|
Государственное бюджетное образовательное учреждение республики мордовия среднего профессионального образования «саранский техникум сферы услуг и промышленных технологий» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СФЕРЫ УСЛУГ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по ОД Зам. директора по УПР
«СТСУиПТ»
_________Т.Н. Рогожина ____________Н.А. Маркова
_______________2015г. ____________2014г.
ПЛАН
Урока по предмету «Аналитическая химия»
Тема: «Анализ катионов IVаналитической группы» II курс, группа №Т-2
Специальность – лаборант-аналитик
Преподаватель: Маркина О.А.
САРАНСК, 2015г.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня обществу нужны люди умеющие думать и работать творчески. Поэтому в процессе обучения провожу большую воспитательную работу, формируя у них черты и качества свойственные передовому квалифицированному рабочему, востребованному на рынке труда.
Следовательно, участие рабочего в современном производстве требует глубоких и разносторонних знаний в сложных и быстро изменяющихся условиях труда, в связи с чем становится обязательным наличие общеобразовательной и профессиональной подготовки.
Тема № ΙV КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ
Тема урока №4 Анализ катионов ΙV-ой аналитической группы.
Цели урока:
Образовательная: Закрепить у учащихся знания о качественном анализе. Организовать деятельность учащимися по изучению и первичному закреплению определения катионов ΙV аналитической группы. Сконцентрировать внимание учащихся на правильности выполнения анализов. Помочь осмыслить значимость и полезность приобретаемых знаний и умений.
Развивающая: Развивать умения анализировать типичные ошибки; ставить цели и планировать свою деятельность; развивать формирование навыков общения в совместной деятельности.
Воспитательная: Воспитывать у учащихся любовь к избранной профессии, ответственности за своевременное выполнение анализов, бережное использование реактивов.
Методическая: Активизация мыслительной деятельности и познавательной активности учащихся на уроке.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний на основе имеющихся.
Методы ведения урока: Словесный: игра «Суд над ΙV аналитической группой катионов» эвристическая беседа с элементами объяснения, актуализация опорных знаний учащихся методом фронтального опроса, постановка проблемных вопросов, лабораторно-практическая работа, тестирование.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:
Посуда и оборудование:
штативы с пробирками;
капельницы;
Реактивы:
сульфат железа (ΙΙ);
хлорид железа (ΙΙΙ);
гексацианоферрат калия (ΙΙ);
гексацианоферрат калия (ΙΙΙ);
роданид аммония;
гидроксид натрия;
соляная кислота;
Наглядные пособия:
инструкционно-технологические карты;
тестовые задания;
периодические системы Д.И.Менделеева;
таблицы растворимости;
газеты
Гурвич Я.А. «Химический анализ»
4 фильма «Качественные реакции на железо»
Техническое оснащение урока: Телевизор, ПК учителя
Межпредметные связи: химия, производственное обучение.
СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока
1.Организационный момент – 2 минут.
2. Повторение пройденного материала – 10мин
3. Изложение нового материала -25мин
4. Закрепление нового материала – 40мин
5. Подведение итогов – 3мин
1. Организационный момент – 3 минут.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщение темы и цели урока.
Вступительное слово преподавателя
Здравствуйте. Проверяю готовность учащихся к уроку(наличие тетрадей, конспектов и др.)
Тема урока: «Анализ катионов IV аналитической группы»
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова М.В.Ломоносова:
Химические элементы…
Они основа вещества
Весь мир из них, на 100 процентов
Вплоть до живого существа.
Цель урока: Изучение и первичное закрепление знаний катионов ΙV аналитической группы. Концентрирование внимание учащихся на правильности выполнения анализов.
Итоговая оценка знаний учащихся будет складываться из нескольких пунктов:
а) фронтальный опрос;
б) опережающее задание;
в) работа на уроке и соблюдение т/б;
г) оформление лабораторной работы;
д) конечный пункт – тестирование.
2. Повторение пройденного материала – 10мин
Выявление теоретических знаний учащихся по спецпредметам методом фронтального опроса, постановки проблемных вопросов.
Для того чтобы лучше усвоить новый материал давайте повторим вопросы предыдущих уроков методом фронтального опроса. Приступим! Контрольные вопросы.
1. Метод позволяющий определить состав анализируемого образца?
Ответ: Качественный анализ.
2. Основная задача качественного анализа?
Ответ: Основной задачей качественного анализа является определение качественного состава анализируемого образца. Этот анализ помогает определять, какие элементы, ионы входят в состав анализируемого образца или в нем отсутствуют.
3. Требования предъявляемые к качественным реакциям?
Ответ: а) Протекает быстро, практически мгновенно;
б) Сопровождается образованием характерного осадка, газа или появление окрашивания;
в) Быть практически необратимыми, т.е. протекать в одном направлении;
г) Быть по возможности специфическими и отличаться высокой чувствительностью.
4. Методы качественного анализа?
Ответ: а) «Сухой» - анализ твердого образца (т.е. без перевода в раствор), имеет ограниченное применение, в основном для предварительного исследования образца.
б) «Мокрый» - исследуемое вещество переводят в раствор и ведут анализ раствора.
в) «Капельный» - проводят, нанося капли раствора реагентов на фарфоровые, стеклянные пластинки, либо на фильтровальную бумагу. Используют цветные реакции.
5. На уроках производственного обучения, каким методом качественного анализа чаще пользуемся мы? (проблемный вопрос)
Ответ: Мокрым методом
6. Дробный метод выполнения качественного анализа?
Ответ: Дробный анализ – анализируемый раствор делят на большое количество операций и в каждой из них частными реакциями обнаруживают отдельные ионы.
7. Систематический метод выполнения анализа?
Ответ: Систематический анализ – это последовательное выполнение операций осаждения, фильтрования, промывания, растворения из смеси катионов и анионов. Все операции выполняются в определенной последовательности.
8. Если нужно провести более полный анализ неизвестного вещества, каким методом лучше воспользоваться?
Ответ: Систематическим методом.
9. Групповой реактив – определение?
Ответ: Групповые реактивы – это реактивы взаимодействующие с целой группой ионов.
10. Специфическая реакция – определение?
Ответ: Специфическая реакция – это реакция при помощи которой можно в определенных условиях обнаружить один ион в присутствии других ионов.
11. Общая аналитическая реакция?
Ответ: Общие реакции характерны для целой группы ионов или соединений.
12.Частная аналитическая реакция?
Ответ: Частная реакция характерна ля определенного иона или соединения.
13.Химические реактивы?
Ответ: Химические реактивы – это вещества с помощью которых ведут анализ.
14.Объясните маркировку на флаконе реактивов «ч»; «ч.д.а»; «х.ч.»?
Ответ: «ч» - чистый;
«ч.д.а.» - чистый для анализа;
«х.ч.» - химически чистые.
3. Изложение нового материала
Изучение нового материала начнем с опережающего задания, а для этого давайте заглянем в зал судебного заседания.
3.1 Опережающее задание – ролевая игра «Суд над ΙV аналитической группой катионов».
Цели: а) Дает возможность рассматривать изучаемый материал с разных иногда противоположных точек зрения, т.е. учит воспринимать окружающий мир, таким, какой он есть в действительности.
б) Развивать умственные и творческие способности учащихся, культуру речи, уверенность и смелость.
Действующие лица: судья, прокурор, адвокат, катионы (магний, марганец, железо, висмут, сурьма), эксперты (по народному хозяйству и химии), министры (здравоохранения и металлургии).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Действующие лица
Судья
|
Прокурор
|
Адвокат
| Катион
Магния
| Катион
Марганца
| Катион
Железа
| Катион
Висмута
| Катион
Сурьмы
|
Эксперт
по нар/хоз.
| Эксперт
по химии
| Министр
здравоохранения
| Министр
металлургии
|
Опережающее задание – ролевая игра «Суд над ΙV аналитической группой катионов».
Заглянем в зал судебного заседания.
Судья: Уважаемые присутствующие! Сегодня будет рассмотрено необычное судебное дело о преступной связи катионов ΙV аналитической группы. В ходе судебного процесса мы должны выяснить степень виновности каждого из подсудимых, узнать причину этой преступной связи. Обратите внимание вот они. Дадим им слово.
Катион железа: Я катион железа – металл серебристо-белого цвета с сероватым отливом, в периодической системе Д.И.Менделеева нахожусь в ΙV периоде, в VΙΙΙ группе побочной подгруппе. Мой порядковый номер 26. в чистом виде пластичен, но незначительное количество примесей (например, углерода) повышают твердость и хрупкость. Обладаю свойством очень быстро намагничиваться и размагничиваться. В химическом отношении являюсь металлом средней активности. Я был известен еще во времена Гомера и являлся мерой ценностей. Одна часть железа приравнивалась к десяти частям золота, т.к. был самым прочным из известных металлов и был незаменим при изготовлении оружия и орудий труда.
Катион магния: Я катион магния – металл блестящий, серебристо-белого цвета, тускнеющий на воздухе в результате окисления, сравнительно мягкий и пластичный. В периодической системе Д.И.Менделеева нахожусь в ΙΙΙ периоде, во ΙΙ группе главной подгруппе. Мой порядковый номер 12. Я – химически активный металл. На холодную воду не действую, а кипящую энергично разлагаю. Растворяюсь в минеральных кислотах и не растворяюсь в щелочах. На воздухе сгораю с ослепительной вспышкой. Недаром магниевую ленту фотографы долго использовали как фотовспышку.
Катион марганца: Я катион марганца – металл серебристо-белого цвета. В периодической системе Д.И.Менделеева нахожусь в ΙV периоде, в VΙΙ группе побочной подгруппе. Мой порядковый номер 25. Я – твердый, хрупкий, тугоплавкий. На воздухе окисляюсь, покрываясь темным налетом оксида. Считаюсь химическим хамелеоном: известно большое число соединений, в которых проявляю все промежуточные степени окисления от 0 до +7. А окраска этих соединений составляет богатейшую палитру.
Катион висмута: Я Висмут – твердое кристаллическое вещество с металлическим блеском серебристо- белого цвета с красноватым оттенком на изломе, хрупок. В периодической системе Д.И.Менделеева нахожусь в VΙ периоде, в V группе главной подгруппе. Мой порядковый номер 83. На воздухе не окисляюсь, но при накаливании сгораю. Растворяюсь в азотной кислоте. Известен еще со времен алхимиков, но до XVΙΙΙ века часто путали со свинцом.
Катион сурьмы: Я сурьма – твердое серебристо-белое вещество с металлическим блеском с голубоватым оттенком на изломе. В периодической системе Д.И.Менделеева нахожусь в V периоде, в V группе главной подгруппе. Мой порядковый номер 51. Внешне очень похожа на металл, но обладаю хрупкостью, тугоплавкостью, значительно хуже провожу тепло и электрический ток. Известна была еще в глубокой древности из-за распространенности сурьмяного блеска (Sb2S3).
Судья: Спасибо. Слово предоставляется прокурору.
Прокурор: Уважаемый судья и свидетели! Причина сегодняшней нашей встречи – это преступная связь катионов ΙV аналитической группы. Я считаю, они не совместимы друг с другом, у них нет ничего, что объединяло бы их. А сурьма и железо настоящие преступники для человечества. Прошу пригласить свидетеля обвинения – эксперта по народному хозяйству.
Эксперт н / х: Получить железо – это полдела. Следующая задача – защитить металл от коррозии. Ржавчина – очень рыхлое вещество, поэтому влага и кислород проникают сквозь нее и продолжают уничтожать железо. Коррозия не просто уничтожает металл, на выплавку которого были затрачены огромные усилия. Она выводит из строя готовые изделия, а их стоимость неизмеримо выше стоимости самого металла. Коррозия не щадит ни миниатюрные точные детали, ни огромные мосты. В промышленно развитых странах убытки от коррозии и затраты на защиту от нее достигают почти 5% от национального дохода.
Во имя людей я свидетельствую против. Прошу суд принять решение.
Судья: Спасибо. Приглашаем второго свидетеля, эксперта по истории химии.
Эксперт по истории химии: Русское «сурьма» происходит от тюркского слова означающего «грим», «мазь», «притирание». Сурьма является ядом, уже во ΙΙ тысячелетии до н.э. ее использовали в качестве декоративной косметики. От невежества погибло много людей. Поэтому я свидетельствую против.
Судья: Спасибо, слово предоставляется прокурору.
Прокурор: Выслушав свидетелей обвинения, всем стало понятно, что связь с сурьмой и железом преступна. Предлагаю назначить подсудимым высшую меру.
Судья: Слово предоставляется защите. Приглашаем первого свидетеля защиты – министра здравоохранения.
Министр здравоохранения: Прошу обратить ваше внимание на тот факт, что Fe, Bi, Mg, Mn играют немаловажную роль для организма человека.
Магний концентрируется в зубной ткани и эмали зубов, костной ткани. Накапливается он также и в поджелудочной железе, скелетных мышцах, почках, мозге, печени и сердце. Является составной частью ферментов, участвует в обмене углеводов, жиров, обеспечивающих энергосистему организма.
В медицине служит средством понижения кислотности желудка, а кристаллогидрат сульфата магния – слабительным.
Железо: Оно необходимо для нормализации процессов кроветворения и дыхания клеток, обеспечивает гемоглобина, эритроцитов. Железо помогает транспорту кислорода к тканям, входит в состав ферментов.
Марганец: Необходим для нормального обмена углеводов и жира в организме, нормального функционирования соединительной, хрящевой и костной ткани, для синтеза белков, нуклеиновых кислот, образования инсулина – гормона поджелудочной железы, способствующего усвоению сахара.
В медицине раствор перманганата калия или марганцовку используют как антисептик для промывания ран, полоскания рта, смазывания ран и ожогов, для промывания желудка при отравлении.
Висмут - соли висмута применяют в медицине в качестве вяжущего средства.
Судья: Спасибо. Вызывается второй свидетель защиты – эксперт в области химии.
Эксперт в области химии: В ΙV группу входят катионы Fe2+;Fe3+;Mg2+;Mn2+;Bi3+;Sb3+;Sb5+ ; все они вступают в реакцию с гидроксидом натрия, при этом образуются характерные осадки.
FeSO4 + 2NaOH=Fe(OH)2↓ + Na2SO4
зеленый
FeCl3 + 3NaOH=Fe(OH)3↓ + 3NaCl
бурый
MgCl2 + 2NaOH=Mg(OH)2↓ + 2NaCl
белый
MnCl2 + 2NaOH=Mn(OH)2↓ + 2NaCl
белый
SbCl3 + 3NaOH=Sb(OH)3↓ + 3NaCl
белый
Эти гидроксиды легко растворяются в соляной, азотной и серной кислотах.
Судья: Спасибо. Вызываем третьего свидетеля защиты – министра металлургии.
Министр металлургии: Моя металлургическая промышленность не может обойтись ни без одного из этих элементов. Основу черной металлургии составляют чугуны и стали они оборудованы на основе железа. Введение легирующих добавок в виде Sb, Bi, Mg, Mn придает сталям специальные свойства.
Стали с добавлением марганца обладают большим сопротивлением к ударам и износостойкостью и применяются для трудящихся деталей ( стрелок железных дорог, гусениц тракторов и танков и т.д.). В цветной металлургии широко используются марганцовистые бронзы и латуни.
Магний вследствие большого сродства к кислороду и сере применяют в качестве раскислителя в производстве сталей и цветных металлов. Это самый легкий конструкционный материал, отличающийся высокой прочностью, легко обрабатывается резанием.
Сурьма является важной составной частью типографских сплавов. Ее действие выражается в повышении твердости свинцово-оловянной основы.
Висмут, в свою очередь является основой ряда легкоплавких сплавов, которые используются в качестве теплоносителей в ядерных реакторах.
Судья: Спасибо. Слово предоставляется адвокату.
Адвокат: Выслушав все эти выступления, вы убедились, что связь катионов ΙV аналитической группы вовсе не преступна, все они могут находиться в одной группе.
Судья: После тщательного ознакомления с делом обвиняемых и заслушивания свидетелей обвинения и защиты, суд постановил связь признать не преступной!
3.2. Обобщение знаний учащихся полученных после проведения ролевой игры.
Таким образом, выяснили, что в IV группу катионов входят катионы: Fe2+;Fe3+;Mg2+;Mn2+;Bi3+;Sb3+;Sb5+.
Групповой реактив: NaOH.
У каждого катиона свое место в периодической системе Д.И.Менделеева:
Катион Mn2+ находится в 7 группе побочной подгруппе в IV периоде.
Катион Sb3+ и Sb5+ - в 5 группе главной подгруппе в V периоде.
Катионы Fe2+ и Fe3+ - 8 группе побочной подгруппе в IV периоде.
Катион Mg2+ - во 2 группе главной подгруппе во II периоде.
Катион Bi3+- в 5 группе главной подгруппе в V периоде.
4. Закрепление нового материала
В начале напоминаю учащимся о необходимости соблюдения т/б в химической лаборатории в шуточной, но запоминающейся форме. Инструкция по технике безопасности называется «Правила выживания в химической лаборатории».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Правила выживания в химической лаборатории.
- Если вы откупорили что-либо – закупорьте!
- Если в руках у вас жидкое – не разлейте, порошок – не рассыпьте, газообразное – не выпустите наружу!
- Если включили – выключите!
- Если открыли – закройте!
- Если разобрали – соберите!
- Если не можете собрать позовите на помощь!
- Если не разбирали, то и не вздумайте собирать!
- Если одолжили что-либо – верните!
- Если пользуетесь чем-нибудь – держите в чистоте и порядке!
-Если сдвинули что-нибудь – верните на место!
- Если не знаете, как это действует, ради Бога, не трогайте!
- Если не можете понять что-либо – почешите затылок!
- Если вы все же не поймете – то и не пытайтесь!
- Если что-либо взорвалось, проверьте, остались ли вы, живы!
- Если вы не усвоили этих правил, не входите в лабораторию!
4.1 Лабораторно-практическая работа
На столах учащихся имеются инструкции по т/б, инструкционно-технологические карты «Анализ катионов IV аналитической группы».
Учащиеся знают, на сколько важно умение работать согласно инструкционно-технологической карте, так как несоблюдение хода анализа, приводит к ошибке лаборанта.
Работа с инструкционно–технологическими картами.
Проведение анализа катионов Fe2+ , Fe3+ ΙV аналитической группы дробным методом.
Оформление лабораторно-практической работы.
4. Составление уравнений в молекулярном, полном - ионном и сокращенном – ионном виде.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. К лабораторно – практической работе
ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.
Тема урока: Анализ катионов Fe2+;Fe3+ ΙV-ой аналитической группы.
В ΙV аналитическую группу входят катионы:
Fe2+;Fe3+;Mg2+;Mn2+;Bi3+;Sb3+;Sb5+.
Групповой реактив: NaOH.
Общие реакции: с NaOH
Ход анализа: В 2 пробирок последовательно помещают 3-4 капли солей катионов Fe2+;Fe3+ прибавляют 3-4 капли раствора NaOH. Что наблюдаем? Записать соответствующие уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
FeSO4 + NaOH →
FeCl3 + NaOH →
Образовавшиеся осадки проверить на растворимость в соляной кислоте. Для этого к осадку добавить соляную кислоту (HCl) Что наблюдаем? Записать соответствующие уравнения реакций?
Fe(OH)2↓ + 2HCl →
Fe(OH)3↓ + 3HCl →
Катион Fe2+
Fe2+ с гексацианоферратом (III) калия (красной кровяной солью) K3[Fe(CN)6].
Ход анализа: В пробирку помещают 2-3 капли раствора соли катиона Fe2+ и добавляют 1-2 капли раствора соли K3[Fe(CN)6]. Что наблюдаем?
3FeSO4+ 2K3[Fe(CN)6]→ Fe3[Fe(CN)6]2 ↓ +3 K2SO4
Катион Fe3+
Fe3+ с гексацианоферратом (II) калия (желтой кровяной солью) K4[Fe(CN)6].
Ход анализа: В пробирку помещают 2-3 капли раствора соли катиона Fe3+, добавляют 1-2 капли раствора HCl, добавляют 2-3 капли раствора соли K4[Fe(CN)6]. Что наблюдаем?
4FeCl3 + K4[Fe(CN)6]→ Fe4[Fe(CN)6]3↓ +12KCl
Fe3+ с роданидом аммония (NH4CNS).
Ход анализа: В пробирку помещают 2-3 капли соли катиона Fe3+,прибавляют 4-5 капель раствора NH4CNS. Что наблюдаем? Записать соответствующие уравнения реакции.
FeCl3 +3NH4CNS → Оформление лабораторной работы.
ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.
Тема урока: Анализ катионов Fe2+;Fe3+ ΙV-ой аналитической группы.
В ΙV аналитическую группу входят катионы:
Fe2+;Fe3+;Mg2+;Mn2+;Bi3+;Sb3+;Sb5+.
Групповой реактив: NaOH.
Общие реакции: с NaOH
Ход анализа: В 2 пробирок последовательно помещают 3-4 капли солей катионов Fe2+;Fe3+ прибавляют 3-4 капли раствора NaOH. Что наблюдаем? Записать соответствующие уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
FeSO4 + 2NaOH → Fe(OH)2↓ + Na2SO4
Fe2+ + SO42- + 2Na+ + OH- → Fe(OH)2↓ + 2Na+ + SO42-
Fe2+ + OH- → Fe(OH)2↓
Наблюдение: Выпал осадок зеленого цвета, далее буреет.
FeCl3 + 3NaOH → Fe(OH)3↓ + 3NaCl
Fe3+ + 3Cl- + 3Na+ + 3OH- → Fe(OH)3↓ + 3Na+ + 3Cl-
Fe3+ + 3OH- → Fe(OH)3↓
Наблюдение: Выпал бурый осадок.
Образовавшиеся осадки проверить на растворимость в соляной кислоте. Для этого к осадку добавить соляную кислоту (HCl) Что наблюдаем? Записать соответствующие уравнения реакций?
Fe(OH)2↓ + 2HCl → FeCl2 + 2H2O
Fe(OH)3↓ + 3HCl → FeCl3 + 3H2O
Наблюдение: Все осадки растворились.
Катион Fe2+
Fe2+ с гексацианоферратом (III) калия (красной кровяной солью) K3[Fe(CN)6].
Ход анализа: В пробирку помещают 2-3 капли раствора соли катиона Fe2+ и добавляют 1-2 капли раствора соли K3[Fe(CN)6]. Что наблюдаем?
3FeSO4+ 2K3[Fe(CN)6]→ Fe3[Fe(CN)6]2 ↓ +3 K2SO4
Наблюдение: Выпал осадок синего цвета (турбуллева синь).
Катион Fe3+
Fe3+ с гексацианоферратом (II) калия (желтой кровяной солью) K4[Fe(CN)6].
Ход анализа: В пробирку помещают 2-3 капли раствора соли катиона Fe3+, добавляют 1-2 капли раствора HCl, добавляют 2-3 капли раствора соли K4[Fe(CN)6]. Что наблюдаем?
4FeCl3 + K4[Fe(CN)6]→ Fe4[Fe(CN)6]3↓ +12KCl
Наблюдение: Выпал осадок синего цвета (берлинская лазурь).
Fe3+ с роданидом аммония (NH4CNS).
Ход анализа: В пробирку помещают 2-3 капли соли катиона Fe3+,прибавляют 4-5 капель раствора NH4CNS. Что наблюдаем? Записать соответствующие уравнения реакции.
FeCl3 +3NH4CNS → Fe(CNS)3↓ + 3NH4Cl
Fe3+ + 3Cl- + 3NH4+ + 3CNS-→ Fe(CNS)3↓ +3NH4+ + 3Cl-
Fe3+ +3CNS-→ Fe(CNS)3↓
Наблюдение: Выпал осадок кроваво-красного цвета
Приложение 3.
4.2. Контроль результатов первичного запоминания: Предлагаю учащимся выполнить тестовое задание
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Тестовое задание.
Тема урока: Анализ катионов IV аналитической группы.
В основе качественного анализа лежит:
а) точное измерение объема;
б) определение состава анализируемого вещества;
в) измерение массы вещества. 2. Капельный метод проводят:
а) на фильтровальной бумаге;
б) в пробирке;
д) в конической колбе. 3. Чувствительность реакции определяют:
а) в капле раствора;
б) в 1л раствора;
в) в 5л раствора. 4. Реакции, в которых можно в определенных условиях обнаруживать один ион в присутствии других, называются:
а) частные;
б) общие;
в) специфические;
г) чувствительные. 5. Реактив, взаимодействующий с целой группой ионов:
а) специфичный;
б) селективный;
в) групповой. 6. Проведение ряда последовательных операций при выполнении анализа возможно методом:
а) дробного анализа;
б) систематического. 7. Реакции, характерные для целой группы ионов, называют:
а) аналитической реакцией;
б) частной реакцией;
в) общей реакцией;
г) специфической реакцией.
8. Реакции характерные для определенного иона или соединения, называют:
а) чувствительной реакцией;
б) общей реакцией;
в) частной реакцией;
г) аналитической реакцией. 9. Групповой реактив IV аналитической группы катионов:
а) HCl ;
б) NH4OH;
в) NaOH ;
г) BaCl2 ;
д) H2SO4. 10. При проведении специфической реакции на катион железа (II) с красной кровяной солью образуется:
а) красный осадок;
б) желтый осадок;
в) синий осадок. 11. При проведении специфической реакции на катион железа (III) с гексацианоферратом калия (II) (K4[Fe(CN)6]) наблюдают:
а) белый кристаллический осадок;
б) синий осадок;
в) красный осадок;
г) выделяется газ. 12. При добавлении роданида аммония к солям катиона железа (III) образуется:
а) синий осадок;
б) кроваво-красный осадок;
в) зеленый осадок;
г) желтый осадок.
Ключ к тестовому заданию
Тема урока: Анализ катионов IV аналитической группы.
1
б
| 2
а
| 3
а
| 4
в
| 5
в
| 6
б
| 7
в
| 8
в
| 9
в
| 10
в
| 11
б
| 12
б
|
|
|
|
Критерии оценки
12 вопросов – 5 баллов
11- 9 вопросов – 4 баллов
8 – 6 вопросов – 3 баллов
5 и менее вопросов – 2 баллов
5. Подведение итогов
5.1. Анализ работы учащихся на уроке.
5.2. Ответы на вопросы учащихся.
5.3. Сообщение оценок.
5.4. Задание на дом: конспект по химическому анализу по теме «Анализ катионов V группы», Гурвич Я.А. «Химический анализ» стр.67 – 73.
Задача.
Рассчитать сколько грамм фосфата цинка нужно взять, чтобы приготовить:
а) 250 г 10% раствора фосфата цинка;
б) 250 мл 0,2 М раствора фосфата цинка;
ЛИТЕРАТУРА
1. Гурвич Я.А. Химический анализ. - М., Высшая школа, 1985 г.
2. Крешков А.П. Основы аналитической химии. - М.,
Высшая школа, т - 1,1976 г.
3. Крешков А.П., Ярославцев А.А. Курс аналитической химии. - М.,
Химия, Т - 1, 1968 г.
4. Энциклопедия для детей. - М., Аванта, 2002 г.
Гринко Н.Л. Общая химия. - Л., Химия, 1971 г.
5. Угай Я.А. Неорганическая химия. - М., Высшая школа, 1989 г.
6. Научно-методический журнал. Химия: методика преподавания.
- М., Школьная пресса, N28, 2003 г.
7. Научно-методический журнал - Химия в школе. - М.,
Центрхимпресс, N2 1 О, 2004 г.
8. Научно-методический журнал. Химия в коле. - М.,
Центрхимпресс, N2 6, 2004 г.
9. Тикунова И.В., Артеменко А.И., Малеванный В.А.
Справочник молодого лаборанта-химика. - М.,
Высшая школа, 1985 г.
11.Шапиро С.А., Шапиро М.А. Аналитическая химия. - М.,
Высшая школа, 1971 г. |
|
|