Главная страница

Тип урока



НазваниеТип урока
страница3/5
Дата13.04.2016
Размер0.86 Mb.
ТипУрок
1   2   3   4   5



1

2

3

4

5

6

7

8

9

41-18

42-19

43-20

М.Ю.Лер-

монтов. Стихотворение «Парус»,

М, Ю. Лермонтов«Листок»

М.Ю. Лермонтов«Из Гёте»

Урок изучения нового материала

Урок изучения нового материала

Слово о М.Ю. Лермонтове. Контраст как основной прием композиции в стихотворениях поэта. Тема одиночества в произведениях, мотивы странничества. Способы создания динамического образа в стихотворении «Парус». Жанр и композиция стихотворения «Листок». Стремление к гармонии с природой в стихотворении «Из Гёте». Обучение анализу поэтического текста. Словесное рисование. Лермонтов – художник. Описание репродукций картин поэта ( цветная вклейка учебника)

Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова (кратко); основные мотивы лирики и содержание стихотворений поэта; теоретико – литературные понятия ритм, рифма, строфа, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение.

Понимать: чувства и настроения лирического героя.

Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно – выразительные средства и определять их роль; создавать словесные иллюстрации; описывать репродукции картин

Вопросы и задания первого и второго уровня (стр. 151,152), первого уровня (стр. 153)

Выразительное чтение наизусть стихотворений М.Ю. Лермонтова «Парус»

Выразительное чтение стихотворения «Листок»

«Из Гёте», вопросы и задания (стр. 153-154)


19.11

20.11

21.11




44-21

45-22


Н.В. Гоголь. Повесть «Пропав-

шая грамота»

Своеобра-

зие повести Н.В.Гоголя «Пропав-

шая грамота»

Урок изучения нового материала, урок – беседа

Урок-практикум

Слово о Н.В.гоголе. чтение статьи о писателе (с.154-155). Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Истории, близкие к народным сказкам. Сюжет и герои повести «прооравшая грамота» .

Национальный колорит повести. Фольклорные традиции в создании образов. Рассказчик и его роль в повести. Реальное и фантастическое, трагическое и комическое в повести. Обучение составлению плана рассказа.

Знать: сведения о детских и юнешских годах Н.В.Гоголя, его увлечениях; историю создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»; сюжет и содержание некоторых повестей сборника; сюжет и героев повести «Пропавшая грамота».

Понимать: эстетическое совершенство

Уметь: воспринимать текст повести; аргументировано отвечать на вопросы по прочитанному произведению; объяснять значение устаревших и диалектных слов и выражений

Краткий пересказ, вопросы и задания(стр. 155-157)

Выразительное чтение, выборочный пересказ, составление плана текста, вопросы и задания первого уровня, 1 второго уровня (стр. 171)

Вопросы и задания первого уровня, 1 второго уровня

(стр.171)

Задания 2-3 второго уровня (стр.171), Сообщения о жизни и творчестве И.С.Тургенева, чтение рассказа «Муму»

24.11

26.11




1

2

3

4

5

6

7

8

9

46-23

47-24

И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями.

Портрет главного героя Герасима

Урок изучения нового материала

Слово об И.С.Тургеневе (сообщения учащихся). Заочная экскурсия в Спасское – Лутовиново. Портрет И.С.Тургенева работы К.Е.Маковского (цветная вклейка учебника). Чтение статьи о писателе (с. 171-174). История создания рассказа «Муму». Быт, обычаи и нравы дореформенной России. Словарная работа. Прослушивание отрывка из рассказа в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сведения о семье, детстве и начале литературной деятельности И.С.Тургенева; историю создания, сюжет и героев рассказа «Муму».

Понимать: характер отношений в крепостной России.

Уметь: выступатьс сообщениями на литературную тему; описывать портрет, здание, интерьер; объяснять значение устаревших слов и выражений

Роль портретного описания Герасима

Сообщения, вопросы и задания 1-2 первого уровня (стр.197)

Характеристика Татьяны, Гаврилы, Капитона (по группам)

Характеристика Герасима

27.11

28.11




48-25

49-26

Герасим и его окружение

Герасим и Муму

Урок - беседа

Отношения Герасима и Татьяны. Герасим и дворня. Контрастное изображение героев. Нравственное превосходство Герасима. Изобразительно – выразительные средства, их роль в характеристике героев. Обсуждение планов рассказа. Значение образа Муму. Счастье Герасима и причина его недолговечности. Образ барыни и его значение. Авторская позиция: осуждение крепостничества в рассказе. Работа с иллюстрациями П.М.Боклевского и И.И. Пчелко (цветная вклейка учебника)

Знать: сюжет и героев рассказа.

Понимать: отношение автора к героям и их поступкам.

Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; составлять план текста и пересказывать по плану; прослеживать изменения в характере героя; объяснять значения слов и выражений, встретившихся в тексте; описывать иллюстрации

Выразительное чтение, сравнительная характеристика героев.

Пересказ эпизодов по плану, вопросы и задания 4-5 первого уровня(стр. 198)

Составление плана рассказа, пересказ текста по плану

Вопросы и задания 3 первого уровня, 1-3 второго уровня (стр.197-198)

1.12

3.12






1

2

3

4

5

6

7

8

9

50-27

51-28

Смысл финала рассказа И.С.Тургенева «Муму»

Понятие о литера турном герое. Финал рассказа.

Урок - беседа

Символическое значение образа Герасима. Образы природы в рассказе и их роль. Интерьер как средство характеристики героев. Изобразительно-выразительные средства, их роль в рассказе.

Обмен мнениями о финале рассказа

Знать: теоретико – литературные понятия эпитет, сравнение, метафора, гипербола.

Понимать: роль пейзажа и интерьера в рассказе; позицию автора, его сочувственное отношение к герою; основную мысль произведения.

Уметь: прослеживать изменения в характере героя; при обсуждении вопросов аргументировано доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно – выразительные средства и определять их роль

Выборочный пересказ, вопросы и задания 3 первого уровня,1—3 второго уровня (стр. 197-198)


Стр.197-198

Пересказ финала рассказа

4.12

5.12




52-29

53-30


Подготовка к сочинению по рассказу И.С.Турге-

нева «Муму»

Написание сочинения по рассказу И.С.Турге

нева «Муму»



Урок развития речи

Урок развития речи

Обучение написанию сочинения.

Обсуждение

тем сочинения:

  1. Как изменила Герасима история с Муму?

  2. Как автор относится к своему герою?

  3. Значение образов природы в рассказе И.С. Тургенева «Муму».




Знать: сюжет и героев рассказа; теоретико – литературные понятия интерьер, пейзаж, портрет, литературный герой.

Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Составление плана сочинения, подбор материалов , написание сочинения на черновике

Сочинение на черновиках


8.12

10.12




54-31

55-32

56-33


Поэтичес-

кий образ Родины. И.С. Никитин «Русь»

М.Ю.Лер-

монтов. «Москва!..»

А.К.Толс-

той «Край

ты мой, ро

димый край!»



Урок изучения нового материала, урок – практикум

Урок изучения материала

Ширь родной земли в стихотворении И.С. Никитина «Русь»

.

Роль олицетворений в произведениях М.Ю. Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»), .

Фольклорные образы в стихотворении А.К. Толстого «Край ты мой, родимый край!..».

Знать: содержание стихотворении поэтов XIX века о Родине; тексты стихотворений наизусть (по выбору); сведения о жизни и творчестве поэтов (кратко). Понимать: чувства и настроения авторов стихотворений.

Знать содержание стихотворения

Понимать чувства и настроения автора произведения





Выучить наизусть стихотворение

Чтение наизусть

Выразительно читать стихотворение

11.12

12.12

15.12




1

2

3

4

5

6

7

8

9

57-34

58-35

59-36

Ф.И. Тютчев

« Весенняя гроза»

А.А. Фет «Весенний дождь»,

»Учись у них -у дуба,

у березы»

Р.р.Сопостав-ление

стихов и пейзажей





Обновление природы и души человека в стихотворении Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза». Роль олицетворения в стихотворениях «Летний вечер», «Листья». Роль эпитетов в стихотворении «Есть в осени первоначальной...".

Метафоричность стихотворений А.А. Фета «Весенний дождь», «Учись у них — у луба, у березы...». Радость жизни в стихотворении «Я пришел к гебе с приветом...». Живописность картин природы в стихотворении «Летний вечер тих и ясен...».

Сопоставление стихотворений и репродукций пейзажей И.С. Остроумова «Первая зелень», «Золотая осень», И.И. Шишкина «Перед грозой», И.И. Левитана «Летний вечер» (цветная вклейка учебника)


Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их

'роль; использовать теоретико-литературные понятия в речи; сопоставлять произведения литературы и живописи

Выразительное чтение наизусть, элементы анализа, поэтического текста, описание репродукций картин, вопросы и задания (с.тр 200-203, 205,206-207,207-208,210,211-213).

Вопросы и задания 2 первою уровня (с. 200), 4 первого уровня,3 второго уровня (стр. 202), 3 первого уровня, Г второго уровня (с. 208), 3 первого уровня (с. 210). 1-2 второго уровня (стр. 211-213).

Стихотворение

выучить наизусть

Устное описание

репродукций картин с использованием стихотворений

17.12

18.12

19.12




60-37

Стихотвор-ные размеры

Урок изучения нового материала

Двухсложные и трехсложные стихотворные размеры. Ямб и хорей в русском стихосложении

Знать: теоретико - литературные понятия стих, ритм, рифма, стопа, строфа, стихотворный размер, ямб, хорей.

Понимать: разницу между прозаичной и стихотворной речью.

Уметь: определять стихотворные размеры

Выразительное чтение, вопросы и задания (стр.215)

Чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», сообщения о битве под Бородином.

22.12




61-38


Героическое прошлое России.

Стихотворение

М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Урок изучения нового материала, урок -беседа

Историческая основа стихотворения «Бородино» (сообщения учащихся). Сюжет стихотворения, патриотический пафос.

Знать: стихотворение «Бородино» наизусть; теоретико-литературные понятия диалог, монолог, строфа, патетика, авторский голос.

Понимать: нравственную





Стихотворение выучить наизусть

24.12





1

2

3

4

5

6

7

8

9

62-39

63-40

Художественные особенности стихотворения М.Ю.Лермонтова «

«Бороди

но»

Сопостав

ление произведе-

ния литерату-

ры и живо-

писи.


Урок - практикум

Образ рядового участника сражения. Словарная работа. Изобразительно – выразительные средства (сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы, звукозапись), их роль в стихотворении.

Словесное рисование. Репродукции картин В.В. Верещанина «конец Бородинского боя», П.Е. Заболотского «Ветеран 1812 года» (цветная вклейка учебника)


проблематику и патриотический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать стихотворение наизусть; составлять план текста находить в поэтическом тексте изобразительно – выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы и живописи.

Выразительное чтение наизусть, описание репродукций картин, характеристика стихотворения с точки зрения изобразительно – выразительных средств

Художественные особенности стихотворения

Устное описание репродукций из учебника ( см. цветную вклейку )


25.12

26.12




64-41

65-42

Л.Н. Толстой «Петя Ростов» (отрывки из романа «Война и мир»)

Р.р. Анализ эпизода из фрагмента романа «Война и мир» («Петя Ростов»)


Урок изучения нового материала

Детство Л.Н. Толстого. Роман-эпопея «Война и мир». Историческая справка о партизанском движении 1812 года. Партизанская война на страницах романа-эпопеи и ее герои. Петя Ростов в партизанском отряде.

Комментированное чтение эпизодов «Приезд Пети в отряд», «Ужин с партизанами» (стр. 222-228). Словарная работа.

Э пизод «Петя в ночь перед боем»(с.тр 231-236). Обучение анализу эпизода. Роль пейзажа в эпизоде. Речевая характеристика героя. Главные черты Пети: доброта, открытость, наивность, душевность, смелость, решительность. Значение волшебного сна Пети. Противопоставление эпизодов «Петя в ночь перед боем» и «бой и гибель Пети»


Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н.Толстого (кратко); историческую основу, содержание фрагмента романа - эпопеи «Война и мир».

Понимать: отношение автора к героям и их поступкам

Уметь: пересказывать фрагмент романа; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Вопросы и задания первого уровня (стр. 240-241)

Пересказ, вопросы и задания второго уровня(стр. 241)

Пересказ ,вопросы на стр.241

Составление плана эпизода, вопросы и задания второго уровня(стр.241)

Вопросы и задания первого уровня , 1 второго уровня(стр.244-245)

Пересказ эпизода «Петя перед боем»

12.01

2014

14.01





Литературные сказки Всего 5час.( 4час +1час внекл.чт.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9



66-1



Литера-

турные сказки





Урок изучения нового материала


Слово об Х.К. Андерсене,

.чтение статьи на стр.8-10



Знать: сведения о жизни писателя

Понимать: отличие литературной сказки от народной

Уметь: выразительно читать и пересказывать сказки


Стр.19-23

Чтение сказки» Снежная королева»


15./01



67-2

68-3


69-4





Х.К. Андерсен «Снежная королева».

Кай и Герда


Победа добра и любви в сказке.

Выбороч-

ный пересказ сказки

Выбороч-

ный аналитичес-

кий пересказ текста





Урок- беседа

Урок –беседа

Урок - практикум




Силы добра и зла в сказке «Снежная королева»

Выборочный пересказ сказки .Мужественное сердце Герды, ее самоотверженная любовь. Поиски Кая. Решение вопроса о том, добро или зло олицетворяет старушка.

Роль снов в сказке. Помощники Герды

Работа с иллюстрациями по учебнику





Знать содержание сказки.

Понимать: гуманистический пафос сказки.

Знать героев сказки

Понимать истоки мужества Герды.

Уметь пересказывать сказку.



Пересказ сказки, вопросы на стр. 10-12. Задания на стр. 19,23


Характеристика героев сказки., выборочный пересказ сказки.


Вопросы на стр.19, 28-29

Стр.29-33-40

Стр.40, вопросы и задания




16. 01

19.01


21.01








70-5

Внеклассное чтение. Сказки Х.К. Андерсена



Игровой урок



Викторина по сказкам


Знать сюжеты сказок
Понимать нравственную проблематику сказок
Уметь анализировать творческие работы


Викторина


Чтение очерка К. Г. Паустовского «Рождение сказки»


22.01



1   2   3   4   5