Главная страница


Труд красит человека



НазваниеТруд красит человека
страница3/5
Дата07.04.2016
Размер0.57 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5

На  перепутье     
"Драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота..." Знакомый тип? Действительно, есть такие неугомонные натуры, которым не терпится перепробовать на себе все возможные роли. Обратный случай – вялые, инертные ребята, которые, кажется, не интересуются вообще ничем и на любое предложение заняться каким-нибудь делом реагируют одинаково: "Скукотища..." Между этими двумя полюсами - бесконечное множество вариаций с уклоном в ту или другую сторону. Что лучше - разбрасываться в надежде случайно набрести на истинное призвание или с неизменным равнодушием делать что придется? На самом деле, оба, что называется, хуже. И тем и другим необходима помощь.
Хорошо, если рядом есть надежный и, самое главное, мудрый советчик - отец или мать, родственник, друг семьи, - который откроет глаза на реальное положение вещей, поддержит морально, удержит от ошибки. Но ни один, даже самый лучший советчик, не сможет сделать того, что под силу психологу-профессионалу.

 

Как выбрать профессию - для начинающих

Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора - у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок "юный физик" и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы.

 

Если это так, то ты - счастливчик.

Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, "кем быть" и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.

Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит - это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе "как бы нравится" история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.

Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься - потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог - и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив - он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок - во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику - интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.

Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен - тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив - не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: "Какой я?", "Кто я в этом мире?", "Зачем я живу?". Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь - скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек - не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.

Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы "застенчив". Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) - исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное - интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес - вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика - ты ведь в школе не изучал ничего подобного…. Для того, чтоб не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности - как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы - это ее название…

 

Небольшой экскурс по профессиям наших родителей. Они коротко расскажут об особенностях своей работы.

 

 

Учитель:  В мире существует много различных профессий. И чтобы было легче ориентироваться в мире профессий, их условно разделили на 5 групп в зависимости от взаимоотношений человека и объекта действий( т.е. с кем или с чем работает человек определенной профессии.)Для того чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования. Попробуем  сформулировать их для каждого типа, класса, отдела и группы профессий

А теперь проведем небольшое тестирование для  изучения склонностей к различным видам человеческой деятельности.

 

Практические работы

Тест: «Выявление склонности»

Задание 1: Выявите свои склонности.

Инструкция: «Отвечая на вопрос, нужно спросить себя: «Нравится ли мне занятие, о котором говорится в вопросе?» Если скорее нравится, чем не нравится, то поставьте в соответствующей клетке один плюс, если определенно нравится – два плюса; если очень нравится – три таких плюса. Если скорее не нравится, чем нравится, - один минус, если определенно не нравится – два минуса; если очень не нравится – три. Ответы старайтесь давать быстро»

 

Нравится

 

Не нравится

Скорее нравится, чем

не нравится

Определенно

нравится

Очень нравится

Скорее не

нравится,

чем нравится

Определенно не нравится

Очень не

нравится

+

+ +

+ + +

-

- -

- - -

 

Выбор сделайте, внимательно прочитав следующие утверждения:

 

Приложение №1

1а. ухаживать за животными

1б. обслуживать машины. Приборы(следить за ними, регулировать)

2а. Помогать больным людям, лечить их

2б. Составлять таблицы, схемы, программы ЭВМ.

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, грампластинок.

3б. Следить за состоянием, развитием растений.

4а.  обрабатывать материалы ( дерево, ткань, пластмассу)

4б. доводить товары до потребителя ( рекламировать, продавать).

5а. обсуждать научно-популярную литературу, статьи.

5б. обсуждать художественную литературу, пьесы, концерты.

6а. выращивать молодняк животных какой-нибудь породы.

6б. тренировать товарищей ( или младших) в выполнении каких-либо действий ( трудовых, учебных, спортивных).

7а. копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты.

7б. управлять каким-либо грузовым (подъёмным или транспортным ) средством.

8а. отыскивать и разъяснять  людям нужные им сведениям в справочном экскурсии

8б. Художественно оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке концертов, пьес.

9а. Ремонтировать вещи, одежду, жилище.

9б. Искать и исправлять ошибки в тексте, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных.

10б. Выполнять вычисления, расчёты.

11а. Выводить новые сорта растений.

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий.

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми,

убеждать, разъяснить, поощрять.

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах

(проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.

13б.  Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы.

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях.

15а. Составлять точные описания, отчёты о наблюдаемых явлениях.

15б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые).

16а. Делать лабораторные анализы в больницах.

16б.Принимать, осматривать больных, беседовать с ними , назначать лечения.

17а. Красить или расписывать стены помещений либо поверхности изделий.

17б. Осуществлять монтаж зданий, сборку машин, приборов.

18а. Организовать культпоходы сверстников или младших, экскурсии, походы и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия, строить здания.

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

20а. Вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада.

20б. Работать на клавишных машинах: пишущей машинке, телетайпе, наборной машине.


 Лист ответов

1

2

3

4

5












































































10а














10б









11а




11б




12а




12б




13а




13б




14а




14б




15а




15б




16а




17б




16б




19б




17а




20а




19а




18а




20б




18б



1   2   3   4   5