№ п/п
| Тема урока
Тип урока
|
Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Измери-
тели
| Элементы
дополни-
тельного
содержания
|
Эксперимент
| Домашнее
задание
| Дата
|
план
| факт
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
Введение (4 ч)
|
1.
| Предмет органической химии. Место и роль органической химии в системе наук о природе.
| Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений.
Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества
| Знать, что изучает органическая химия, отличия от неорганической химии, связь органической и неорганической химии.
| § 1, упр. 1
| Краткий очерк истории развития органической химии
| Д. Коллекции органических веществ, материалов и изделий из них
| § 1, упр.1-7
|
|
|
2.
| Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова
| Основные положения теории строения А.М. Бутлерова.
Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана.
Предпосылки создания теории строения: работы предшественников (теория радикалов и теория типов), работы А. Кекуле и Э. Франклада, участие в съезде врачей и естествоиспытателей в г. Шпейере.
| Знать основные положения ТХС, уметь доказывать, освоить понятия изомерии, гомологии в органической химии.
| § 1, рабочая тетрадь
|
| Д. 1. Модели молекул CH4, CH3OH, C2H2, C2H4, C6H6;
н-бутана и изобутана.
2. Взаимодействие натрия с этанолом.
3. Отсутствие реакции взаимодействия натрия с диэтиловым эфиром.
4. Коллекции полимеров, природных и синтетических каучуков, волокон, лекарственных препаратов, красителей.
| § 2, упр.1-7
|
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
3.
| Строение атома углерода
| Электронное облако и орбиталь, их формы: s и p. Электронные и электронно-графические формулы атомов углерода в нормальном и возбужденном состоянии. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: - и - . Образование молекул H2, Cl2, N2, HCl, H2O, NH3, CH4, ионов NH4+ и H3O+. Водородная связь. Образование ионов NH4+ и H3O+ . Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.
| Знать формы электронных облаков и -связи, виды связи, умет строить электронные и электронно-графические формулы.
| рабочая тетрадь
|
| Д. Шаростержневые и объемные модели H2, Cl2, N2, H2O, CH4.
| § 3, упр.1-5
(письм), 4,5 (устно).
|
|
|
4.
| Валентные состояния атома углерода.
| Первое валентное состояние –sp3 –гибридизация, -на примере молекул метана и других алканов.
Второе валентное состояние – sp2 –гибридизация, -на примере молекул этилена.
Третье валентное состояние – sp –гибридизация, -на примере молекул ацетилена.
Геометрия молекул этих веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.
| Знать види гибридизации, виды ковалентной связи, геометрию молекул на примере углеводородов.
| Рабочая тетрадь, схемы учебника
| Модель Гиллеспи для объяснения взаимного отталкивания гибридных орбиталей и расположения их в пространстве с минимумом энергии.
| Д. 1. Шаростержневые и объемные модели CH4, C2H4,
C2H2.
2. Модель отталкивания электронных пар с помощью 4-х удлиненных воздушных шаров, скрепленных за кончики.
| § 4, упр.1-4
|
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
Тема 1. Строение и классификация органических соединений. (7 ч).
|
5,6
| Классификация органических соединений.
| Классификация органических соединений по строению углеводородного скелета: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.
| Уметь определять класс веществ по строению и функциональным группам. Знать основные классы веществ.
| рабочая тетрадь,
§ 5.
|
| Д. Образцы представителей различных классов органических соединений и их модели.
| § 5, упр.1-5 (письм.)
|
|
|
7.
| Основы номенклатуры органических соединений
| Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК: замещения, родоначальной структуры, старшинства характеристических групп, алфавитный порядок.
| Уметь называть вещества по алгоритму.
| рабочая тетрадь, тренажер.
| Тривиальная и рациональная номенклатуры как предшественницы номенклатуры ИЮПАК
|
| § 6, упр.1-2 (письм.)
|
|
|
8.
1
| Изомерия в органической химии и её виды 2
| Структурная изомерия и её виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая. Пространственная изомерия и её виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии. Отражение . 3
| Уметь различать изомеры разных видов, знать виды изомерии.
4
| тренажер.
5
|
6
| Д. Модели молекул, планшеты.
7
| § 7, 1,2 (устн.)
3-7 (письм.) 8
|
9
|
10
|
|
| особенностей строения молекул геометрических и оптических изомеров в их названиях
|
|
|
|
|
|
|
|
9.
| Решение задач на определение формул
| Задачи на определение формул по содержанию элементов в молекуле, с использованием относительной плотности газов, по количествам образовавшихся веществ.
| Уметь решать различные виды задач на определение формул.
| алгоритм
|
| Алгоритм решения з-ч О.С.Габриелян «Подготовка к ЕГЭ»
| задачи в тетради
|
|
|
10.
| Обобщение и систематизация знаний по строению и классификации органических соединений
| Краткие (до 5 мин.) сообщения учащихся по основным вопросам темы, решение задач на вывод формул органических соединений, выполнение упражнений и тестов, составление моделей молекул.
|
| рабочая тетрадь
|
|
| § 1- 7, записи в тетради.
|
|
|
11.
| Контрольная работа № 1
| Подготовка к контрольной работе. Учет и контроль знаний по теме:
«Строение и классификация органических соединений»
|
|
|
|
| повт. типы хим. реакций
|
|
|
Тема 2. Химические реакции в органической химии (3)
|
12.
| Типы химических реакций в органической химии. Реакции присоединения и замещения.
| Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов. Понятие о реакциях присоединения. Гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации.
| Знать и уметь различать разные типы реакций в органической химии.
| рабочая тетрадь
|
| Д. Обесцвечивание бромной воды этиленом и ацетиленом
| § 8, упр. 1,2
|
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
13.
| Реакции отщепления и изомеризации
| Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов. Дегидрохлорирование на примере галоген-алканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризации полимеров. Реакции изомеризации.
| Знать типы реакций в органической химии, уметь их различать.
| рабочая тетрадь
|
| Д. Получение этилена и этанола
| § 8,
упр. 3,4
|
|
|
14.
| Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций и видах реагирующих частиц.
| Решение задач и упражнений, выполнение тестов.
|
| рабочая тетрадь
|
|
| §8,9(доп), записи
|
|
|
Тема 3. Углеводороды (16 ч)
|
15.
| Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, каменный уголь.
Урок –конференция.
| Понятие «углеводород». Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крегинг.
природный газ, его состав и практическое использование. Коксование каменного угля.
| Знать природные источники углеводородов и способы их переработки.
|
| Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование, ароматизация нефтепродуктов. Экологические аспекты добычи,
| Д. 1. Коллекция «Природные источники углеводородов».
2. Сравнение процессов горения нефти и природного газа.
3. Образование нефтяной пленки на поверхности воды.
| § 10,
упр.
1-11
|
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
|
|
|
|
| переработки и использования полезных ископаемых
|
|
|
|
|
16.
| Алканы. Строение, номенклатура, получение и физические свойства
| Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекул метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Промышленные способы получения: крегинг алканов, фракционная перегонка нефти.
| Изучить и знать гомологический ряд алканов, строение изомеров.
|
| Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновыхкислот, гидролиз Al4C3
| Д. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание).
3. Разделение смеси «бензин-вода» с помощью делительной воронки.
| § 11,
упр. 1,4,
6-8
|
|
|
17.
| Химические свойства алканов
| Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация парафинов. Применение парафинов. Механизм радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о свободно-радикальном механизме реакции в правилах техники безопасности в быту и на производстве.
| Знать и уметь записывать реакции замещения, механизм реакций замещения постадийно, свойства алканов.
| рабочая тетрадь, тренажер.
|
| Л. 1. Обнаружение H2O, сажи углекислого газа в продуктах горения свечи.
2. изготовление моделей галогеналканов.
| § 11,
упр.
5-9, 11,12.
|
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
18
| Практическая работа № 1 «Качественный анализ органических соединений»
|
19.
| Алкены: строение, изомерия, номенклатура, физические свойства, получение
| Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекул этена и др. алкенов.Изомерия алкенов: структурная, положение -связи, межклассовая и пространственная (цис-, транс-). Номенклатура алкенов. Физические свойства алкенов. Получение алкенов из алканов, галогеналканов, спиртов.
| Знать гомологический ряд и строение алкенов, виды изомерии, физические свойства, получение.
| рабочая тетрадь,
§ 12
| Поляризация -связи, в молекулах алкенов на примере пропена. Понятие об индуктивном (+I) эффекте на примере молекулы пропена
| Д. 1. Модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов.
2. Объемные модели алкенов.
3. Поучение этена из этанола.
Л. Обнаружение в керосине непредельных соединений.
| § 12(1-4),
упр.
1.2,4
|
|
|