|
Урок в 9 классе) учитель химии Бланк Раиса Николаевна Кызыл 2012 год Тема урока: электролитическая диссоциация (урок обобщения в 9 классе) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 им. М. А. Бухтуева»
Электролитическая диссоциация
(урок в 9 классе)
учитель химии Бланк Раиса Николаевна
Кызыл 2012 год Тема урока: ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ
(урок обобщения в 9 классе)
Цель урока: 1. Повторить и обобщить материал по теме «Электролитическая диссоциация».
2. Закрепить понятия «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «реакции ионного обмена».
3. Сформировать прочные навыки составления уравнений диссоциации, реакций ионного обмена.
4. Применение электролитической диссоциации в быту. Оборудование: Таблица растворимости. ТСО. Реактивы. Девиз урока: Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать. Ход урока
1.Организационный момент. Проверить теоретические знания по теме. 1. Закончи предложение одним словом:
1. Положительнозаряженный электрод - …
2. Отрицательнозаряженный электрод - …
3. Положительнозаряженные частицы. - …
4. Отрицательнозаряженные частицы - …
5. Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток - …
6. Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток - …
7. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества - …
8. Электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются только ионы водорода - …
9. Электролиты, при диссоциации образуются катионы металлов и анионы кислотных остатков - …
10. Электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов образуются только гидроксид – ионы - … 2. Работа в тетрадях. На опыте проверим электролитическую проводимость некоторых веществ. (Можно провести опыт или посмотреть видеосюжеты из школьной программы на СD – дисках). Параллельно с проведением опыта заполняется таблица по электролитической диссоциации некоторых веществ.
Название веществ
| Электролиты
| Неэлектролиты
| Азотная кислота
|
|
| Соляная кислота
|
|
| Серная кислота
|
|
| Фосфорная кислота
|
|
| Раствор сахара
|
|
| Дистиллированная вода
|
|
|
3. Среди перечисленных формул выбрать: электролиты и неэлектролиты.
СО2, Н2SO4, CuCl2, Al2(SO4)3, H2SiO3, NaOH, CuO, HCl, BaSO4, K2CO3. 4. Работа у доски и в тетрадях. Написать уравнения электролитической диссоциации следующих кислот:
Бромоводородной кислоты, серной кислоты, фосфорной кислоты, сероводородной кислоты, азотной кислоты. 5. Написать уравнения электролитической диссоциации следующих солей:
ZnCl2, Al(NO3)3, KHSO4, Na2CO3, KH2PO4, Fe(OH)2Cl. 6. Химический эксперимент:
Опыт №1 Взаимодействие сульфата меди (II) с хлоридом бария. В пробирку с сульфатом меди (II) и добавьте небольшое количество хлорида бария. Что произошло? Запишите уравнения реакции в молекулярном и ионном виде.
Опыт №2 Реакция нейтрализации. Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой. Налейте в пробирку гидроксид натрия и поместите лакмусовую бумажку и по каплям добавляйте раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакции в молекулярном и ионном виде.
Опыт №3 взаимодействие солей с кислотами. В химический стакан поместите небольшой кусочек мела и добавьте раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакции в молекулярном и ионном виде. 7. Тест для проверки знаний. (Взаимопроверка).
Выбери правильный ответ.
1. Катион – это: а) ион меди б) атом серы в) ион серы г) атом меди.
2. Анион – это: а) ион натрия б) ион аммония в) карбонат – ион г) ион водорода
3. Окраска фенолфталеина в растворе, полученном при взаимодействии калия с водой а) синяя б) малиновая в) желтая г) бесцветная
4. формула вещества, образующего при диссоциации сульфат-ионы: а) Na2S
б) SO3 в) Na2SO4 г) BaSO4
5. Формула вещества, образующего при диссоциации сульфат – ионы и ионы водорода: а) KHS б) KHSO3 в) Na2S г) NaHSO4 8. Задание на дом. (Для каждой УМК свои задания) 9. Подведение итогов.
Закончить урок можно лирической ноткой.
Сейчас прозвенит долгожданный звонок,
Увы, но к концу подошел наш урок.
А я благодарность вам всем объявлю,
Отметки все ваши в журнал выставляю,
Большое спасибо я вам говорю.
Мы цели достигли. Благодарю. |
|
|