|
Беспалова Г.М. «Тьюторское сопровождение выбора профиля обучения»- Материал взят с сайта https://festival.1september.ru Каспржак А.Г., К.Г. Митрофанов, К.Н. Поливанова и др. «Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA.» 2000—2005, 128С.// http://www.orenipk.ru/seminar/trebov.htm.
Корнеева, Т. Б. «Настоящие и перспективные задачи тьюторского сопровождения в проекте «IT — профи» образовательного портала ОЦ «Школьный университет». http://www.thetutor.ru/distance/article001.html.
Корнеева, Т. Б. ОЦ «Школьный университет»: дистанционное образование в сфере IT и место в нем тьюторской позиции». https://thetutor.ru/distance/article002.html
Ковалева Т. М. «Организация профильного обучения в старшей школе: основы тьюторского сопровождения» - Ж. Завуч. - 2006. - N 8. - С.111-121
Суханова Е.А., к.п.н., зам. директора НОЦ «Институт инноваций в образовании», ТГУ, член правления Межрегиональной тьюторской ассоциации - «Тьюторство как ресурс развития практики образования» - https://thetutor.ru/distance/article001.html.
Щенников С.А «Открытое дистанционное образование». – М.: Наука, 2002. – 527 с.
Приложения
Приложение 1
Основные формы работы тьютора
Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) - индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.
Групповая тьюторская консультация.
На этих занятиях, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных
образовательных программ школьников с похожими познавательными интересами. Педагог - тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой, обеспечивает продуктивность консультации. [3].
Тьюториал (учебный тьюторский семинар)
Тьюториал это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения. Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Иногда ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт в данной области знаний [2].
Такая работа способствует овладению учащимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии; выработке критериев оценки результатов эффективности индивидуальной и групповой работы. В последнее время тренинги всё активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. [2].
Выбор каждый раз конкретных форм, методов и технологий самой тьюторской работы является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей школьника, так и от личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора.
Необходимо помнить, что для проведения тренингов с детьми и подростками необходимы специальные знания и навыки. В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии в природу, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др.
Образовательное событие включает различные виды деятельности и различных участников: кроме самих учеников, в нём принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т.п.). События дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»).
Приложение 2
Описание этапов тьюторского сопровождения
1. Диагностико-мотивационный этап.
На этом этапе происходит первая встреча тьютора со своим подопечным.
Тьюторант фактически представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса к проекту. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. Выясняет планы тьюторанта и образ желаемого будущего (естественно, в зависимости от той возрастной ступени, на которой разворачивается тьюторское сопровождение).
На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению тьюторанта любого возраста, в том числе и учителя, в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество.
Работа на данном этапе направлена на развитие и стимулирование у обучающегося мотивации к дальнейшей образовательной деятельности.
2. Проектировочный этап.
Следующий этап – проектирование предстоящей работы. Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса. Тьюторант собирает тематический портфолио, посвященный данной теме; по содержанию он представляет собой, прежде всего информационный портфолио. Там собираются материалы, предназначенные для дальнейшего совместного анализа тьютором и тьюторантом (учителем, школьником, воспитателем). На этапе поиска новой информации, формулировки темы предстоящего исследования или проекта, а также в период подготовки выступления или защиты, необходимо вовремя внимательно рассмотреть, проанализировать и обработать полученную тематическую информацию.
Материалы тематического портфолио, структурированные тьюторантом в процессе его индивидуального поиска и расположенные в определенном порядке, дают тьютору реальное представление о том, каковы познавательные интересы каждого учащегося. Их направленность часто оказывается выходящей за рамки школьных предметов. К этой информации тьютор, школьные педагоги и сам учащийся будут еще не раз возвращаться: сопоставлять и сравнивать намеченные планы и их реализацию; анализировать время, посвященное тому или иному проекту или исследованию; намечать перспективы.
На этом этапе тьютор, прежде всего, помогает школьнику составить так называемую «карту» познавательного интереса, проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, касающихся сужения или расширения темы предстоящего проекта или исследования. Основными задачами тьютора здесь является поддержка самостоятельности и активности, стремления тьюторантов отыскать собственный оригинальный способ заполнения карты познавательных интересов. Фрагменты тематического портфолио, составляемого учащимся, но только при условии его предварительного согласия, затем могут быть продемонстрированы на тьюторских семинарах, совместных консультационных встречах с родителями, в беседах со школьным психологом и классным руководителем.
3. Реализационный этап.
На этом этапе тьюторант осуществляет реальный поиск (проект, исследование) и затем представляет полученные им результаты этого поиска (проекта, исследования). Презентация может быть организована разными способами.
На этом этапе оформляется новый тип портфолио – презентационный. Он создается на основе тематического, но служит для размещения отобранной тьюторантом специально для представления наиболее значимой информации, наглядно свидетельствующей о полученных им результатах в процессе поиска (проекта, исследования). Эти материалы могут быть, затем, продемонстрированы во время самой презентации или защиты работы.
4. Аналитический этап.
На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам презентации, на которой были представлены результаты работы тьюторанта. Анализируются трудности, возникшие во время доклада, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи от аудитории. По возможности устраивается индивидуальное, а при желании учащегося и групповое, обсуждение видеозаписи самого выступления (предварительно тьютор совместно со школьником разрабатывают критерии удачного выступления). Завершается аналитический этап планированием будущей работы, фиксацией пожеланий в выборе темы, характера материала, групповой или индивидуальной работы и своей роли в ней.
Таким образом, в целом аналитический (рефлексивный) этап направлен на рефлексию тьюторантом с помощью тьютора своего пройденного пути, достигнутых на данном этапе результатов. Этот этап способствует развитию адекватной самооценки, умению анализировать как собственные способы действия, так и способы действия окружающих, понимать происходящие в себе и в окружающих изменения.
Приложение 3
Характеристика ступеней модели тьюторского педагогического сопровождения членов объединения «Исследователи природы» МБОУ «Погорельская СОШ» Зубцовского района. Первая ступень – мотивирование и привлечение учащихся к исследовательской деятельности, обучение всех желающих заниматься данным видом деятельности простейшим методикам исследований по различным темам. На этом этапе происходит первая встреча тьютора со своим подопечным. Тьюторант фактически представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. В целом же работа на данном этапе направлена, прежде всего, на развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к дальнейшей исследовательской образовательной деятельности.
На данной ступени осуществляется работа с учащимися 6-7 классов. Они начинают проводить простейшие исследования по темам, которые для них понятны и интересны. Часто это часть более серьёзной работы, выполняемой старшими учащимися, которые показывают, как наиболее рационально провести исследования в природе, как лучше обработать материал в лабораторных условиях.
Вторая ступень – диагностирование потребностей и приоритетов обучающихся, позволяющее оценить исследовательскую компетентность и направления исследований. Может проходить в форме самодиагностики, выбора проблемного поля обучения, формулировке образовательных задач и составлении индивидуальной программы дальнейшего обучения.
Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса учащихся. Учителю-тьютору важно не пропустить правильное направление индивидуальной программы ребёнка, чтобы его познавательный интерес не угас. Материалы, структурированные тьюторантом в процессе его индивидуального поиска и расположенные в определенном порядке, дают тьютору реальное представление о том, каковы познавательные интересы каждого учащегося. Их направленность часто оказывается выходящей за рамки школьных предметов. Это напрямую связано с выбором тем исследований и проектов для учащихся.
Третья ступень – непосредственное обучение и исследовательская работа по выбранной теме. Основой для разработки индивидуальной образовательной программы являются выявленные в ходе самодиагностики затруднения обучающихся. Организация системной исследовательской деятельности на основе тьюторской деятельности педагога. Учитель или старший ученик оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, касающихся сужения или расширения темы предстоящего проекта или исследования. Основными задачами тьютора здесь является поддержка самостоятельности и активности. На этом этапе тьюторант осуществляет реальный поиск (проект, исследование) и затем представляет полученные им результаты этого поиска (проекта, исследования). Деятельность учащихся осуществляются по определённым этапам:
- постановка вопросов в процессе исследования и поиска ответов на них;
- выдвижение гипотез;
- использование различной информации для построения доказательства гипотезы;
- составление плана наблюдений или исследований;
- полевые или лабораторные исследования, классификация и обработка получаемых данных, мониторинг;
- анализ данных и оформление работы;
- презентация результатов.
Задача тьютора заключается в оказании помощи на каждом из этих этапов, в роли тьюторов здесь могут выступать более опытные члены объединения.
Четвертая ступень – использование полученного опыта исследовательской деятельности для обучения младших школьников и повышения уровня своей исследовательской компетентности, создание портфолио достижений учащихся, анализ и презентация опыта и достижений исследовательской деятельности учащихся.
Презентация опыта может быть организована разными способами:
- устное небольшое сообщение во время тьюториала (занятия в мини-группе тьюторантов с познавательными интересами в одной сфере или выполняющими групповую исследовательскую работу или проект);
- выступление на классном часе или уроке (учитель - тьютор должен заранее договориться с классным руководителем или учителем-предметником о выступлении тьюторанта с результатами исследования или небольшим сообщением в рамках темы урока или классного часа);
- специально организованная презентация в период итоговой школьной конференции учебных исследовательских и проектных работ;
- участие в конкурсах различного уровня и т.п.
На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам презентации, на которой были представлены результаты работы тьюторанта. Анализируются трудности, возникшие во время защиты исследовательской работы или проекта, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи. По возможности устраивается индивидуальное, а при желании учащегося и групповое, обсуждение самого выступления. Завершается этот этап планированием будущей работы, фиксацией пожеланий в выборе темы, характера материала, групповой или индивидуальной работы и своей роли в ней.
Приложение 4
Реализация модели тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся
(на примере организации исследования и выполнения групповой исследовательской работы) - таблица 1
№
| Этапы работы
| Форма работы
| Содержание деятельности
| Результат
| тьютор
(педагог)
| тьюторант (учащийся)
| 1
| Диагностика интересов учащихся
| Тестирование, индивидуальная тьюторская беседа
| Подготовка материалов для диагностического исследования
| Определяется с наиболее интересными для него отраслями исследований, группами живых организмов
| Подбор групп тьюторантов с похожими интересами, сходным уровнем развития исследовательской компетентности
| 2
| Выбор темы исследования и определение гипотезы
| Тьюторская консультация
| Формирование примерного перечня тем для исследований.
| Определение темы (проблемы) исследования, которая может быть связана с выбором будущей профессии.
| Выбор темы исследования, определение гипотезы, целей и задач.
| 3
| Составление плана работы по выбранной теме
| Тьюторская консультация
| Подготовка образцов различных инструкционных карт для проведения исследований
| Выбор наиболее приемлемых карт исследований, составление плана работы и графика проведения полевых и лабораторных исследований
| Создание плана работы для проведения исследований по выбранной теме. Распределение ролей участников исследовательской группы.
Определение списка литературы для изучения и выбор методик исследования.
| 4
| Изучение материала по выбранной теме исследования
| Тьюториал
| Подготовка источников получения информации (перечень литературы, различных методик, сайты и Т.П.).
Обеспечение доступа в Интернет (работа в информационном центре школы).
| Изучение материалов
| Создание теоретической обзорной части работы, окончательный выбор методики полевого или лабораторного исследования.
| 5
| Полевые и лабораторные исследования
| Тренинг
| Подготовка тьюторов - учащихся (если тренинг проходит с их участием). Обеспечение лабораторным оборудованием, определителями и т.п.
Обеспечение соблюдения правил т/б при проведении полевых и лабораторных исследований
| Практические исследования
| Классификация и обработка получаемых данных, мониторинг.
| 6
| Самостоятельная работа по теме исследования
| Тьюторская консультация
| Тьютор дистанцируется, но должен мобильно реагировать на возможно возникающие проблемы (поиск научного консультанта, возможность работать в архиве, связь с лесничеством и т.п.)
| Работа над темой исследования
| Оформление материалов исследовательской работы
| 7
| Подготовка к презентации результатов работы
| Образовательное событие
Тьюторская консультация
| Организация рефлексии среди членов объединения Перспективная презентация исследовательской работы
| Презентация и защита результатов выполненной работы
| Подготовка к презентации исследовательской работы в конкурсах, научных конференциях различных уровней.
| 8
| Оценка результативности проделанной работы
| Тьюторская консультация
| Анализ проделанной работы по этапам, выявление трудностей и перспектив для дальнейшей исследовательской деятельности.
| Самоанализ
| Определение правильности выбранной образовательной траектории (возможные изменения).
|
Комплекс тьюториалов (семинарское занятие)
по подготовке к проведению общешкольной научно-практической конференции на тему «Наркотики и человек». Цель:
Помочь учащимся сделать осознанный выбор в отношении наркотических веществ и своего будущего.
Задачи:
- развивать опыт исследовательской деятельности;
- способствовать формированию коммуникативных компетентностей;
- развивать информационную компетентность учащихся;
- развивать умение выстраивать целеполагание и реализовывать поставленные цели;
- способствовать самореализации учащихся, создавая ситуацию успешности;
- способствовать развитию толерантного мышления и поведения;
- формировать здоровые модели поведения.
Участники: активные - учащиеся 9-11 классов; пассивные – учащиеся 7-8 классов.
Место проведения – информационный центр школы (свободный доступ в интернет) и актовый зал.
Ход тьюториалов
1.Актуализация
- тьютор сообщает о результатах проведённого вводного диагностического исследования уровня информированности учащихся 7-11 классов по предложенной для конференции теме;
- сообщает о направлениях исследований, которые будут наиболее интересны для учащихся:
- наркомания и здоровье человека;
- наркотики и демография;
- наркотики и медицина;
- творческие способности человека и наркотики;
- бизнес и наркотики;
- экономика и наркотики;
- здоровье и жизнь наркомана;
- что такое «крокодил»?
- социальные последствия наркомании;
- живые мертвецы;
-историческая справка о наркотических веществах;
|
|
|