|  | | 
 
              | 1
 
 | 2
 
 | 3
 
 | 4
 
 | 5
 
 | 6
 
 | 7
 
 | 8
 
 | 9
 
 |   | 41-18
 
 42-19
 
 43-20
 
 | М.Ю.Лер-
 
 монтов. Стихотворение «Парус»,
 
 М, Ю. Лермонтов«Листок»
 
 М.Ю. Лермонтов«Из Гёте»
 
 | Урок изучения нового материала
 
 Урок изучения нового материала
 
 | Слово о М.Ю. Лермонтове. Контраст как основной прием композиции в стихотворениях поэта. Тема одиночества в произведениях, мотивы странничества. Способы создания динамического образа в стихотворении «Парус». Жанр и композиция стихотворения «Листок». Стремление к гармонии с природой в стихотворении «Из Гёте». Обучение анализу поэтического текста. Словесное рисование. Лермонтов – художник. Описание репродукций картин поэта ( цветная вклейка учебника)
 
 | Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова (кратко); основные мотивы лирики и содержание стихотворений поэта; теоретико – литературные понятия ритм, рифма, строфа, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение.
 
 Понимать: чувства и настроения лирического героя.
 
 Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно – выразительные средства и определять их роль; создавать словесные иллюстрации; описывать репродукции картин
 
 | Вопросы и задания первого и второго уровня (стр. 151,152), первого уровня (стр. 153)
 
 | Выразительное чтение наизусть стихотворений М.Ю. Лермонтова «Парус»
 
 Выразительное чтение стихотворения «Листок»
 
 «Из Гёте», вопросы и задания (стр. 153-154)
 
 
 | 19.11
 
 20.11
 
 21.11
 
 | 
 
 
 |   | 44-21
 
 45-22
 
 
 | Н.В. Гоголь. Повесть «Пропав-
 
 шая грамота»
 
 Своеобра-
 
 зие повести Н.В.Гоголя «Пропав-
 
 шая грамота»
 
 | Урок изучения нового материала, урок – беседа
 
 Урок-практикум
 
 | Слово о Н.В.гоголе. чтение статьи о писателе (с.154-155). Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Истории, близкие к народным сказкам. Сюжет и герои повести «прооравшая грамота» .
 
 Национальный колорит повести. Фольклорные традиции в создании образов. Рассказчик и его роль в повести. Реальное и фантастическое, трагическое и комическое в повести. Обучение составлению плана рассказа.
 
 | Знать: сведения о детских и юнешских годах Н.В.Гоголя, его увлечениях; историю создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»; сюжет и содержание некоторых повестей сборника; сюжет и героев повести «Пропавшая грамота».
 
 Понимать: эстетическое совершенство
 
 Уметь: воспринимать текст повести; аргументировано отвечать на вопросы по прочитанному произведению; объяснять значение устаревших и диалектных слов и выражений
 
 | Краткий пересказ, вопросы и задания(стр. 155-157)
 
 Выразительное чтение, выборочный пересказ, составление плана текста, вопросы и задания первого уровня, 1 второго уровня (стр. 171)
 
 | Вопросы и задания первого уровня, 1 второго уровня
 
 (стр.171)
 
 Задания 2-3 второго уровня (стр.171), Сообщения о жизни и творчестве И.С.Тургенева, чтение рассказа «Муму»
 
 | 24.11
 
 26.11
 
 | 
 
 
 |   | 1
 
 | 2
 
 | 3
 
 | 4
 
 | 5
 
 | 6
 
 | 7
 
 | 8
 
 | 9
 
 |   | 46-23
 
 47-24
 
 | И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями.
 
 Портрет главного героя Герасима
 
 | Урок изучения нового материала
 
 | Слово об И.С.Тургеневе (сообщения учащихся). Заочная экскурсия в Спасское – Лутовиново. Портрет И.С.Тургенева работы К.Е.Маковского (цветная вклейка учебника). Чтение статьи о писателе (с. 171-174). История создания рассказа «Муму». Быт, обычаи и нравы дореформенной России. Словарная работа. Прослушивание отрывка из рассказа в актерском исполнении, обсуждение
 
 | Знать: сведения о семье, детстве и начале литературной деятельности И.С.Тургенева; историю создания, сюжет и героев рассказа «Муму».
 
 Понимать: характер отношений в крепостной России.
 
 Уметь: выступатьс сообщениями на литературную тему; описывать портрет, здание, интерьер; объяснять значение устаревших слов и выражений
 
 Роль портретного описания Герасима
 
 | Сообщения, вопросы и задания 1-2 первого уровня (стр.197)
 
 | Характеристика Татьяны, Гаврилы, Капитона (по группам)
 
 Характеристика Герасима
 
 | 27.11
 
 28.11
 
 | 
 
 
 |   | 48-25
 
 49-26
 
 | Герасим и его окружение
 
 Герасим и Муму
 
 | Урок - беседа
 
 | Отношения Герасима и Татьяны. Герасим и дворня. Контрастное изображение героев. Нравственное превосходство Герасима. Изобразительно – выразительные средства, их роль в характеристике героев. Обсуждение планов рассказа. Значение образа Муму. Счастье Герасима и причина его недолговечности. Образ барыни и его значение. Авторская позиция: осуждение крепостничества в рассказе. Работа с иллюстрациями П.М.Боклевского и И.И. Пчелко (цветная вклейка учебника)
 
 | Знать: сюжет и героев рассказа.
 
 Понимать: отношение автора к героям и их поступкам.
 
 Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; составлять план текста и пересказывать по плану; прослеживать изменения в характере героя; объяснять значения слов и выражений, встретившихся в тексте; описывать иллюстрации
 
 | Выразительное чтение, сравнительная характеристика героев.
 
 Пересказ эпизодов по плану, вопросы и задания 4-5 первого уровня(стр. 198)
 
 | Составление плана рассказа, пересказ текста по плану
 
 Вопросы и задания 3 первого уровня, 1-3 второго уровня (стр.197-198)
 
 | 1.12
 
 3.12
 
 | 
 
 
 |  
 
              | 1
 
 | 2
 
 | 3
 
 | 4
 
 | 5
 
 | 6
 
 | 7
 
 | 8
 
 | 9
 
 |   | 50-27
 
 51-28
 
 | Смысл финала рассказа И.С.Тургенева «Муму»
 
 Понятие о литера турном герое. Финал рассказа.
 
 | Урок - беседа
 
 | Символическое значение образа Герасима. Образы природы в рассказе и их роль. Интерьер как средство характеристики героев. Изобразительно-выразительные средства, их роль в рассказе.
 
 Обмен мнениями о финале рассказа
 
 | Знать: теоретико – литературные понятия эпитет, сравнение, метафора, гипербола.
 
 Понимать: роль пейзажа и интерьера в рассказе; позицию автора, его сочувственное отношение к герою; основную мысль произведения.
 
 Уметь: прослеживать изменения в характере героя; при обсуждении вопросов аргументировано доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно – выразительные средства и определять их роль
 
 | Выборочный пересказ, вопросы и задания 3 первого уровня,1—3 второго уровня (стр. 197-198)
 
 
 | Стр.197-198
 
 Пересказ финала рассказа
 
 | 4.12
 
 5.12
 
 | 
 
 
 |   | 52-29
 
 53-30
 
 
 | Подготовка к сочинению по рассказу И.С.Турге-
 
 нева «Муму»
 
 Написание сочинения по рассказу И.С.Турге
 
 нева «Муму»
 
 
 
 | Урок развития речи
 
 Урок развития речи
 
 | Обучение написанию сочинения.
 
 Обсуждение
 
 тем сочинения:
 
  Как изменила Герасима история с Муму?
 
Как автор относится к своему герою?
 
Значение образов природы в рассказе И.С. Тургенева «Муму».
 
 
 
 
 | Знать: сюжет и героев рассказа; теоретико – литературные понятия интерьер, пейзаж, портрет, литературный герой.
 
 Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения
 
 | Составление плана сочинения, подбор материалов , написание сочинения на черновике
 
 | Сочинение на черновиках
 
 
 | 8.12
 
 10.12
 
 | 
 
 
 |   | 54-31
 
 55-32
 
 56-33
 
 
 | Поэтичес-
 
 кий образ Родины. И.С. Никитин «Русь»
 
 М.Ю.Лер-
 
 монтов. «Москва!..»
 
 А.К.Толс-
 
 той «Край
 
 ты мой, ро
 
 димый край!»
 
 
 
 | Урок изучения нового материала, урок – практикум
 
 Урок изучения материала
 
 | Ширь родной земли в стихотворении И.С. Никитина «Русь»
 
 .
 
 Роль олицетворений в произведениях М.Ю. Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»), .
 
 Фольклорные образы в стихотворении А.К. Толстого «Край ты мой, родимый край!..».
 
 | Знать: содержание стихотворении поэтов XIX века о Родине; тексты стихотворений наизусть (по выбору); сведения о жизни и творчестве поэтов (кратко). Понимать: чувства и настроения авторов стихотворений.
 
 Знать содержание стихотворения
 
 Понимать чувства и настроения автора произведения
 
 
 | 
 
 
 | Выучить наизусть стихотворение
 
 Чтение наизусть
 
 Выразительно читать стихотворение
 
 | 11.12
 
 12.12
 
 15.12
 
 | 
 
 
 |   | 1
 
 | 2
 
 | 3
 
 | 4
 
 | 5
 
 | 6
 
 | 7
 
 | 8
 
 | 9
 
 |   | 57-34
 
 58-35
 
 59-36
 
 | Ф.И. Тютчев
 
 « Весенняя гроза»
 
 А.А. Фет «Весенний дождь»,
 
 »Учись у них -у дуба,
 
 у березы»
 
 Р.р.Сопостав-ление
 
 стихов и пейзажей
 
 
 | 
 
 
 | Обновление природы и души человека в стихотворении Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза». Роль олицетворения в стихотворениях «Летний вечер», «Листья». Роль эпитетов в стихотворении «Есть в осени первоначальной...".
 
 Метафоричность стихотворений А.А. Фета «Весенний дождь», «Учись у них — у луба, у березы...». Радость жизни в стихотворении «Я пришел к гебе с приветом...». Живописность картин природы в стихотворении «Летний вечер тих и ясен...».
 
 Сопоставление стихотворений и репродукций пейзажей И.С. Остроумова «Первая зелень», «Золотая осень», И.И. Шишкина «Перед грозой», И.И. Левитана «Летний вечер» (цветная вклейка учебника)
 
 
 | Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их
 
 'роль; использовать теоретико-литературные понятия в речи; сопоставлять произведения литературы и живописи
 
 | Выразительное чтение наизусть, элементы анализа, поэтического текста, описание репродукций картин, вопросы и задания (с.тр 200-203, 205,206-207,207-208,210,211-213).
 
 | Вопросы и задания 2 первою уровня (с. 200), 4 первого уровня,3 второго уровня (стр. 202), 3 первого уровня, Г второго уровня (с. 208), 3 первого уровня (с. 210). 1-2 второго уровня (стр. 211-213).
 
 Стихотворение
 
 выучить наизусть
 
 Устное описание
 
 репродукций картин с использованием стихотворений
 
 | 17.12
 
 18.12
 
 19.12
 
 | 
 
 
 |   | 60-37
 
 | Стихотвор-ные размеры
 
 | Урок изучения нового материала
 
 | Двухсложные и трехсложные стихотворные размеры. Ямб и хорей в русском стихосложении
 
 | Знать: теоретико - литературные понятия стих, ритм, рифма, стопа, строфа, стихотворный размер, ямб, хорей.
 
 Понимать: разницу между прозаичной и стихотворной речью.
 
 Уметь: определять стихотворные размеры
 
 | Выразительное чтение, вопросы и задания (стр.215)
 
 | Чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», сообщения о битве под Бородином.
 
 | 22.12
 
 | 
 
 
 |   | 61-38
 
 
 | Героическое прошлое России.
 
 Стихотворение
 
 М.Ю.Лермонтова «Бородино»
 
 | Урок изучения нового материала, урок -беседа
 
 | Историческая основа стихотворения «Бородино» (сообщения учащихся). Сюжет стихотворения, патриотический пафос.
 
 | Знать: стихотворение «Бородино» наизусть; теоретико-литературные понятия диалог, монолог, строфа, патетика, авторский голос.
 
 Понимать: нравственную
 
 
 | 
 
 
 | Стихотворение выучить наизусть
 
 | 24.12
 
 
 | 
 
 
 |   | 1
 
 | 2
 
 | 3
 
 | 4
 
 | 5
 
 | 6
 
 | 7
 
 | 8
 
 | 9
 
 |   | 62-39
 
 63-40
 
 | Художественные особенности стихотворения М.Ю.Лермонтова «
 
 «Бороди
 
 но»
 
 Сопостав
 
 ление произведе-
 
 ния литерату-
 
 ры и живо-
 
 писи.
 
 
 | Урок - практикум
 
 | Образ рядового участника сражения. Словарная работа. Изобразительно – выразительные средства (сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы, звукозапись), их роль в стихотворении.
 
 Словесное рисование. Репродукции картин В.В. Верещанина «конец Бородинского боя», П.Е. Заболотского «Ветеран 1812 года» (цветная вклейка учебника)
 
 
 | проблематику и патриотический пафос произведения.
 
 Уметь: выразительно читать стихотворение наизусть; составлять план текста находить в поэтическом тексте изобразительно – выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы и живописи.
 
 | Выразительное чтение наизусть, описание репродукций картин, характеристика стихотворения с точки зрения изобразительно – выразительных средств
 
 | Художественные особенности стихотворения
 
 Устное описание репродукций из учебника ( см. цветную вклейку )
 
 
 | 25.12
 
 26.12
 
 | 
 
 
 |   | 64-41
 
 65-42
 
 | Л.Н. Толстой «Петя Ростов» (отрывки из романа «Война и мир»)
 
 Р.р. Анализ эпизода из фрагмента романа «Война и мир» («Петя Ростов»)
 
 
 | Урок изучения нового материала
 
 | Детство Л.Н. Толстого. Роман-эпопея «Война и мир». Историческая справка о партизанском движении 1812 года. Партизанская война на страницах романа-эпопеи и ее герои. Петя Ростов в партизанском отряде.
 
 Комментированное чтение эпизодов «Приезд Пети в отряд», «Ужин с партизанами» (стр. 222-228). Словарная работа.
 
 Э пизод «Петя в ночь перед боем»(с.тр 231-236). Обучение анализу эпизода. Роль пейзажа в эпизоде. Речевая характеристика героя. Главные черты Пети: доброта, открытость, наивность, душевность, смелость, решительность. Значение волшебного сна Пети. Противопоставление эпизодов «Петя в ночь перед боем» и «бой и гибель Пети»
 
 
 | Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н.Толстого (кратко); историческую основу, содержание фрагмента романа - эпопеи «Война и мир».
 
 Понимать: отношение автора к героям и их поступкам
 
 Уметь: пересказывать фрагмент романа; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте
 
 | Вопросы и задания первого уровня (стр. 240-241)
 
 Пересказ, вопросы и задания второго уровня(стр. 241)
 
 Пересказ ,вопросы на стр.241
 
 | Составление плана эпизода, вопросы и задания второго уровня(стр.241)
 
 Вопросы и задания первого уровня , 1 второго уровня(стр.244-245)
 
 Пересказ эпизода «Петя перед боем»
 
 | 12.01
 
 2014
 
 14.01
 
 
 | 
 
 
 |  Литературные сказки Всего 5час.( 4час +1час внекл.чт.)
 
              | 1
 
 | 2
 
 | 3
 
 | 4
 
 | 5
 
 | 6
 
 | 7
 
 | 8
 
 | 9
 
 |   | 
 
 66-1
 
 | 
 
 Литера-
 
 турные сказки
 
 
 
 | 
 
 Урок изучения нового материала
 
 | 
 Слово об Х.К. Андерсене,
 
 .чтение статьи на стр.8-10
 
 
 | 
 Знать: сведения о жизни писателя
 
 Понимать: отличие литературной сказки от народной
 
 Уметь: выразительно читать и пересказывать сказки
 
 
 | Стр.19-23
 
 | Чтение сказки» Снежная королева»
 
 | 
 15./01
 
 | 
 
 |   | 67-2
 
 68-3
 
 
 69-4
 
 
 
 | 
 
 Х.К. Андерсен «Снежная королева».
 
 Кай и Герда
 
 
 Победа добра и любви в сказке.
 
 Выбороч-
 
 ный пересказ сказки
 
 Выбороч-
 
 ный аналитичес-
 
 кий пересказ текста
 
 
 
 | 
 
 Урок- беседа
 
 Урок –беседа
 
 Урок - практикум
 
 
 
 | 
 Силы добра и зла в сказке «Снежная королева»
 
 Выборочный пересказ сказки .Мужественное сердце Герды, ее самоотверженная любовь. Поиски Кая. Решение вопроса о том, добро или зло олицетворяет старушка.
 
 Роль снов в сказке. Помощники Герды
 
 Работа с иллюстрациями по учебнику
 
 
 
 | 
 
 Знать содержание сказки.
 
 Понимать: гуманистический пафос сказки.
 
 Знать героев сказки
 
 Понимать истоки мужества Герды.
 
 Уметь пересказывать сказку.
 
 
 | 
 Пересказ сказки, вопросы на стр. 10-12. Задания на стр. 19,23
 
 
 Характеристика героев сказки., выборочный пересказ сказки.
 
 | 
 Вопросы на стр.19, 28-29
 
 Стр.29-33-40
 
 Стр.40, вопросы и задания
 
 
 
 | 
 16. 01
 
 19.01
 
 
 21.01
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 |   | 70-5
 
 | Внеклассное чтение. Сказки Х.К. Андерсена
 
 | 
 
 Игровой урок
 
 | 
 
 Викторина по сказкам
 
 | 
 Знать сюжеты сказок
 Понимать нравственную проблематику сказок
 Уметь анализировать творческие работы
 
 | 
 Викторина
 
 | 
 Чтение очерка К. Г. Паустовского «Рождение сказки»
 
 
 | 22.01
 
 | 
 
 
 |  | 
 |  |