|
Рабочая программа Элективного курса «Экспериментальные задачи по химии» Муниципальное казенное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Нижнеудинск» Рассмотрено Утверждено
на методическом объединении Приказом директора школы
Протокол от ____№_____ от ____________ № ____
Рабочая программа
Элективного курса «Экспериментальные задачи по химии»
8 класс
(класс, параллель)
Разработчик программы
Петернева Л.П.
Учитель химии и биологии педагогический стаж 2года квалификационная категория
2013 - 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Экспериментальные задачи по химии» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного образования, на основании авторской программы элективного курса Т. Е. Деглиной «Экспериментальные задачи по химии», опубликованной в сборнике:
Программы элективных курсов. Химия. 8-9 классы.Предпрофильное обучение / авт.-сост. Г. А. Шипарева. - М.:Дрофа, 2006.
Цели:
- Познакомить учащихся с методами химического эксперимента;
- Развивать навыки самостоятельной практической работы, анализа эксперимента;
- Воспитывать экологическую грамотность.
Задачи курса:
Показать значение химии как практической прикладной науки
Привлечение школьников к исследовательской, творческой, научной деятельности
Создание среды, побуждающей учащихся к занятиям естественными науками
Развивать самостоятельность в приобретении новых знаний
Экологическое образование и воспитание
Принципы курса:
- практическая направленность;
-развивающий характер;
-региональный компонент;
-возможность практического применения знаний, умений и навыков;
- проектная и исследовательская деятельность; - здоровьесберегающие технологии.
Предоставить возможности в удовлетворении интересов учащихся в области химии и медицины в процессе проведения экспериментальных работ.
Теоретической базой служит учебный предмет «Химия 8-11класс».
Элективный курс изучается в 8 классе, рассчитан на 35 часов. Содержание программы носит учебно-ознакомительный характер.
Важнейшим условием успешного проведения этого курса является предоставление учащимся возможности проводить опыты и практические работы.
Учащиеся на каждом занятии работают непосредственно с веществами, изучают их свойства, знакомятся с методами анализа, с правилами работы в химической лаборатории, техникой безопасности, типовым лабораторным оборудованием, химической посудой, методикой проведения отдельных практических работ. В ходе курса учащиеся отрабатывают правила написания реакций ионного обмена, составляют окислительно-восстановительные уравнения, решают расчетные задачи, учатся анализировать результаты, сравнивать и прогнозировать. Особое внимание в программе курса уделяется исследовательской работе с экологической направленностью. Цель таких работ: сформировать знания об экологической безопасности и привлечь учащихся к исследовательской и проектной деятельности. С учетом возможности кабинета проводятся опыты по определению качества бытовой химии и моющих средств. Учащиеся выполняют ряд работ прикладного характера. Выбор объектов анализа определяется главным образом интересом к ним учащихся и местными условиями. Основные методы, приемы и формы обучения.
При проведении уроков используются (беседы, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры). Итоговый контроль проводится в форме защиты мини-проекта.
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Четверть
Формы контроля
| 1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
| Учебный год
| количество
| Самостоятельная работа
| 2
| 1
| 2
| 1
| 6
| Тест
|
| 1
|
| 1
| 2
| Зачет
|
|
|
| 1
| 1
| Практическая работа
| 1
|
| 2
| 2
| 5
| Проект
|
|
|
| 1
| 1
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Результаты внеурочной деятельности формируются на личностном, метапредметном и предметном уровнях.
Личностные результаты:
-в ценностно-ориентационной сфере- признание ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
-в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
-в познавательной сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные результаты:
-использование умений и навыков практической деятельности, методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
-использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез. Сравнение, обобщение, систематизация. Выявление причинно-следственных связей. Поиск аналогов;
-умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
-умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
-использование различных источников для получения информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Предметные результаты:
1)Учащиеся должны знать:
-технику безопасности и правила работы с химическими веществами и оборудованием;
- принадлежность веществ к определенному классу, описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, типы химических реакций, качественные реакции;
- этапы проведения практической работы и оформление результатов исследования;
-особенности проведения физических и химических операций;
-технику и методику ученического химического эксперимента;
-решать экспериментальные задачи.
2)Уметь:
-выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
-составлять уравнения проведенных реакций;
-готовить растворы заданной концентрации, рассчитывать массовую долю растворенного вещества, определять массовую долю элемента в веществе;
-сравнивать и анализировать полученные результаты;
-экологически грамотно оценивать влияние химических веществ на организм и окружающую среду;
-правильно обращаться с горючими и токсичными веществами, оказывать помощь пострадавшим от неумелого обращения с веществами;
-применять полученные знания в повседневной жизни.
Содержание учебной программы
1.Введение. Организация занятий.
2.Химическая лаборатория. Оборудование химической лаборатории. Техника безопасности и приемы работы с химическими веществами: правила нагревания веществ, дозировка, измельчение, растворение, правила взвешивания. Изучение этикеток на склянках реактивов, условные обозначения. Оказание помощи при ожогах и отравлениях химическими веществами. Макрометод и метод малых количеств. Лабораторный опыт «Приемы работы с химическими веществами»
3. Особенности проведения физических и химических операций.
Операции с твердыми веществами и жидкостями: взвешивание, высушивание, возгонка (сублимация), измельчение, крекинг (сухая перегонка),прокаливание, разделение смесей, растирание, разложение (пиролиз), смешивание, внесение в пламя (определение ионов лития, натрия калия, кальция, бария, меди по окраске пламени); выпаривание и упаривание, определение кислотности(индикаторами), Электролиз воды, солей, кристаллизация из растворов.
Операции с твердыми веществами и газами: обжиг, окисление металлов, адсорбция газов, хроматография газовая.
Операции с газами: адсорбция, обращение с горючими газами, получение, собирание и распознавание газов, газовая коррозия металлов.
4.Техника и методика ученического химического эксперимента.
Практическая работа «Получение и свойства кислорода»,
Практическая работа «Получение водорода и изучение его свойства», Практическая работа «Реакции обмена между оксидом меди (2) и серной кислотой»,
Практическая работа «Электролиз воды»,
Практическая работа «Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества и заданной молярной концентрацией». Практическая работа «Определение кислотности(индикаторами)»
5.Решение экспериментальных задач
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений»
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»
Практическая работа «Определение ионов лития, натрия калия, кальция, бария, меди по окраске пламени»
Практическая работа «Качественные реакции»
6.Проект с элементами исследовательской работы по теме: «Химия в быту»
Практическая работа «Определение рН синтетических средств»
Практическая работа «Удаление пятен различного происхождения»
Практическая работа «Химический состав зубной пасты»
Практическая работа «Определение рН туалетного твердого и жидкого мыла»
Практическая работа «Сравнительный анализ жидких средств для мытья посуды».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
| № п/п. Тема
| Количество часов на изучение
| 1
| Ведение. Организация занятий
| 1
| 2
| Химическая лаборатория. Оборудование химической лаборатории.
| 4
| 3
| Особенности проведения физических и химических операций.
| 6
| 4
| Техника и методика ученического химического эксперимента.
| 6
| 5
| Решение экспериментальных задач
| 8
| 6
| Мини-проект с элементами исследовательской работы
| 10
| Количество часов в неделю
| 1
| Общее количество учебных недель
| 35
| Итого общее количество часов за год
| 35
|
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
| Наименование раздела и тем
| Часы учебного времени
| Плановые сроки прохождения
| Примечание
| I четверть
| Тема 1.Введение.Организация занятий
| 1
| Вводное занятие
| 1
|
|
| Тема 2. Химическая лаборатория. Оборудование химической лаборатории
| 2
| Виды химической посуды и лабораторного оборудования. Работа с нагревательными приборами. Электрический нагреватель пробирок.
| 1
|
|
| 3
| Работа с весами и мерной посудой. Приготовление навесок реактивов.
| 1
|
|
| 4
| Основные правила хранения и работы с химическими реактивами.
| 1
|
|
| 5
| Лабораторный опыт «Приемы работы с химическими веществами»
| 1
|
|
| Тема3. Особенности проведения физических и химических операций
| 6-7
| Операции с твердыми веществами и жидкостями
| 2
|
|
| 8-9
| Операции с твердыми веществами и газами
| 2
|
|
| II четверть
| 10-11
| Операции с газами
| 2
|
|
| Тема4. Техника и методика ученического химического эксперимента
| 12-13
| Практическая работа «Получение и свойства кислорода», Практическая работа «Получение водорода и изучение его свойства»,
| 2
|
|
| 14-15
| Практическая работа «Реакции обмена между оксидом меди (2) и серной кислотой», Практическая работа «Электролиз воды».
| 2
|
|
| 16
| Практическая работа «Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества и заданной молярной концентрацией».
| 1
|
|
| III четверть
| 17
| Практическая работа «Определение кислотности (индикаторами)»
| 1
|
|
| Тема5. Решение экспериментальных задач
| 18-19
| Практическая работа «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений»
| 2
|
|
| 20-21
| Практическая работа «Электролитическая диссоциация»
| 2
|
|
| 22-23
| Практическая работа «Определение ионов лития, натрия калия, кальция, бария, меди по окраске пламени»
| 2
|
|
| 24-25
| Практическая работа «Качественные реакции»
| 2
|
|
| Тема6. Проект с элементами исследовательской работы по теме: «Химия в быту»
| 26
| Практическая работа «Определение рН синтетических средств»
| 1
|
|
| IV четверть
| 27
| Практическая работа «Удаление пятен различного происхождения»
| 1
|
|
| 28
| Практическая работа «Химический состав зубной пасты»
| 1
|
|
| 29
| Практическая работа «Определение рН туалетного твердого и жидкого мыла»
| 1
|
|
| 30
| Практическая работа «Сравнительный анализ жидких средств для мытья посуды».
| 1
|
|
| 31-32
| Оформление проекта
| 2
|
|
| 33-34
| Защита проекта
| 2
|
|
| 35
| Итоговое занятие
| 1
|
|
| Учебно-методические средства обучения
Аликберова Л.Ю. «Полезная химия».- Дрофа. Москва 2006г.
Астафуров В.А. «Основы химического анализа» ».- Дрофа. Москва 2001г.
Богданова Н.Н. «Химия Лабораторные работы 8-11класс».- Москва Астрель АСТ 2001г
Васильева З.Г., Грановская А.А. «Лабораторные работы по общей и неорганической химии»
Горбатовский В.В., Рыбальский Н.Г. «Экология и безопасность питания» Москва. «Экологический вестник России”, 1995 год.
Жилин Д.М. «Организация полевой аналитической лаборатории для дополнительной сети экологического мониторинга». – Москва. «Ассоциация по химическому образованию» 1999 г.
Журнал «Химия в школе» №5 (2001г) №9 (2004г) №8 (2007г)
Коровин Н.В., Э.И. Мингулина Э.И., Рыжова.Н.Г. «Лабораторные работы по химии».- Высшая школа 1998г.
Кукушкин Ю.Н.Химия вокруг нас.-М.:Высшая школа,1992.
НазароваТ.С. Химический эксперимент в школе/ Т.С. Назарова,А.А. Грабецкий, В.Н Лавров.-М .:Просвещение,1987.
Степин.Б.Д., Аликберова Л.Ю. «Занимательные задания и эффектные опыты по химии».- Дрофа. Москва 2006г.
Стивен У.М. Занимательная химия.Замечательные опыты с простыми веществами.-М.:Астрель,2007.
Программы элективных курсов. Химия. 8-9 классы. Профильное обучение / авт.-сост. Г. А. Шипарева. - М.:Дрофа, 2005
Эпштейн. Д.А. «Факультативные занятия по химии в средней школе»
|
|
|