|
Тьюторское сопровождение Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Погорельская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза
Н. И. Черкасова Зубцовского района Тверской области
Проект Тьюторское сопровождение
проектно-исследовательской
деятельности учащихся
в общеобразовательной школе Автор проекта:
учитель биологии
высшей квалификационной категории
МБОУ «Погорельская СОШ»
Панцова Наталья Ивановна
год
Актуальность.
XXI век, по определению ЮНЕСКО, является веком приоритета личности, следовательно, приоритеты модернизации образования сосредоточены на инновационности и индивидуализации самого процесса образования и его содержания. При современной, пусть и модернизируемой, классно – урочной системе личностно – ориентированный подход направлен на адаптацию имеющейся программы под возможности и способности каждого ученика. Одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы, это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Любая образовательная технология, используемая учителем в своей работе, должна способствовать раскрытию активного опыта ученика, формированию значимых для него способов учебной работы, овладению методами самообразования, развитию творческих способностей. Индивидуализация образования ориентирована на разработку индивидуальной образовательной программы, основанной на социальном заказе учащегося и его родителей и выявленном векторе познавательного интереса учащихся. Ведущим в такой системе образования становится не просто педагог, классный руководитель, специалист школы, а тьютор, специалист образования, обладающий квалификацией сопровождать учащегося в его пути развития и обучения. В общеобразовательных учреждениях неуклонно растет доля учащихся, чьи образовательные запросы, так или иначе, требуют особого отношения. Развертывание для них индивидуального и группового тьюторского сопровождения в массовой школе позволит достичь дополнительной продуктивности образования.
Цель: Оценка возможности и необходимости тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе.
Задачи: для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
изучалась научная литература по данной теме;
разрабатывалась и апробировалась модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся;
осуществлялся мониторинг эффективности тьюторского сопровождения
Гипотеза:
Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся приводит к активизации уровня заинтересованности учащихся, развитию творческого потенциала, мотивации к получению знаний и дополнительной продуктивности образования.
Основные концептуальные положения проекта.
В современной педагогической науке и практике широко используются понятия открытого и закрытого образовательного пространства обучающегося. Открытые и закрытые образовательные пространства принципиально различны на уровне организации практического педагогического воздействия. Закрытое образовательное пространство – это пространство, в котором существует определенный, известный учителю путь, по которому надо провести ученика, это конкретные методы преподавания, выбранные учителем. Любая заранее выстроенная программа обучения закрывает для учащегося возможность обсуждать и выбирать другие варианты его образования, что часто вызывает неприятие со стороны учащихся и их родителей.
Цель открытого образовательного пространства – предоставить ученику множественный выбор образовательных траекторий. Открытое образовательное пространство не формирует определенный образ, а имеет целью дать опыт самоопределения, позволяет вырабатывать качества ориентации в мире образования и дальнейшей профессиональной деятельности. Помочь учащимся сориентироваться в открытом образовательном пространстве, сделать правильный выбор должен педагог-тьютор. Тьютор реформирует образовательное пространство под задачи индивидуализации образования. Это посредник между разными субъектами образовательного пространства (ученик, учитель, родители и др.) [5].
В традиционном понимании образовательного пространства акцент делается на обучении, а процессы социальной практики и образовательной рефлексии, как правило, не рассматриваются. В тьюторской же модели, в отличие от традиционной, процессы обучения, социальной практики и образовательной рефлексии рассматриваются как равноценные составляющие, при этом, ведущая функция — за процессом образовательной рефлексии [7].
Тьютором может быть учитель – предметник, классный руководитель, педагог – психолог, владеющий методологической подготовкой, коммуникативными компетентностями и интерактивными технологиями.
Технология тьюторского сопровождения включает в себя несколько основных этапов.
Определение познавательного интереса подростка.
Формулирование образовательного вопроса.
Постановка цели образовательной деятельности.
Поиск образовательных ресурсов и разработка плана образовательной деятельности – разработка “карты познавательного интереса”.
Реализация и обсуждение, анализ, корректировка плана образовательной деятельности - “создание портфолио”, “образовательный проект”.
Анализ итогов образовательной деятельности – “презентация портфолио или проекта”.
Корректировка образовательной цели, определение временных перспектив [1].
На тьютора возлагается ответственность за ведение целостного образовательного модуля, организацию групповой и индивидуальной работы с обучающимися. В задачи тьютора входят: методическая подготовка и проведение групповых занятий-практикумов (тьюториалов); помощь в выполнении аттестационных работ, их проверка и оценка; консультации и другие формы психологической и педагогической поддержки обучающихся; индивидуальная помощь обучающимся в решении академических или личных проблем, связанных с обучением; профессиональная ориентация и консультирование по вопросам карьеры. [7].
Формы тьюторского сопровождения укладываются в систему преемственности этапов образовательного процесса в содержании и отличаются по направленности. В начальной школе основная задача тьютора – разбудить и конкретизировать познавательный интерес ребенка, причем производится это, в основном через проектирование и игровые технологии. В основной школе – основная задача – совместно с учащимся спроектировать индивидуальную образовательную программу и развиваться в её русле. Именно на этом этапе обучения тьютору важно перевести обучающегося в открытое образовательное пространство, научив добывать, отсеивать и анализировать информацию. На этапе старшей школы тьюторское сопровождение акцентировано на предпрофессиональнную подготовку обучающегося через погружение в научный мир, научные знания и научные теории, подготавливая его к продолжению образования на высшей ступени. Тьюторское сопровождение наиболее эффективно может использоваться в рамках дополнительного образования, так как оно осуществляется в коучинг – группах, объединенных общим познавательным интересом [6].
Организационно, тьюторская деятельность реализуется через индивидуальные и групповые тьюторские консультации, тьюториалы (семинары), тьюторские проекты и другие деятельностные формы, определяемые в тьюторской практике как образовательные события (см приложение 1).
Тьюторское сопровождение в рамках образовательного учреждения распространяется на три целевые группы: учителя, обучающиеся, родители. Основными этапами тьюторского сопровождения, как для педагогов, так для учащихся и родителей, являются:
-диагностико-мотивационный
- проектировочный
- реализационный
- аналитический.
Каждый из этих этапов имеет свою специфику (см приложение 2), которая отражается как в содержании деятельности тьюторанта (учителя, учащегося, родителя), так и в соответствующих способах работы тьютора. Но продуктом их совместного действия на каждом из этапов является заполнение определенной специально структурированной папки – портфолио. Портфолио применяется на всех ступенях тьюторского сопровождения. В практике тьюторского сопровождения используется несколько типов портфолио.
Портфолио, который ведет учащийся на протяжении нескольких лет, накапливая материал, структурируя и видоизменяя его, помогает ему самому отслеживать этапы своей образовательной траектории и является для него эффективным инструментом самооценки.
В рамках проектировочного этапа тьюторант собирает тематический, информационный портфолио. После системно – деятельностного анализа тематического портфолио формируется портфолио презентационный, реализуемый в различных формах (статьи, программы, реферат, защита проектной и курсовой работы, выступления и т.д.). На аналитическом этапе становится востребованным портфолио достижений [4].
Возникает закономерный вопрос: «Зачем нужно тьюторство, когда в педагогике существует личностно – ориентированный подход в педагогике?!». Личностно – ориентированный подход предполагает, по сути, адаптацию существующих программ образования к возможностям и личности каждого обучающегося, оставляя образование закрытым рамками программ, тьюторское сопровождение даёт возможность осознать и усилить особые результаты работы педагога, создающего полноту открытого образовательного пространства для своих учащихся.
Модели тьюторского педагогического сопровождения обучающихся могут быть различными в зависимости от направления сопровождения и уровня подготовленности тьюторантов. Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся в МБОУ «Погорельская СОШ» Зубцовского района.
В МБОУ «Погорельская СОШ» имени Героя Советского Союза Н.И.Черкасова Зубцовского района Тверской области с 1996 года работает объединение учащихся «Исследователи природы». В рамках деятельности объединения учащиеся различных возрастных групп выполняют индивидуальные и групповые исследовательские работы и осуществляют эколого-социальные проекты. В течение многих лет с положительной стороны себя зарекомендовала система работы с детьми по формированию исследовательской компетенции в форме тьюторского педагогического сопровождения.
Модель тьюторского сопровождения членов объединения «Исследователи природы» включает в себя четыре ступени, которые несколько изменяют классический порядок педагогического тьюторского сопровождения обучающихся общеобразовательной школы.
Мотивирование и привлечение к проектно - исследовательской деятельности
Диагностирование потребностей
и приоритетов обучающих
Непосредственное обучение и исследовательская работа
Презентация опыта и анализ
достижений
(описание характеристики ступеней см приложение 3).
Реализация модели тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся (на примере организации исследования и выполнения групповой исследовательской работы) - таблица 1
№
| Этапы работы
| Форма работы
| Содержание деятельности
| Результат
| тьютор
(педагог)
| тьюторант (учащийся)
| 1
| Диагностика интересов учащихся
| Тестирование, индивидуальная тьюторская беседа
| Подготовка материалов для диагностического исследования
| Определяется с наиболее интересными для него отраслями исследований, группами живых организмов
| Подбор групп тьюторантов с похожими интересами, сходным уровнем развития исследовательской компетентности
| 2
| Выбор темы исследования и определение гипотезы
| Тьюторская консультация
| Формирование примерного перечня тем для исследований.
| Определение темы (проблемы) исследования, которая может быть связана с выбором будущей профессии.
| Выбор темы исследования, определение гипотезы, целей и задач.
| (таблицу 1 полностью и примерную карту комплекса тьюториалов см в приложении 4 к проекту)
Этапы реализации модели тьюторского педагогического сопровождения могут занимать различное время в зависимости от уровня подготовленности учащегося или группы.
Результативность деятельности учащихся оценивается по материалам портфолио достижений (см приложение 5). Личные портфолио наиболее успешных учащихся служат отличным примером высокой результативности исследовательской деятельности, что так же повышает мотивированность других учащихся. Практическая значимость проекта.
Тьюторское сопровождение в общеобразовательной школе – это педагогическая деятельность, суть которой заключается в превентивном освоении тьюторантом компетенций, умений и навыков самостоятельного планирования образовательного и жизненного пути, формирования и реализации индивидуальной образовательной программы (стратегии), развитии творческого потенциала, умений и навыков разрешения проблемных ситуаций.
Такой тип сопровождения предполагает разработку и реализацию каждым подростком при поддержке педагога-тьютора индивидуальной образовательной программы, которая включает в себя определение целей и ценностей образования, его содержания, форм и вариантов презентации образовательных результатов. В итоге выстраивается индивидуальная модель тьюторского сопровождения конкретного учащегося, позволяющая создать для него ситуацию успешности его деятельности. Даже слабоуспевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, если ему удаётся что-то открыть самому. Такие модели динамичны, при необходимости в них можно вносить коррективы. Тьютор может курировать группу учеников со схожими интересами и потребностями.
Тьюторство позволяет создать открытое образовательное пространство для учащихся, решить проблемы ученика, не ограничивая его самостоятельность, а расширяя его возможности и развивая творческие способности.
Мониторинг результативности проекта
1.Для оценки отношения учащихся к исследовательской деятельности и экологическому образованию была проведена анкета среди учащихся 9- 10 классов (см приложение 6). Анализ анкетирования показал заинтересованность учащихся в исследовательской деятельности и позитивное отношение к экологическому образованию.
2.Результатом тьюторского педагогического сопровождения становится повышение мотивации к изучению предмета, возросший уровень участия в предметных олимпиадах, результаты итоговых испытаний - ЕГЭ, экзамен по выбору в 9 классе (сводную таблицу результативности за 3 года см в приложении 7)
3. Другими показательными цифрами является портфолио достижений - участие обучающихся - участников конкурсов и конференций разного уровня и ставших призерами и победителями (подробно в приложении 7).
Год
| Количество конкурсов
| Количество участников
| Результативность
| 2008-2009
| Региональных 3–
| 18 человек
| 2 призера, 2 победителя, ост. - участники
|
| Всероссийских 4
| 6 человек
| 3 место и у остальных дипломы участников
| 2009 - 2010
| Региональные 2
| 2 человека
| 1 победитель, 1 - призер
| 2010 – 2011
| Региональный 2
| 3 человека
| 1 – победитель, грамот участников
|
| Всероссийский 1
| 1 человек
| Диплом участника финала
| 2011 - 2012
| Региональные 2
| 7 человек
| 1 победитель ,2 призёра
|
| Всероссийский 1
| 1 человек
| 1 - призер
|
4.Отмечается позитивная динамика количества выпускников, поступивших в ВУЗы и ССУЗы биологического, сельскохозяйственного, медицинского и ветеринарного направления (в течение 3 лет - 13 человек)
Выводы и рекомендации.
Проведённые исследования позволяют сделать следующие выводы:
Гипотеза, выдвинутая в проекте, нашла своё подтверждение - тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся приводит к активизации уровня заинтересованности учащихся, развитию творческого потенциала, мотивации к получению знаний и дополнительной продуктивности образования.
Цель проекта достигнута - тьюторское педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе возможно и необходимо, особенно в рамках введения ФГОС второго поколения.
Рекомендации:
Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности обучающихся, разработанная и апробированная в рамках осуществления проекта, дала положительные результаты и может быть рекомендована для использования в других ОУ.
Список литературы
|
|
|