Главная страница

Урок, тема: Великая Отечественная война советского народа (первый период). Цели: создать условия для



Скачать 166.06 Kb.
НазваниеУрок, тема: Великая Отечественная война советского народа (первый период). Цели: создать условия для
Дата18.04.2016
Размер166.06 Kb.
ТипУрок

Приложение 5.

История России, 11 класс, парный урок, тема: Великая Отечественная война советского народа (первый период).

Цели:

создать условия для:

ознакомления учащихся с основными событиями II мировой войны и Великой Отечественной войны периода 1939-1942 гг., рас­крытия причин неудач Красной Армии в начальный период войны;

развития умений использовать исторические документы как источник исторических знаний, анализировать их, делать выводы;

формирования чувства патриотизма, гордо­сти за свою Родину и свой народ.
Оборудование: ПК, карты «Вторая мировая война 1939-1945 гг.» «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», карточки- « задания, тесты, выдержки из исторических документов.

У каждого учащегося на столе карта урока с материалами урока, выдержки из документов, пошаговые задания.

Выставка книг о Великой Отечественной войне, имеющихся в училищной библиотеке.

Литература:

1. Т.С. Антонова, А.Л. Харитонов, А.А. Данилов, Косулипа Л.Г. «История России: XX век». Компьютерный (мультимедиа) учебник. Ч. 3. - М: Клио Софт, 2000.

2. А.А. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке, 10/11 классы. - М.: «Просвещение», 2001.

'3. А.А. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Поурочные разра­ботки к учебнику «Россия в XX веке», 10/11 классы. - М: «Про­свещение», 2001.

4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России - XX век. -М:«Просвещение», 1996.

5. Данилов А.А. История России в таблицах - XX век, 9-11 классы. - М: «Дрофа», 1998 .

6. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России -XX век. Ра­бочая тетрадь, ч. П. - М.: «Владос», 1996.

7. В.П. Островский. История Отечества. - М: «Просвещение», 1992.

8. В.В. Кириллов. Отечественная история XX века в таблицах и диаграммах. - М.: «Дом педагогики», 1998.

9. Е.Н. Захарова. Методические рекомендации к изучению ис­тории в 11 классе. - М: «Владос»,2002.

10. Н.С. Кочетов. История России. Методическое обеспечение

уроков. И класс. - Волгоград: «Учитель», 2003.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-исследование.

Ход урока

I. Оргмомент.

П. Опрос домашнего задания (письменный по вариантам).

Вариант 1.

Соотнесите термины и определения:

Термины:

1. Аншлюс

2. Линия Маннергейма 3: Аннексия i

4. Экспансия

5. Репрессии

Определения: А.Уничтожение неугодных. Б.Насильственное присоединение одним госу­дарством территории другого государства. В. Расширение сфер влияния, как мирным путем (вывоз капитала, дипломатическое давление) так и путем вооруженных захватов новых террито­рий.

Г.Насильственное присоединение территории другого государства и насильственное удержа­ние народа в границах чужого государства.

Д. Система безопасности финских укреплений на Карельском перешейке вдоль границ с СССР.

Ответы 1 Б

2 Д

3 Г

4 В

5 А

Вариант II.

Тест.

1. Какое событие стало причи­ной исключения СССР из Лиги Наций:

а) введение советских войск на территорию Польши;

б) нападение СССР на Фин­ляндию

4. В чем заключалась суть дополни­тельного секретного протокола к со­ветско-германскому договору от 23 августа 1939 г.:

а) стороны договаривались о дате на­падения Германии на Польшу

б) стороны договаривались о дате нав) заключение СССР договора с Германией

падения СССР на Финляндию в) стороны договаривались о раз­граничении сфер влияния в Восточной и Юго-Восточной Европе.

2. Кто был наркомом обороны с 1934 по 1940 год:

а) Г.К. Жуков

б) СМ. Буденный

в) К.Е. Ворошилов.

5. Какие изменения в трудовом зако­нодательстве произошли в предвоен­ные годы (возможны несколько вари­антов ответов):

а) введено уголовное наказание за прогулы

б) введен 10-часовой рабочий день

в) отменены выходные дни

г) введена 7-дневная рабочая неделя

д) введена 6-дневная рабочая неделя

е) введен 8-часовой рабочий день

ж) введен 7-часовой рабочий день

3. Как называлась линия укреп­лений Финляндии на Карельском перешейке:

а) «Линия Маннергейма»

б) «Линия Мажино»

в) «Восточный вал»

Выделенные позиции - правильные ответы

Вариант III.

Соотнесите события и даты:

События:

Даты:




1. Начало II мировой войны.

2. Подписание СССР пакта о ненапа-

1. 30 ноября 1939 г. 1940 г.

- 12 марта

дении с Германией.

2. 1 сентября 1939 г.




3. Подписание советско-германского

3. 28 сентября 1939 г.




договора о дружбе и границах.

4. 23 августа 1939 г.




4Л1 мировая война.

5. Советско-финская война.

5. 1 сентября 1939 г. -1945 г.

- 2 сентября

Ответы







1

2

3

4

5




Б

Г

В

д

А





Учащиеся выполняют задания под копирку, сдают на поверку, затем организуется самопроверка, учащиеся узнают свои результа­ты, оценка в журнал выставляется лишь после того, как работы проверит преподаватель.

III. Изучение нового материала.

Сообщается тема нового материала, записывается на доске.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО НАРОДА (ПЕРВЫЙ ПЕРИОД)

Вступительное слово преподавателя:

Сегодня мы начинаем изучать один из самых сложных, тра­гичных и героических периодов в истории нашей страны - исто­рию Великой Отечественной войны.

Войны в истории любой страны — это разруха, смерть, горе и слезы.

Особенно тяжелым, неоднозначным, безумно трагичным был первый период Великой Отечественной войны, когда в боях Совет­ский Союз потерял млн. человек.

Среди историков существует множество различных мнений и взглядов и ответов на вопрос «Почему этот период войны был столь неудачным для нашей страны?».

Наша с вами задача сегодня - провести собственное исследо­вание и ответить на этот вопрос самостоятельно.

На доске эпиграф урока

«Прошла война, прошла страда,

Пусть память верную о ней

Но боль взывает к людям: Хранят, об этой муке,

Давайте, люди, никогда И дети нынешних детей

Об этом не забудем. И наших внуков внуки»

А. Твардовский
На доске и у вас на листах записан план изучения нового мате­риала.

План: 1. Начало ВОВ, оборонительные бои Красной армии, причины неудач.

2. Битва за Москву.

3. Неудачи Красной Армии весной-летом 1942 г.

Основные понятия: мировая война, отечественная война,

план «Барбаросса», план «ОСТ».

1. Начало ВОВ, оборонительные бои Красной армии, причины неудач.

В прошлом году мы уже познакомились с причинами, перио­дизацией и основными событиями первого этапа II мировой войны.

Изучая любую войну мы всегда называем ее причины.

Каковы же причины II мировой войны? (ответ учащихся).

Задание: Давайте вспомним хронологические рамки первого периода II мировой войны и расскажем об основных событиях это­го периода, сопровождая свой рассказ показом по карте (ответ учащихся).

Мы приходим к выводу, что в начале второй мировой войны СССР и Германия выступали в качестве союзников. И Сталин, подписав с Германией договоры 1939 года, был искренне уверен, что Гитлер на СССР в ближайшее время нападать не будет.

Однако, одержав довольно легкие победы на Западе, германское руководство вплотную приступило к подготовке воины про­тив Советского Союза, без разгрома которого оно не могло рассчи­тывать на завоевание мирового господства. Еще до прихода к вла­сти Гитлер писал: «Если мы сегодня говорим о новых землях и территориях в Европе, мы обращаем свой взор в первую очередь к России».

В июне 1940 года германский генеральный штаб приступил к разработке плана нападения на СССР.

Вопросы:

> Как назывался германский план нападения на СССР, в чем его суть?

> Какой план был разработан еще, в чем его суть?

Историки выделяют следующие периоды в истории ВОВ (таб­лица на доске):

I период II мировой войны - 1 сентября 1939 г-22 июня 1941 г.

II период II мировой войны, I период ВОВ (22 июня 1941 г. -18 ноября 1942 г.)

III период II мировой войны, II период ВОВ (19 ноября 1942 г. - конец 1943 г.)

IV период II мировой войны, III период ВОВ (1944 г. - 9 мая 1945 г.)

V период II мировой войны (9 августа- 2 сентября 1945 г.)

Коротко характеризуем основные события периодов, исполь­зуя знания учащихся по всеобщей истории.

2. Битва за Москву

Сегодня мы подробно исследуем содержание первого периода ВОВ.

Вероломные планы Германии не остались тайной для совет­ского руководства. Тревожные сообщения поступали в Кремль по различным каналам. Советский разведчик Рихард Зорге, работав­ший в качестве немецкого журналиста в Японии и имеющий дос­туп к секретам немецкого посольства в Токио, неоднократно сооб­щал о планах германского правительства в отношении СССР, даже сообщил точную дату нападения, об этом сообщали наша войско­вая разведка, просоветски настроенные граждане Польши, Румы­нии, Словакии и т.д.

Задание 1: .Давайте проанализируем документы того времени: как относился Сталин И.В. к донесениям о возможном начале войны?

- Из докладной записки Берии.

- Из воспоминаний А.И. Микояна.

- Стенограмма заседания Политбюро

  • Из докладной записки Л.П. Берия И.В. Сталину 21 июня 1941 года. (Выдержки из документа)

... Я вновь настаиваю на отзыве и наказании нашего посла в Берлине Деканозова, который бомбардирует меня «дезами» о яко­бы готовящемся Гитлером наступлении на СССР. Он сообщил, что наступление начнется завтра...

... То же радировал и генерал-майор В.И. Тупиков, военный атташе в Берлине. Этот тупой генерал утверждает, что три группы вермахта будут наступать на Москву, Ленинград и Киев, ссылаясь на свою берлинскую агентуру. Он нагло требует, чтобы мы снаб­дили этих врунов рацией...

... Начальник Разведу правления... генерал-майор Ф.И. Голи­ков жалуется на Деканозова и на своего полковника Новобранца, который тоже врет, будто Гитлер сосредоточил 170 дивизий против нас...

... Но я и мои люди, Иосиф Виссарионович, твердо помним Ваше мудрое предначертание: в 1941 году Гитлер на нас не нападет.

  • Из воспоминаний заместителя председателя Совнаркома СССР А.И. Микояна.

Когда незадолго до войны в Москву из Берлина на несколько дней приехал наш посол Деканозов, германский посол Ф. II гуленбург пригласил его на обед.. Во время обеда Шуленбург сказал:

- Господин посол, может этого еще не было в истории дипло­матии, поскольку я собираюсь Вам сообщить государственную тайну номер один: передайте господину Молотову..., что Гитлер принял решение 22 июня начать войну против СССР. Вы спросите, почему я это делаю? Я воспитан в духе Бисмарка, а он всегда был против войны с Россией.

Деканозов поспешил к Молотову. В тот же день Сталин собрал членов Политбюро и, рассказав о сообщении Шуленбурга, заявил: «Будем считать, что дезинформация уже пошла на уровне послов».

Таким образом, без внимания было оставлено весьма необыч­ное предупреждение.

  • Из стенограммы заседания Политбюро.

Заседание Политбюро началось в 5 часов 45 минут утра (22 июня 1941 года) и продолжалось более 3 часов... Жуков и Тимо­шенко доложили обстановку. Сталин неожиданно спросил: «Не провокация ли это немецких генералов?» ■ •« ***

- Немцы бомбят наши города на Украине, в Белоруссии и При­балтике. Какая это провокация? - ответил Тимошенко (нарком обороны).

- Если нужно организовать провокацию, то немецкие генералы бомбят и свои города, - сказал Сталин и, подумав немного, про­должал: - Гитлер наверняка не знает об этом. Надо срочно позво­нить в германское посольство.

> Какие выводы вы можете сделать на основании этих доку­ментов?

Примерный ответ.

Сталин упрямо игнорировал все донесения. По свидетельствам близко знавшим его людей, Сталин убедил себя в том, что, пока Германия не разделается с Англией, (а это произойдет не раньше 1942 года), воевать на два фронта она не решится.

Сталин, опасался дать повод немцам для обвинения в подго­товке СССР к войне, в нарушении пакта о ненападении. Поэтому он медлил с приведением наших войск в боевую готовность, запре­тил в стране любую критику в адрес фашистов.

Задание 2: Просмотр фильма «Вероломное нападение» о на­чале ВОВ. Учащиеся должны будут ответить на вопросы (на столах листы с этими вопросами):

> Какой характер носила ВОВ со стороны немцев, со стороны советского народа?

> Какие мероприятия были проведены Советским правитель­ством в начале воины для мобилизации страны для отражения не­мецкой агрессии?

> Какие страны объявили о своей поддержке СССР в борьбе с фашизмом?

После слов «Так началась ВОВ» предлагается

Задание 3. Изучаем документы:

Памятка советского бойца.

За наших матерей, жен и детей! За нашу честь. Свободу и лю­бимую Родину!

Вперед на полный разгром фашистских захватчиков! Вперед на Запад! Там ждут нас советские люди временно оказавшиеся под ярмом фашистов. Там ждет нас решающая победа над немецко-фашисткими захватчиками.

Не давайте фашистам покоя ни днем, ни ночью. Изматывайте их физически и морально. Беспощадно уничтожайте их везде и по­всюду.

Сила армии в дисциплине. Крепкая воинская дисциплина - за­лог победы в бою. Будьте дисциплинированными бойцами. Помни­те, что приказ командира - закон.

Памятка немецкого бойца.

Помни и выполняй:

... Нет нервов, сердца, жалости - ты сделан из немецкого железа.

После войны ты обретешь новую душу, ясное сердце - для де­тей твоих, для жены, для великой Германии, а сейчас действуй ре­шительно, без колебаний.

... У тебя нет сердца и нервов, они тебе не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останав­ливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или маль­чик. Убивай, этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навек.

... Ни одна мировая сила не устоит пред германским напором. Мы поставим на колени весь мир. Германец - абсолютный хозяин мира. Ты будешь решать судьбы Англии, России, Америки. Ты -германец, как подобает германцу, уничтожай все живое, сопротив­ляющееся на своем пути, думай всегда о возвышенном - о фюрере, и ты победишь. Тебя не возьмет ни пуля, ни штык. Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир.

Итак, отвечаем на вопрос:

> Какой характер носила ВОВ со стороны немцев, со сторо­ны советского народа?

Задание 4. Продолжая просмотр фильма, отвечаем на постав­ленные вопросы:

> Какие мероприятия были проведены Советским правитель­ством в начале войны для мобилизации страны для отражения не­мецкой агрессии?

> Какие страны объявили о своей поддержке СССР в борьбе с фашизмом?

Задание 5. Рассмотрим основные события первых месяцев войны.

Фильм «Трагическое начало»

просмотрев фильм об этих событиях, ответьте на вопрос

> Каковы причины неудач Красной армии в начале великой Отечественной войны?

Задание 6. Изучаем «Приказ № 270», для этого используем учебник Островского В.П., Старцева В.И. и др. История Отечества. 11 класс, с. 26

Вопрос:

  • Каково ваше отношение к этому приказу?

  • Задание 7. Целью немцев была - Москва. Фильм «Битва за Москву»

Просмотрев фильм о Московской битве, ответьте на вопросы:

> Почему Красная Армия одержала победу в битве за Москву?

> Каково историческое значение Московской битвы?

По ходу демонстрации фильма добавляю информацию о пара­де на Красной площади (после слов «... с 19 октября в Москве вве­дено осадное положение»).

6 ноября 1941 года состоялось торжественное заседание Мос­совета, посвященное 24 годовщине Октябрьской революции, а 7 ноября состоялся парад войск на Красной площади, где с речью выступил Сталин. Прямо с Красной площади люди уходили на фронт. Чтобы понять настроение солдат, защищавших свою столи­цу от ненавистного врага, я предлагаю вам познакомиться с одним документом.

Задание 8. Изучаем документ «Из воспоминаний генерал-лейтенанта артиллерии запаса И. Стрельбицкого о курсантах По­дольского училища» (тот же учебник, с. 44).

Вопросы:

> Какие чувства владели курсантами?

> О чем они думали?

> Каково ваше отношение к вашим сверстникам тех лет?

Задание 9. Продолжая просмотр фильма, отвечаем на сле­дующие вопросы:

> Почему Красная Армия выиграла битву за Москву?

> Каково историческое значение Московской битвы?

Далее следует информация о начале создания антигитлеров­ской коалиции.

7 декабря 1941 года Япония напала на США (атаковала аме­риканскую базу Перл-Харбор на Тихом океане) .США вступили во Вторую мировую войну на стороне антигитлеровской коалиции. В январе 1942 года СССР присоединился к Атлантической хартии (декларации правительств Великобритании и США, провозгла­шавшей цели борьбы против Германии и ее союзников и намечав­шей принципы послевоенного переустройства мира.)

3. Неудачи Красной Армии весной-летом 1942 г.

Самостоятельная работа.

Задание: Работая с учебником Левандовского А.А., Щетинова Ю.А. с. 240-241, ответьте на вопросы:

> Почему Красная армия опять терпела неудачи?

> Какие территории пришлось оставить немцам?

> В чем смысл приказа № 227 от 28 июля 1942 г.? Информация к размышлению над вопросами: по данным за

1941-1942 гг. было расстреляно за «паникерство и трусость» 160 тысяч человек - 16 дивизий)

Вывод: таким образом, несмотря на героическое сопротивле­ние Красной армии, самоотверженность, мужество и героизм со­ветского народа в первый период войны, провал плана «молние­носной войны», военные кампании 1941 - лета 1942 годов в целом для СССР развивались неудачно.

В начале урока мы ставили задачу: дать свой ответ на вопрос:

^ Почему этот период войны был столь неудачным для нашей

страны?

Давайте назовем причины, наиболее существенные, с вашей

точки зрения.

Посмотрим презентацию, подготовленную группой учащихся «Наши неудачи в начале войны и их причины». Учащиеся демон­стрируют домашнюю заготовку.

ГУ. Первичное закрепление нового материала:

Задания для закрепления по вариантам, выполняются в тече­ние 5-7 минут, контролируются на мониторе или сдаются листы с ответами преподавателю, затем проводится самопроверка и само­оценка, оценка в журнал будет выставлена лишь после контроль­ной проверки преподавателем.

Вариант I. (Задание может быть выполнено с помощью ПК или на карточке)

Соотнесите имена и факты:

1. П.М. Гаврилов. 1.Первый таран в истории ВОВ.

2. Г.К. Жуков. 2. Героические бои на подступах к Москве.

3. Ф.С Октябрьский. 3. Укрепление обороны Ленинграда.

4. В.Г. Клочков. 4. Героическая оборона Севастополя.

5. И.И. Иванов. 5. Героическая оборона Брестской крепости.

Ответы

1

2

3

4

5

д

В

Г

Б

А

Вариант II. Тесты:

1. Кто был председателем СНК СССР во время Великой Отечест­венной войны.

4. Кто из советских военачальни­ков руководил обороной Москвы: А) К.К. Рокоссовский

A) И. В. Сталин

Б) А.Й. Микоян

B) Л.М. Каганович

В) Г.К. Жуков

В) A.M. Василевский

2. Кто был назначен Верховным

5. 16 августа 1941 года был издан

главнокомандующим советских войск 8 августа 1941 года

приказ Ставки за номером 270. Каково было содержание приказа:

А) И.В. Сталин

Б) Г.К. Жуков

А) улучшение материального по­ложения семей погибших воинов

В) К.Е. Ворошилов

Б) установление персональной




ответственности командиров Красной Армии за большие люд-




ские потери

В) объявление военнопленных




изменниками Родины и введе




ние жестких санкций к членам




их семей.

3. Кто был наркомом обороны в го-




ды Великой Отечественной войны.




А) И.В. Сталин




Б) Г.К. Жуков




В) С.К. Тимошенко




Выделенные позиции - правильные ответы.

Вариант III. Соотнесите события и даты.

События:

Даты:

1.22 июня 1941 г.

2. 5-6 декабря 1941 г.

3.30 июня 1941 г.

4. 23 июня 1941 г.

5. 20 октября 1941 г.

1. Объявление в Москве осадного положения.

2. Начало контрнаступления советских войск под Москвой.

3. Создание ГКО.

4. Создание Ставки Главного Командования.

5. Начало Великой Отечественной войны.

Ответ:

1

2

3

4

5

д

Б

В

Г

А

Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся, ко­торые активно работали на уроке.

  1. Домашнее задание. Закрепить материал по теме: «Великая Отечественная война советского народа (первый период)», подготовить материал о первых днях ВОВ в нашем городе.

  2. Рефлексия:

Если ты работал на компьютере, заверши выполнение своих заданий рожицей, соответствующей твоему настроению. Или, вы­ходя из кабинета, обрати внимание на дверь, на ней висит лист с выражениями, поставь любой знак в тот сектор, который соответствует вашему настроению, мнению.

Урок понравился, было интересно

Мне все равно

Урок не понравился, было скучно

Особое мнение. Напишите