|
Рабочая программа (приложение к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, реализуемой в мбдоу) Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение №74 «Филиппок»
ХМАО-Югра Тюменской области
Рабочая программа
(приложение к основной общеобразовательной
программе дошкольного образования, реализуемой в МБДОУ)
образовательной области «Музыка»
Все возрастные группы (с 2 до 7 лет)
подготовила
музыкальный руководитель
Ковшова Анна Александровна
Сургут 2013
Пояснительная записка
Уберечь от эстетической глухоты –
значит, сделать шаг к гармонии.
Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации (далее – ФГТ) заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Так, в педагогических исследованиях заметно акцентируется необходимость применения гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка, привлекательные для детей формы организации деятельности.
Современные цели и задачи дошкольного образования обозначены в ФГТ: цель – это формирование общей культуры детей, а задачи образовательной области «Музыка» включают «развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку, приобщение к музыкальному искусству».
В свете поставленных перед дошкольными учреждениями задач приобщения детей к культуре и искусству необходим приоритет культурных ценностей в содержании образования дошкольников.
Ориентация ребенка-дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности. Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные шедевры, рождает творческую активность.
Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности, музыкально-игровой деятельности), с опорой на развитие эстетических эмоций, интереса, вкуса, преставлений о красоте.
Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия народной музыки и шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем богаче его тезаурус, тем успешнее достигается его развитие, духовное становление. В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – важнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.
Данная рабочая программа составлена на основании основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённой на заседании Совета педагогов МБДОУ №74 «Филиппок».
Содержание психолого-педагогической работы образовательной области «Музыка» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
Задачи психолого-педагогической работы образовательной области «Музыка» для детей раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет):
Слушание: Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чём (о ком) поётся и эмоционально реагировать на содержание. Развивать умение различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).
Пение: Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.
Музыкально-ритмические движения: Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т.д.) Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с её окончанием. Передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идёт). Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песен.
Задачи психолого-педагогической работы образовательной области «Музыка» для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет):
Слушание: Приобщать детей к народной и классической музыке. Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать веселую и грустную музыку. Приучать слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении. Развивать способность различать музыкальные звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).
Пение: Учить выразительному пению. Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) – ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, предавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).
Песенное творчество: Развивать желание детей петь и допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.
Музыкально-ритмические движения: Формировать умение двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучание (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание. Развивать умение маршировать вместе со всеми со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притоптывать попеременно двумя ногами и одной нагой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками и без них. Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, клюют зернышки цыплята и т.д.
Развитие танцевально-музыкального творчества: Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодий. Формировать навыки более точного выполнения движений, предающих характер изображаемых животных.
Игра на детских музыкальных инструментах: Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Формировать умение подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментов.
Задачи психолого-педагогической работы образовательной области «Музыка» для детей среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет):
Слушание: Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее. Закреплять знание о жанрах в музыке (песня, танец, марш).
Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке.
Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца).
Развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном.
Формировать умение замечать выразительные средства музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро). Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий, в пределах сексты, септимы).
Пение: Формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре – си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Побуждать петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, предавая характер музыки. Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога).
Песенное творчество: Побуждать детей самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни, отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»). Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.
Музыкально-ритмические движения: Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трёхчастной формой музыки. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. Формировать умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег лёгкий и стремительный).
Развитие танцевально-игрового творчества: Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка весёлый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т.д.). Развивать умение инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные спектакли.
Игра на детских музыкальных инструментах: Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.
Задачи психолого-педагогической работы образовательной области «Музыка» для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет (одного года обучения)):
Слушание: Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на неё. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой; со структурой 2- и 3-частного музыкального произведения, с построением песни. Продолжать знакомить с композиторами. Воспитывать культуру поведения при посещении концертных залов, театров (не шуметь, не мешать, зрителям наслаждаться музыкой, смотреть спектакли). Продолжать знакомить с жанрами музыкальных произведений (марш, танец, песня). Развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведений (вступление, заключение, музыкальная фраза). Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).
Пение: Формировать певческие навыки, умение петь лёгким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо. Способствовать развитию навыков сольного пения с музыкальным сопровождением и без него. Содействовать проявлению самостоятельности, творческому исполнению песен разного характера. Развивать песенный музыкальный вкус.
Музыкально-ритмические движения: Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание; умение свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперёд, кружение; приседание с выставлением ноги вперёд). Познакомить детей с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов. Продолжать развивать навыки инсценирования песен; умение изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т.д.) в разных игровых ситуациях.
Развитие танцевально-игрового творчества: Развивать танцевальное творчество; формировать умение придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве. Совершенствовать умение самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песен. Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.
Игра на детских музыкальных инструментах: Развивать умение исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. Развивать творчество, побуждать детей к активным самостоятельным действиям.
Задачи психолого-педагогической работы образовательной области «Музыка» для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет (двух лет обучения)):
Слушание: Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус. Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями: музыкальный образ, выразительные средства, музыкальные жанры (опера, балет); профессиями (пианист, дирижёр, композитор, певица и певец, балерина и баллеро, художник и др.). Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты – терции. Обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический оркестр), творчеством композиторов и музыкантов. Познакомить детей с мелодией Государственного гимна РФ.
Пение: Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от до первой октавы до ре второй октавы. Учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию). Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.
Песенное творчество: Развивать умение самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.
Музыкально-ритмические движения: Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание. Знакомить с национальными плясками (русские, белорусские, украинские и т.д.). Развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.
Музыкально-игровое и танцевальное творчество: Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т.п.). Совершенствовать умение импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак; лукавый котик и сердитый козлик и т.п.). Закреплять умения придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами. Развивать самостоятельность в поисках способа передачи в движениях музыкальных образов. Формировать музыкальные способности; содействовать проявлению активности и самостоятельности.
Игра на детских музыкальных инструментах: Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке. Совершенствовать навыки игры на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках; умение исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле.
Национально-региональный компонент образовательной области направлен на ознакомление дошкольников с музыкальным и литературным искусством коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа – народов ханты и манси.
Локальный компонент МБДОУ связан с социально-личностным развитием ребёнка. В непосредственно образовательную деятельность по развитию музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку включаются упражнения и игры, развивающие у дошкольников эмоциональную сферу личности, творческую активность, культуру восприятия музыки, фантазию, воображение, творческие способности в продуктивной деятельности под музыку, побуждающие у дошкольников средствами музыки потребность в творческой деятельности выражать своё отношение к миру.
Образовательный процесс строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Интеграция образовательных областей:
«Физическая культура»: развитие физических качеств в процессе музыкально-ритмической деятельности.
«Здоровье»: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.
«Коммуникация»: развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
«Познание»: расширение кругозора детей в области музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества.
«Социализация»: формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
«Труд»: формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
«Художественное творчество»: развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.
«Чтение художественной литературы»: использование художественных произведений с целью усиления эмоционального восприятия музыкальных произведений.
«Безопасность»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.
Образовательная область «Музыка» интегрирует с другими образовательными областями как их содержательная часть, разновидность наглядного метода (музыкальные произведения, связанные с решением задач в той или иной области, например песня «Настоящий друг», муз. Б Савельева, сл. М.Пляцковского, в разделе «Социализация»); как средство оптимизации образовательного процесса (например, усиление песней эмоционального восприятия Золушки); как средство обогащения образовательного процесса (например, физическая культура под музыку, рисование под музыку); как средство организации образовательного процесса. В этом плане возможности интеграции других образовательных областей с образовательной областью «Музыка» несомненны.
Планирование основывается на комплексно-тематическом принципе, в соответствии с которым реализация содержания образовательной области осуществляется в соответствии с определённой темой.
У дошкольника, при успешном освоении образовательной области «Музыка» развиты музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности детей, а также способности эмоционально воспринимать музыку.
К трёхлетнему возрасту, ребёнок узнаёт знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий – низкий).
Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.
Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки.
Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
Называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
К четырёхлетнему возрасту, ребёнок слушает музыкальное произведение до конца. Узнаёт знакомые песни.
Различает звуки по высоте (в пределах октавы).
Замечает изменения в звучании (тихо – громко).
Поёт, не отставая и не опережая других.
Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т.п.).
Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).
К пятилетнему возрасту, ребёнок узнаёт песни по мелодии.
Различает звуки по высоте (в пределах сексты – септимы).
Может петь протяжно, чётко произносить слова; вместе с другими детьми – начинать и заканчивать пение.
Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движения парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).
Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
К шести годам ребёнок различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).
Различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
Может петь без напряжения, плавно, лёгким звуком; отчётливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.
Может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.
Умеет выполнять танцевальные движения (поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке, полуприседание с выставление ноги га пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд и в кружении).
Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует, не подражая другим детям.
Умеет играть мелодии на металлофоне по одному и в небольшой группе детей.
К семи годам ребёнок узнаёт мелодию Государственного гимна РФ.
Определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмент, на котором оно исполняется.
Определяет общее настроение, характер музыкального произведения.
Различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев).
Может петь песни в удобном диапазоне, исполняя её выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
Может петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
Умеет выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг).
Инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах.
Исполняет сольно и в ансамбле на ударных инструментах несложные песни и мелодии.
У дошкольника, при успешном освоении образовательной области «Музыка», (при условии применения ценностного содержания музыкального образования в соответствии с целью формирования общей культуры детей), также формируются все интегративные качества.
Двигательная активность детей под музыку, окрашивающая движения ребенка эмоциями, способствует физическому развитию, увлеченности этой деятельностью (увлеченность детей движениями под музыку, качество их согласованности с музыкой), что помогает формированию интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»;
Привлекательная музыкальная деятельность вызывает активность детей, которая проявляется в их вопросах, ответах на вопросы, желании действовать (интегративное качество «Любознательный, активный»);
Эстетические чувства при восприятии музыки закрепляются в виде личностных нравственно-эстетических проявлений (поведение во время слушания, степень эмоциональной отзывчивости), внимания, внешних эмоциональных проявлений (интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»);
Совместная художественная деятельность сплачивает, объединяет детей и взрослых. У ребёнка появляется желание помочь другому ребенку, желание действовать сообща (интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»);
В умении планировать свои действия, доброжелательности, помощи другим детям в процессе музыкальной деятельности формируется интегративное качество «Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений».
Интегративное качество «Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» формируется в экспериментировании: в пении, движении, игре на музыкальных инструментах, высказываниях о музыке;
В процессе музыкальной, художественной деятельности наиболее успешно формируются представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), о его культурных ценностях и своем месте в нем, о государстве, мире и природе в силу эмоциональной окрашенности художественных образов. При изучении произведений о семье, родной стране, природе развивается эмоциональная отзывчивость, понимание детьми того, что люди берегут, дорожат этими произведениями, потому что они обладают красотой, как и сам мир, который в них изображен (интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), о его культурных ценностях и своем месте в нем, о государстве, о мире и природе»);
Развитие музыкального восприятия (процесс обучения детей умению слушать и слышать, выполнять задания взрослого), умения сосредоточиться и точно выполнить задание педагога (остановиться с окончанием звучания марша, петь выразительно, ритмично встряхивать погремушку, звенеть в колокольчик и др.); способствует подготовке детей к школе (интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»);
Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками (для осуществления музыкальной деятельности)» формируется в процессе музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, песенное, музыкально-игровое и танцевальное творчество, игра на детских музыкальных инструментах).
Национально-региональный компонент образовательной области: дошкольник знаком с музыкальным, литературным искусством коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа – народов ханты и манси.
Локальный компонент МБДОУ: у ребёнка развита эмоциональная сфера личности, фантазия, воображение, творческие способности в продуктивной деятельности под музыку, культура восприятия музыки, потребность в творческой деятельности выражать своё отношение к миру.
Формы организации образовательной деятельности в области «Музыка»
Режимные моменты
| Совместная деятельность педагога с детьми
| Самостоятельная музыкальная деятельность детей
| Взаимодействие с родителями по реализации ООП
| Использование музыки:
• на утренней гимнастике и в непосредственной образовательной деятельности
(область «Физическая
культура»);
• в непосредственной
образовательной
деятельности (область
«Музыка»);
• во время умывания;
• в другой непосредственной образовательной деятельности
(области «Познание»,
«Чтение художественной литературы»
и др.);
• во время прогулки
(в теплую погоду);
• в сюжетно-ролевых
играх;
• перед дневным сном;
• при пробуждении;
• во время праздников
и развлечений.
| Использование музыки:
• в непосредственной образовательной деятельности;
• во время праздников
и развлечений.
Музыка в повседневной
жизни:
• в непосредственной образовательной деятельности (в различных образовательных областях);
• в театрализованной деятельности;
• при слушании музыкальных сказок;
• при просмотре мульт-
фильмов, фрагментов
детских музыкальных
фильмов;
• при рассматривании картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций,
предметов окружающей
действительности;
• при рассматривании портретов композиторов.
| Создание условий
для самостоятельной
музыкальной деятельности в группе:
подбор музыкальных инструментов
(озвученных и
неозвученных), музыкальных игрушек,
театральных кукол,
атрибутов, элементов костюмов для
театрализованной
деятельности. ТСО.
Игры в «праздники»,
«концерты», «оркестр».
| Консультации для родителей.
Родительские собрания.
Индивидуальные беседы.
Совместные праздники, развлечения (подключение родителей к участию в праздниках и подготовке к ним).
Театрализованная деятельность
(совместные выступления детей и родителей)
Открытые просмотры непосредственной образовательной деятельности.
Создание средств наглядно-педагогической пропаганды
для родителей (папки или ширмы-передвижки).
Оказание помощи родителям
по созданию предметно-музыкальной среды в семье.
Посещение детских музыкальных театров, экскурсий. Прослушивание аудиозаписей с параллельным просмотром соответствующих иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов.
|
Взаимодействие с родителями по реализации ООП, область «Музыка»
Месяц
| Формы работы
| Цели
| Возраст
| Сентябрь
| «Музыка на кухне»
(папка-передвижка)
| Помочь родителям осознать важность создания предметно-развивающей музыкальной среды дома.
| Младший – средний возраст
(2 – 5 лет)
| «Музыка в жизни ребёнка» (папка-передвижка)
| Повысить активность родителей в вопросах музыкального воспитания.
| Старший дошкольный возраст
(5 – 7 лет)
| Октябрь
| «Музыкальное воспитание детей в МБДОУ» (родительские собрания)
| Раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.
| Все возраста
| Ноябрь
| «В гости к музыке»
(консультация)
| Поддержание заинтересованности, инициативности родителей в вопросах музыкального воспитания в семье.
| Младший – средний возраст
(2 – 5 лет)
| «День матери»
(совместный досуг)
| Укрепить, обогатить связи и отношения родителей с ребёнком.
| Старший дошкольный возраст
(5 – 7 лет)
| Декабрь
| «Сколько лет Деду Морозу», «Новогодний карнавал в детском саду и дома»
(папка-передвижка)
| Приобщать семью к формированию положительных эмоций и чувств ребёнка, поддержать заинтересованность, инициативность родителей к жизни детского сада.
| Все возраста
| Январь
| «Способности вашего ребенка. Как их развить»
(индивидуальные беседы)
| Заинтересовать, увлечь родителей творческим процессом развития гармоничного становления личности ребёнка, его духовной и эмоциональной восприимчивости.
| Младший – средний возраст
(2 – 5 лет)
| «Помогите ребёнку раскрыть свой талант»» (индивидуальные беседы)
| Развивать диалогические отношения «педагог – семья».
Укреплять, обогащать связи и отношения родителей с ребёнком.
| Старший дошкольный возраст
(5 – 7 лет)
| Февраль
| «Зачем ребёнку нужны танцы»
(семинар-практикум)
| Знакомить родителей с танцевально-игровыми движениями.
Оказать помощь в создании фонотеки с любимыми танцами детей.
| Все возраста
| Март
| «Масленица»
(папка-передвижка)
«Праздник 8 марта» (совместный праздник)
| Знакомить родителей с народными праздниками.
Подключать родителей к участию в празднике и подготовке к нему.
| Все возраста
| Апрель
| «Народные игры и забавы для малышей»
(папка-передвижка)
| Знакомить родителей с народными играми и забавами для малышей. Оказать помощь в создании картотеки или фонотеки с интересными играми и забавами (по желанию родителей).
| Младший – средний возраст
(2 – 5 лет)
| «Русские народные инструменты» (папка-передвижка)
| Повысить знания родителей о русских народных инструментах, историей их возникновения, правилами игры на них.
| Старший дошкольный возраст
(5 – 7 лет)
| Май
| «Правила поведения при встрече с музыкой» (консультация)
| Повышать компетентность родителей в области музыкального воспитания.
.
| Младший – средний возраст
(2 – 5 лет)
| «Движение… и подготовка к школе» (консультация)
| Знакомить родителей с обеспечением единого образовательного пространства «детский сад–семья–социум», способствующего качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию и развитию индивидуальных способностей детей.
| Старший дошкольный возраст
(5 – 7 лет)
| В течение года
| Знакомить родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в музыкальном воспитании детей
Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (праздники, досуги, развлечения, концерты, музыкальные гостиные).
Информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в учреждениях дополнительного образования и культуры.
|
Взаимодействие с педагогами по реализации ООП, область «Музыка»
Месяц
| Формы работы
| Цели
| Возраст
| Сентябрь
| «Организация совместной музыкальной деятельности детей» (консультация)
| Раскрыть перед педагогами важные стороны совместной музыкальной деятельности детей на каждой возрастной ступени дошкольного детства.
| Все воспитатели + узкие специалисты
| Октябрь
| «Игры звуками»
(папка-передвижка)
| Оказание помощи воспитателям в создании предметно-развивающей музыкальной среды в группе.
| Младший – средний
| Ноябрь
| «Влияние музыки на психику ребёнка» (консультация)
| Укрепление, обогащение связей и отношений педагогов с детьми.
| Старший дошкольный + узкие специалисты
| Декабрь
| «Виды и формы развлечений для малышей» (папка-передвижка)
| Поддержание заинтересованности, инициативности педагогов в проведении досугов и развлечений.
| Младший – средний
| Январь
| «Организация образовательной деятельности области «Музыка» в режимных моментах» (папка-передвижка).
| Повышение компетентности воспитателей в области музыкального воспитания.
| Все воспитатели
| Февраль
| «Танец – это просто»
(семинар-практикум)
| Знакомство воспитателей с танцевально-игровыми движениями. Оказание помощи в создании фонотеки с любимыми танцами детей.
| Старший дошкольный
| Март
| «Забавные игры для малышей» (консультация)
| Знакомство педагогов с играми и забавами для малышей. Оказание помощи в создании картотеки и фонотеки с интересными играми и забавами.
| Младший – средний
| Апрель
| «Правила поведения при встрече с музыкой» (консультация)
| Повышение компетентности воспитателей в области музыкального воспитания.
| Все воспитатели
| Май
| «Организация работы педагогов по музыкальному воспитанию в летний оздоровительный период» (консультация).
| Повышение компетентности педагогов в области музыкального воспитания в летний оздоровительный период.
| Старший – подготовительный + узкие специалисты
| |
|
|