№
| Темы уроков
| Часы
| Дата
| Знания, умения, навыки
| Повторение,
М.П.С.
| Наглядность
| Д.З.
|
1 (1)
| Введение.
| 1
|
|
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (21+3 (резерв)=24 ЧАСА)
|
ТЕМА 1.1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (2 ЧАСА)
|
1-2
(2-3)
| Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в живых системах.
Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов, видовое разнообразие.
| 2
|
| Изучить:
Историю развития эволюционной теории.
Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина.
| Повторение:
Биология 7 класс
Тема: «Царства живой природы».
| Таблица: «Царства живой природы»
| § 1
|
ТЕМА 1.2. РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД (2 ЧАСА)
|
1 (4)
| Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы.
| 1
|
| Разнообразие приспособленностей организмов к среде обитания.
Главные направления эволюционного процесса.
| М.П.С.
История
Культура Западной Европы конца 15- первой половины 17 веков.
|
|
|
2 (5)
| Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.
| 1
|
| Портреты ученых
|
|
ТЕМА 1.3. ТЕОРИЯ Ч.ДАРВИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (5 ЧАСОВ)
|
1 (6)
| Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина.
| 1
|
|
Современные представления о возникновении и развитии жизни.
Основные ароморфозы животных и растений.
Постепенное усложнение живых организмов в процессе эволюции.
Происхождение человека, движущие силы антропогенеза
| М.П.С.
История
Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия.
Физическая география
История континентов
| Портрет и биография Дарвина, маршрут и находки во время путешествия на корабле «Бигль»
|
|
2 (7)
| Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.
| 1
|
| Таблица: «Искусственный отбор»
|
|
3 (8)
| Учение Ч.Дарвина о естественном отборе
| 1
|
| Таблица: «Естественный отбор»
|
|
4 (9)
| Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.
| 1
|
| Таблица: «Критерии вида»
|
|
5 (10)
| Борьба за существование и естественный отбор.
| 1
|
| Таблица: «Борьба за существование»
|
|
ТЕМА 1.4. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (2 ЧАСА)
|
1-2 (11-12)
| Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Лабораторная работа №1
«Изучение приспособления организмов к среде обитания»
| 2
|
| Уметь:
На основе знаний о движущих силах эволюции объяснять причины возникновения и разнообразия видов.
|
| Таблица: «Приспособленность организмов к среде обитания», иллюстрации, раздаточный материал, коллекции, влажные препараты.
|
|
ТЕМА 1.5. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ (2 ЧАСА)
|
1-2
(13-14)
| Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция – элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования.
Лабораторная работа №2
«Изучение изменчивости критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений»
| 2
|
| Различать различные приспособления организмов к условиям обитания.
Использовать текст учебника и пособий для составления таблиц, отражающих развитие жизни на Земле.
|
| Таблицы: «Критерии вида», «Структура популяции», иллюстрации, дополнительная литература, гербарии культурных растений.
|
|
ТЕМА 1.6. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ АДАПТАЦИЙ. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (3 ЧАСА)
|
1 (15)
| Главные направления эволюционного процесса; биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцов). Пути достижения биологического прогресса.
| 1
|
|
Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами.
Давать аргументированную критику расизма.
|
| Таблицы: «Биологический прогресс», «Биологический регресс», иллюстрации, коллекции, влажные препараты
|
|
2 (16)
| Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
| 1
|
|
| Таблица: «Основные закономерности эволюции»
|
|
3 (17)
| Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
| 1
|
|
|
|
|
ТЕМА 1.7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (2 ЧАСА)
|
1 (18)
| Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория А.И.Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
| 1
|
| Развивать:
Понятие о естественном происхождении и развитии жизни на Земле.
| Химия
Кислород, водород, углерод и другие неорганические вещества.
| Дополнительная литература, портреты ученых
|
|
2 (19)
| Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
| 1
|
|
|
|
ТЕМА 1.8. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3+3 (резерв)=6 ЧАСОВ)
|
1-2 (20-21)
| Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую эры. Появление всех первых типов беспозвоночных животных. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
| 2
|
|
Умение выполнять самостоятельные работы, делать выводы.
Понятие о естественном происхождении и развитии жизни на Земле.
Воспитывать:
Бережное отношение к природе.
|
|
Дополнительная литература, таблицы, иллюстрации, коллекции древних организмов, скелеты.
|
|
3-4
(22-23)
| Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
| 2
|
|
|
|
5-6 (24-25)
| Происхождение человека. Место человека в живой природе, систематическое положение в системе животного мира. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Зачет по теме: «Эволюция живого мира на Земле»
| 2
|
| Биология 8 класс
«Место человека в системе органического мира»
|
|
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10+1(резерв)=11 ЧАСОВ)
|
ТЕМА 2.1. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ (2+1 (резерв)=3 ЧАСА)
|
1 (26)
| Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образовании живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы.
Неорганические молекулы живого вещества; вода, химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности.
| 1
|
| Изучить:
Значение органических и неорганических веществ.
Особенности обмена в животной и растительной клетке.
Этапы и значение фотосинтеза.
Уметь:
Объяснять рисунки и схемы учебника.
Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке.
Развивать:
Понятие о клетке как об элементарной единице живого
| Химия
Кислород, водород, углерод и другие неорганические вещества.
| Таблица: «Строение молекулы воды»
|
|
2 (27)
| Органические молекулы. Биологические полимеры – белки; структурная организация, функции. Углеводы, строение, биологическая роль. Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии.
| 1
|
| Биология 6 класс
«Органические и неорганические вещества»
| Таблица: «Строение белка»
|
|
3 (28)
| ДНК – молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции, информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
| 1
|
|
| Таблица: «Строение молекулы ДНК и РНК»
|
|
ТЕМА 2.2. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ (3 ЧАСА)
|
1 (29)
| Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану, пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии.
| 1
|
|
| Строение молекулы белка
| Таблица: «Обмен веществ в клетке»
|
|
2(30)
| Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
| 1
|
| Таблица: «Биосинтез белка»
|
|
3 (31)
| Зачет по теме: «Химическая организация клетки»
| 1
|
|
|
|
|
ТЕМА 2.3. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТОК (5 ЧАСОВ)
|
1 (32)
| Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование, размножение, место и роль в биоценозах
| 1
|
|
Изучить:
Основные положения клеточной теории.
Строение и значение органоидов клетки.
Особенности строения и деления эукариотической клетки.
Уметь:
Работать с микроскопами и микропрепаратами.
Различать органоиды клетки на микропрепарате.
Находить сходство и различие в строении растительной и животной клеток.
Развивать:
Понятие о клетке как об элементарной единице живого.
| Биология 7 класс
Тема: «Царство бактерии»
| Таблица: «Строение и разнообразие бактерий», фотографии, дополнительная литература
|
|
2-3
(33-34)
| Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки, органеллы цитоплазмы, их структура и функции, цитоскелет, включения, значение и роль в метаболизме клеток.
Лабораторная работа №3
«Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах»
| 2
|
| Биология 6 класс
Тема: «Строение клетки»
| Таблица: «Строение растительной и животной клеток»
Микроскоп, микропрепараты
|
|
4 (35)
| Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин, ядрышко.
| 1
|
| Строение и значение ДНК
| Таблицы, фотографии
|
|
5 (36)
| Деление клеток. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза.
| 1
|
| Биология 6 класс
Тема: «Деление клетки»
| Таблица: «Митоз»
|
|
РАЗДЕЛ 3. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (5 ЧАСОВ)
|
ТЕМА 3.1. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (2 ЧАСА)
|
1(37)
| Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение растений и животных. Биологическое значение полового размножения.
| 1
|
|
Изучить:
Способы бесполого и полового размножения живых организмов.
Развивать:
Понятие о жизнедеятельности живого организма.
| Биология 6 класс
Тема: «Способы размножения живых организмов»
| Таблицы, иллюстрации, фотографии, дополнительная литература
|
|
2 (38)
| Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза.
| 1
|
| Митоз
| Таблица: «Гаметогенез»
|
|
ТЕМА 3.2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНЗМОВ (ОНТОГЕНЕЗ) (3 ЧАСА)
|
1 (39)
| Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша – бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша – гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем.
| 1
|
| Изучить:
Основные закономерности эмбрионального и постэмбрионального развития.
Основные положения биогенетического закона.
Уметь: Развивать:
Понятие о взаимосвязях и родстве всех живых организмов.
|
| Таблица: «Эмбриональное развитие хордовых», влажные препараты зародышей, фотографии, иллюстрации
|
|
2 (40)
| Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
| 1
|
| Биология 7 класс
Темы: «Развитие насекомых», «Развитие амфибий»
| Таблицы, фотографии, иллюстрации
|
|
3 (41)
| Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К.Бэра). Биогенетический закон (Э.Геккель, К.Мюллер)
| 1
|
|
| Таблица: «Сходство зародышей хордовых»
|
|
РАЗДЕЛ 4. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (20 ЧАСОВ)
|
ТЕМА 4.1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ (10 ЧАСОВ)
|
1-3 (42-44)
| Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков.
| 3
|
| Изучить:
Понятие о генотипе как системе взаимодействующих генов организма.
Генетическое определение пола у организмов.
Закономерности изменчивости.
Селекция; гибридизация и отбор.
| Неорганическая химия: Охрана природы от воздействия отходов химического производства.
Органическая химия
Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты.
| Таблица: «Законы Менделя», портрет ученого.
|
|
4-5
(45-46)
| Гибридологический метод изучения наследственности
| 2
|
| Таблица: «Моно и дигибридное скрещивание»
|
|
6 (47)
| Генетическое определение пола.
| 1
|
| Таблица: «Генетическое определение пола»
|
|
7 (48)
| Генотип как целостная система
| 1
|
| Хромосомные карты
|
|
8-9
(49-50)
| Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
| 2
|
|
|
|
10 (51)
| Лабораторная работа №4
«Решение генетических задач и составление родословных»
| 1
|
| Генетические задачи, тесты
|
|
ТЕМА 4.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ (6 ЧАСОВ)
|
1 (52)
| Основные формы изменчивости.
| 1
|
| Уметь:
Объяснять механизмы передачи признаков из поколения в поколение.
Объяснять возникновение отличий от родительских форм у потомков.
Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи.
|
Физика.
Дискретность электрического заряда.
Основы молекулярно-кинетической теории.
Рентгеновское излучение.
Понятие о дозе излучения и биологической защите.
| Таблица: «Изменчивость организмов»
|
|
2 (53)
| Генотипическая изменчивость
| 1
|
| Таблица: «Генотипическая изменчивость»
|
|
3 (54)
| Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии.
| 1
|
| Таблица: «Мутации»
|
|
4 (55)
| Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
| 1
|
| Таблица: «Комбинативная изменчивость»
|
|
5 (56)
| Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
| 1
|
| Таблица: «Фенотипическая изменчивость»
|
|
6 (57)
| Лабораторная работа №5
«Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)»
| 1
|
| гербарии
|
|
ТЕМА 4.3. СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ (4 ЧАСА)
|
1 (58)
| Центры происхождения и разнообразия культурных растений.
| 1
|
| Развивать:
Понятие о необходимости развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции и снижении себестоимости продовольствия.
|
| Таблица: «Центры происхождения культурных растений»
|
|
2-3 (59-60)
| Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции.
| 2
|
| Фотографии, иллюстрации разнообразных сортов растений и пород животных.
|
|
4 (61)
| Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
| 1
|
| Статьи из периодической печати.
|
|
РАЗДЕЛ 5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (5+ 1 (РЕЗЕРВ)=6 ЧАСОВ)
|
ТЕМА 5.1. БИОСФЕРА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ (3+1 (РЕЗЕРВ)=4 ЧАСА)
|
1 (62)
| Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
| 1
|
|
Изучить:
Понятие о биосфере, биомассе Земли, живом веществе и его функциях, круговорот веществ в биосфере.
Основные понятие экологии: экологические факторы (биотические и абиотические), типы питания и взаимодействий организмов в биоценозах.
Воздействие человека на биосферу, охрана природы, правила рационального природопользования
Уметь:
Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах.
|
Неорганическая химия: Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства.
Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Физическая география: Климат Земли, климатическая зональность. Физика: Понятие о дозе излучения и биологической защите.
| Таблица: «Структура и границы биосферы»
|
|
2 (63)
| Абиотические факторы среды. Роль температуры, влажности, освещения и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды, ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.
| 1
|
| Иллюстрации, фотографии, гербарии животных и растений разных климатических зон.
|
|
3 (64)
| Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов, причины смены, формирование новых сообществ.
Лабораторная работа №6
«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»
| 1
|
| Таблица: «Цепи питания в дубраве»
|
|
4 (65)
| Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения – симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения – нейтрализм.
Лабораторная работа №7
« Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме».
| 1
|
| Иллюстрации, фотографии животных и растений, дополнительная литература.
|
|
ТЕМА 5.2. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (2 ЧАСА)
|
1 (66)
| Природные ресурсы и их использование. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
| 1
|
|
Анализировать видовой состав биоценозов.
Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах.
Характеризовать пищевые цепи в конкретных условиях обитания.
Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации производства.
|
| Дополнительная литература, статьи из периодической печати.
|
|
2 (67)
| Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека.
Лабораторная работа №8
«анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах».
| 1
|
| Дополнительная литература, статьи из периодической печати.
|
|
68
| Заключение
| 1
|
|
|
|
|
|