Главная страница


Уроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии. Методическая разработка Тагирова Наталья Александровна учитель химии



НазваниеУроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии. Методическая разработка Тагирова Наталья Александровна учитель химии
страница3/4
Дата12.02.2016
Размер0.59 Mb.
ТипУрок
1   2   3   4


Приложение №1

Урок № 30

Тема урока: «Приемы обращения с лабораторным оборудованием».

Цель урока: Уч-ся должны знать: названия приборов, правила Т.Б., правила работы с лабораторным оборудованием.

Уч-ся должны уметь: применять приемы обращения на практике. Составлять отчет о проделанной работе.

Оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, спички, спирт, химическая посуда (пробирка, стакан и стеклянная палочка, колба, хим.воронка, фарфоровая чашка), фильтр; компьютер, экран.

Тип урока: лабораторная работа.

Ход урока:


22.

Кислоты.

1 час

К.у

Состав, названия и классификации кислот, характеристика представителей кислот H2SO4, H2CO3, H2SO3

Давать характеристику кислот по плану

см №/№ 1

стр. 73 упр 1-4

§20, выучить формулы

и названия кислот

стр.73 упр.1,3,4.







23-24.

Соли.

2 часа

К.у

Состав и название солей, растворимость солей.

Д.З. – название солей, составлять классификацию по их растворимости в воде

Д.У. – называть соли по их химической формуле

- составлять формулы солей

- определять принадлежность к классу солей.

Стр. 77 упр 1,2

§21, выучить названия

кислотных остатков

стр. 77, упр. 1-3







25.

Обобщение и повторение.

1 час

Об

CD:Вирт. Лаб Д. кач. Р-ции на к-ты, щелочи, СО2. Л.р №6
















26.

Кристаллические решетки.

1 час

К.у

Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток. Связь типов кристаллических решеток с видом химической связи. Характерные свойства вещества с определенном типом кристаллической решетки.

CD:Вирт. Лаб Перв.хим. понятия/В-ва

Стр-ие в-ва.

Кристаллические в-ва

Ионы, кр.решетки

Атомы

Ме

Молекулярные кр.решетки. CD:Кирилл и Мефодий/химия-неорг.химия-строение в-в-кр.решетки.

Д.З. – типы кристаллических решеток.

Д.У.- объяснять зависимость между свойствами веществ и типом кристаллических решеток

- приводить примеры веществ с разными типами кристаллических решеток.

Назовите типы кристаллических решеток. Какие свойства характерны для веществ с разными типами кристаллических решеток? Охарактеризуйте каждый тип кристаллической решетки.

§22







27-28.

Чистые вещества и смеси. Массовая и объемная доли компонентов смеси. Решение задач.

2 часа

К.у

Понятия о чистом веществе и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Понятие о доле компонента смеси. Расчет и решение задач массы или объема веществ в смеси по его доле.

CD:Вирт. Лаб Перв.хим. понятия/В-ва

Состав смесей

Фильтрование

Выпаривание

Кристаллизация

Дистилляция

Отстаивание

Д.З. – отличие чистого вещества от смеси

  • примеры жидких, твердых и газообразных смесей

понятия;

массовая и объемная доля компонента веществ в смеси.

Формулы для вычисления w и φ

Д.У. – производить расчеты, связанные с использованием понятий «массовая и объемная доля».

Стр. 84 упр 1

стр. 86 упр 1,2,3

§23-24 прочитать

выучить формулы

стр. 86 упр 1-4.







Изменения, происходящие с веществами (12 часов)

29.

Физические явления в химии. Способы разделения смесей.

1 час

К.у

Физические явления в химии. Способы очистки веществ: дистилляция, кристаллизация, выпаривание, фильтрование, очистка питьевой воды.

CD:Вирт. Лаб Кол-ция/Перв.хим. понятия/Изменения, происходящие с в-ми/

Физ. И хим. Явления


Д.З. – сущность физических явлений

- способы очистки и разделение смесей

- способы очистки питьевой воды.

Д.У. – предлагать способы очистки веществ разделение смеси.

Стр. 84 упр.4

стр.92 упр. 3,4,6

Л. Фильтрование,

дистилляция,

выпаривание,

хроматография,

отстаивание,

разделительная воронка.

§25 стр.92, упр. 3,4,6







30.

Практическая работа №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием».

1 час

П.Р

Виртуальная лаборатория.

Л.р №1. химическая посуда ТБ.лаб.раб-оборудование лаборатории. Л.р №1,2,3,4,5

Соблюдение правил Т.Б.. Правила работы с лабораторным оборудованием

Применение приемов обращение на практике составлении отчета о проделанной работе.




Работа №1

Оформление работ в

тетради







31.

Практическая работа №2 «Очистка поваренной соли».

1 час

П.Р

CD:Кирилл и Мефодий/Техника химического эксперемента.

Составление плана по очистке соли.

Проведение эксперимента с применением различных способов разделения смесей.










32.

Химические реакции

1 час

К.у

Признаки протекания химических реакций. Эндотермические и экзотермические реакции.

CD:Вирт. Лаб Кол-ция/Перв.хим. понятия/Изменения, происходящие с в-ми/

Хим. Р-ции

CD:Открытая химия. 1.5 химические р-ции.

Д.З. – признаки и условия протекания химических реакций.

- понятия: - эндо и экзо термические реакции.

Стр. 94 упр. 1,2.3

§26 прочитать выучить

признаки химических

реакций.

Л. «Признаки химических

реакций»







33.

Практическая работа №3 «Признаки химических реакций»

1 час

П.Р

CD:Вирт. Лаб Д. физ. и хим. Явления

см. №/№ 31




Работа №4







34.

Химичес-

кие уравнения.

1 час

К.у

Открытие и утверждение закона сохранения массы веществ. Химические уравнения как условная запись составление химических реакций.

CD:Вирт. Лаб Кол-ция/Перв.хим. понятия/Изменения, происходящие с в-ми/

З-н сохранение массы

Хим.уравнения

Д.З. – формулировку закона сохранения массы веществ

- роль Ломоносова и Дальтона в утверждении закона сохранения массы веществ.

Д.У – составлять уравнения химических реакций.

Стр.99 упр 1,2 а,б,г

§27 до стр 98







35-36.

Типы химических реакций.

2 часа

К.у

Классификация химических реакций по числу и составу реагентов и продуктов.

Р-ции: соединения, разложения, замещения, обмена CD:»Просвещение» Химия 8 класс. Таблица - типы химических реакций.

Д.З. – типы химических реакций: соединения, разложения, замещения, обмена.

Д.У. – определять тип химических реакций.

Стр. 99 упр 2,3

§27 до конца.

Выучить типы

химических реакций.

Провести химическую р-цию между уксусной кислотой и содой.







37-38.

Расчеты по химическим уравнениям.

2 часа

К.у

Нахождение количества вещества, массы и объема продукта реакции по n, m, v исходного вещества

. CD: Решение задач самоучитель
















39.

Обобщение и подготовка к контрольной работе.

1 час

Об



















40.

Контрольная работа №2

1 час

К.Р



















Скорость химических реакций (3 часа)

41.

Анализ контрольной работы.

Скорость химических реакций.

1 час

К.у

Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости от различных факторов. Катализаторы.

CD:Вирт. Лаб Кол-ция/Перв.хим. понятия/Скорость хим. Р-ций.хим равновесие/

Скорость хим. Р-ций и конц. Реаг.в-в, темп., давление,и т.д


Д.З. – понятия: скорость химических реакций, катализаторы. Зависимость скорости от различных факторов.

Д.У. – называть факторы, влияющие на скорость реакции.

Стр. 120 упр.1

стр.124 упр. 1,7

стр. 127 упр. 5,6

Л. Взаимодействие

гранулярного Zn и порошка

с НСL при разной t.

§29-31 прочитать







42.

Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесия.

1 час

К.у

Понятие об обратимости химических реакций. Условия и протекания необратимых реакций. Химическое равновесие.

CD:Вирт. Лаб Обратимые и необратимые р-ции

Хим.равнивесие

Конц в-в,темп.,давление и хим. Равновесие


Д.З. – понятия: обратимые и необратимые реакции химическое равновесия

Д.У.- определять обратимые и необратимые реакции.

Стр. 130 упр.2

§32, §33 до стр. 31

Л. Необратимые

реакции с образованием

газа, осадка.







43.

Способы смещения химического равновесия.

1 час

К.у

Принципы Ле-Шателье. Способы смещения химического равновесие.

CD:Вирт. Лаб Д. Зависимость скорости р-ции Zn в HCl от конц. и темп.

Кат. Р-ции

Обратимые р-ции и смещение хим.равновесия. Л.р №1

Д.З. – принципы Ле-Шателье

- факторы, влияющие на равновесие

Д.У. – определять факторы, смещающие равновесие в данной реакции

стр.133 упр 1-6

§33. Выучить принципы

Ле-Шателье стр.133

упр.1-6








Растворы. Растворение (23 часа)

44.

Растворы. Растворимость.

1 час

К.у

Растворы. Гидраты. Тепловые явления при растворении. Теория растворимости. Значение растворов. CD:Вирт. Лаб Кол-ция/Перв.хим. понятия/Р-ие. Р-ры/

Р-ры и их знач

Физ и хим. Теория р-ов

Совр. Теория р-ов

Гидраты и кристаллогидраты


Д.З. – теорию растворов

- типы растворов

- значение растворов

Д.У. – приводить примеры мало и нерастворимых веществ

стр.140 упр. 1,2,4

§34 прочитать







45-46.

Электролитическая диссоциация. Основные положения теории электрической диссоциации.

2 часа

К.у

Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации веществ с разными типами связи. Основные положения теории электрической диссоциации. Теория растворов электролитов. Степень диссоциации.

CD:Вирт. Лаб Электролиты и неэлектролиты

Механизм электролитической диссоциации

Сильные и слабые электролиты

Д.З. – понятия: электролиты неэлектролиты, электролитическая диссоциация, степень диссоциации, слабые и сильные электролиты, Теории растворов электролитов.

Д.У. – объяснять механизм диссоциации веществ с различными типами химической связи;

- объяснять причину распада электролитов на ионы при растворении или расплавление

- приводить примеры электролитов и неэлектролитов

- изображать схемы диссоциации веществ с различным типом связи.

стр. 146 упр.1,2,7

Назвать основные положения теории электролитической диссоциации.

Л. Испытание веществ

и их растворение,

электропроводность.

§35-36

стр.146 упр. 1,2,5,7.







47.

Основные классы электролитов.

1 час

К.у

Основные классы электролитов. Определение кислот, оснований, солей с позиции теории электролитической диссоциации.

Д.З. – определение кислот, оснований, солей с позиции теории электролитической диссоциации.

Д.У. – записывать уравнения диссоциации кислот, солей, оснований.

стр. 151 упр 4,5

§35. Выучить

Определения. Упр. 4,5







48-49.

Ионные уравнения

2 часа

К.у

Реакции обмена идущие до конца. Молекулярные полные и сокращенные уравнения реакций. Реакции нейтрализации.

CD:Вирт. Лаб. Кол-ция/Перв.хим. понятия/Классы неорг. Соед

Р-ции ионног обмена

Табл/ р-ти к-т, оснований и солей в воде


Д.З. – условия реакции ионного обмена.

Д.У. - составлять уравнения ионного обмена в молекулярном полном и сокращенном виде.

стр.154 упр 1-5

§37

стр.154

упр.1-5







50-51.

Кислоты.

2 часа

К.у

Физические и химические свойства кислот. Условия протекания реакций. Электрохимический ряд напряжения металлов. Реакции нейтрализации.

CD:Вирт. Лаб К-ты

Вз-ие к-т с основаниями, с оксидами Ме, с солями, с Ме

Табл/Кислотно-основные индикаторы.Названия важнейших к-т и солей

Д.З. – группы кислот по основным признакам классификация.

- типичные свойства кислот

- условия протекания реакций, в которых вступают кислоты.

Д.У. – составлять уравнения реакций отражающих свойства кислот.

Давать характеристику кислот используя различную классификацию. Использовать ряд напряжений металлов.

стр. 158 упр 2,4,6

§38 стр.158

упр. 2,4

Л. Реакции характерные

для кислот (на примере НСL)







52-53.

Основания

2 часа

К.у

Диссоциация растворимых оснований. Классификация оснований. Физические и химические свойства растворимых и нерастворимых оснований.

CD:Вирт. Лаб Типичные свойства оснований, взаимодействие оснований с к-ми ,с оксидами неМе, разложение оснований Табл/ см. выше


см №/№ 50-51

стр.161 упр.2,3

Л.Реакции характерные

для щелочей и

нерастворимых

оснований

§39.







54-55.

Оксиды.

2 часа

К.у

Классификация оксидов. Типичные реакции основных и кислотных оксидов.

CD:Вирт. Лаб Вз-ие оксидов с к-ми и основными оксидами, со щелочами, с водой, с к-ми

см. выше

стр.164 упр. 1,2,3

§40 стр.164 упр.1-3

Л. Реакция СаО и СО2







56-57.

Соли.

2 часа

К.у

Средние, кислые, основные соли. Химические свойства солей. Ряд напряжений металлов.

CD:Вирт. Лаб Вз-ие солей с к-ми, со щелочами, с Ме, с солями.

Табл/ см.выше

см. выше

стр. 168 упр.1,2

Л. Химические

свойства солей

§41 стр. 168

упр. 1-2







58-59.

Генетическая связь между классами веществ

2 часа

К.у

Понятие о генетической связи и о генетических рядах.

CD:Вирт. Лаб Кол-ция/Перв.хим. понятия/генетич.св. м-у классами в-в

Генетич. Ряд Ме


Д.З. – понятия: генетический ряд Ме, НеМе, генетическая связь между классами веществ.

Д.У. – составлять генетический ряд Ме и НеМе подтверждать генетические ряды уравнением реакций.

стр. 171 упр. 2

Составьте генетический ряд Na и С, P и Са

§42 стр. 171 упр 1-4







60.

Обобщение и систематизация знаний по теме.

1 час

Об

Решение расчетных задач по уравнениям, характеризующим свойства основных классов соединений.















61.

Практическая работа №4. Ионные реакции. (Качественные реакции на ионы).

1 час

П.Р

Ионные реакции. Обнаружение: SO42-; CL-; CO32-; Na+; K+; Ba2+; Ag+; Cu2+; PO43-

CD:Вирт. Лаб Л.р 4.2

Научится определять с помощью качественных реакций ионы в растворах.

С помощью каких характерных кач-ых реакций можно доказать наличие в растворе ионов.



Оформление работы

в тетрадь







62.

Практическая работа №5

Решение экспериментальных задач

1 час

П.Р

Доказать с помощью качественных реакций на ионы. Состав Na2CO3; BaCL2; CuSO4; K3PO4.

см №/№ 61










63.

Подготовка к контрольной работе.

1 час

К.у



















64.

Контрольная работа №3

1 час

КР



















65-66.

Анализ контрольной работы.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления.

2 часа

К.у

Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Окислители и восстановители. Метод электронного баланса.

Д.З. – понятия: степень окисления, процессы окисления и восстановления окислительно-восстановительной реакции. Метод электронного баланса. Восстановители и окислители.

Д.У. – определять степень окисления элементов. Применять метод электронного баланса для раставления коэффициентов в ОВР. Определять ОВР.

стр. 63 упр.2. Определять С.О. в соединениях стр. 176. упр. 1,3.

§43, §17 стр. 176

упр. 1-3, 5-8







67-68

Резервное время (2 часа)

Деятельность уч-ля и уч-ся

Содержание урока

Вступительное слово учителя


Ученики читают карту-инструкцию по ТБ

Учитель
Работа в тетради

Учитель

Ученик А. собирает разобранный штатив.Уч-ик Б.укрепляет в лапку пробирку в верт. Положении, отверстием вверх. Уч-ик В. На одно кольцо штатива необходимо положить сетку, на нее поставить стакан. На 2-ое кольцо установить фарф.чашку без сетки.

Уч-ль


Компьютерная модель (СD: виртуальная лаборатория)


Учитель: потренируйтесь зажигать спиртовку


Уч-ки: 3 зоны

Зарисовать рис.30.стр107.
Уч-ль

Рис.31(в) стр108.


Рис.31 (б) стр108.

Уч-ки и Уч-ль

Учитель пишет на доске

«Химик требуется не такой, который только из одного чтения книг понял сию науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся» М.В. Ломоносов.» Слово о пользе химии 1751г».

Кабинет химии необычный кабинет. Значит и требования к вам будут особенные.


ПО ходу урока ,мы с вами будем заполнять таблицу


Лаб.оборудование

Назначение

рисунок

1.Штатив
2.Спиртовка
3.Пробирка

4.колба

5.стакан
6.Хим.воронка


7.Фарф.чашка

Укрепление лаб.оборудования

Нагревание
Для различных химических операций(перемешивание)
Переливание из широкогорлой посуду в сосуд с узким горлом
Выпаривание

Рис 28.стр.106(учебник)
Рис.29.стр.107
Рис.31.стр108(а,б,в.)

Рис.33.стр109.


Рис.35.стр110


В процессе выполнения практических работ в химической лаборатории используются лаб.штатив и нагревательные приборы.

Рассмотрим устройство лаб.штатива.

Штатив служит для укрепления частей хим.установок.

Состоит из массивной чугунной подставки, в которую ввинчен стержень. На стержне при помощи муфт укрепляют лапку и кольца.


Многие хим. процессы могут быть ускорены нагреванием. Нагревательные приборы разделяются на электрические (печи, плитки) или горелки - спиртовые, бензиновые и газовые. В школьной хим. лаборатории применяют спиртовку.

Рассмотрим строение спиртовки.

Спиртовка состоит из сосуда (резервуара), в который налит спирт, фитиля, укрепленного в металлической трубке с диском и колпачка.

Основные правила обращения со спиртовкой:

1.Сначала необходимо снять колпачок

2.Зажечь спичку и поднести к спиртовки

3.Погасить спиртовку, только накрывая пламя колпачком или крышкой.


Источником теплоты является пламя, чтобы рационально использовать топливо (спирт) нужно знать строение пламени.

Рассмотрите пламя. Сколько зон можно выделить?

Пламя имеет 3 зоны:

1Темная зона - находится в нижней части пламени - негорячая.

2За ней самая яркая часть – менее горячая.

3Вверхней трети пламени спиртовки – самая горячая.

Какой частью пламени следует пользоваться при нагревании?

Верхней трети пламени спиртовки.

Итак функция спиртовки – нагревание.

Большинство опытов проводят в стеклянной посуде: пробирках, хим.стаканах, колбах. Во время опыта в них приходится перемешивать содержимое.

Пробирка необходима для проведения большинства простейших опытов. Перемешивание растворов в пробирке производят быстрыми энергичными движениями (постукиваниями).

Колба служит для проведения разнообразных хим.операций при нагревании.

В колбе перемешивают круговыми движениями.
Стакан с носиком служит для хранения жидких твердых веществ. В стакане перемешивают стеклянной палочкой с резиновым наконечником (зачем?)
Для переливания из широкогорлой посуды в сосуд с узким горлом применяют воронку.

Воронки используют и для фильтрования. В этом случае в воронку вкладывают бумажный фильтр. Изготовление фильтра.
Для выпаривания используются фарфоровые чашки. Выпаривание применяют, когда нужно выделить растворенное вещество из раствора.
Вывод: С каким лабораторным оборудованием вы познакомились на этом уроке? Чему вы научились на этом уроке?
Произносят клятву химика

Я, юный химик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:

Горячо любить уроки химии и никогда их не прогуливать.

Помнить химические свойства любого вещества на Земле.

Знать все 110 элементов Периодической системы наизусть.

Порошкообразные вещества не просыпать.

Жидкие не проливать.

Газообразные не выпускать наружу.

Не тратить зря спирт в спиртовке.

Жить, учиться и химичить, как завещал великий Менделеев

Клянусь! Клянусь! Клянусь!



Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории
Карта-инструкция

1.Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

2.Строго выполняйте указанные учителем меры предосторожности, иначе может произойти несчастный случай.

3.Не пробуйте вещества на вкус.

4.Твердые вещества берите из баночек только сухой ложкой. Наливайте жидкость и насыпайте твердые вещества в пробирку осторожно. Предварительно проверьте, не разбито ли у пробирке дно и не имеет ли она трещин.

5.При выяснении запаха веществ не подносите сосуд близко к лицу, ибо вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.(см.рис.)

6.Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый

конец ее был направлен в сторону и от самого себя, и от соседей.

Произведите опыты только над столом.

7.В случае ожога, пореза или попадание едкой и горячей жидкости

на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю.

8.Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать

9.Не загромождайте свое рабочее место предметами, которые не потребуются

для выполнения опыта. Работайте спокойно, без суетливости,

не мешая соседям.

10.Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными принадлежностями.

11.Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Приложение №2

Урок № 35

Тема урока: "Типы химических реакций".

Цель урока: Учащиеся должны знать: типы химических реакций: соединения, разложения, замещения, обмена.

Учащиеся должны уметь: определять тип химических реакций.

Задачи:

Образовательные - развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.

Развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.

Воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств – коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.

Оборудование: Электронное пособие по химии 8класс «Просвещение». Таблица «типы химических реакций»; набор соответствующих реактивов, пробирки, спиртовка и т.п.

Тип урока: обобщения.

Ход урока:

  1. Мотивационный этап

Эпиграф.

Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ.

Учитель.

Как вы думаете – почему мы дышим? Чем мы дышим? Для чего нам нужен кислород?

Что происходит с кислородом в нашем организме? Наш организм представляет собой огромный химический завод. Для протекания химических реакций в каждой клеточке нашего организма необходим кислород. В результате сложных реакций окисления выделяется энергия (экзотермические реакции), необходимая для поддержания постоянной температуры тела, для движения, для мышления, т.е для жизни.

Поэтому подходит ли эпиграф к нашему уроку? Да, действительно, без химических реакций невозможна жизнь.

Различаются ли химические реакции друг от друга; могут ли некоторые реакции в чем-то быть схожими? Чтобы нам ориентироваться в огромном царстве химических реакций необходимо знать типы химических реакций.

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Что такое химическая реакция? Явление, в ходе которого из одних веществ (реагентов) получаются другие (продукты реакции). В чем заключается сущность химической реакции? Атомы не разрушаются, а перегруппировываются.

Давайте вместе посмотрим на проведение химической реакции меди с серой в лабораторных условиях (демонстрация опыта).

Итак, каковы условия данной реакции? Нагревание. Каковы признаки реакции? Сколько веществ вступило в химическую реакцию? Сколько образовалось?

А теперь посмотрим комментарий этой реакции на микроуровне (демонстрация электронного пособия по этой реакции- анимация атомов). Разрушились ли атомы в ходе химической реакции? Нет, в чем и заключается сущность химической реакции.

К доске вызвать желающего – записать уравнение реакции.

По каким признакам можно классифицировать химические реакции? По выделению или поглощению теплоты, по изменению числа исходных и конечных веществ (соединение, разложение, замещение и обмен) и т.д

Итак, любую химическую реакцию можно записать на бумаге, на доске. Каким образом? С помощью уравнений химический реакций (условная запись химических реакций с помощью химических формул и математических знаков). Но не зная формулу вещества, невозможно правильно составить уравнение химической реакции. Поэтому давайте проведем небольшой химический диктант.

Химический диктант ( 2 варианта).

Кислота, которая вырабатывается во время принятия пищи. Способствует пищеварению (ферменты). HCl

Основное вещество мела, известняка, мрамора. СаСО3

Едкий натр. Мылкое на ощупь, входит в состав мыла. Разъедает кожу, ткани.NaOH

Оксид водорода, самый распространенный оксид. Н2О

Молекулярный кислород, поддерживающий дыхание и горение. О2

Калийная селитра. Минеральное удобрение, избыток которого в овощах и фруктах вредит здоровью. КNO3

Пищевая соль. NaCl

Отработанный газ, который мы выдыхаем (все живое). СО2

Входит в состав кремнезема, горного хрусталя, стекла. SiO2

Активное вещество йодомарина. Иодид калия. КI

3. Самостоятельная работа по группам.

Класс разбиваю на 4 группы: 1 группа – лабораторный опыт по реакции соединения, 2 группа – лабораторный опыт по реакции замещения, 3 группа – лабораторный опыт по реакции разложения, 4 группа – лабораторный опыт по реакции обмена.

Результаты работы оформляют в виде таблицы:

Исходные вещества

Условия реакции

Признаки реакции

Уравнение химической реакции

Тип реакции. Вывод

 

 

 

 

 

По одному человеку от группы отчитываются. Записывают на доске уравнения реакций с комментарием.

Дополнительное задание: решение расчетной задачи или генетической цепочки. Если делать генетическую цепочку, то определить тип каждой реакции в цепочке.

4. Проверка результатов. Обсуждение. Коррекция.

В результате проверки самостоятельной работы учащиеся оценивают друг друга. За активное участие тоже выставляется дополнительная оценка учителя.

5. Домашнее задание.

Провести химическую реакцию с уксусной кислотой (СН3СООН) и содой (Na2СО3). Результат также оформить в виде таблицы. См. выше.

6. Выводы и итоги урока.

Итак, добились ли мы цели урока? Что мы узнали?

По изменению числа реагентов и продуктов реакции бывают реакции разложения, соединения, замещения и обмена. А по выделяемой и поглощаемой теплоте - экзо-, эндотермические. Таким образом, среди множества классификаций безумного количества химических реакций мы сегодня обобщили классификацию по изменению числа реагентов и продуктов реакции.

Приложение №3

Урок №50

1   2   3   4