|
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва. Москва, издательский центр «Вентана -граф» 2012 г. (алгоритм успеха) План-конспект урока русского языка
Учитель: Вялова Елена Геннадьевна
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 29» г. Астрахани
Должность: учитель русского языка и литературы.
Предмет: русский язык.
Класс: 5 класс.
Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи».
Базовый учебник: Русский язык. 5кл.
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва. Москва, издательский центр «Вентана –Граф» 2012 г. (алгоритм успеха)
Цель урока:
- обобщить знания учащихся об имени прилагательном и научить применять их на практике, выявлять орфограммы в прилагательных, отработать умение определять синтаксическую роль прилагательных; развивать умение использовать имена прилагательные в речи.
Задачи урока:
Обучающая: отрабатывать навыки правописания падежных окончаний прилагательных и правописания кратких прилагательных с основой на шипящий; о- е после шипящих в окончаниях прилагательных , пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову, к богатству родного языка.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы работы: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Техническое оборудование: компьютер с подключением к сети Интернет, экран, проектор.
Структура и ход урока.
Этапы урока
| Цель этапа
| Действия учителя
| Действия обучающихся
| Планируемый результат
|
| Личностные
| Предметные
| Метапредметные
| Огранизационный момент
| Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
| Слайд №1
Создание ситуации для психологического настроя на урок.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
| Оценивают свою готовность и настрой на работу.
| Самооценка готовности к уроку. Положительное отношение к уроку
| Учебно- познавательный интерес к данному уроку.
| Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
| Актуализация знаний
| Повторение изученного материала, подготовка к практической работе, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока
| Слайд №2
Слово учителя:
- Cегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит расследовать дело об исчезновении.
-Уважаемые коллеги, наше агентство получило срочное секретное сообщение: в стране Морфологии случилось ужасное ЧП – пропала важная часть речи. Наша задача – отыскать и вернуть её, иначе жизнь в стране станет серой и безрадостной. Вот приметы пропавшей части речи (работа с эпиграфом):
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветьем дивных слов легко определю я!
- Кто догадался, какую часть речи нам предстоит отыскать?
- Верно, это прилагательное.
Запишите тему урока: «Прилагательное как часть речи».
| Формулируют тему и цели урока.
| Проявление познавательной активности.
| Повторение понятия эпиграф,
определение части речи по указанным в эпиграфе признакам.
| Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Развитие умения анализировать.
| Постановка проблемы
| Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.
| Слово учителя :
- К какому разделу лингвистики относится прилагательное?
Что он изучает?
К какой группе частей речи относится прилагательное?
Прилагательное – это?
Итак, какая цель стоит сегодня перед нами?
(повторить и обобщить знания, полученные при изучении темы «Имя прилагательное»)
Слайд № 5
| Отмечают, что прилагательные относятся к разделу морфологии, который изучает части речи, их морфологические признаки.
Формулируют цель урока.
| Самостоятельная формулировка темы и цели урока
| Усвоение лингвистических терминов
| Развитие умения постановки познавательной цели с помощью учителя.
Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
| Выполнение практической работы
| Продолжить формирование орфографической, орфоэпической зоркости
Формирование умения правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий, графически обозначать условия выбора правильного написания
Формирование умения отличать прилагательные от омонимичных частей речи.
Закрепление умения правильного написания гласных о – е в суффиксах и окончаниях имен прилагательных.
Совершенствовать орфоэпические и орфографические навыки.
Совершенствовать навыки синтаксического разбора простого предложения.
| - В ходе расследования были обнаружены следы исчезнувшей части речи, но отпечатки, увы, оказались нечеткими. Ваша задача – восстановить улики.
Работа со взаимопроверкой.
1вариант (базовый уровень):
Запишите словосочетания, согласуя прилагательные с существительными, графически выделите окончания.
Свеж.. трава, мелк.. дождь. хмур.. небо, интересн.. книга, в голуб.. дали, надежн.. друг, пуист.. облака, верн.. подруге, в зимн.. пальто, спел.. помидор.
2 вариант (базовый уровень):
Запишите словосочетания, раскрывая скобки, составьте морфологический «портрет» данных прилагательных.
- Что значит составить морфологический «портрет»?
(указать род, число, падеж прилагательных)
С (хороший) товарищем, о (ловкий) спортсмене, за (меткий) стрелком, о (младшая) сестре, об (опасный) наводнении, (хвойный) дерево, (длинный) веревка,
со (строгий) учителем,(теплый) молоко, (морозный) ночью.
3 вариант (повышенный уровень):
Составьте и запишите словосочетания, в случае затруднения обращайтесь к орфографическому словарю.
Кофе (горячий), пюре (картофельный), эмаль (голубой), тюль (красивый), эскимо (сладкий), туш (черный), шинель (солдатский), такси (свободный), мозоль (больной), (новый) кафе.
- Что помогло вам справиться с заданием? Сделайте вывод о правописании падежных окончаний имен прилагательных.
4 вариант (повышенный уровень):
Выполните интерактивный тест №1) https://school-collection.edu.ru/catalog/res/350bd595-d5ca-4a63-8195-c71b46d13391/view/
Предлагает вниманию учащихся интерактивную таблицу № 2 «Правописание падежных окончаний прилагательных». . https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ce32f345-16fe-4e28-a39c-5bea2f621246/%5BIS-TA_05-11_03%5D_%5BIA_09-AT%5D.swf
-Есть ли в таблице что- то для вас новое?
Слово учителя.
- Молодцы, ребята, вы потрудились на славу, составляя морфологический «портрет» прилагательного, но наше расследование продолжается.
Работа в группах.
Задание для 1 группы (базовый уровень):
- Один из свидетелей утверждает, что видел Прилагательное среди других жителей Морфологии. Их основа тоже оканчивается на шипящую, поэтому трудно отличить друг от друга.
Давайте поможем нашему очевидцу.
Вы должны отыскать прилагательные и распределить данные слова в колонки, решая орфографические задачи.
Паху.., у рощ.., жгуч.., меч.., скрипуч.., береч.., ландыш.., из-за ту..ч, могуч…, реч.., мимо луж.., испеч.., около дач.., шипуч.., камыш.., ночь.
Ответьте на вопрос:
- Почему у свидетеля возникли сомнения?
- По какому принципу классифицировали слова?
Индивидуальное задание №3 (повышенный уровень):
Выполнить задание электронного учебного модуля практического типа «Краткие прилагательные. Правописание ь после шипящих». https://fcior.edu.ru/card/23764/kratkie-prilagatelnye-pravopisanie--posle-shipyashih.html
Индивидуальное задание (высокий уровень):
Определите, к какой части речи относятся слова левого и правого столбика. Составьте с данными словосочетаниями предложения:
гостиная комната - уютная гостиная
столовая посуда - школьная столовая
дежурный ученик - новый дежурный
военный летчик - опытный военный
Ответьте на вопрос:
- Как называется процесс перехода прилагательных в существительные?
Слайд № 6
Задание для 2 группы ( базовый уровень).
- Другой свидетель утверждает, что видел Прилагательное в государстве Морфемики между суффиксов и окончаний. Оно никак не могло выбрать, что ему больше подойдёт: о или ё. Помогите прилагательному определиться с выбором.
- Распределите слова в две колонки, обоснуйте свое решение.
Больш..го, чуж..го, хорош..го, пригож..го, на свеж..м, в дремуч..м, колюч..го, лежач..го, линючего, еж..вый, перц..вый, холщ..вый, ситц..вый, плюш..вый, глянц..вый.
Задание для 3 группы (повышенный уровень):
-Третий свидетель настаивает, что встречал Прилагательное в пределах Орфоэпии. Оно никак не могло решить, где должно стоять ударение. Что нужно сделать, чтобы помочь Прилагательному?
- Запишите слова, вставьте пропущенные буквы объясните графически выбор орфограмм. Поставьте в словах ударение. В случае затруднения обращайтесь к орфоэпическому словарю.
Ре..кий,ре..кая, ре..ка, мя..кий, мя..кая, мя..ка, ни..кий, ни..ка, сла..кий, сла..ка, чес..ный, чес..на, ро.кий, ро..ка; вербовый, верховой, кремовый, почтовый, ночь долга, речь кратка.
Задание для 4 группы (базовый уровень):
- У нас есть еще один важный свидетель, который видел Прилагательное по дороге в страну Синтаксиса.
Помогите определить роль прилагательного в предложении.
Холодна вода в колодце.
По небу шла черная туча.
День безоблачный, знойный.
За шишками прилетел пёстрый дятел.
Вода здесь прозрачная.
- Сделайте вывод о синтаксической роли прилагательного.
- Выполните синтаксический разбор любого предложения.
| Выполняют задания, составляют морфологический портрет прилагательных. Осуществляют взаимопроверку.
Делают вывод о правописании гласных в падежных окончаниях имен прилагательных, сопоставляют свои знания с предложенной таблицей.
Работают со справочной литературой.
Выполняют упражнение, распределяю слова по колонкам, выбирают принцип классификации слов с пропущенными орфограммами. Отвечают на вопросы учителя.
Работа с ЭУМ, объяснение, проверка.
Определяют принадлежность слов к той или иной части речи, составляют предложения, дают определение понятию
Выполняют упражнения, классифицируют слова в соответствии с нормами орфографии и правописания
Отвечают на вопрос учителя.
Выполняют задание, решая орфоэпические задачи, работают со справочной литературой
Выполняют упражнение, выбирают самостоятельно предложение для синтаксического разбора., производят синтаксический разбор предложения.
| Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.
| Определение рода, числа, падежа имен прилагательных, графическое выделение окончаний прилагательных.
Закрепление навыка написания кратких прилагательных с основой на шипящий. Умение группировать слова с одинаковой орфограммой
Закрепление навыка написания гласных о - е в окончаниях и суффиксах имен прилагательных
Усвоение орфоэпических норм имени прилагательного.
Закрепление навыка синтаксического разбора простого предложения.
| Аргументация своего мнения.
Выполнение действий по заданному алгоритму.
Контроль деятельности по ходу выполнения задания.
Высказывание своего мнения.
Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в полученной информации.
по ходу выполнения задания.
| Физминутка
| Смена вида деятельности
| Слайд № 7
Вот мы руки развели
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
| Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.
| Формирование понятия о здоровом образе жизни
|
| Межпредметная связь с уроком физкультуры. Выполнение действий по образцу.
Взаимодействие в группе.
| Практическая работа (продолжение)
| Показать лексические возможности имени прилагательного.
| Слайд №8
Мы продолжаем наше расследование. И сейчас нам предстоит проверить ещё одну версию. С этой целью мы отправляемся во владения Лексикологии.
- Как вы думаете, что нас там ожидает?
- Сформулируйте задание к следующему упражнению
( повышенный уровень)
(подобрать прилагательные, которые согласуются со всеми существительными)
Конура, хвост, холод ( собачий); камень, характер (тяжелый); язык, нож (острый);чай, сон (сладкий); часы, руки (золотые); цветы, газеты (свежие),услуга, шуба (медвежья)
- Сгруппируйте словосочетания по одному общему признаку. Сколько групп получилось? Какие прилагательные входят в первую группу, какие – во вторую?
- Внимательно посмотрите на словосочетания в переносном значении во второй группе. Как называются устойчивые сочетания в переносном значении? (фразеологизмы) .
- Назовите фразеологизмы (медвежья услуга, собачий холод).
- Какое значение имеет фразеологизм медвежья услуга? (услуга, приносящая вред)
Слово учителя:
- Следуем дальше.
Нам стало известно, что Прилагательное очень сдружилось с синонимами. Ему понравилось подбирать себе пару.
- Как вы думаете, какое задание нам предстоит выполнить? (подобрать к словам синонимы и антонимы).
- Что такое синонимы и антонимы?
1 вариант подбирает синонимы (базовый уровень).
Апатичный - равнодушный, гигантский – огромный, коллективный – общий, коммуникабельный – общительный, компактный – миниатюрный, эквивалентный - подобный, контрастный - противоположный.
2 вариант – антонимы.
Соленый – пресный, высокий – низкий, сладкий – пресный, черный – белый, веселый – грустный, умный – глупый, горячий – холодный, торжественный – повседневный.
- Какую роль играют синонимы и антонимы в речи?
3 вариант (задание повышенного уровня)
- Проведем эксперимент: предлагаю вашему вниманию словосочетания, в которых использованы одни и те же прилагательные. Ваша задача – определить, чем они отличаются.
Работа в парах по вариантам.
1 вариант
Высокий человек (рослый), высокий урожай (богатый), высокий голос (тонкий),высокая культура (развитая) высокий стиль (торжественный), высокие гости (почетные).
2 вариант
Свежий воздух (чистый), свежий ветер (прохладный), свежий хлеб ( мягкий), свежая зелень (молодая), свежая мысль (новая), свежее лицо (бодрое).
| Формулируют задание к упражнению, выполняют упражнение, группируя слова по общему признаку. Самостоятельно выясняют, по какому признаку необходимо группировать слова. Повторяют понятия: прямое и переносное значение слова, фразеологизмы, синонимы, антонимы.
Проводят эксперимент, в результате которого выясняют, что одни и те же прилагательные могут характеризовать различные понятия. Аргументируют свой ответ. Повторяют понятие многозначные слова
| Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности
| Закрепление знаний о синонимах и антонимах, однозначных и многозначных словах, о фразеологизмах,
| Анализ, синтез, классификация.
Сравнение.
Высказывание своего мнения.
Аргументация своего мнения.
Работа с разными видами информации.
Анализ, синтез,
Высказывание своего мнения.
Аргументация своего мнения.
Самостоятельно отвечать на вопросы, используя свои знания о синонимах и антонима, многозначных словах.
| Лингвистическое исследование
| Выяснить, какую роль играет имя прилагательное в речи
| Слайд №9
Слово учителя:
- Уважаемые знатоки, наше расследование подходит к концу и я рада сообщить, что нам предстоит выполнить последнее задание. Для полноты картины необходимо составить психологический портрет имени прилагательного и определить его роль в речи. В этом нам поможет эпиграф урока и следующее высказывание:
Очень занимательное – имя прилагательное.
Трудно будет без него, если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это: как без признаков предмета
Будем спорить, говорить, веселиться и шутить?
Что тогда получится? Разве стоит мучиться?
Не скажем мы «прекрасное», не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая, красивая, любимая».
Отцу, и брату, и сестре не сможем говорить нигде
Эти замечательные при-ла-га-тель-ные.
Чтобы все отличным стало, разных признаков немало
Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять!
-Какую роль играют прилагательные в речи? (украшают речь, делают её образной, эмоциональной)
Работа в группах.
1группа
Подобрать слова для «психологического» портрета имени прилагательного
Слова для справок: эмоциональный, удивительный, необычный, выразительный, активный, восхитительный, любопытный, искрометный, поразительный.
Слайд № 10
2 группа
Найдите соответствия. К словам левого столбика найдите пару из слов правого столбика.
Молодец красная
девица живая и мертвая
солнце ясное
ночь вороной
конь добрый
лес лунная
вода прямоезжая
дрога дремучий
- Как называются слова из правого столбика? (эпитеты)
- Для чего используются эпитеты в речи?
3 группа
Узнайте автора, произведение, прочитайте наизусть.
одинокий чудесный
голубом прелестный
далекой голубыми
родном великолепными
- Чем являются данные слова в стихотворениях?
- Какова их роль в данных эпизодах? (помогают мысленно представить картину, изображенную поэтами)
Слайд № 11
И последнее задание. Используя знания, полученные на уроке, восстановите текст, помогите Прилагательному вернуться на свое место.
На опушке (молодого) леса есть пруд. Из него бьёт (подземный) ключ. Это в болотах и (вязких) трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в (далекий) путь. Наши поэты и художники прославляли красоту (родной) реки в (удивительных) сказках, песнях, картинах.
( Низкий) берег покрыт кустарниками и (зеленым) ковром лугов. На лугу пестреют цветочки. (Сладкий) запах цветов разливается в (мягком) воздухе. (Полной) грудью вдыхаешь аромат лугов и наслаждаешься тишиной (раннего) утра.
Проверим, что получилось. Слайд № 12
| Работают с эпиграфом урока, анализируют, делают вывод о роли прилагательных в речи
Выполняют упражнения в группах. Составляют «психологический» портрет имени прилагательного.
Дают определение понятию, определяют роль эпитетов в речи.
Вспоминают строчки из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» и строчки из произведения М. Ю. Лермонтова «Парус». Выразительно читают, устно отвечают на вопрос учителя.
Работают коллективно, подбирают подходящие по смыслу слова, восстанавливают текст, записывают в тетради, подчеркивая прилагательные как члены предложения, объясняя графически изученные орфограммы.
| Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
| Закрепление знаний о эпитетах, их роли в художественной речи, уточнение роли прилагательных в речи,
| Развитие монологической речи. Работа с разными видами информации.
Анализ, синтез,
Высказывание своего мнения.
Аргументация своего мнения.
Самостоятельно отвечать на вопросы, используя свои знания о изученной части речи
| Рефлексия
| Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
| Слайд № 14
Итак, уважаемые знатоки, мы заканчиваем наше расследование. Осталось подвести итоги.
- Как вы думаете, справились мы с поставленной на уроке задачей?
- Скажите, что нового вы узнали в ходе нашего расследования?
- Комфортно ли вы себя чувствовали?
- 2- 3 прилагательными выразите свое настроение.
Поблагодарите себя и товарищей за сотрудничество.
| Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.
| Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Понимать личную ответственность за результаты деятельности
| Осознание важности изучения прилагательного как части речи.
| Рефлексия способов и условий действия.
Оценивать свою деятельность на уроке.
Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения.
| Домашнее задание
| Самостоятельное закрепление материала
| Слайд № 15
1 вариант: составьте и запишите словесный портрет друга (мамы, бабушки, брата или сестры), используя прилагательные, характеризующие различные признаки.
2 вариант: расскажите о роли прилагательных в речи, используя материалы урока.
- Какие стили речи можно использовать при выполнении домашнего задания?
| Выбирают и записывают домашнее задание.
Отвечают на вопрос учителя, аргументируют свою точку зрения.
| Самостоятельная реализация домашнего задания
| Применение знаний, полученных на уроке, при выполнении домашнего задания.
| Выбирать способ реализации домашнего задания, создавать тексты художественного или научного стиля.
| ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
| Название ресурса
| Тип, вид ресурса
| Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
| 1
2
3
4
| Интерактивный тест “Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных”
Интерактивную таблицу № 2 «Правописание падежных окончаний прилагательных».
Задание электронного учебного модуля практического типа «Краткие прилагательные. Правописание ь после шипящих».
Презентация PowerPoint
| Электронное задание
Мультимедиа
ЭУМ п-типа
Мультимедиа
| интерактивный тест
Интерактивная таблица
Работа с ЭУМ
Презентация
| https://school-collection.edu.ru/catalog/res/350bd595-d5ca-4a63-8195-c71b46d13391/view/
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ce32f345-16fe-4e28-a39c-5bea2f621246/%5BIS-TA_05-11_03%5D_%5BIA_09-AT%5D.swf
https://fcior.edu.ru/card/23764/kratkie-prilagatelnye-pravopisanie--posle-shipyashih.html
https://en210.clan.su/load/prilagatelnoe_kak_chast_rechi/1-1-0-1
| |
|
|