|
Курсы инструктора тренажерного зала Курсы для тренеров по фитнесу. Курсы инструктора тренажерного зала. Учебники для начальной школы по основным предметам, соответствующим базисному учебному плану
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики учебно-методического комплекта Школа России
Комплект включает учебники для начальной школы по основным предметам, соответствующим базисному учебному плану.
Комплект обеспечен учебными, методическими, дидактическими пособиями, дополнен средствами методической поддержки учителей
через Интернет, пособиями для учителей для формирования надпредметных умений.
Комплект предполагает дифференцированные задания для учеников с разным уровнем подготовки.
Комплект учитывает современные требования к обеспечению физического и психологического здоровья детей, к формированию навыков здорового и безопасного образа жизни.
Система обучения: традиционная.
Программа: Школа России. Обучение грамоте. В.Г. Горецкий. Традиционная система. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2014г.
Количество часов в неделю по программе:
| чтение
письмо и развитие речи
| 4
5
| Количество часов в неделю по учебному плану:
| чтение
письмо и развитие речи
| 4
5
| Количество часов в год:
| чтение
письмо и развитие речи
| 92
115
|
1. Роль и место дисциплины.
| Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу.
Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребенка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.
| 2. Адресат.
| Программа адресована обучающимся 1-х классов общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа России».
| 3. Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту.
| Рабочая программа по обучению грамоте на коммуникативно-познавательной основе (литературному чтению) для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской учебной программы «Обучение грамоте» В.Г. Горецкого и др. (Программы. «Школа России» – М.: «Просвещение», 2011),соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного государственного стандарта начального общего образования»), учебнику «Азбука» (В.Г.Горецкий и др. - М.: Просвещение, 2011) и прописям (авторы Н.А. Федосова, В.Г. Горецкий).
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям ФГОС НОО, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания образовательной программы, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
| 4. Программное обеспечение.
| Для реализации программы используются:
Горецкий и др. Азбука. В 2-х частях. М.: «Просвещение», 2014 г.
Федосова Н. А., Горецкий В.Г. Прописи в 4-х частях. 1 класс - М.: «Просвещение», 2014г.
| 5. Требования к знаниям и умениям обучающихся к окончанию учебного курса «Обучение грамоте».
| Обучающиеся должны знать:
Все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
Обучающиеся должны уметь:
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
знать способы их буквенного обозначения;
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
определять место ударения в слове;
вычленять слова из предложений;
чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5слов, написание которых не расходится с произношением;
употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;
знать гигиенические правила письма;
правильно писать формы букв и соединения между ними;
уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.
| 6. Универсальные учебные действия.
| Личностные универсальные действия:
использование приобретенных знаний в учении и повседневной жизни для исследования языковых явлений.
Регулятивные универсальные действия:
целеполагание - постановка учебной задачи;
планирование хода рассуждений, составление плана рассказа;
пошаговый контроль правильности написания буквы и слова, составления предложений и полноты текста;
коррекция орфографических, смысловых и грамматических ошибок.
Познавательные универсальные действия:
применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификацию) для установления языковых закономерностей;
моделирование звукового состава слова, используя условные знаки, предложения, составлять их слоговые схемы, распространять и сокращать предложения в соответствии с моделью;
классифицирование звуков по заданному основанию;
анализ предложенного для восприятия текста или серии сюжетных картинок;
синтез — составление целого текста из частей;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
смысловое чтение – как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
Коммуникативные учебные действия:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
постановка вопросов для поиска и сбора информации;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.
| 7. Целевая установка и задачи курса.
| Цель курса обучения грамоте направлено на достижение следующих целей:
развитие всех видов речевой деятельности школьников;
обеспечение осознанного усвоения языка как важнейшего средства общения и познания окружающего мира;
формирование общеучебных умений и навыков;
обеспечение взаимосвязи новой системы обучения русскому языку с развитием коммуникативно-речевых умений и литературно-творческих способностей, художественно-образного и логического мышления;
воспитание у детей духовно-нравственных ценностей.
Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:
сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;
обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;
обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;
развить образное и логическое мышление у каждого ребенка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
| 8. Принципы, лежащие в основе построения программы.
| Новая система обучения грамоте базируется на трех основных принципах: коммуникативном, познавательном и семиотическом (знаковом).
1.Коммуникативная направленность курса позволяет:
сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки;
дать представление о тексте как продукте речевой деятельности;
осознать язык как средство общения;
сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.
2. Познавательная ориентация курса позволяет:
изучать язык как культурно-исторический процесс — от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.;
освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;
формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию;
обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления (наглядно-практического, образно-символического и абстрактно-логического);
развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл за различными формами её выражения.
3. Семиотический принцип даёт возможность:
раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают);
осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности;
выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак — значение, значение — звучание (содержание — форма);
познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом (как одними из древнейших видов общения, которые продолжают функционировать и сейчас, сопровождая устную речь), знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.
| 9. Специфика и особенности программы.
| Начальный курс обучения грамоте — курс интегрированный: в нём объединены уроки обучения чтению и обучения письму. Обучение письму идёт раздельно-параллельное с обучением чтению с учётом координации устной и письменной речи, которые имеют единую звуковую основу, но требуют разных психических операций.
Период обучения грамоте включает три этапа:
Добукварный период-31час - формируются представление о понятии «общение», языке как средстве общения, слове как двусторонней единице, вводится знаково-символическая система.
Букварный период-120часов - изучаются звуки и буквы, осваивается слоговое чтение. В основу изучения звуков и букв положен частотный принцип. Изучение звуков построено таким образом, что это создает возможность максимально быстро начинать читать.
3) Послебукварный период-31час - совершенствуются навыки слогового чтения, дети учатся работать с текстом, слушать и слышать, интонировать, строить свои высказывания в зависимость от ситуации, составлять свой текст. В этот период ставится задача сформировать не только слоговое чтение, но и чтение целыми словами.
Эти три этапа составляют азбучный период, в котором тесно взаимосвязано изучение и освоение языка, письменной речи, литературного чтения.
После азбучного периода изучение русского языка и освоение литературного чтения продолжается по самостоятельным учебникам. В программе заложена новая система обучения грамоте на коммуникативно-познавательной основе с последующим коммуникативно-ориентированным курсом русского языка для начальной школы.
Обучение грамоте в новой системе строится на различных ситуациях общения (условных и реальных), которые помогают осознать язык как важнейшее средство общения, как важнейший инструмент мыслительной и духовной деятельности людей. Наглядно-образные модели общения, представленные в азбуке, дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях общения и его результатах.
Изучение языка как средства общения в период обучения грамоте начинается со слова, с номинативной (назывной) функции языка, наиболее доступной детскому восприятию. При этом обеспечивается постепенный переход от слова в естественных ситуациях общения к предложению и тексту. Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала.
Навык чтения. I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.
| 10. Основные содержательные линии курса
| Все содержательные линии курса «Обучение грамоте» интегрированы между собой и изучаются в течение всего курса.
| 11. Виды и формы организации учебного процесса.
| Формы организации урока: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа.
Виды занятий: самостоятельная работа, проверочная работа, урок:
Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование умений реализационных способов действий. Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий. Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Урок развития речи. Урок внеклассного чтения.
| 12. Виды контроля.
| В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
самоконтроль — при введении нового материала,
взаимоконтроль— в процессе его отработки,
рубежный контроль — при проведении самостоятельных и проверочных работ по письму, при проверке техники чтения в течение курса «Обучение грамоте»,
итоговый контроль, включающий проверочную работу по письму и проверку техники чтения по окончанию курса «Обучение грамоте».
| 13. Объём и сроки изучения.
| Изучается в течение 23-х учебных недель.
| |
|
|