|
Урока литературы в 9 классе (технологическая карта урока) с методическими пояснениями Учитель Технологическая карта урока литературы в 9 классе (технологическая карта урока)
с методическими пояснениями
Учитель: Иванова Любовь Валерьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея №344 Невского района Санкт-Петербурга
№ урока в КТП рабочей программы: 71
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование урока: интерактивная доска, презентация к уроку, фрагмент фильма «А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Читает и рассказывает доктор филологических наук, писатель Валентин Семенович Непомнящий. Часть 1», Интернет, раздаточный материал.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке: автор, образ рассказчика, лирический герой, лирические отступления, образ рассказчика, образ повествователя.
Тема
| Образ автора в лирических отступлениях романа
А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
| Основная дидактическая цель урока:
| Формирование коммуникативной компетенции через обучение анализу поэтического произведения как единого целого.
| Задачи:
| Предметные
| УУД (метапредметные)
| Личностные:
| обобщить и углубить знания учащихся о романе «Евгений Онегин», его авторе как духовно богатой, гармонической личности;
познакомить учащихся с теоретико-литературным понятием лирические отступления, выявить роль лирических отступлений в романе;
показать широту изображения русской действительности в произведении.
понимать роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии образа автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»;
владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе произведения.
| Познавательные:
совершенствовать компетенции, необходимые для аргументации, комментария, обоснования своей точки зрения;
сопоставлять различные философские, мировоззренческие позиции;
работать с различными видами информации;
уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. Регулятивные:
умение выполнять задание в соответствии с поставленной
задачей, отвечать на вопрос; сознательно планировать свою деятельность в рамках предмета.
Коммуникативные:
формировать компетенции осмысленного чтения и адекватного восприятия;
формировать компетенции, необходимые для создания устных монологических высказываний разного типа; писать сочинение как краткий ответ на проблемный вопрос [7];
быть способным к индивидуальной учебной работе, а также при сотрудничестве в группах моделировать и регулировать процессы взаимодействия;
|
быть способным к объективному самооцениванию и взаимооцениванию учебных результатов;
работать индивидуально, в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений.
В ценностно-ориентационной сфере:
приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
формировать оценочные суждения о персонажах литературного произведения.
В эстетической сфере:
формировать эстетический вкус;
развивать и уточнять понимание русского слова и его эстетической функции.
| Планируемый результат:
осмысление образа автора в лирических отступлениях романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
| Организация пространства
| Межпредметные связи
| Формы работы
| Ресурсы
| Литература, история, МХК
| Фронтальная, в малых группах, индивидуальная,
объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая.
| Учебник: В.Г. Маранцман. Литература 9 класс. – Москва: «Просвещение», 2003. – 444 с. Рекомендовано МО РФ
Методическое пособие: не использовалось.
Презентация к уроку, литературоведческий словарь (Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова, 2005) ,
Интернет (www.gramma.ru)
| 1 этап. Мотивация к деятельности (15мин.)
Цель: мотивировать учащихся к изучению темы
| Этап
| Дидактическая задача
| Виды деятельности, задания
| Организационный этап и вступительное слово учителя. 2 мин.
| Подготовить учащихся к работе на уроке.
| Взаимные приветствия учащихся и учителя.
Проверка подготовленности учащихся к уроку.
| Выработка с учащимися критериев оценивания работы на уроке.
| Уточнить выработанные ранее критерии взаимной оценки учащихся на уроке.
| Учащиеся вспоминают критерии [1], уточняют и дополняют их. Итог: получение таблицы критериев[2], листа взаимной оценки.
| Определение учащимися темы урока. 5 мин.
| Определить тему урока.
| А. Задание: посмотреть фрагмент фильма В.С. Непомнящего «Евгений Онегин», сформулировать проблемный вопрос, определить тему урока. Слайд 1 Титульный. Название темы урока и эпиграф Б. Толкование литературоведческого термина «автор».
| Этап проверки домашнего задания и целеполагания. 8 мин
| Установить степень знания теоретического материала, устранить обнаруженные пробелы, совершенствуя при этом знания и умения, определить цели урока.
| А. Театрализованное чтение 5 фрагментов романа подготовленными учащимися.
Ответ на вопрос:
Каким предстал перед читателем автор?
Б. Ответ на вопрос домашнего задания:
кто автор – повествователь или рассказчик?
Ответ аргументируют. Слайд 2 Автор-повествователь В. Размышление над проблемным вопросом: как связаны прочитанные фрагменты с сюжетом произведения?
Уточнение темы Г. Самостоятельное определение термина «лирические отступления». Возможна работа с Интернетом, литературоведческим словарем.
Слайд 3. О лирических отступлениях
Д. Размышление над проблемным вопросом: как связаны лирические отступления с образом автора? Самостоятельная выработка целей урока. Слайд 4. Цели урока
| II этап. Учебно-познавательная деятельность (20 мин)
Дидактическая задача: организовать познавательную деятельность учащихся через самостоятельное исследование литературного материала.
| Этап
| Дидактическая задача
| Виды деятельности, задания
|
| Анализ формы общения автора с читателем романа.
3 мин
| Определить, в какой форме представлены автором лирические отступления.
| А. Выдвижение гипотезы и ее доказательство.
Б. Проверка д/з (найти в романе обращения автора к читателям и ответить на вопрос: кто для автора читатель?). Анализ обращений автора к читателю.
В. Вывод: лирические отступления даны в форме непринужденной дружеской беседы, может быть, дневниковой записи.
Вопрос: Каким человеком представляется автор?
| Самостоятельный анализ предложенных учителем лирических отступлений.
12 мин.
| Выработать путь исследования предложенного поэтического текста и провести его анализ по плану, данные исследования внести в таблицу [3], сделать вывод о том, что нового можно добавить к портрету автора.
| А. Выработка плана исследования (учащиеся совместно с учителем).
2 мин. Слайд 5. План исследования (появляется после его обсуждения) Б. Самостоятельное исследование литературного материала и краткий анализ по плану. Групповая работа.5 мин.
В. Выступления учащихся с итогами проделанной работы. От группы выступает один человек, остальные после могут сделать добавления. [4]
5 мин.
|
| Расширение и обобщение новых знаний.5 мин.
| Дидактическая задача: на основе самостоятельно проведенных группой наблюдений расширить и обобщить знания учащихся об образе автора в лирических отступлениях романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
| А. Группы обобщают проделанную во внеурочное время работу по заданию: проанализировать тематику лирических отступлений по главам и сделать вывод, как они характеризуют автора.
1 группа – 1 глава
2 группа – 2-3 главы
3 группа – 4-5 главы
4 группа – 6-7 главы
5 группа – 8 главы
Слайд 6 Обобщающая схема
| IV этап. Рефлексия (5 мин)
| Этап
| Дидактическая задача
| Виды деятельности, задания
|
| Дидактическая задача: подвести итоги учебной деятельности учащихся, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу.
| Подведение итогов учебной деятельности через подтверждение или отвержение предложенной гипотезы Задание: В 1 главе автор говорит: «Онегин, добрый мой приятель, …» А.С. Пушкин отразил в образе героя много личных черт, фактически, он – его копия. Подтвердите или опровергните этот тезис. Каждой группе за 30секунд подготовить аргумент «за» или аргумент «против».
Слайд 8 . Выводы
| V этап. Информация о домашнем задании 2 мин.
| Этап
| Дидактическая задача
| Виды деятельности, задания
|
| Информировать учащихся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
| Слайд 8. Информация о домашнем задании.
Постановка проблемного вопроса для выполнения творческой письменной работы: В предисловии А.С. Пушкин о своем романе написал, что он «собранье пестрых глав», «плод ума холодных размышлений и сердца горестных замет». А прощаясь с читателем в конце, назвал роман свободным. Что подразумевал автор под понятием «даль свободного романа»?
| VI этап. Взаимная оценка работы учащихся на уроке. 3 мин.
| Этап
| Дидактическая задача
| Виды деятельности, задания
|
| Развивать способности адекватной оценки работы на уроке участников группы.
| Слайд 9 Образ автора + 2 эпиграф
Работа группы по взаимной оценке участников группы.
|
Приложения к уроку
Критерии взаимной оценки учащихся на уроке
Критерий
| Высокий уровень –
3 балла
| Средний уровень –
2 балла
| Низкий уровень –
1 балл
|
0 баллов
| Активность участия в уроке (1)
| 5 и более ответов
Предлагает и развивает свои идеи, активно взаимодействует с членами группы, выступает публично.
| 3-4 ответа
Предлагает свои идеи, работает в команде, выступает публично.
| 1-2 ответа
Предлагает свои идеи, но не выступает публично.
| Не участвует в уроке.
| Знание произведения и выразительность чтения поэтического текста(2)
| Хорошо знает произведение, быстро ориентируется в тексте, цитирует, выразительно читает.
| Произведение знает, в тексте ориентируется, грамотно читает.
| Произведение знает в общих чертах, ориентируется с трудом в тексте, читает невыразительно, допускает ошибки.
| Произведение не читал, содержания не знает.
| Понимание текста, умение анализировать и делать выводы, глубина и полнота ответов (3)
| Понимает произведение, проводит его анализ, делает выводы, активно отвечает на вопросы.
| Произведение
понимает, пытается его анализировать и делать выводы, отвечая на вопросы.
| Анализ текста сводится к пересказу, поверхностным выводам.
| Не пытается анализировать текст.
| Умение использовать источники информации: Интернет, словари, учебник (4)
| Активно и быстро использует доступные источники информации: Интернет, словари, учебник
| Пользуется доступными источниками информации.
| Пользуется только учебником и тетрадью.
| Не использует.
| Культура речи: грамотность и эмоциональность (5)
| Говорит правильно, выразительно, строит развернутые монологические ответы.
| Говорит в основном правильно, пытается строить монологический ответ.
| Часто допускает речевые ошибки, отсутствует логика и связность ответа.
| Не пытается отвечать или дает односложные ответы.
|
Оценочный лист
Лист взаимной оценки работы учащихся ________ группы на уроке
Дата_________ Класс _____
Фамилия, имя участника
| Критерии
|
| 1
Активность участия в уроке
| 2
Знание произведения и выразительность чтения поэтического текста
| 3
Понимание текста, умение анализировать и делать выводы, глубина и полнота ответов
| 4
Умение использовать источники информации: Интернет, словари, учебник
| 5
Культура речи: грамотность и эмоциональность
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
|
Максимальное количество – 15, минимальное – 0 баллов
Оценка: высокий уровень – 5б Средний уровень – 3б Низкий уровень – 1б
Пересчет в пятибалльную систему: «2»- 0-7б.; «3»- 8-10б.; «4»- 11-13б.; «5»- 14-15б.
Примечание:
Графы заполняются в конце урока после совместного обсуждения.
Если за критерий «активность» выставляется 0 или низкий уровень, то по критериям 2-5 оценка «высокий уровень» или «средний уровень» не выставляется.
Решение принимается большинством голосов.
Образец задания для исследования поэтического текста и его оформления
Карточка исследования группы 1
-
Лирическое отступление: глава, 3 строфы
| Глава 1 строфа 18
| Тема
|
| Содержание, особенности
|
| Форма
|
| Настроение (эмоциональная окрашенность)
|
| Особенности языка
|
| Каким представляется автор?
|
| Гл. 1 строфа XVIII.
Волшебный край! там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И переимчивый Княжнин; Там Озеров невольны дани Народных слез, рукоплесканий С младой Семеновой делил; Там наш Катенин воскресил Корнеля гений величавый; Там вывел колкий Шаховской Своих комедий шумный рой, Там и Дидло венчался славой, Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись. Группа 2 - Глава 4 строфа 42 Группа 4 - 8 глава Строфа 1 – начало 2 строфы
Группа 3 - Глава 7 Строфа 37 Группа 5 - Глава 8 строфа 11
Образец прогнозируемого результата исследовательской деятельности учащихся на примере группы 1
Тема
| Воспоминание о театре периода петербургской жизни А.С.Пушкина (1817-1820 г.г. до ссылки)
| Содержание, особенности
| В строфе рассказывается о театре этого времени: спектакли каких драматургов шли на сцене, какие артисты были знаменитыми тогда, чему и кому строгая публика отдавала предпочтение.
| Форма
| Воспоминание, дневниковая запись
| Настроение (эмоциональная окрашенность)
| «Волшебный край!» Восторженное отношение к театральному искусству. Увлеченность автора театром: «…там под сению кулис// Младые дни мои неслись».
| Особенности языка
| Названо много имен. Имена неизбежно вызывали у читателя ассоциации с острыми спорами, которые велись между театральными «партиями».
Д.И. Фонвизин - русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии. Ф. – постоянный спутник Пушкина на всем протяжении его творчества.
Яков Борисович Княжнин – драматический писатель 18 в., автор трагедий. Эпитет «переимчивый» связан с упреками в заимствовании сюжетов из репертуара французского театра.
Владислав Александрович Озеров – драматург, автор пользовавшихся перед войной 1812 г. шумным успехом трагедий.
Семенова Екатерина Семеновна – трагическая актриса, Пушкин исключительно высоко ценил ее талант.
Катенин Павел Александрович – активный участник движения декабристов, руководитель Военного общества.
Пьер Корнель – один из основоположников французского классицизма, Катенин выдвигал идею высокого трагического театра.
Шаховской Александр Александрович – драматург, режиссер, театральный деятель. Считал, что комедия должна быть злой, поэтому эпитет «колкий».
Карл Дидло – известный петербургский балетмейстер.
| Каким представляется автор?
| Автор - любитель театрального искусства, хорошо знающий историю русского театра, умеющий ценить прекрасное.
| Для подготовки урока использованы материалы:
А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»
Учебник: В.Г. Маранцман. Литература 9 класс. – Москва: «Просвещение», 2003.
Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова, 2005 и электронный словарь на сайте www.gramma.ru
Обобщающая таблица «Лирические отступления» http//images/yandex.ru
М.Г. Ермолаева. Современный урок. Анализ, тенденции, возможности. Учебно-методическое пособие. – СПб: Изд. «Каро», 2008 – 160 с. Глава «О целеполагании на уроке»
Фильм «А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Читает и рассказывает доктор филологических наук, писатель Валентин Семенович Непомнящий. Часть 1»
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов и др.- М: Просвещение, 2010. - 159 с.: ил.
Методические пояснения к уроку Данный урок является логическим продолжением темы «А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»» в 9 классе и имеет большое значение для обобщения и расширения у учащихся знаний о жанровых особенностях романа в стихах, формирования представлений об образе автора, о современной ему жизни и идеале человека. Урок продолжает работу по совершенствованию культуры речи, по обучению выразительному чтению наизусть поэтического текста. Включает в себя методы ИКТ и технологии развития теоретического понятийного и наглядно-действенного мышления, проблемное и исследовательское обучение. Урок предусматривает групповую и фронтальную, а также поисковую работу учащихся, дает возможность по коллективно выдвинутым критериям оценить деятельность одноклассников. Итог урока - письменный развернутый ответ на проблемный вопрос.
На этапе мотивации к деятельности ребятам предлагается посмотреть 4-минутный фрагмент фильма (5.40-9.40) «А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Читает и рассказывает доктор филологических наук, писатель Валентин Семенович Непомнящий. Часть 1». Автор фильма размышляет, о ком написан роман и какова в нем роль самого А.С. Пушкина. Затем предлагается самостоятельно определить тему урока. Перед этапом целеполагания проверяется индивидуальное домашнее задание: в каждой группе один из юношей должен прочитать наизусть одно из лирических отступлений, предложенных учителем, и определить, каким предстает в нем автор. Задача не просто выразительно прочитать, а «сыграть» образ автора-повествователя. Получается театрализованное исполнение фрагментов произведения. Учащиеся «погружаются» в мир лирических отступлений и понимают, что автор каждый раз приобретает новые черты. Затем самостоятельно формулируют цель урока.
Выполняя исследовательскую работу, ребята расширяют представление об образе автора, о его мировоззрении, о его взаимоотношениях с читателем. В конце работы группа готовит к выступлению 2 учеников: один выразительно читает, а другой анализирует фрагмент. Остальные готовы ответить на вопросы ребят из других групп.
На этапе рефлексии предлагается проблемный вопрос, для ответа на который каждой группе необходимо представить аргументы «за» или «против». Подводится итог.
На дом учащиеся получают проблемный вопрос для письменного размышления.
В конце урока группы оценивают работу своих участников по установленным критериям.
Исследовательские и оценочные листы сдаются учителю для анализа проделанной на уроке работы и установления адекватности выставленных оценок. |
|
|