Главная страница


Труд красит человека



НазваниеТруд красит человека
страница4/5
Дата07.04.2016
Размер0.57 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5

2. Нужно обработать результаты: подсчитать, сколько всего плюсов и минусов в каждом столбике

3. Анализ результатов:

1)каждый столбик соответствует одному из типов труда:

1 – «человек-природа»

2 – «человек – техника»,

3 – «человек – человек»,

4 – «человек – знаковые системы»,

5 – «человек – художественный образ».

2)Наибольший результат плюсов свидетельствует о склонности, предпочтении вида труда.

Если два вида труда предпочтительны, то говорят о профессии, которая лежит на стыке двух видов труда, например,

профессия врача – «человек – человек» и «человек – природа»;

профессия дизайнера - «человек – техника» и  «человек – художественный образ».

3)Теперь можно скорректировать результат, для чего из количества плюсов в каждом столбике вычитается соответствующее количество минусов. Затем анализ повторяется, как на первом этапе. Если результаты в большинстве столбиков почти одинаковые, то ясно: склонности не выявлены и предпочтения к отдельным видам профессий нет.

 

ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЧЕЛОВЕКУ

Профессии типа «человек — техника» (Т). Особенность технических объектов этого типа в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Нужна и высокая исполнительская дисциплина, аккуратность. Последние качества важны, конечно, везде, но в технике с ее точностью, дробным делением труда им уделяется особое внимание. Техника как предмет труда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества. Поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия успеха в данной области, причем изобретать можно необязательно новые продукты труда, но и способы работы.

 

Профессии типа «человек — человек» (Ч). Главное содержание труда в них сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит, не ладится и работа. Поэтому существенное значение имеет умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях. Вот краткий перечень личных качеств, которые очень важны при работе по профессии этого типа: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении; способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях; хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей; умение находить общий язык с разными людьми; терпение. Конечно, только перечисленных выше качеств недостаточно для успешной деятельности по профессиям и специальностям рассматриваемого типа. Необходима хорошая специальная подготовка для работы в конкретной области производства, науки, техники, искусства.

 

Профессии типа «человек—природа» (П). Представителей этой профессии объединяет одно очень важное качество – любовь к природе. Но любовь не созерцательная, которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная, связанная с познанием ее законов и применением их. Поэтому, выбирая профессию данного типа, очень важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к мастерской, где вы будете работать, или как к месту отдыха, где хорошо погулять, подышать свежим воздухом. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы развиваются без всяких выходных и праздников, так что специалисту необходимо всегда быть готовым к непредвиденным событиям, очень много сведений приходится держать в уме. Необходимо также обладать дальновидностью, чтобы предвидеть возможные изменения в объектах труда- Важны инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Изменчивые условия труда требуют от работника творческого мышления.

 

Профессии типа «человек — знаковая система» (3). Мы встречаемся со знаками чаще, чем обычно представляем себе. Это и цифры, и коды, и условные знаки, естественные или искусственные языки, и чертежи. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому

специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, обозначенных теми или иными знаками, а с другой — представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Другими словами, нужно обладать хорошо развитым абстрактным мышлением и воссоздающим воображением. А учитывая, что знаки сами по себе часто имеют малозаметные различия, необходимы такие качества в работе с ними, как сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость.

 

Профессии типа «человек—художественный образ» (X). Важнейшие требования, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью человека,— наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление. И конечно, трудолюбие. Наблюдения за конечным результатом часто создает обманчивое представление о легкости самого процесса труда. Между тем надо помнить, что за внешним эффектом стоит напряженная многочасовая ежедневная работа.

Работник искусства должен иметь реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее, чем заслуживаешь), чтобы получать удовлетворение от своего труда, быть целеустремленным.

 

 

Тест: «Выявление интересов»

Задание 2. Выявите свои интересы.

Инструкция. Необходимо ответить на все вопросы прилагаемой далее анкеты, не пропуская ни одного. Если вам очень нравится заниматься тем, о чем говорится в вопросе, то в клеточке на листе ответов, обозначенной тем же номером, что и вопрос анкеты, нужно поставить, например, два плюса; если просто нравится—один плюс; равнодушны, не знаете—нуль; если не нравится — один минус.

Подсчитав по каждой колонке (по вертикали) сумму плюсов, вы можете выяснить область, в которой расположены ваши интересы (там, где будет получено максимальное число плюсов):

I—физика, II — математика, III —электрорадиотехника. IV— техника, V — химия, VI — биология и сельское хозяйство, VII — медицина, VIII—география и геология, IX—история, Х— физиология, журналистика, XI - искусство, XII — педагогика, XIII—труд в сфере обслуживания, XIV—военное дело, XV— спорт.

Степень устойчивости интересов определите по количеству плюсов в горизонтальных колонках анкеты. Если их количество максимально в 1—2-х колонках, значит, у вас есть желание ознакомиться с той или иной областью знаний, деятельности; если в 3—4-х колонках — у вас есть стремление к более глубокому изучению, познанию предмета интересов; если в 5—6-х колонках —вы приступили к активным практическим занятиям в данной области, интересы переросли в склонности.

 

Лист ответов

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

XIII

XIV

XV

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

 

 

Приложение №2

Анкета интересов

Любите ли вы? Нравится ли вам?

1. Читать книги типа «Занимательная физика», «Физики шутят».

2. Читать книги типа «Занимательная математика», «Математические досуги».

3. Знакомиться в научно-популярных журналах с достижениями в области радиотехники.

4. Читать технические журналы «Юный техник», «Техника —молодежи »-

5. Читать об открытиях в химии, о жизни и деятельности выдающихся химиков.

6. Читать о жизни растений и животных.

7. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах, о достижениях в области медицины.

8. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам.

9. Читать книги об исторических личностях и событиях.

10. Читать произведения классиков мировой литературы.

11. Интересоваться историей развития искусства, слушать оперную, симфоническую, джазовую музыку.

12. Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя, вожатого).

13. Интересоваться искусством кулинарии, моделирования одежды, конструирования мебели.

14. Читать книги о войнах и сражениях.

15. Читать спортивные газеты, журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменах.

16. Интересоваться научно-популярной литературой о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков.

17. Читать научно-популярную литературу о математических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся математиков.

18. Выяснять устройство электро- и радиоприборов.

19. Посещать технические выставки или слушать (смотреть) передачи о новинках техники.

20. Находить химические явления в природе, проводить опыты

по химии, следить за ходом химических реакций.

21. Изучать ботанику, зоологию, биологию.

22. Знакомиться с особенностями строения и функционирования человеческого организма.

23. Узнавать об исследованиях новых месторождений полезных ископаемых.

24. Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом.

25. Читать литературно-критические статьи,

26. Обсуждать кинофильмы, театральные постановки, художественные выставки.

27. Обсуждать вопросы воспитания детей и подростков, узнавать, как можно помочь кому-нибудь из друзей, одноклассников, младших исправить свое поведение.

28. Заботиться об уюте в доме, в классе, школе, приводить в порядок свое помещение.

29. Знакомиться с военной техникой.

30. Ходить на матчи и спортивные состязания.

31. Проводить опыты по физике.

32. Решать математические задачи.

33- Разбираться в схемах радиоаппаратуры.

34. Читать технические чертежи и схемы.

35. Готовить растворы, взвешивать реактивы.

36. Работать в саду, на огороде, ухаживать за растениями, животными.

37. Изучать причины возникновения разных болезней.

38- Собирать коллекцию минералов.

39. Изучать историю возникновения народов и государств.

40. Изучать иностранные языки.

41. Декламировать, петь, выступать на сцене.

42. Читать книги малышам, помогать им что-нибудь делать,

рассказывать им сказки.

43. Шить, вязать, вышивать, готовить пищу, изготовлять, совершенствовать или ремонтировать домашние бытовые приборы и устройства, мебель и т. п.

44- Принимать участие в военизированных походах.

45. Играть в спортивные игры.

46. Заниматься в физическом кружке.

47. Заниматься в математическом кружке.

48. Исправлять электроприборы и повреждения в электросети.

49. Собирать и ремонтировать различные механизмы.

50. Заниматься в химическом кружке (изучать факультатив по химии).

51. Заниматься в биологическом кружке.

52. Знакомиться с работой медсестры и врача.

53. Составлять геологические и географические карты.

54. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры, участвовать в археологических экспедициях.

55. Письменно излагать свои мысли, наблюдения, вести дневник.

56. Заниматься в драматическом кружке.

57. Объяснять товарищам, как выполнять учебные задания,

если они испытывают в них затруднения.

58. Оказывать людям различные услуги (починить обувь, сделать фотографию, помочь красиво уложить волосы и т. п.).

59- Участвовать в военных играх и походах.

60. Принимать участие в спортивных соревнованиях.

61. Участвовать в физических олимпиадах.

62. Участвовать в математических конкурсах, олимпиадах.

63. Собирать и ремонтировать радиоприборы.

64. Делать модели самолетов, планеров, кораблей или какие-либо иные конструкции.

65. Участвовать в химических олимпиадах.

66. Участвовать в биологических олимпиадах.

67. Ухаживать за больными.

68- Помогать старшим или самим производить топографическую съемку местности.

69. Выступать с сообщениями по истории, заниматься в историческом (или археологическом) кружке.

70. Заниматься в литературном или лингвистическом кружке.

71. Играть на музыкальных инструментах, рисовать, резать по дереву.

72. Выполнять работу отрядного вожатого.

73. Заботиться об экономии семейного бюджета.

74. Быть организатором (командиром) в играх и походах.

75. Заниматься в спортивной секции.

76. Выступать с докладами о новых физических открытиях, организовывать конкурсы КВН по физике.

77. Организовывать математические конкурсы.

78. Заниматься в радиокружке.

79. Принимать участие в организации технических выставок, смотров технического творчества, самим в них участвовать.

80. Принимать участие, помогать старшим в организации вечера типа «Химия вокруг нас».

81. Проводить опытническую работу по биологии.

82. Заниматься в кружке санитаров.

83- Участвовать в географических или геологических экспедициях.

84. Принимать участие в организации походов по родному краю

с целью его изучения, самим в них участвовать.

85. Писать сценарии литературных вечеров, организовывать литературные юбилеи, праздники.

86. Принимать участие в конкурсах, олимпиадах художественной самодеятельности.

87. Организовывать игры и праздники для детей, создавать тимуровские команды.

88. Готовить еду во время походов или оборудовать походную стоянку всем необходимым для участников похода, фотографировать, печатать фотоснимки.

89. Изучать военное дело.

90. Тренировать младших в секциях, спортивных командах.

 

Учитель: Анализируем наши результаты. Каждый ученик определяет для себя свои склонности, предпочтение вида труда, к каким группам их можно отнести.

 

Проанализируйте профессию, которую, возможно, вы уже выбрали или только склоняетесь к выбору. Ответьте на 9 вопросов честно и серьёзно. Напишите свои аргументы в пользу выбранной профессии, а потом посмотрите на них со стороны, как будто вас убеждает кто-то другой. Отнеситесь к тексту критически, действительно ли выбор обоснован. Видны ли в нём знания профессии, оценка своих возможностей? Попробуйте покритиковать текст, может быть даже переубедить «собеседника». И не поддавайтесь эмоциям, при решении таких важных задач они бывают неподходящими помощниками. Если вы ответите серьёзно на вопросы, я думаю, это поможет вам в профессиональном выборе.

1. Какое значение имеет данная профессия для общества?

2. Какой труд - автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется?

3. Назовите объект труда, конечный результат работы.

4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда.

5. Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии.

6. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?

7. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания?

8. Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии?

9. Где можно её получить?

 

Учитель: Я предлагаю двум ребятам подойти к доске и написать в колонку одному положительные качества профессии, стать на минутку оптимистом, другому - все отрицательные качества профессии, отнестись к данной профессии достаточно скептически. А вы, ребята, также попытайтесь помочь им. Итак, к примеру, очень популярная в наше время профессия журналиста. Проверим, насколько реально мы можем её оценить, каков уровень осведомлённости о ней.

Оптимист:

работа имеет огромное общественное значение;

высокая зарплата;

встреча с интересными людьми;

командировки, дающие возможность многое увидеть;

использование современной техники.

Скептик:

трудности, связанные с устройством на работу;

частые командировки, осложняющие личную жизнь;

трудности получения образования (например, наличие печатных работ);

большая ответственность;

нервные перегрузки;

ненормированный рабочий день;

постоянное общение с людьми.

 

 

Приложение №3

Тест «Профпригодность»

Итак, с выбором мы как будто немного прояснили ситуацию. Теперь давайте проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на следующие вопросы:

1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:

а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;

в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего:

а) в одиночку;

б) с семьёй или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...

 

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.

 

Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

 

Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!

 

Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории.

 
1   2   3   4   5