| № п/п
 
 | Изучаемый раздел,
 
 тема учебного материала
 
 | Кол-во часов
 
 | Планируемые результаты
 
 | Контрольно-измерительные материалы
 
 | Календарные сроки
 
 | 
  | Раздел 1. ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (5 часов)
 
 
 | 
  | 1
 
 | Введение
 
 | 1
 
 | Знать:
 
 - что такое тело, при родное явление; вещество; свойства твердых, жидких и газообразных веществ; энергия;
 
 - роль Солнца как главного источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека на Земле.
 
 Уметь:
 
 - применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений;
 
 - различать твердые тела, жидкости и газы;
 
 - пользоваться бытовыми приборами для взаимопревращения воды, льда и пара
 
 | Текущий контроль (устный опрос)
 
 | 
 
 
 | 
  | 2
 
 | Тела и вещества
 
 | 1
 
 | Текущий контроль (устный опрос, с. 4, вопросы)
 
 | 
 
 
 | 
  | 3
 
 | Из чего сострит вещество?
 
 | 1
 
 | Текущий контроль (лабораторная работа «Смеси»)
 
 | 
 
 
 | 
  | 4
 
 | Что такое энергия?
 
 | 1
 
 | Текущий контроль (тест 1)
 
 | 
 
 
 | 
  | 5
 
 | Превращение энергии
 
 | 1
 
 | Текущий контроль (письменный опрос, с. 14, №2)
 
 | 
 
 
 | 
  | Раздел 2. ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ (6 часов)
 
 | 
  | 6
 
 | Где обитают живые организмы?
 
 | 1
 
 | Знать:
 
 - что такое биосфера;
 
 - начальные сведения о круговороте веществ;
 
 - значение кислорода для дыхания живых организмов и человека.
 
 Уметь:
 
 - приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
 
 - выделять звенья круговорота веществ;
 
 - классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ
 
 Знать:
 
 - что такое биосфера;
 
 - начальные сведения о круговороте веществ;
 
 - значение кислорода для дыхания живых организмов и человека.
 
 Уметь:
 
 - приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
 
 - выделять звенья круговорота веществ;
 
 - классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ
 
 | Текущий контроль (устный опрос)
 
 | 
 
 
 | 
  | 7
 
 | Большой круговорот веществ
 
 | 1
 
 | Текущий контроль (тест 2)
 
 | 
 
 
 | 
  | 8
 
 | Живые участники круговорота веществ
 
 
 | 1
 
 | Текущий контроль
 
 (устный опрос, с. 27, вопросы)
 
 | 
 
 
 | 
  | 9
 
 | Путешествие веществ через организм
 
 | 1
 
 | Текущий
 
 контроль
 
 (письменный опрос, с. 31, № 5, 6)
 
 | 
 
 
 | 
  | 10
 
 | Обмен веществ
 
 в организме. Горение и дыхание
 
 | 1
 
 | Текущий контроль
 
 (устный опрос, с. 31, вопросы)
 
 | 
 
 
 | 
  | 11
 
 | Как живые организмы запасают энергию Солнца?
 
 | 1
 
 | Текущий контроль (письменный опрос, с. 35, № 2, 3)
 
 | 
 
 
 | 
  | Pаздeл 3. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЖИВОЙ ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ (10 часов)
 
 | 
  | 12
 
 | Жизнь экосистемы
 
 | 1
 
 | Знать:
 
 - основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы,
 
 бактерии, воздух, вода, почва);
 
 - об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и
 
 их специфике;
 
 - что такое почва и какова ее роль в плодородии.
 
 Уметь:
 
 - выделять цепи питания в экосистемах;
 
 - определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам
 
 Знать:
 
 - основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);
 
 - об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике;
 
 - что такое почва и какова ее роль в плодородии.
 
 Уметь:
 
 - выделять цепи питания в экосистемах;
 
 - определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам
 
 | Текущий контроль (устный опрос)
 
 | 
 
 
 | 
  | 13
 
 | Почва - важнейшая часть экосистемы
 
 | 1
 
 | Текущий контроль
 
 (тест 3)
 
 | 
 
 
 | 
  | 14
 
 | Экосистема озера
 
 | 1
 
 | Текущий контроль (устный опрос, с. 47, вопросы)
 
 | 
 
 
 | 
  | 15
 
 | Экосистема болота
 
 | 1
 
 | Текущий контроль (письменный опрос. Карточки 1, 2,3,4,5)
 
 | 
 
 
 | 
  | 16
 
 | Экосистема луга
 
 | 1
 
 | Текущий контроль
 
 (устный опрос, с. 55, вопросы)
 
 | 
 
 
 | 
  | 17
 
 | Деревья - главные производители экосистемы
 
 леса
 
 | 1
 
 | Текущий контроль
 
 (самостоятельная работа 1 «Деревья, кустарники, травы»)
 
 | 
 
 
 | 
  | 18
 
 | Потребители и разрушители
 
 лесной экосистемы
 
 | 1
 
 | Текущий контроль
 
 (письменный опрос, тест 4)
 
 | 
 
 
 | 
  | 19
 
 | Как природа залечивает раны?
 
 | 1
 
 | Знать:
 
 - основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);
 
 - об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике;
 
 - что такое почва и какова ее роль в плодородии.
 
 Уметь:
 
 - выделять цепи питания в экосистемах;
 
 - определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам
 
 | Текущий контроль (устный опрос, с. 65, вопросы)
 
 | 
 
 
 | 
  | 20
 
 | Экосистема поля
 
 
 | 1
 
 | Текущий контроль (лабораторная работа 1 «Культурные растения»)
 
 | 
 
 
 | 
  | 21
 
 | Аквариум - маленькая искусственная экосисте-
 
 ма
 
 | 1
 
 | Текущий контроль (графическая работа
 
 | 
 
 
 | 
  | Pаздeл 4. ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (13 часов)
 
 | 
  | 22
 
 | Растения - производители
 
 | 1
 
 | Знать основные группы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии.
 
 Уметь:
 
 - проводить наблюдения за растениями
 и животными;
 
 - объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам
 
 | Текущий контроль (письменный опрос. Карточки 6, 7, 8, 9)
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 23
 
 | Клетки - маленькие лаборатории
 
 | 1
 
 | Текущий контроль (лабораторная работа 2 «Части растений под микроскопом»)
 
 | 
 
 
 | 
  | 24
 
 | Животные маленькие и большие
 
 | 1
 
 | Знать основные группы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные,
 
  пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии.
 
 Уметь:
 
 - проводить наблюдения за растениями
 
 и животными;
 
 - объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам
 
 | Текущий контроль (устный опрос)
 
 | 
 
 
 | 
  | 25
 
 | Маленькие рыцари
 
 
 | 1
 
 | Текущий контроль (письменный опрос, с. 14, № 3,4)
 
 | 
 
 
 | 
  | 26.
 
 | Первый шаг
 
 из моря на сушу
 
 | 1
 
 | Текущий контроль (устный опрос, с. 20, вопросы)
 
 | 
 
 
 | 
  | 27
 
 | На суше - как дома
 
 | 1
 
 | 
 
 Знать основные группы растений (хвойные, цветковые),
 
 животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкаю
 
 щиеся, птицы, звери), грибы и бактерии.
 
 Уметь: - проводить наблюдения за растениями и животными;
 
 - объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам
 
 | Текущий контроль (устный опрос, с. 25, вопросы)
 
 | 
 
 
 | 
  | 28
 
 | Пернатые изобретатели
 
 | 1
 
 | Текущий контроль (устный опрос)
 
 | 
 
 
 | 
  | 29
 
 | Наши братья
 
 | 1
 
 | Текущий контроль (устный опрос, с. 36, вопросы)
 
 | 
 
 
 | 
  | 30
 
 
 | Осторожно, животные!
 
 | 1
 
 | Текущий контроль
 
 (тест 5)
 
 | 
 
 
 | 
  | 31
 
 | Прирожденные разрушители
 
 | 1
 
 
 | 
 
 Знать основные группы растений (хвойные, цветковые),
 
 животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии.
 
 Уметь:
 
 - проводить наблюдения за растениями и животными;
 
 - объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам
 
 | Текущий контроль (письменный опрос, с. 47, № 4, 5, 6)
 
 | 
 
 
 | 
  | 32
 
 | «Юные химики»
 
 
 | 1
 
 | Текущий
 
 контроль (лабораторная работа 3 «Бактерии под микроскопом»)
 
 | 
 
 
 | 
  | 33
 
 | Как нам жить?
 
 
 | 1
 
 '
 
 | Текущий
 
 контроль (устный опрос, с. 55, вопросы)
 
 | 
 
 
 | 
  | 34
 
 | Экскурсия в природу «Природа и человек»
 
 | 1
 
 | Текущий контроль
 
 (устный опрос)
 
 | 
 
 
 | 
  | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 
 Раздел 5. ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА В ПОТОКЕ ВРЕМЕНИ (4 часа)
 
 | 
  | 35
 
 | Живая связь времен
 
 | 1
 
 | 
 
 Знать понятия: родословное дерево,
 
 Родина, государство, общество, закон, эра, христианство.
 
 Уметь:
 
 - строить свое родословное древо, вести счет времени по векам и
 
 эрам;
 
 - определять последовательность исторических событий
 
 | Текущий контроль (устный опрос, с. 7, вопросы 1-4)
 
 | 
 
 
 | 
  | 36
 
 | Как люди считают время?
 
 | 1
 
 | Текущий
 
 контроль (письменный опрос, с. 3, №6-тетрадь)
 
 | 
 
 
 | 
  | 37
 
 | С чего начинается Родина?
 
 | 1
 
 | Текущий контроль (устный опрос, с. 17, вопросы 1-6)
 
 | 
 
 
 | 
  | 38
 
 | Память о прошлом
 
 | 1
 
 | Текущий контроль (письменный опрос, с. 6, №11-тетрадь)
 
 | 
 
 
 | 
  | Раздел 6. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IХ-ХIII ВЕКА (5 часов)
 
 | 
  | 39
 
 | Когда на Руси
 
 появилось государство?
 
 | 1
 
 | 
 
 Знать понятия: ислам и христианство, храм, икона, монах, монастырь, летописи, князь, хан, Золотая Орда.
 
 Уметь:
 
 - ориентироваться в образной исторической карте
 
 - определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Древней Руси;
 
 - различать следы исторического прошлого в современной действительности
 
 | Текущий
 
 контроль
 
 (тест 1)
 
 | 
 
 
 | 
  | 40
 
 | «За землю Рус-
 
 скую!»
 
 | 1
 
 | Текущий контроль (письменный опрос; карточки 1,
 
 2, 3, 4, 5)
 
 | 
 
 
 | 
  | 41
 
 | Древняя Русь -
 
 страна городов
 
 | 1
 
 | Текущий контроль (схемы-сравнения городов Древней Руси)
 
 | 
 
 
 | 
  | 42
 
 | «Золотые ворота» в Древнюю Русь
 
 | 1
 
 | Текущий контроль (устный опрос, с. 53, вопросы 1-5)
 
 | 
 
 
 | 
  | 43
 
 | «Слово о погибели Русской земли»
 
 | 1
 
 | Текущий контроль (устный опрос)
 
 | 
 
 
 | 
  | Pаздeл 7. ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. XIV-XVII ВЕКА (5 часов)
 
 | 
  | 44
 
 | От Древней Руси
 
 к единой России
 
 | 1
 
 | 
 Знать понятия: великий государь, царь.
 
 Уметь:
 
 - ориентироваться в образной исторической карте;
 
 - определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской
 
 истории: времена Московского государства;
 
 - различать следы исторического прошлого в современной
 
 действительности
 
 
 
 | Текущий контроль (устный опрос, с. 7, вопросы 1-5)
 
 | 
 
 
 | 
  | 45
 
 | Земля и люди
 
 Московского государства
 
 | 1
 
 | Текущий контроль
 
 (тест 2)
 
 | 
 
 
 | 
  | 46
 
 | Москва златоглавая
 
 | 1
 
 | Текущий контроль (письменный опрос;
 
 карточки 6,7,8,9)
 
 | 
 
 
 | 
  | 47
 
 | «Хуже грозного
 
 царя только междуцарствие»
 
 | 1
 
 | Текущий контроль
 
 (устный опрос, с. 25, вопросы 1-5)
 
 | 
 
 
 | 
  | 48
 
 | Смутное время. Становление новой династии
 
 | 1
 
 | Тематический
 
 контроль
 
 | 
 
 
 | 
  | Раздел 8. ВРЕМЕНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ХIII. НАЧАЛО XX ВЕКА (7 часов)
 
 | 
  | 49
 
 | Петр Великий
 
 | 1
 
 | Знать понятия: император, чиновники, крепостное право.
 
 Уметь:
 
 - ориентироваться в образной исторической карте;
 
 - определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Московского государства
 
 | Текущий контроль
 
 (устный опрос,
 
 с. 31, вопросы
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 50
 
 | Эпоха преобразований
 
 | 1
 
 | Тематический контроль (тест 3)
 
 | 
 
 
 | 
  | 51
 
 | Власть и народ Российской империи
 
 | 1
 
 | 
 
 Знать понятия: император, чиновники, крепостное право.
 
 Уметь:
 
 - ориентироваться в образной исторической карте;
 
 - определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Московского государства;
 
 - различать следы исторического прошлого в современной действительности
 
 | Текущий контроль (письменный опрос,
 
 с. 27, №50-тетрадь)
 
 | 
 
 
 | 
  | 52
 
 | Как Россия у Европы «училась»
 
 | 1
 
 | Текущий контроль (графическая работа)
 
 | 
 
 
 | 
  | 53
 
 | «Гроза двенадцатого года»
 
 | 1
 
 | Текущий контроль (устный опрос, с. 44, вопросы 1-5)
 
 | 
 
 
 | 
  | 54
 
 | Отечественная
 
 война 1812 года
 
 | 1
 
 | Тематический контроль (графическая работа «Личности войны 1812 г.»)
 
 | 
 
 
 | 
  | 55
 
 | Император- освободитель
 
 | 1
 
 | Текущий контроль (устный опрос)
 
 | 
 
 
 | 
  | Pаздeл 9. ВРЕМЕНА СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР. 1917-1991 ГОДЫ (5 часов)
 
 | 
  | 56
 
 | Россия в огне
 
 | 1
 
 | 
 
 Знать понятия: революция, Гражданская война, советы, коммунистическая партия, СССР.
 
 Уметь:
 
 - ориентироваться в образной исторической карте;
 
 - определять последовательность исторических событий,
 по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской
 
 истории: времена советской России и СССР;
 
 - различать следы исторического прошлого в современной действительности
 
 | Текущий контроль (устный опрос, с. 12, вопросы 1-5)
 
 | 
 
 
 | 
  | 56
 
 | Россия в огне
 
 | 1
 
 | Текущий контроль (тест 4)
 
 | 
 
 
 | 
  | 58
 
 | «Вставай, страна огромная...»
 
 | 1
 
 | Текущий контроль
 
 (устный
 
 опрос)
 
 | 
 
 
 | 
  | 59
 
 | Великая Отечественная война
 
 | 1
 
 | Тематический контроль (самостоятельная работа)
 
 | 
 
 
 | 
  | 60
 
 | «Через тернии к звездам»
 
 | 1
 
 | Текущий контроль (письменный опрос; карточки 10,11,12, 13, 14)
 
 | 
 
 
 | 
  | Раздел 10. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (10 часов)
 
 | 
  | 61
 
 | В каком государстве мы живем?
 
 | 1
 
 | Знать понятия: СНГ, демократия, конституция, гражданин. Президент, Государственная Дума, символы государства, федерация, государственные праздники.
 
 Уметь:
 
 - ориентироваться в образной исторической карте;
 
 - определять последовательность исторических событий, по
 
 некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской
 
 истории: современная Россия.
 
 | Текущий контроль (устный опрос, с. 9, вопросы
 
 1-5)
 
 | 
 
 
 | 
  | 62
 
 | Я - гражданин
 
 России!
 
 | 1
 
 | Текущий контроль (устный опрос, с. 12, вопросы 1-8)
 
 | 
 
 
 | 
  | 63
 
 | Власть народа
 
 | 1
 
 | Текущий
 
 контроль (тест 5)
 
 | 
 
 
 | 
  | 64
 
 | Кто в государстве самый главный?
 
 | 1
 
 | Знать понятия: СНГ, демократия, конституция, гражданин, Президент, Государственная Дума, символы государства, федерация, государственные праздники.
 
 Уметь:
 
 - ориентироваться в образной исторической карте;
 
 - определять последовательность исторических событий,
 
 по некоторым отдельным признакам
 
 отличать эпохи российской истории: современная Россия
 
 | Текущий контроль (письменный опрос, с. 46, №82-тетрадь)
 
 | 
 
 
 | 
  | 65
 
 | Народы России
 
 | 1
 
 | Текущий контроль
 
 (графическая работа «Народы России»)
 
 | 
 
 
 | 
  | 66
 
 | Наш общий дом
 
 | 1
 
 | Текущий контроль (устный опрос,
 
 с. 30, вопросы 1-5)
 
 | 
 
 
 | 
  | 67
 
 | Сокровища российской культуры
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | Текущий контроль
 
 (устный опрос)
 
 | 
 
 
 | 
  | 68
 
 | Наши праздники
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | Текущий контроль
 
 
 | 
 
 
 |