Главная страница


Уроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии. Методическая разработка Тагирова Наталья Александровна учитель химии



НазваниеУроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии. Методическая разработка Тагирова Наталья Александровна учитель химии
страница2/4
Дата12.02.2016
Размер0.59 Mb.
ТипУрок
1   2   3   4


Рабочая программа

учебного курса по

химии

для 8 класса

Составитель программы

Тагирова Наталья Александровна
2006 – 2007 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В рабочей программе предлагаемое распределение учебного материала в 8 классе произведено в соответствии с программой авторского курса химии для 8-11 классов О. С. Габриеляна и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Данная программа реализована в учебнике: Габриелян О. С. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2005.

На изучение химии в 8 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю), из них для проведения контрольных работ (3 часа), лабораторных работ (19 часов), практических- (5 часов).

Изучение химии в 8 классе направленно на достижение следующих целей:

  • усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символики;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементов общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде


В результате изучения химии ученик должен знать/понимать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, ф-лы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль молярная масса, молярный объем, химическая реакция, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, ок-ль и в-ль, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон;


уметь:

  • называть химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номер группы и периода.

  • характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ

  • определять состав вещества по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов П.С Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем кислород, водород;

  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количества вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовление растворов заданной концентрации.


Литература и другие информационные источники:

1.Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 кл.- М.: Дрофа,2005

2. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8»/ О.С. Габриелян,

П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2003-2005.

3. Габриелян О.С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы.- М.: блик плюс, 2004.

4. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие.- М.: Дрофа,

2002-2003

5. Габриелян О.С., Яшукова А.В. рабочая тетрадь. 8 кл. к учебнику Габриеляна О.С. «Химия. 8 класс. – М.:

Дрофа, 2005.

6. Габриелян О.С., Рунов Н. Н., Толкунов В.И. химический эксперимент в основной школе. 8 кл. – М.:

Дрофа, 2005.

CD:

“Курс по неорганической химии”.

“1C: Репетитор”.

“Просвещение. Химия 8 класс”.

Большая электронная энциклопедия “Кирилл и Мефодий, химия 8 класс”.

«Химия (8-11 класс) виртуальная лаборатория».

«Открытая химия. 2.5»

«Самоучитель. Химия для всех – ХХI: Решение задач»


  • Итоговая аттестация учащихся проводится по билетам, а также можно осуществлять контроль с использованием компьютерных тестов, решебников (ПК выдает % выполнения задания, ошибки).






Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержание

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля.

Измерители

Эксперимент

(Д. – демонстрационный

Л. – лабораторный) /
Домашнее задание.

Дата проведения

план

факт

Введение (6 часов)

1

Предмет химии. Вещества.

1 час

К.у

Что изучает химия? Вещества, как объект изучения химии. Физические свойства веществ.

CD:Вирт. Лаб. Кол-ция/Перв.хим. понятия/предмет химии.Вещества и их свойства.

CD:Кирилл и Мефодий/ Химия-неорг.химия-осн.понятия

Д.З. – предмет химии;

- физические свойства, вещества.

Д.У. – описывать физические свойства;

- различать вещества и тела

1. Что является предметом химии

2. упр.3 стр. 6

3. упр. 4-5 стр.7



Д. Коллекция физических

тел из стекла, пластмасс,

алюминия

§1 упр 1,2








2

Простые и сложные вещества

1 час

К.у

CD:Вирт. Лаб Перв.хим. понятия/предмет химии.Вещества и их свойства/

Хим. Элемент

Название хим. Элементов

Хим. формулы

Д.З. – определения сложных и простых веществ.

Какие вещества называются сложными, а какие простыми?


Выучить определение

простых и сложных

веществ.







3.

Превращение веществ

1 час

К.у

Химические реакции как объект изучения химии. Отличия физических явлений от химических. Значение физических и химических явлений

CD:Вирт. Лаб Кол-ция/Перв.хим. понятия/предмет химии. Вещества и их свойства.

Алхимия

Д.З. – сущность физических и химических явлений;

- отличия химических явлений от физических явлений

Д.У. – объяснить отличия физических явлений от химических явлений;

- приводить примеры физических и химических явлений

Учебник: стр. 9, упр 1-3. Чем отличаются химические реакции от физических явлений.


Л. «Нагревание Н2О»;

«Взаимодействие

с СаСО3»;

«Вулкан»

«Помутнение известковой

воды»

§2 стр.9, упр. 1-3,4







4.

Знаки химичес-

ких элемен-

тов. Периодическая система

1 час

К.у

Химический элемент. Знаки химических элементов. Происхождение названий химических элементов. Структура. Период. Системы малые и большие периоды, группы: главная и побочная подгруппы.

CD:Вирт. Лаб Кол-ция/ПЗ Д. И. Менделеева/ПЗ Д. И. М основа современной химии. Таблица/ПСХЭ.

CD:Открытая химия.2.5 период. Сис-ма


Д.З. – название и обозначение химических элементов;

- структуру периодической системы Менделеева.

Д.У. – называть химические элементы по символу;

- записывать химические символы по названию;

- составлять «домашние адреса» химических элементов.

Учебник стр.18 упр. 1,3,5

Рассказать о структуре Периодической Системы.


§ 4, выучить

Периодическую

таблицу упр. 1-4.

Составить

«домашний адрес»

для АL,

C, Na.







5.

Химические формулы.

1 час

К.у

Молекула. Химическая формула. Индексы и коэффициенты. Качественный и кол- ый состав веществ.

CD:Вирт. Лаб.Перв.хим. понятия/предмет химии.Вещества и их свойства.

Хим. Ф-лы

Д. эксперемент:примеры физ. И хим. явлений.

Д.З. – алгоритм записи химической формулы;

- что обозначает индекс и коэффициент в химических формулах.

Д.У. - читать химические формулы

- записывать химические формулы

- определять по химическим формулам качественный и кол-ый состав веществ.

- определять по формулам простые и сложные вещества.

Что обозначает запись 5Н2О

Назвать коэффициент и индекс, что они обозначают? Определите качественный и кол-ый состав вещества. стр. 20 упр.3-5

Прочитайте формулы: HCL, NO2, H2S, 7H2SO4, 2CL2, 7O2; определите простые и сложные вещества

§ 5 до стр. 19, стр. 20

упр. 3,4,5.







Атомы химических элементов (9 часов)

6.

Относи-

тельная атомная и молеку-

лярная массы

1 час

К.у

CD:Вирт. Лаб Кол-ция/Перв.хим. понятия/Атомы хим. Элементов/

Атомная гипотеза

Открытие Рентгеновских лучей

Открытие радиоактивности

CD:Открытая химия. 1.1Понятие об атомах



Д.З. – что означает О.А.М. и О.М.М.

Д.У. – определять и рассчитать Ar и Mr

cтр. 20 упр. 1-2

Вычислить Mr:

HSO4; MgCO3; CL2; Ca3 (PO4)2

§ 5 до конца. Вычислить

Mr: C12H22O11; HCLO4;

NH3; CaHCO3







7.

Строение атома.

1 час

К.у

Доказательство сложности строения атомов – опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Состав атома: протоны, нейтроны, электроны.

CD:Вирт. Лаб Открытие электрона

Модели стр. атома

Опыт Резерфорда

Планетарная модель стр. атома

Общее стр. атома. CD:Кирилл и Мефодий/Химия-неорг.химия-строение в-в:-строение атома, молекул

Д.З. – о сложном строение атома;

- состав атома: протоны, нейтроны, электроны.

- Основные характеристики элементарных частиц.

Д.У. – определять состав атома, используя Периодическую Систему.

стр. 24. упр. 1,3. Перечислить основные характеристики элементарных частиц.


Выучить стр.25

таблица №2, §6 упр.3

строение атомов N, Mg,

AL, CL.







8.

Изотопы. Измене-

ния в составе ядер атомов.

1 час

К.у

Современное определение понятие «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного и того же элемента.

CD:Вирт. Лаб Кол-ция/Перв.хим. понятия/Атомы хим. Эементов/

Электронные оболочки атомов

Стр. атомов: N2, K, FE

Д.З. – современное определение «химический элемент»

Что называется «изотопами»? Дать современную формулировку понятию «химический элемент»


§7, выучить опорные

понятия.







9.

Электро-

ны. Строение электронных оболочек атомов.

1 час

К.у

Электронная оболочка атомов, энергетический уровень, строения электронных оболочек атомов элементов малых периодов.

CD:Вирт. Лаб Кол-ция/Перв.хим. понятия/предмет химии.Вещества и их свойства/

Хим. Элемент


Д.З. - определение понятия «электронное облако»

Д.У. – определять число энергетических уровней по номеру периода

- определять максимальное число электронов на одном уровне N = 2n2

- определять число ē – на внешнем энергетическом уровне.

стр. 33 упр 1,2,3


§8, выучить, составить

схемы строения атомов

Ca, AL, C.







10.

Периоди-

ческая Система химичес-

ких элемен-

тов. Строение атомов и свойства элементов

1 час

К.у

Изменения свойств элементов в периодах и группах.

CD:Вирт. Лаб Кол-ция/Перв.хим. понятия/Атомы хим. Эементов/

Э.О

Д.З.- физический смысл порядкового номера, номера группы, периода.

- характеристику неметаллических и металлических свойств элементов

- закономерности изменения свойств элементов в группе и периоде.

Д.У. – уметь называть закономерности изменения свойств.


стр. 38 упр.3. В чем физический смысл порядкового номера, группы, периода? Охарактеризуйте НеМе и Ме свойства элементов и их изменения в группе и периоде.

§9, прочитать до

стр. 36, выучить

стр. 38 упр.1.







11.

Ионная химическая связь.

1 час

К.у

Ионы. Понятия об ионной связи. Схема образования ионной связи

CD:Вирт. Лаб Кол-ция/Перв.хим. понятия/Атомы хим. Эементов/

Ионная связь

CD:Открытая химия.3.1 Хим.связь, 3.2 типы хим. Связи.

Д.З. – понятие «ионы»; «ионная связь»;

Д.У. – изображать схемы «ионной связи».

Дать определение «ионы», «ионная связь».

стр. 38 упр.2.

§9 до конца стр.34-35

упр. 2







12.

Образо-

вание молекул простых веществ.

1 час

К.у

Ковалентная химическая связь. Структурные формулы. Кратность химической связи. Электронные формулы. Металлическая связь.

CD:Вирт. Лаб Ковалентная полярная и неполярная

Типы ков. св.

Ме. Св

Д. эксп. Движение окрашенных ионов в

Эл. Поле.(ч.з кодоскоп)

Д.З. – понятия: ковалентной химической связи, структурные формулы, электронные формулы, кратность химической связи, Ме связь.

Д.У. – составлять схемы образования двух атомных молекул: CL2, S2, N2. O2.

- записывать структурные, электронные формулы простых веществ

- определять кратность связи;

- написать черты сходства и отличия ков–ой и Ме связью.

стр. 41 упр. 1,2,3,4. Дать определение понятий: «Ковалентная химическая связь» «Ме связь», «Кратность связи». Что отображают структурная, электронная формулы.

§10 упр.1-4 заполнить

таблицу «сравнительная

характеристика ионной

и ковалентной

связью с Ме







13.

Ковале-

нтно – полярная связь.

1 час

К.у

Виды химической связи – ковалентная неполярная и ковалентная полярная. Электроотрицательность.

Д.З. – понятия: «электроотрицательность», «ковалентная полярная и ковалентная неполярная связи», «частичный заряд», ряд электротрицательности элементов.

Д.У. – составлять схемы образования молекул HCL, NH3, H2O и др.

- определять тип химической связи в соединениях

- определять более или менее полярные связи.

стр. 44 упр. 2,3,4

Расшифруйте понятия:

- электроотрица-

тельность

- ряд электроотрица-

тельности химических элементов

- ковалентная полярная связь

§11 стр.44 упр. 2,3.







14.

Обобще-

ние и повторе-

ние мате-

риала. Подго-

товка к конт-

рольной работе.

1 час

Об



















15.

Контро-

льная работа №1

1 час

К.р



















Простые вещества (3 часа)

16.

Анализ контрольной работы.

Простые вещества: металлы и неметал-

лы.

1 час

К.у

Положение - НеМе и Ме в периодической системе. Физические свойства НеМе и Ме важнейшие простые вещества Ме: Fe, AL, Ca, Na, Mg, K ; HeMe: O2, N2, H2, S, P, C.

Аллотропия

CD:Вирт. Лаб Кол-ция/Перв.хим. понятия/В-ва

Ме

неМе

Пластичность

Ме ьлеск

Электро- и тепломроводность Ме

Аллотропия О2, С, Sn


Д.З. – положения НеМе и Ме в периодической системе;

- общие физические свойства НеМе и Ме;

- понятия аллотропии.

Д.У. – объяснять свойства простых вещества на основании их строения

- приводить примеры простых веществ НеМе и Ме


Охарактеризуйте положения НеМе и Ме в периодической системе;

Назовите общие свойства НеМе и Ме Чем они обусловлены?

Что называется аллотропией?.Приведите примеры аллотропных видоизменений химических элементов-кислорода. фосфора

Приведите примеры важнейших простых веществ НеМе и Ме

§13 - §14 до стр. 53







17.

Коли-

чество вещества. Молярная масса. Моляр-

ный объем газов.

1 час

К.у

Количество вещества и его единицы «моль»; Постоянная Авогадро. Расчет молярной массы по химической формуле, молярный объем газов.

CD:Вирт. Лаб Перв.хим. понятия/В-ва

n

n и число Авогадро Na

n и Vm

n и M

Д.физ.св-ва Ме. Изготовление моделей 1 моль различных в-в

Д.З. – понятия : «моль», «количество вещества», «молярная масса», «постоянная Авогадро» обозначения и единицы измерения.

n, M, N,V, Vm

Д.У. – производить вычисления молярной массы по химической формуле

- решать задачи.

Понятия: «моль», «количество вещества», «молярная масса», «постоянная Авогадро»

Как обозначаются и в чем измеряются данные величины?

стр. 56 упр.2,3

§ 15, выучить формулы

стр. 56 упр.2,3.

§16 прочитать







18.

Решение задач.

1 час

К.у

Решение задач и упражнений с использованием характеристик:

  • количество вещества

  • молярная масса;

  • молярный объем

  • постоянная Авогадро.

  • CD: Решение задач самоучитель

Д.У. – производить вычисления по формулам.

см. №/№ 17













Соединения химических элементов (10 часов)

19.

Валент-

ность.

1 час

К.у

Понятия о химической номенклатуре бинарных соединений.

Д.З. – понятия валентности;

Д.У. – определять валентность в бинарных соединений;

- составлять формулы по валентности;

- называть бинарные соединения.


Стр. 63 упр. 1,2

§ 17 стр.63 упр. 1,2







20.

Оксиды.

1 час

К.у

Составление формул оксидов, их названия; представители оксидов.

CD:Вирт. Лаб Перв.хим. понятия/В-ва

Оксиды, Основания, кислоты, соли.

Д.З. – понятия оксиды

Д.У. – определять принадлежность вещества к классу оксидов давать названия оксидам

стр. 66 упр.1

§18 прочитать

упр.1,2 образцы оксидов.







21.

Основа-

ния.

1 час

К.у

Состав, названия и классификация оснований, основные представители оснований (NaOH, KOH, Ca (OH)2). Индикаторы и качественные реакции.

CD:Кирилл и Мефодий/Химия-нерг.химия-химия элементов и их соединений-основные классы неорг.в-в

Д.З. – понятия; основания, гидроксогруппа, гидроксид-ион, щелочность, индикаторы качественные реакции.

- названия классификацию оснований

- основных представители щелочей

- основные индикаторы и изменения окрашивания в щелочной среде.

- основные свойства NaОН, KOH, Ca (OH)2 и их использование.

Д.У. – определять принадлежность веществ к классу оснований

- называть основания по их формуле

- составлять формулы оснований.




Образцы щелочей и

нерастворимых

оснований. Изменение

окраски индикаторов

в щелочной среде.

Стр 64. таблица 4.

§19, выучить, выписать

свойства и применение:

КОН, NaOH, Ca (OH)2?

Стр 69 упр 2-4






1   2   3   4