Главная страница

Тип урока



НазваниеТип урока
страница4/5
Дата13.04.2016
Размер0.86 Mb.
ТипУрок
1   2   3   4   5



1

2

3

4

5

6

7

8

9



























Литературные сказки 19 -20 веков (всего 9 час.)

71-1

72-2

К.Г. Паустовский. Очерк « Рожде

ние сказки»

А.П. Платонов. Сказка «Волшебное кольцо»



Урок изучения нового материала, урок – беседа

Урок- беседа

Слово о К.Г. Паустовском. Выразительное чтение очерка «Рождение сказки». Очерк как объяснение психологических причин постоянного рождения сказок (не только фольклорных) в наши дни. Изобразительно- выразительные средства, их роль в очерке.

Слово об А.П. Платонове. Герои сказки «Волшебное кольцо» - Семен и его друзья: кошка, собака и змея. Победа дружбы и справедливости над жадностью и корыстью. Сохранение примет народной сказки и яркость собственной писательской стилистики автора. Традиционное и новое в сказке. Словесное рисование


Знать о жизни и творчестве К.Г. Паустовского

Понимать нравственную проблематику сказок

Уметь выразительно пересказывать сказки

Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова (кратко); сюжет и героев сказки «Волшебное кольцо».

Понимать: нравственную проблематику сказки.

Уметь: выразительно пересказывать сказку; находить общее и различное в фольклорной и литературной сказках; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль



Выборочный

пересказ, вопросы и задания (стр. 58)


Выборочный пересказ сказки



чтение и пересказ очерка » Рожде-

ние сказки»


Стр.58, вопросы и задания



23 .01

26.01




1

2

3

4

5

6

7

8

9

73-3

Дж. Родари «Сказки по телефону»


Уроки изучения нового материала

Слово о Дж. Родари. Беседа по произведениям писателя. Особенности жанра «Сказок по телефону». Роль вступления к сказкам. Решение нравственных проблем в сказках «Про мышь, которая ела кошек», «Вопросы наизнанку», «Старые пословицы». Современный подход к знакомым сюжетам. Активные герои и стремительные сюжеты, их особенности. Лаконизм и афористичность повествования как характерная черта «Сказок по телефону». Общее и различное в фольклорных сказках и сказках Дж. Родари. Юмор в сказках. Словесное рисование.

Знать: сведения о жизни и творчестве Дж. Родари; сюжеты и содержание «Сказок по телефону»;
Понимать: смысл названия сказок; юмористический характер и нравственную.

проблематику сказок.

Уметь: выразительно пересказывать сказки; видеть общее и различное в фольклорных и литературных сказках; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; создавать словесные иллюстрации

Пересказ, вопросы и задания первого и второго уровней (с. 60,62, 64, 65), первого уровня (с. 66)


Вопросы и задания второго уровня (стр. 66), чтение сказки В.В Набокова «Аня в стране чудес»

28. 01




74-4

75-5

В.В Набоков. Сказка «Аня в стране чудес»

Игра слов в сказке В.В.Набокова «Аня в стране чудес «

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Урок - беседа

Сказки зарубежных писателей и их переводы-переработки русскими писателями. Сказка ученого Л. Кэрролла и ее перевод-переработка В.В Набоковым. Слово о Л. Кэрролле и В.В Набокове. Алиса и Аня – героини сказок. Любознательность героини сказки В.В Набокова и ее способность к необычным решениям и поступкам. Чудесные превращения Ани. Комментированное чтение главы первой. Словарная работа

Понятие о парадоксе. Чудо и парадокс на страницах сказки.

Словесная игра в сказке. Роль художественных приемов в сказке


Знать: сведения о жизни и творчестве Л. Кэрролла и В.В Набокова (кратко); сюжеты и содержание сказок писателей; переводы-переработки русских авторов («Волшебник изумрудного города» А.М Волкова, «Винни-Пух и все-все-все».Б.В Заходера и др.

Понимать:

связь сказки В.В Набокова с фольклором; непривычный взгляд авторов на вещи.


Выразительное чтение, выборочный пересказ, вопросы и задания (стр. 75)

Выразительное чтение, пересказ сказки

Вопросы и задания (стр. 81)

Стр. 75,вопросы и задания

29.01

30.01




1

2

3

4

5

6

7

8

9




























76-6

77-7

78-8

79-9

80-1

81-2

82-3

83-4

84-5

85-6


Дж.Р.Р. Толкиен. Сюжет и герои повести «Хоббит или Туда и обрат

но»

Особен-

ности

жанра

повести

Обобща-ющий урок по

теме «Литера-

турные

сказки

20 века»

Про-

смотр фрагмен

тов мультфи-льмов по сказкам А.П. Платоно-ва и Л. Кэррол

ла,, по повести

Дж. Толкие

на.

Проза русских писате-

лей 20 столетия

Шмелев.Рассказ

»Как я встречался с Чеховым.. За карася

ми.»

Значе-

ние образов природы в расска-

зе.

Е.И. Замятин.

Рассказ «Огнен-

ное «А»

Герой Вовочка как читатель.


Урок изучения нового материала, урок – беседа

Урок изучения нового материала

Игровые уроки

Урок- обсуждение

Урок изучения нового материала

Урок –беседа

Урок- беседа, изучения нового материала

Уроки изучения нового материала


Дж.Р.Р. Толкиен – один из самых читаемых в мире авторов второй половины XX века. Сказочная страна Хоббитания и ее обитатели. Бильбо, Гэндальф и другие герои. Характер и взгляды главного героя как причина событий в повести. Нравственные принципы, утверждаемые автором. Комментированное чтение главы шестой. Словесное рисование. Фэнтази как новый жанр в мировой литературе. Многочисленные исследования о выдуманной стране Хоббитании. Связь повести Дж.Р.Р. Толкиена с фольклором. Малые формы фольклора (загадки) на страницах произведения.

Реальное и фантастическое в повести.

Смысл двойного названия повести.

Работа со словарем литературоведческих терминов

Чтение и обсуждение содержания сказок

Викторина по литературным сказкам 20 века

Представление и обсуждение рисунков по литературным сказкам 20 века

Уметь сопоставлять литературные произведения и киноверсии на них

Слово о И .С. Шмелеве.

Встреча юных рыболовов с «бледнолицым братом» Антоном Чеховым на пруду в Замоскворечье

Облик и поведение писателя в восприятии «коллеги» по рыбной ловле

Двойное название рассказа и его причины.

Изобразительно- выразительные средства, их роль в рассказе.

Словарная работа.

Корабел, инженер, писатель Евгений Замятин. Слово о писателе.

«Огненное «А »-- рассказ о мечте подростков начала 20 века (связь с Марсом) Приметы времени в рассказе

.

Герой Вовочка. Сюжет, рожденный прочитанной книгой

Комическая развязка.



Дж.Р,Р. Толкиена; сюжет и героев повести «Хоббит, или Туда и обратно».
Понимать:
нравственные принципы автора.
Уметь
: воспринимать текст произведения; составлять план эпизодов повести; характеризовать героев и их поступки; создавать словесные иллюстрации; объяснять значение слов и выражений, встретившееся в тексте

Знать сюжеты и содержание литературных сказок 20 века.
Понимать нравственную проблематику сказок 20 века

Знать сюжеты и содержание

литературных сказок

Понимать нравственную проблематику сказок

проза русских

писателей 9 час.

Знать: сведения о жизни и творчестве писателя

Знать: сюжет, героев рассказа «Как я встречался с Чеховым. За карасями»
Понимать: смысл двойного названия рассказа, юмористический пафос произведения
Уметь воспринимать текст рассказа, пересказывать его сюжет , характеризовать героев и их поступки

Уметь находить в тексте изобразительно – выразительные средства и определять их роль


Знать сведения о жизни и творчестве Е.И. Замятина. (кратко )
Понимать смысл двойного названия рассказа, понимать несобственно - прямую речь


Знать сюжет рассказа
Понимать юмористический пафос произведения


знать характеристику главного героя произведения Вовочки как читателя


Пересказ, составление плана главы шестой, вопросы и задания первого уровня (с.тр 103-; 104)

Пересказ или инсценирование фрагментов повести

Викторина, вопросы и задания к теме «Литературные сказки 20 века»

Викторины , кроссворды, составленные учащимися

Пересказ статьи на стр.112 – 113

Выразительно читать текст , уметь его пересказать

Вопросы и задания на стр. 112- 113

Выразительное чтение, вопросы и задания на стр. 115

Выразительное чтение текста, , чтение эпизодов о приметах времени

Выразительное чтение рассказа.


Вопросы и задания второго уровня (стр.104),

Нарисовать карту Хоббитании

Письменный ответ на вопрос

«Чему учат прочитанные сказки».

Стр.105,вопро-

сы и задания

Стр.105 ,вопро-сы и задания

Задание 3 на стр. 112-113

Пересказ текста, облик писателя в рассказе

Отрывок выучить наизусть

Устное сочинение-рассказ о своей мечте

Пересказ произведения

Вопросы и задания на стр.115

2 .02.

4.02

5. 02

6.02

9.02

11.02

12.02

13.02

16.02

18.02





























1

2

3

4

5

6

7

8

9









































































1

2

3

4

5

6

7

8

9


86-7


87-8

88-9


А.И. Куприн – писатель начала 20 века.

Рассказ

«Мой полет»

Поступок героев.

Урок изучения нового материала

Урок- практикум

Урок- практикум

Особенности образа рассказчика. Понятие о несобственно - прямой речи. Художественные приемы в рассказе. Словарная работа. Комментированное чтение.

Автобиографический очерк «Мой полет» и его герои – один из первых русских летчиков Заикин и писатель Куприн. Понятие о жанре очерка.

Сюжет и композиция очерка. Поступок героев. Качества летчика Заикина: смелость, хладнокровие, чувство ответственности.

Описание чувств и ощущений героев. Комментированное чтение

Уметь: воспринимать текст рассказа, пересказывать его сюжет;

определять жанровые особенности произведения.

Уметь:

характеризовать героев и их поступки; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 120), вопросы и задания к теме «Проза русских писателей XX века» (стр. 120)

Чтение сведений о писателе.

Стр.120,вопросы и задания

Характеризовать героев рассказа и их поступки.



19.02

20.02

25.02




89-1

90-2

91--3

92-4

93-5

94 -6

95-7

А.А.Блок «На лугу»,»Во-

рона»

И.А.Бу

нин «Сказка»

С Есенин

«Пороша»

М.Пришвин «Времена года»

К. Д. Бальмонт «Осень»

Кедрин.Д.Б

Стихи.

Н.М.Руб-

цов,Стихи


Урок изучения нового материала, уроки - практикумы

Природа в лирике поэтов XX века. Приближение весны, ее звуковой образ в стихотворениях А.А Блока «На лугу», «Ворона».

Ностальгический сон в стихотворении И.А Бунина «Сказка». Роль олицетворения в стихотворениях

Сказочные образы зимней природы в стихотворении «Пороша»

Лирическая проза Пришвина

Описание осени

Три времени года в стихотворении Д.Б Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето…»

Поэтизация вещного мира в стихотворении Н.М Рубцова «В горнице».

Поэтический образ Родины

(8 часов -7час. + 1час внекл.чт.)

Знать: теоретико-литературные понятия лирика, лирическая проза; содержание стихотворений русских поэтов XX века о родной природеПонимать: лирический пафос стихотворений.Уметь: выразительно читать стихотворения;

использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль;

Уметь сопоставлять поэтические произведения друг с другом

Уметь сопоставлять поэтические произведения друг с другом

Уметь сопоставлять произведения друг с другом

Уметь сопоставлять произведения друг с другом

Уметь сопоставлять стихи друг с другом

Выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста, вопросы и задания к стихотворениям (стр. 121, 122, 123, 124, 1

25-126, 126-127,

127-128)

Вопросы и задания на стр.127- 128

Вопросы на стр. 127-128

Вопросы на стр.127-128

Вопросы на стр.133,вопросы,выразительное чтение

Выразительное tчтение одного из стихотворений наизусть, задания 2 первого уровня (стр. 130), 1 второго уровня (стр. 132), вопросы и задания к теме

«Поэтический образ Родины» (стр. 133)

выполнение иллюстраций к стихотворению, выучить наизусть

Выучить отрывок наизусть

Выразительное чтение,анализ стихов.

Выразительное чтение стихотворения(стр.133)


26 .02

27.02

2.03

4.03

5.03

6.03

11 03




1

2

3

4

5

6

7

8

9


96--8



Обобща-

ющий урок по теме «Поэтичес-кий образ Родины»

Внеклас

сное чтение чтение


Урок - концерт


Выразительное чтение стихотворений наизусть. Словесное рисование. Описание репродукций картин А.А Пластова «Первый снег», «Летом» (цветная вклейка учебника). Представление и описание рисунков учащихся к стихотворениям


Знать: содержание стихотворений русских поэтов XX века о родной природе; одно стихотворение наизусть.

Понимать: лирический пафос стихотворений.Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; оценивать выразительность чтения; сопоставлять произведения литературы и живописи.


Выразительное чтение наизусть, описание рисунков и репродукций картин, задание 2 первого уровня (стр. 130), 1 второго уровня (стр. 132), вопросы и задания к теме «Поэтический образ Родины» (стр. 133)




.

112 03





97-1

98-2

«Мир братьев наших меньших»

Смысл названия произве

дений

Урок изучения нового материала, урок- беседа


С.А Есенин «Песнь о собаке». В.В Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Слово о поэтах. Уважение, любовь и сочувственное отношение поэтов к живому, к жизни.

Противопоставление человечности и бездушия в стихотворениях. Изобразительно-выразительные средства, их роль в создании образов. Смысл названий произведений. Игра слов в стихотворении В.В Маяковского


«Мир братьев

меньших» (2часа)

Знать: сведения о жизни и творчестве С.А Есенина и В.В Маяковского; содержание стихотворений поэтов о животных.

Понимать: смысл названий стихотворений;

Понимать гуманистический пафос произведений; отношение авторов к изображаемому.

Уметь: выразительно читать стихотворения; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения

Выразительное чтение, вопросы и задания (стр. 134, 136-137)

Стр.134,136,137., вопросы и задания

Стр.137-141

Выучить стихотворение по выбору

1 3. 03

16.03






99-

1

100-2

101-3

102-4

103-5


Героическое прошлое России Внеклассное чтение

А.Фатьянов « Соловьи»

А.Т.Твардовский «Я убит подо Ржевом

А.Ахматова «Мужество»

Р.Гамзатов «Журавли»»



Уроки изучения материала

События Великой Отечественной войны и их отражение в искусстве. . Песни, созданные на стихи русских поэтов, их популярность в годы Великой Отечественной войны и после нее.

Противопоставление войны и мирной жизни

Нравственная проблематика произведения

Гуманистический пафос стихов, великая ценность слова

Нравственная проблематика стихотворения, память о погибших воинах во время Великой Отечественной войны. Прослушивание песен о Великой Отечественной войне


Героическое прошлое

России --5час. ( 4+ 1час внекл.чт.)




Выразительное чтение, вопросы и задания (стр. 115)


Выразительное чтение, стр. 141


Выразительное чтение стихов
Стихотворение выучить наизусть

Стихотворение выучить наизусть



Стр.115

Стр.141

Стихотворение наизусть

Стихотворение наизусть

Стр.141, вопросы и задания

Стр.141, вопросы и задания


18.03

19.03


20 .03

1.04

2 .04




1

2

3




5

6

7

8

9













Современная литература Всего:12час (8 час. +2внекл.чт. +2 Р.р.)












104-1

105-2


106-3

107-4

Современная литература. В.Астафьев

Рассказ «Васюткино озеро»В

Васютка и его путешествие

Основные черты характера героя

Урок изучения нового материала, урок – беседа

Уроки иучения нового материала

Слово о В.П Астафьеве. Чтение статьи о писателе (с. 142-143). Автобиографические произведения писателя о детских годах.

Рассказ «Васюткино озеро» Васютка и его путешествие по осенней тайге. Путь от детского сочинения к рассказу писателя.

Поведение героя в лесу.

Основные черты характера героя: мужество, бесстрашие, терпение, находчивость в экстремальных сит.


Знать: сведения о жизни и творчестве В.П Астафьева; историю создания и содержание рассказа «Васюткино озеро»; теоретико-литературное понятие автобиографическое произведение.

Понимать: как формировался характер героя

Уметь: пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героя и его поступки; объяснять значение слов и выражений, встречавшихся в тексте; создавать словесные иллюстрации
Уметь пересказать эпизод из рассказа
Словесное рисование портрета героя, сопоставить с текстом

Вопросы и задания 1-3 первого уровня, 1 второго уровня (стр. 174)

Вопросы и задания на стр. 174


Вопросы стр.174-176
Вопросы и задания на стр. 176

Составление плана эпизодов рассказа.

Вопросы стр.174-175


Описание портрета героя .

Описание Васютки.

3.04


6 .04

8.04
9.04




1

2

3

4

5

6

7

8

9

108-5

Человек и природа в рассказе В.П Астафьева «Васюткино озеро»

Урок-беседа

Любовь героя к природе и ее понимание. Следование «таежным законам». Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Роль деталей в рассказе. Способы создания образа героя (пейзаж, метафоры, сравнения). Образ Енисея. Иллюстрации к рассказу.

Знать: содержание рассказа

Понимать: роль природы в произведении; необходимость изучения жизни природы, развитие душевных и физических сил.

Уметь: пересказывать эпизоды рассказа; прослеживать изменения в произведении и характере героя; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; описывать иллюстрации


Вопросы и задания 4-8 первого уровня, 2-4 второго уровня (стр. 174-175)

Подготовка к сочинению по рассказу В.П Астафьева «Васюткино озеро»

10 .04




109-6

110-7

Подготовка к сочинению по рассказу В.П Астафьева «Васюткино озеро»

Написание сочинения по рассказу В.Ас

тафьева «Васюткино озеро»

Урок развития речи

Обсуждение тем сочинения:

1.Что помогло Васютке выжить в тайге?

2.Законы тайги (по рассказу В.П Астафьева «Васюткино озеро».

3.значение образов природы в рассказе В.П Астафьева «Васюткино озеро».

Составление плана, подбор материалов. Устное сочинение. Консультации учителя.

Знать: содержание рассказа; теоретико-литературные понятия пейзаж, литературный герой

Понимать:оптимистический, гуманистический пафос произведения


Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Составление плана сочинения, подбор материалов, написание сочинения на черновике

Сочинение, чтение и пересказ сказки Т. Янссон «Последний в мире дракон»

13 .04


15. 04





111-8

112-9

Т. Янссон. Сказка «Последний в мире дракон»

.

Обобщаю

щий урок по теме «Современная литература»

Уроки изучения нового материала, урок беседа

Урок- зачет

Писательница и художник Т. Янссон. Утверждение права современной литературы на сказку. Мир новых сказочных героев, нарисованных и описанных в книгах Т. Янссон (муми-тролли, хемули, снусмумрики).

Работа по произведениям


Знать: сведения о жизни и творчестве Т. Янссон(кратко); сюжет и героев сказки «Последний в мире дракон».

Понимать: юмористический характер и гуманистический пафос сказки.

Уметь: воспринимать текст произведения; характеризовать героев и их поступки; создавать словесные иллюстрации; объяснять значение слов и выражений, встречавшихся в тексте

Пересказ, выразительное чтение по ролям. Вопросы и задания (стр. 183-184)

Вопросы на стр.183-185


Вопросы и задания к теме «Современная литература» (стр. 184

Вопросы и задания на 184-185стр. )


16.04

17.04




1

2

3

4

5

6

7

8

9

113-10

Внеклассное чтение.Беседа о прочитанных книгах

Урок- беседа

Беседа о современной литературе прочитанных книгах, газетах и журналах. Рассказ учителя о традициях рукописных журналов. Обсуждение рассказов, стихотворений, заметок, очерков, интервью, написанных учениками для школьного периодического журнала

Уметь характеризовать тексты художественных произведений, ,рассказать о прочитанных книгай

Сообщение о прочитанных книгах, материалах периодической печати, вопросы и задания к теме «Современная литература» (стр. 184)

Итоговые вопросы и задания к теме «Литература XX века» (стр. 184)

20.04




114-11

115-12

Обобщающий уроки по теме «Литература XX века.

Внеклассное чтение. «Героическое прошлое России»

Повторительно-обобщающий

урок,

урок контроля знаний

Беседа о литературе XX века. . Обсуждение изученных произведений.

Выразительное чтение любимых стихотворений.


Знать: сведения о поэтах и писателях XX века; содержание и героев прочитанных произведений.

Понимать: нравственную проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому.

Уметь: кратко пересказывать произведения; выразительно читать стихотворения наизусть; сопоставлять литературные произведения друг с другом; создавать и обсуждать творческие работы; отвечать на вопросы по прочитанным произведениям.


итоговые вопросы и задания к теме «Литература XX века»

стр.184,вопросы и задания

Вопросы и задания стр.184



22.04

23.04




ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ . Всего 15час (14 +1час р.р.)


116-1

117-2


118-3



Покорение пространст

ва и времени.

Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо»

Образ Робинзона Крузо

Урок изучения нового материала, урок-беседы

Слово о Д. Дефо. Чтение статьи о писателе(с. 186-187)

Герой книги Д. Дефо Робинзон. Особенности повествования в романе. Характер героя: смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами, стойкость, трудолюбие, оптимизм

.

Вера в разум человека, гимн его неисчерпаемым возможностям .Роль дневника героя. Робинзон как вечный образ литературы

Робинзон как нарицательное имя

Словарная работа.

Описание иллюстрации Ж.Гравиля к роману»Робинзон Крузо» (цветная иллюстрация в учебнике)

Знать: сведения о жизни и творчестве Д. Дефо (кратко); понятия робинзонада.

Понимать: нравственную проблематику произведения; позицию автора и его отношение к герою.

Уметь выразительно читать и пересказывать текст

Характеризовать героя и его поступки

Прослеживать его изменения в поведении и характере героя

Сопоставлять литературные произведения друг с другом (Д.Дефо «Робинзон Крузо», В.П.Астафьев «Васюткино озеро»)

,создавать устные картины

Описывать иллюстрации


Выборочное чтение, пересказ, анализ эпизодов,

характеристика героя, вопросы и задания первого уровня (стр. 199)


Выразительное чтение произведения, вопросы и задания на стр. 120., вопросы и задания к теме.
Проза русских писателей 20 века

.


Сочинение на тему «Что бы взяли вы с разбитого корабля, окажись вы на месте Робинзона?»,


Пересказ эпизодов произведения

24.04

27 .04

29..04






1   2   3   4   5