|
Учитель: Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии - а ВУЗа или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность "радиоэлектроника"). Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация ВУЗА и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу).
Что влияет на выбор профессии
Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. 8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:
1. Позиция старших членов семьи Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
2. Позиция товарищей, подруг Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
3. Позиция учителей, школьных педагогов Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
4. Личные профессиональные планы Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
5. Способности О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
6. Уровень притязаний на общественное признание Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
7. Информированность Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
8. Склонности Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.
Семь шагов к взвешенному решению
1. Составить список подходящих профессий Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.
2. Составить перечень требований к выбираемой профессии
Составьте список своих требований:
выбираемая профессия и будущий род занятий;
выбираемая профессия и жизненные ценности;
выбираемая профессия и жизненные цели;
выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
желательный уровень профессиональной подготовки;
выбираемая профессия и мои склонности и способности;
желательные содержание, характер и условия работы.
3. Определить значимость каждого требования Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
5. Подсчитать и проанализировать результаты Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
6. Проверить результаты Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7. Определить основные практические шаги к успеху Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Как правильно выбирать профессию?
Выбирая профессию, надо, во-первых , четко представлять себе, чего хочешь от профессии ( мотивы выбора ) :
каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно работать;
какая заработная плата устроит;
образ жизни;
сколько времени и сил потребует освоение этой профессии.
И многое другое.
Второе важное условие правильного выбора профессии - учет способностей.
К неправильному выбору профессии могут привести две причины. Во-первых, искаженное представление о будущей профессии ( незнание требований к человеку, превратные представления об условиях работы, оплате труда и т.д.) Во- вторых, искаженное представление о своих возможностях ( переоценка или недооценка своих способностей, навыков, особенностей). Наша задача - сделать эти представления более реалистичными.
Презентации сочинений - рассуждений учащихся о будущих профессиях.
Учитель: Давайте подведем итог. Мне хочется, чтобы вы сегодня унесли с собой одну мысль: какую бы человек ни выбрал для себя профессию, он должен выполнять свою работу добросовестно, с любовью, чтобы не получилось так, как в стихотворении «Странное дело»:
Странное дело,
А,может быть, нет.
Жил-был на свете
Когда-то сапожник.
Был он сапожником
45 лет,
Но про него говорили:
Художник!
Странное дело,
А, может быть, нет.
Жил-был на свете,
Был он художником 70 лет,
Но про него говорили:
Сапожник.
Странное дело,
А, может быть, нет. (Р.Сеф)
Cемейный менеджмент (распределение труда в семье) Цель: Образовательная – сформировать представление о правильной организации труда в семье Развивающая – развить представление учащихся о семейном менеджменте Воспитательная – воспитывать аккуратность и точность при выполнении домашних дел и их планировании Объект труда: разработка графика: «Распределение трудовых обязанностей в семье» Оборудование и материалы: ручки, карандаши, линейки, ластик, тетрадь Время: 90 минут Ход урока: 1. Психологический настрой учащихся на деятельность по усвоению нового материала (2–7 минут) Домашняя работа является одним из самых сложных и трудоемких видов деятельности человека. Как вы думаете? Почему? Потому что, если работа по специальности требует определенного круга знаний и умений, то домашние работы требуют от человека самых разнообразных способностей и навыков. Здесь приходится быть попеременно поваром, уборщицей, художником, портнихой, экономистом, прачкой, педагогом, слесарем, садовником и освоить еще множество профессий. Для разумного ведения домашнего хозяйства необходимо умело распределять обязанности и виды работ между членами семьи, используя элементы менеджмента. Менеджмент – это наука об управлении. Основными составляющими менеджмента являются: постановка целей, определение задач, стратегическое и тактическое планирование, организация производства, стимулирование работников, контроль и коррекция деятельности. 2. Объяснение нового материала (10–15 минут) В домашнем труде должны действовать элементы менеджмента: – семья должна иметь четкие и осознаваемые всеми ее членами цели; – группировка задач для определения видов работ должна производиться так, чтобы за каждую из них отвечал свой «работник»; – полномочия должны распределяться между всеми членами семьи. Весь груз домашних дел не должен лежать только на женских или мужских плечах; – в создании условий, побуждающих «работников» вносить максимальный вклад в достижение целей, помогут доброе, ласковое слово, общность интересов всех членов семьи; – система коммуникаций должна быть сориентирована на обеспечение эффективности принятия решений, контроля и координации. В этом помогают семейный совет, совместное планирование, составление и обсуждение бюджета семьи, графика работ и т.д. Хотя каждый может освоить любую работу по дому, но лучше распределять работы по интересам и возможностям. Даже если разделение труда не приведет к сокращению времени работ, то обязательно уменьшит нагрузку. Анализ производственного менеджмента применительно к семейному предприятию показывает, что в семье осуществляется управление, в основе которого лежат следующие принципы: – разделение труда, цель которого – выполнение определенных видов работ отдельными членами семьи с учетом их способностей, здоровья, опыта; – полномочия и ответственность. Каждый член семьи должен иметь свои полномочия и нести определенную ответственность за их исполнение; – дисциплина; – единство направления. Все должны сообща работать для достижения целей семьи; – подчиненность личных интересов общим; – справедливость. Объективная оценка деятельности каждого члена семьи. Сочетание доброты и критичности в оценке деятельности каждого члена семьи; – инициатива и творчество. К основным задачам менеджмента в семейной экономике следует отнести: – раскрытие творческого потенциала каждого «работника»; – формирование сплоченного семейного коллектива; – удовлетворение потребностей членов семьи. Структура и характер домашнего труда во многом определяются количественным составом семьи, числом детей, наличием пенсионеров и больных, возрастом всех членов семьи, профессиональной занятостью, уровнем денежных и натуральных доходов, семейным микроклиматом, жизненными ориентирами и установками, размером жилой площади, уровнем обеспеченности бытовой техникой, состоянием гардероба, уровнем бытовых удобств, спросом на товары и предложением их и т.д. Большую помощь семье оказывают предприятия бытового обслуживания, предлагаемые торговлей в широком ассортименте полуфабрикаты, бытовые химикаты, агрегаты для уборки квартиры, ухода за предметами домашнего обихода, приготовления пищи. Однако нужно твердо усвоить правила пользования ими, чтобы не нанести вреда здоровью членов семьи. В семье должна действовать научная организация труда (НОТ). Наука о рационализации труда возникла на рубеже XIX–XX вв. как отрасль экономики. Один из ее основателей – американец Ф. Тейлор. Вот главные положения НОТ для домашнего хозяйства, базирующиеся на принципах менеджмента: – разделение труда и кооперация. Без совместной. работы всех домашних вести домашнее хозяйство очень тяжело; – привлекательность домашнего труда. Лучше, если каждый выполняет те обязанности, которые ему более всего по душе; – организация рабочего места. В доме, не меньше чем на заводе, необходимо рациональное количество, качество и расположение оборудования для тех или иных работ и операций; – порядок в домашних делах. Вещи должны всегда находиться на отведенных им местах, чтобы не тратить время на их разыскивание; – экономия времени и труда. Экономия времени достигается тщательным планированием всех работ. А экономия труда начинается с правильного выбора рабочей позы, которая наиболее удобна и требует меньших затрат энергии. Например, многие домашние дела легче выполнять сидя (гладить белье, чистить и резать овощи, разделывать мясо и рыбу и т.п.); – внедрение новой техники. Институтом технической эстетики проводятся исследования, результаты которых помогают архитекторам выбрать правильную планировку квартиры, обеспечивающую использование НОТ при организации работ. Особое значение имеет размещение предметов мебели, оборудования и приспособлений на кухне. Хозяйке за день приходится минимум 15 раз поднять руки с продуктами и посудой, 7 раз присесть перед холодильником и духовкой. Экспериментатором за 4 часа работы было зафиксировано 13 движений левой рукой и 85 – правой. За это же время на кухне хозяйка проделывает путь в 5–6 км. Такой объем работы каждый день без доброжелательной помощи близких людей выполнить трудно. На рисунке показана наиболее рациональная высота рабочих поверхностей и расположения навесных полок для минимальных затрат энергии при работе. Цифры по горизонтали – рост человека (в см), по вертикали – высота размещения полки и поверхности. Сплошной линией показаны размеры для мужчин, прерывистой – для женщин. Для рациональной организации труда нужны плановость, тщательная подготовка, чистота и порядок на рабочем месте, режим работы, выдержка. Планирование может быть: – долгосрочным (генеральные уборки, чистки ковров, ремонт квартиры); – еженедельным (стирка, глажение белья, текущий ремонт одежды и т.д.); – ежедневным (мытье посуды, мытье полов и т.д.). План составляется обычно на определенный период: день, неделю, месяц, год. У каждого члена семьи должен быть свой план. Однажды один из американских банков предложил своим вкладчикам-мужчинам подсчитать, сколько денег экономят их жены для семьи, ведя домашнее хозяйство. Выяснилось, что если платить за все, что они делают в качестве прачек, уборщиц, нянь, кухарок, то, по самым скромным расценкам, получилась бы более весомая сумма, чем жалованье их мужей! Любой член семейной «комплексной бригады» должен быть готов включиться в работу на том участке, где его труд наиболее необходим и целесообразен. Не следует забывать о личных симпатиях и антипатиях, не принуждать к нелюбимому занятию. С самого начала должен быть провозглашен принцип важности и почетности любого домашнего труда. Вопросы для повторения 1. Как основные элементы менеджмента проявляют себя в семейном менеджменте? 2. Какие принципы управления особенно ярко проявляют себя в организации труда в семье? 3. Что относится к основным задачам менеджмента в семейной экономике? 4. Что понимается под научной организацией труда? 5. Как рационально организовать домашний труд? 6. Каковы основные задачи менеджмента в семейной экономике? 7. Как осуществляется стратегическое и тактическое планирование в вашей семье? Самостоятельная работа 1. Совместно с родителями определите обязанности каждого члена семьи в домашнем хозяйстве. 2. Составьте график своей недельной загрузки (учеба, выполнение обязанностей по дому, спорт и т.д.). Это интересно! Статистики подсчитали, что в средней семье из двоих взрослых и двоих детей в течение года приходится вымыть 18000 ножей, ложек и вилок, 1300 тарелок, 8000 чашек, 3000 бутылок. Причем вся эта посуда весит около 5 тонн. Такой груз надо перенести от стола к мойке, от мойки к посудному шкафу… И при этом пройти по кухне более 1500 км. Сюда надо прибавить еще 2000 км на покупку продуктов. А ведь есть еще стирка, уборка, приготовление еды… С помощью приборов исследователи измерили путь, который приходится пройти за день по кухне для приготовления еды, ежедневной уборки квартиры, стирки и т.п. Получилось не менее 15 км! Организация труда в семье Открывая кран, чтобы умыться, мы пользуемся услугами коммунальных хозяйств; приобретая вещи и продукты, мы потребляем товары, произведенные предприятиями и частными фирмами. Но помимо фирм и организаций, производством товаров и услуг занимаются члены наших семей. С самого раннего возраста дети должны приучаться к труду. Вначале это работа, связанная с самообслуживанием: собрать игрушки, убрать свою кровать, помыть за собой посуду. С течением времени работы и обязанности усложняются, расширяются и видоизменяются. В Германии более ста лет действует закон, по которому дети обязаны выполнять домашние работы. Законодательство определяет круг работ: до 6 лет – только игры; 6–10 лет – помощь в мытье посуды, мелкие покупки; 10–14 лет – уборка газонов, чистка обуви; 14–16 лет – работа на приусадебном участке. При распределении домашних обязанностей нужно учитывать ряд правил. Во-первых, нужно подумать, что нужно изменить в уже сложившейся системе работ. Во многих семьях большинство работ выполняется женщинами. Часть дел можно передать мужу и детям с учетом их нагрузки в учебе и общественном производстве. Во-вторых, специализацию целесообразно совместить с универсализацией. В семье, как в хорошей производственной бригаде, все должны уметь делать все, т.е. при необходимости заменять друг друга на любом рабочем месте. Хотя все члены семьи должны иметь свою, закрепленную за ними функцию. В-третьих, хорошо бы спланировать все дела на бумаге: что, кто, когда, сколько? В-четвертых, нужно обеспечить строгое соблюдение правил безопасности в быту. А теперь несколько правил по организации труда, предложенных А.К. Гастевым – организатором Центрального института труда (1920): 1. Прежде чем браться за работу, надо все продумать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых операций. 2. Не браться за работу, пока не приготовлен весь рабочий инструмент и все приспособления для работы. 3. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего. 4. Весь инструмент и приспособления должны быть разложены в определенном порядке. 5. Входить в работу исподволь, не браться за работу круто и сразу. 6. Работать как можно ровнее, чтобы не было приливов, отливов. 7. Посадка должна быть удобной. 8. Работа должна чередоваться с отдыхом. 9. Во время самой работы не надо есть, пить чай. Пить в крайнем случае для утоления жажды. 10. Если работа не идет, то не горячиться, а сделать перерыв. 11. Не надо в работе отрываться для другого дела, бросив первое на полпути. 12. Не показывать удачную работу сразу, а подождать, привыкнуть к успеху. 13. В случае неудачи легко смотреть на дело и не расстраиваться. 14. По окончании работы все убрать. При планировании, распределении и выполнении домашней работы следует учесть несколько пожеланий: – самовнушением можно улучшить настроение; – с песней работать веселей; – домашнюю работу надо чередовать и совмещать. Пока стиральная машина справляется с порцией белья, можно включить пылесос или убрать посуду; – не надо жалеть добрых слов своим родным за выполнение ими домашних дел; – не следует запускать дом. Авралы губят. Ритм – всегда успех. Возникает вопрос: а можно ли сделать домашний труд более производительным и как? Конечно, можно. Примеры экономии труда и времени в процессе приготовления пищи: – использование кастрюль-скороварок (например, считая с момента закипания, картофель варится в ней 5–8 минут, горох – 10–15 минут, мясо – 15–20 минут). При этом снижается расход газа и электроэнергии; – использование предметов современной техники, значительно облегчающей и ускоряющей труд (соковыжималка, электрическая мясорубка, миксер и т.д.). О режиме домашних дел детей следует подумать особо, часть хозяйственной нагрузки обязательно должна приходиться на них. Писатель К. Симонов пишет в автобиографии, что в родительском доме существовало четкое разделение труда. Он с 6–7 лет вытирал пыль, мыл полы, помогал матери мыть посуду, чистил картофель, следил за керосинкой, покупал для семьи хлеб и мясо. Никогда за ним никто не стелил кровать и не помогал одеваться. Иногда бывает целесообразно посещение таких предприятий, как Дом бытового обслуживания, или фирм по оказанию различных услуг, так как не все виды услуг можно и рационально выполнять в домашних условиях. Например, ремонт телевизора или модельную стрижку лучше все-таки доверить профессионалу, если члены семьи таковыми не являются. Для упорядочения и повышения эффективности работ по дому, а также наглядного представления о том, кто, что, как и в каком количестве делает, используют графики. Существует множество видов графиков при планировании ежедневных и еженедельных домашних дел. Таблица 14 График распределения семейных обязанностей Пример 1 Обязанности
| Дни недели
|
| пн.
| вт.
| ср.
| чт.
| пт.
| сб.
| вс.
| Уборка квартиры
|
| ©©
|
|
|
| все
|
| Вынос мусора
| ®
|
| ®
|
| ®
|
| ®
| Мытье посуды
| ©
| ©
| ©
| ©
| ©
| ©
| ©
| Стирка белья
|
| ©
|
|
| ©@
|
|
| Полив цветов
| ©
|
| ©
|
| ®
|
|
| ® – папа, © – мама, © – дочь, ® – сын Пример 2 Члены семьи
| Обязанности
| Дата
| Мама
| Приготовление пищи Ремонт белья Уборка квартиры
| ежедневно по необходимости суб.
| Папа
| Стирка белья Ремонт бытовой техники Помощь в уборке квартиры
| ср. по необходимости суб.
| Дочь
| Полив цветов Уборка квартиры Мытье посуды Помощь в уборке квартиры
| ежедневно ср. ежедневно суб.
| Сын
| Покупка хлеба Вынос мусора Чистка обуви Помощь в уборке квартиры
| ежедневно по необходимости ежедневно суб.
| Вопросы для повторения J. Для чего в домашнем хозяйстве необходимо разделение труда? 2. Как правильно организовать семейный труд? 3. Какие виды графиков существуют? 4. Что дает нам составление графиков распределения семейных обязанностей? 5. Какие товары и услуги создаются в вашей семье? Самостоятельная работа 1. Разработайте вместе с папой и мамой график «Распределение трудовых обязанностей в семье». 2. Разработайте проект увеличения доходной части семейного бюджета за счет производства в семье каких-либо товаров (услуг) или проект снижения расходной части семейного бюджета за счет более рационального расходования средств. 3. Решите задачу. Девочка решила помочь маме приготовить ужин. До прихода мамы остался один час Меню ужина состоит из овощного салата, картофельного пюре и котлет. На приготовление необходимы следующие затраты времени на: – мытье овощей – 10 мин; – резку овощей – 10 мин; – чистку картофеля – 10 мин; – варку картофеля – 30 мин; – приготовление пюре – 10 мин; – приготовление котлет из фарша – 10 мин; – жарение котлет – 30 мин; – накрывание стола – 10 мин. Всего: 120 мин. В какой последовательности необходимо производить операции по приготовлению ужина, чтобы успеть к маминому приходу? 4. Если вы успешно решили предыдущую задачу, то v решение настоящей не составит для вас труда Иногда в семье складывается следующая, достаточно сложная ситуация. Через час должны прийти гости. Необходимо: – убрать разбросанные игрушки – 10 мин; – почистить пылесосом палас – 10 мин; – протереть пыль – 15 мин; – приготовить овощной салат – 20 мин; – приготовить картофельное пюре – 50 мин; – приготовить котлеты из фарша – 40 мин (операции аналогичны тем, что приведены в предыдущей задаче); – сходить в магазин за хлебом – 30 мин; – накрыть на стол – 10 мин; – подобрать подходящие музыкальные записи – 15 мин; – привести себя в порядок – 10 мин. Семья состоит из 4 человек: отец, мать, дочь 14 лет, сын 5 лет. Распределите работу таким образом, чтобы уложиться в отведенное время. Каждый из членов семьи может внести свой посильный вклад в общую работу. |
|
|