|
Тема: Кислоты.
Цель: Учащиеся должны знать: группы кислот по основным признакам классификации; типичные свойства кислот; условия протекания реакций, в которых вступают кислоты;
Учащиеся должны уметь: составлять уравнения реакций, отражающих свойства кислот; давать характеристику кислот, используя различные классификации; использовать ряд напряжений металлов
Задачи:
Образовательная: Знать состав кислот, определения, составлять уравнения химических реакций;
Развивающая: Развивать познавательный интерес и эмоции школьников, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: Продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения. Формировать умение работать в коллективе, где развиваются доброжелательность и требовательность к себе и своему товарищу.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование и реактивы: Соляная кислота, цинк, медь, оксид меди, гидроксид натрия, растворы индикаторов (лакмус, метилоранжевый, фенолфталеин).
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте! Садитесь. Сегодня переходим к изучению нового класса неорганических веществ, который называется кислоты.
Цель нашего сегодняшнего урока – изучить классификацию, состав и химические свойства кислот.
II. Изучение новой темы.
Учитель: В предыдущих параграфах мы с вами неоднократно сталкивались с тем или иным использованием кислот. Упоминались серная, соляная кислоты. С некоторыми кислотами мы встречаемся в повседневной жизни, может кто-то знает эти кислоты?
Ученик: Лимонная, яблочная, уксусная, молочная.
Учитель: Сейчас, послушав сообщения ваших одноклассников, узнаем, где содержатся кислоты и какую роль они выполняют. А в тетради сделаем небольшую схему. Напишите слово “Кислота” и от него несколько стрелок
И по ходу сообщения запишите, где содержатся кислоты (сообщения 1 и 2).
Теперь давайте проверим, что же у нас получилось (дети перечисляют, на доске отмечаем).
Молодцы! А сейчас откройте учебник на странице 157, таблица “Классификация кислот”. В таблице приведены те неорганические кислоты, с которыми мы должны познакомиться.
Что общего в формуле всех кислот?
Ученик: Во всех кислотах содержатся атом водорода, и стоит он на первом месте.
Учитель: Правильно. Давайте вспомним, с помощью каких веществ мы получали водород и напишем уравнение реакции на доске.
Ученик:
Учитель: А что происходило с атомом водорода в молекуле кислоты?
Ученик: Цинк вытеснял атом водорода из молекулы.
Учитель: На основании этого свойства давайте попробуем дать определение кислотам.
Ученик: Кислоты – это сложные вещества, имеющие в своем составе водород, способный замещаться на металл.
Учитель: Запишите определение в тетрадь. Действительно, если от молекулы кислоты убрать водород, то остается атом или группа атомов, которая называется кислотным остатком.
А теперь вернемся к нашей таблице. Мы определили, что общее между всеми кислотами – это наличие водорода.
А чем же они отличаются?
Ученик: Количеством атомов водорода и содержанием кислорода.
Учитель: Правильно! Есть кислоты, которые содержат кислород – их называют кислородосодержащие и без кислорода – бескислородные.
Какие это? (формулы)
А по количеству атомов водорода кислоты делятся на следующие группы:
У меня на доске написаны формулы кислот с валентностями кислотных остатков
Как вы думаете, каким образом я определила её? (числом атомов водорода).
Правильно, по числу атомов водорода определяется валентность кислотного остатка.
Какие это?
Мы рассмотрели классификацию кислот.
Как вы думаете, почему кислоты получили такое название?
Ученик: Потому, что они кислые.
Учитель: Правильно. Само название “кислота” показывает, что все кислоты имеют кислый вкус. Было время, когда единственным средством определения веществ были органы чувств. Постепенно химики научились распознавать кислоты, а как - об этом нам расскажет … (3 сообщение).
А сейчас мы, как настоящие химики, с помощью индикатора распознаем кислоту и изучим их химические свойства.
У нас на столах имеются лотки с необходимыми реактивами, не забывайте о правилах техники безопасности.
1. Действие индикатора.
В пробирку с соляной кислотой добавьте несколько капель лакмуса. Что происходит? (демонстрация электронного пособия виртуальная лаборатория)
2. Взаимодействие с металлами.
В одну пробирку с соляной кислотой добавьте цинк, (демонстрация электронного пособия виртуальная лаборатория)
Что происходит?
Напишите уравнение химической реакции
3. Взаимодействие с основными оксидами.
В пробирку с соляной кислотой добавьте оксид меди. Перемешайте стеклянной палочкой, (демонстрация электронного пособия виртуальная лаборатория)
Что происходит?
Напишите уравнение химической реакции
4.Взаимодействие с гидроксидами металлов.
В пробирку с гидроксидом натрия (малиновый) добавьте соляной кислоты.
Что происходит? (демонстрация электронного пособия виртуальная лаборатория)
Молодцы! Подведем итог.
III. Закрепление.
Вы должны были написать уравнения химических реакций.
Теперь проверьте правильность написания их и оцените себя (доска) по следующим параметрам:
мне было легко (нет ошибок);
я затруднялся (1 ошибка);
мне было трудно (2 и более).
IV. Итог урока.
Отсюда вам следующее домашнее задание:
кому было легко - &38, упражнение 4,3;
затруднялся - & 38, упражнение 1,2;
трудно – конспект урока.
44
|
|
|