостоятельную дисциплину. Краткий исторический очерк развития органики.

1) Требования к уроку по органической химии

2) Понятие «органическая химия»

3) Органические соединения

4) Значение органической химии




1.Образцы органических и неорганических веществ.

2. Эффективные опыты.

3.Образцы органических и неорганических веществ.

2.09

§1

2.

2.

Основы теории строения.

Краткие сведения о развитии теоретических представлений в органической химии (о/х). Познакомить учащихся с предпосылками создания теории строения органических соединений. Сформировать у учащихся представление о строении органических веществ.

1) Теория А.М. Бутлерова

а) формулы строения

б) понятие о изомерии

2) Электронные представления

а) свойства электрона

б) атомная орбиталь

в) заполнение АО электронами


*

*

*

*

1.Т-ца «Атомы химических элементов»

2. Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром.


3. Коллекция полимеров.

4.09

§2

3.

3.

Строение атома углерода.

Актуализировать знания учащихся об электронном строении атомов и молекул, о способах образования химических связей. Краткие сведения о химической связи.

1) Атом углерода

2) Атом (повторение)

3) Ковалентная связь (π и σ связи)




1. Т-ца «Строение атомов, образование химической связи»

2. Модели водорода, хлора и метана.




6.09

§3 упр.2

4-

5.

4-

5.

Гибридизация атомных орбиталей.

Формы атомных и молекулярных орбиталей. Сформировать у учащихся представление о гибридизации атомных орбиталей (-sp3, sp2, sp), о строении атома углерода в трехвалентных состояниях.

1) Гибридные состояния атомов

а) –sp3 –гибридизация

б) –sp2-гибридизация

в) –sp-гибридизация

2) Углубление знаний о гибридизации.


*

1. Т-ца «Гибридизация АО».

2. Раздаточный материал с материалом по гибридизации.

9.09 – 11.09

§4 упр.2

6.

6.

Урок-упражнение.

Закрепить знания о гибридизации атомных орбиталей. Выполнять упражнения. Проверить знания учащихся по теме.




1. Т-ца «Гибридизация АО, модели метана, этилена, ацетилена»




13.09

Стр.24 упр.3-4







Строение органических соединений.



















7.

1.

Классификация органических соединений по углеродному скелету.

Обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации органических соединений по строению углеродной цепочки.

1) Ациклические соединения

2) Циклические соединения

3) Выполнение упражнений на классификацию веществ

*

1. Т-ца «Классы органических веществ»

2. Образцы представителей различных классов орг. соединений.




16.09

§5 упр.1

8.

2.

Классификация органических соединений по функциональным группам.

Обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации органических соединений по функциональным группам.

1) Гидроксильная, карбоксильная, карбонильная, аминогруппы.

2) Сложноэфирная группа

3) Выполнение упражнений на классификацию веществ


*

1. Т-ца «Классы органических веществ»

2. Образцы органических веществ.




18.09

§5 упр.1-2

9.

3.

Основы номенклатуры.

Обобщить и систематизировать знания учащихся о номенклатуре органических соединений. Продолжить работу по развитию умений называть органические вещества по ИЮПАК.




1. Т-ца «Название алканов и алкильных заместителей».




20.09

Стр.37 упр.1

10.

4.

Изомерия и ее виды. Структурная изомерия

Познакомить учащихся с видами изомерии; продолжить работу по развитию умений составлять формулы изомеров, давать названия веществам по ИЮПАК.

1) Изомерия углеродного скелета

2) Межклассовая изомерия




1. Т-ца «Изомерия»

2. Шаростержневые модели.




23.09

Стр.37-38 упр.3

11.

5.

Пространственная изомерия.

Обобщить и закрепить знания учащихся о видах изомерии и изомерах; подробно разобрать виды пространственной изомерии.

1) Геометрическая изомерия

2) Оптическая изомерия


*

*

1. Т-ца «Изомерия»

2. Шаростержневые модели




25.09

Стр.39-42 упр.4

12-14.

6-

8.

Решение задач на вывод формул органических веществ.

Научить учащихся выводить формулы веществ по массовым долям химических элементов, с использованием плотности и относительной плотности газов. Решение задач по массе продуктов реакции. «Понятийный» диктант.










27.09 – 2.10

Задачи в тетради







Реакции органических соединений.



















15.

1.

Классификация органических реакций по конечному результату.

Сформировать представление учащихся о классификации органических реакций; продолжить работу по развитию умений определять по записи уравнения тип реакции.

1) Особенности протекания органических реакций

2) Понятие о механизме реакции

3) Реакции разложения, присоединения, замещения, изомеризации, ОВР.

4) По числу участвующих веществ.

*

Примеры некоторых реакций:

1) взрыв метана с хлором

2) обесцвечивание бромной воды этиленом

3) получение фенолформальдегидной смолы

4) получение этилена и этанола




4.10

§8 упр.1

16.

2.

Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений.

Рассмотреть способы разрыва ковалентных связей в соединении, типы реакционных частиц и взаимное влияние атомов в молекулах веществ.

1) Обменный механизм образования ковалентной связи

2) Гомолитический и гетеролитический разрыв связи

3) Индуктивный и мезомерный эффект


*
*

*

Т-ца «Сопряженные пи связи»




7.10

§9 упр.4

17.

3.

Классификация реакций по механизму разрыва связи.

Органические ионы и радикалы. Радикальные реакции.

1) Органические ионы, радикалы

2) Радикальные реакции

3) Ионные реакции:

а) электрофильные

б) нуклеофильные



*

*

*

*

*

1. Т-ца «Виды механизмов реакций»

2. Горение пропанобутановой смеси с кислородом.




9.10

Записи в тетради

18.

4.

Урок-упражнение.

Повторить и систематизировать знания учащихся по теме. Классификация органических реакций, синтез органических соединений, сравнение химических свойств ряда соединений.










11.10

Стр.42 упр.6

19.

5.

К/р №1 «Строение, классификация и химические реакции органических соединений».

Проверка знаний учащихся по теме.










14.10










Углеводороды.



















20.

1.

Предельные углеводороды –алканы (парафины).

Классификация углеводородов. Гомологический ряд и строение алканов, изомерия и номенклатура алканов.

1) Гомологический ряд алканов

2) Строение алканов

3) Изомерия алканов:

а) структурная

б) поворотная

в) зеркальная

4) Номенклатура алканов:

а) радикалы алканов

б) правила ИЮПАК (повторение)



*

*

1. Т-ца «Изомерия и номенклатура алканов»

2. Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси

3. Плавление парафина и его отношение к воде.

4. Изготовление парафинированной бумаги и отношение ее к воде.

16.10

Стр.67-70

21.

2.

Получение алканов.

Узнать о методах получения алканов. Синтез Вюрца, реакция Дюма, электролиз по Кольбе. Применение алканов.

1) Крекинг нефти

2) Гидрирование непредельных углеводородов

3) Газификация твердого топлива

4) Получение из синтез-газа

5) Синтез Вюрца

6) Из солей карбоновых кислот

7) Карбидный метод

8) Применение алканов.



*
*

*

*

1. Получение метана из ацетата натрия и карбида алюминия.




18.10

Стр.70-72, стр.78-80

22.

3.

Химические свойства алканов.

Актуализировать знания учащихся о применении и свойствах предельных углеводородов. Химические свойства: крекинг, изомеризация, дегидрирование, окисление, замещение алканов. Галогеналканы.

1) Крекинг алканов

2) Изомеризация алканов

3) Дегидрирование алканов

4) Окисление алканов

5) Реакция замещения:

а) галогенирование (упрощенный вариант)

б) нитрование (р. Коновалова)


*

*

1. Бромирование декана при нагревании.

2. Изучение свойств метана (пропанобутановой смеси):

а) его горение с избытком и недостатком воздуха

б) взрыв смеси метана с воздухом

в) отношение к бромной воде и марганцовке.

3. Восстановление CuO, PbO, PbO2 парафином.

4. Обнаружение воды, сажи и углекислого газа в продуктах горения свечи.

21.10

Стр.73-74 упр.5 (а)

23.

4.

Ароматизация алканов.

Подробно изучить методы ароматизации, нитрования алканов(повторение). Повторить материал о свободнорадикальных реакциях.

1) Процесс ароматизации

2) Цепные реакции (р. Семенова)

3) Галогеналканы


*

*

*







23.10

Стр.75-78 упр.10

24.

5.

Решение задач на алканы.

Повторить и углубить знания учащихся о различных видах задач на вывод формул и горение. Письменная проверка знаний по теме.










25.10

Стр.81 упр.7

25.

6.

Углеводороды с замкнутой цепью - циклоалканы (циклопарафины, нафтены, цикланы, полиметилены).

Познакомить учащихся с циклоалканами, их строением и свойствами. Сформировать у учащихся представление о сходстве и различии свойств алканов и циклоалканов.

1) Изомерия циклоалканов

2) Свойства нафтенов




1) Т-ца «Цикланы»

2) Отношение циклогексана к растворам KMnO4 и Br2.




28.10

Стр.116-119 стр.120-121 упр.1

26.

7.

Получение циклоалканов. Урок-упражнение.

Общие способы получения нафтенов: гидрирование бензола, дегалогенирование дигалогенпроизводных, пиролиз солей дикарбоновых кислот. Письменная проверка знаний.

1) Получение циклоалканов.










30.10

Стр.119-120 упр.4

Стр.283-285

27.

8.

П/р №1 «Качественный анализ органических соединений».

Проверка практических умений учащихся. Обнаружение углерода и водорода в парафине. Обнаружение галогенов в хлороформе.




1.Проба Бейльштейна.




1.11




28.

9.

Непредельные углеводороды – алкены (этиленовые, олефины).

Актуализировать знания учащихся о непредельных углеводородах на примере алкенов; продолжить формировать умения строить формулы и называть органические вещества.

1) Строение связи С=С

2) Номенклатура алкенов

3) Изомерия алкенов:

а) структурная

б) геометрическая

*

Т-ца «Этиленовые»




13.11

Стр.82-85 упр.1

29.

10.

Химические свойства этиленовых.

Пополнить знания о физических и химических свойствах алкенов и их применении.

1) Реакции присоединения:

а) гидрирование

б) галогенирование

в) гидрогалогенирование

-Правило Марковникова

г) гидратация

д) полимеризация

2) Реакции окисления и изомеризации.

*

1.Обесцвечивание этиленом растворов брома и перманганата калия.

2. Горение этена




15.11

Стр.87-89 стр.93-99 упр.3

30.

11.

Электрофильное присоединение к алкенам и их получение.

Повторить реакции электрофильного присоединения. Получение алкенов. Разобрать с точки зрения электронных эффектов правила Марковникова и Зайцева. Письменная проверка знаний.

1) Гидрогалогенирование

-Правило Марковникова (повторение)

-Обоснование правила

-Присоединение против правила

2) Реакции элиминирования

а) правило Зайцева

3) Реакции дегалогенирования и дегидрирования

*

*

*

*

*

*

*

1. Т-ца «Этиленовые»

2. Получение этилена из этилового спирта.

3. Обнаружение непредельных соединений в керосине.

18.11

Стр.85-87 стр89-92 упр.4,5

Стр.285-286
  1   2   3