Главная страница

В. А. Сухомлинский в соответствии с президентской инициативой «Наша новая школа», одним из приоритетных направлений ее работы является пропаганда здорового образа жизни. И эта проблема сейчас действительно очень актуаль



НазваниеВ. А. Сухомлинский в соответствии с президентской инициативой «Наша новая школа», одним из приоритетных направлений ее работы является пропаганда здорового образа жизни. И эта проблема сейчас действительно очень актуаль
страница3/7
работы
Дата18.04.2016
Размер0.82 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5   6   7

5. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения используемые программой

Снятие эмоционального напряжения


Использование игровых технологий, энергизаторов, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного закона, явления или теоремы.

Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п.

Использование сюжетов сказок при изучении свойств алгоритмов, источников, приемников информации, каналов связи, операторов ветвления, цикла, иерархической структуры файловой системы. В этот момент процесс обуче­ния как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

Создание благоприятного психологического климата на уроке


Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выра­зить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе., к более высоким результатам.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни


Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. Правила техники безопасности, которые систематически закрепляются на уроках информатики должны стать для ребенка совершенно естественными и при работе за компьютеров в домашних условиях.

6. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности используемые в образовательном процессе

Технологии личностно-ориентированного обучения


Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

  • создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

  • использование проблемных творческих заданий;

  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

  • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

  • рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что – нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный выбор учащимися блочно-модульных систем образовательного процесса, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность, профилизацию образования, медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

 Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания;

Педагогика сотрудничества


Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Цель школы, реализующей ПС,— разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

Технологии развивающего обучения


Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л. С. Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье, является принятый в ТРО характер оценки учебной деятельности.

Вместе с тем использование технологии развивающего обучения, особенно по методу Л. В. Занкова, таит в себе и угрозу такой интенсификации образовательного процесса, которая приводит к перегрузке учащихся, формированию у них утомления и переутомления.

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов


Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. Среди классификационных параметров этой группы технологии потенциальная положительная связь с воздействием на здоровье учащихся видится в таких, как приспосабливающая философская основа, система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У учителя появляется возможность дифферецированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
7. Требования к уроку способствующие сохранению здоровья

Учитель никогда не сможет заменить ребенку врача, но может и должен содействовать сохранению здоровья всеми возможными способами, такими как строгим соблюдением санитарно-гигиенических условий обучения, нормированием учебных нагрузок, применять образовательные технологии с учетом физиологических возможностей ребенка, организовать благоприятный эмоциональный и психологический фон занятий. А именно:

  • Учителю важно использовать в работе образовательные программы, которые соответствуют санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам.

  • Выполнять рекомендации по проведению контрольных работ и уроков, содержащих следующие положения:

1) контрольные работы проводить в соответствии с графиком школы (одна контрольная работа в день) на втором или третьем уроках, исключая понедельник, субботу и первые дни после каникул и продолжительных праздников;

2) использовать различные методы и виды работ на уроке; смену видов деятельности;

3) необходимо на уроке проводить динамические паузы – упражнения для расслабления мышц шеи, глаз, массаж пальцев рук; игровые моменты, позволяющие не отвлекаясь от темы урока, проводить физкультминутки.

Образовательная работа требует длительного поддержания определенной статической позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Небольшая двигательная нагрузка снимает напряжение, признаки утомления. Особенно это эффективно на 25-й минуте урока. Это могут быть простейшие упражнения, выполненные в положении сидя, лучше – стоя у парты.

Физкультминутки могут проводиться только в логике урока, на котором они используются. Они должны включаться в урок в те моменты, когда завершен разбор одного логического блока урока и учитель планирует переходить к следующему.

Режим смены динамических поз.

В течение урока через 10 минут меняется поза детей (сидя-стоя), в результате чего снимается статическое напряжение, утомление. Этот элемент используется в начале и конце урока при устном счете, при устном повторении или обобщении материала. Дети встают на 1-2 минуты и работают на уроке стоя. При этом не нарушается и логика урока.

Профилактические физкультминутки, упражнения на релаксацию, методика опорных сигналов, дидактические игры, интерактивные методики прекрасно способствуют сохранению здоровья.

Наиболее трудным уроком в школе считается математика. Эти уроки следует включать в расписание вторыми или третьими, то есть в период высокой работоспособности.

Так на уроках математики важно применять дифференцированные приемы оценки качества знаний учащихся, предлагая им контрольные работы разного уровня сложности, предлагать детям самим делать выбор, в тоже время не занижать стандартов образования.

8. Применение здоровьесберегающих технологий на разных этапах урока.

1. Организационный момент урока.

Обязательной частью каждого урока является эмоциональный настрой. Чтобы вызвать интерес, повысить готовность ребенка к восприятию нового материала, создать обстановку взаимного доверия, спокойствия, уверенности, защищенности и значимости для каждого ученика необходимо создать соответствующую обстановку. Для этого на каждом уроке служит вводная часть урока. В ее содержание входят элементы тренинга (умение держать правильную осанку, для сохранения зрения).

2. Устные упражнения.

Одним из средств, способствующих лучшему усвоению математики, являются устные упражнения. Они эффективны кажущейся легкостью, эмоциональностью, действуют на учащихся мобилизующе, своей простотой увлекают и слабых школьников, создают в классе обстановку соревновательности, повышают интерес к изучаемому материалу.

Проводимые в начале урока устные упражнения помогают учащимся быстро включаться в работу, в середине или конце урока служат своеобразной разрядкой после напряжения и усталости, вызванной письменной или практической работой.

3. Основная часть урока.

1) Текстовые задачи. С целью формирования основ ЗОЖ подбираю текстовые задачи, условия которых содержат советы и рекомендации.

2) Кодированные задания. Почти регулярно в начале или конце урока можно включать кодированные задания, содержащие высказывания о необходимости ЗОЖ.

3) Эстафета. Не только младшим, но и старшеклассникам нравятся задания на соревновательность и подвижность. К доске выходят по очереди с учетом желания учащихся по своим возможностям и решают задания, тот кто раньше из них закончит выполнение задания получает высший балл (каждый ученик имеет на руках жетоны трех цветов, если ученик поднял красный жетон, то это значит, что он хочет решать сложную задачу, если желтый – средней сложности, если зеленый – легкую. Независимо от сложности ученик, выполнивший задание первым, получает оценку «5». Получившие оценку «5», решившие легкое задание на следующей эстафете обязательно решают задание средней сложности и т.д) .

4) Самостоятельная работа. Для того, чтобы психологически не нагружать учащихся можно практиковать проведение разноуровневых самостоятельных работ.

4. Физкультминутка.

Для снятия и предупреждения нарастающего утомления на уроке используется физкультминутка примерно на 2 минуты. Время, когда следует провести физкультминутку, определяет учитель, сигналом к смене деятельности служит заметное двигательное беспокойство, нарушение внимания (где-то к середине урока). Так как профилирующим заболеванием является ОДА, применяется комплекс “красивая осанка”.

5. Итог урока.

При подведении итога урока можно рекомендовать учащимся самостоятельно заглянуть в глубь урока и делать выводы, наводящими вопросами, исходя из содержания рассмотренных задач.

6. Домашнее задание.

Рекомендуется включать задачи практического характера, которые позволяют привлечь в воспитательный процесс родителей и близких.

9. Математические задачи – источник знаний о здоровье человека.

Успешность в решении задачи формирования у школьников культуры здорового образа жизни зависит от насыщения образовательной среды информацией в виде знаний о здоровье человека.

Содержание уроков математики, информатики составляют устные и письменные задачи, упражнения. Однако их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляю я и учащиеся. Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.  В этом случае образование нацелено на выработку понимания условий сохранения и укрепления здоровья, многообразия факторов, воздействующих на организм, виды болезней, способы оздоровления, воспитание бережного отношения к здоровью собственному и окружающих, формирование здорового образа жизни.

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.

Роль учителя велика, так как задания на тему сохранения здоровья призваны заинтересовать учеников вопросами устройства своего тела, а учитель комментариями по ходу выполнения задания помогает систематизации знаний. Важно решать задания на фактическом материале, использовать графические иллюстрации, диаграммы, таблицы для пропаганды здорового образа жизни. (Примеры – приложение №1)
10. Профилактика переутомления учащихся и сохранение их работоспособности на уроках математики и информатики. (Приложение №2)

У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние и неудовлетворенность. На уроках практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Для этого полезно развивать зрительную память, используя различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно).

Далеко не всем ученикам легко дается математика и информатика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.

Особое внимание уделятся учащимся при переходе в 5 класс. Адаптация к новой учебной нагрузке у пятиклассников проходит напряженно и длительно, уменьшается скорость чтения, письма, увеличивается время выполнения любой учебной задачи. В этом возрасте резко возрастает потребность самоутверждения, может сформироваться не всегда адекватная самооценка. Для поддержания высокого уровня работоспособности учащихся 5 класса и решения педагогических задач большое значение имеет правильная организация урока. Его длительность, присутствие динамических пауз, сочетание разных видов деятельности. А самое главное, создание комфорта на уроке, хорошие доверительные взаимоотношения учителя с учениками.

Большое значение в сохранении работоспособности и укреплении здоровья на уроках имеет правильная организация учебной недельной нагрузки. В недельной динамике работоспособности можно отметить периоды: понедельник – врабатывание; вторник, среда – оптимум; в четверг повышается напряжение, снижается эффективность работы, а в пятницу работоспособность ниже, чем в другие дни недели. В этот день разгрузить урок – провести дидактическую игру, нестандартный урок, урок - путешествие и т.д.

В развитии утомления при учебной деятельности большую роль играет методика преподавания математики. Необходимо правильное использование технических средств обучения, плакатов, схем. Длительное применение ТСО создает повышенную нагрузку на центральную нервную систему, сильно утомляет ребенка. Поэтому необходимо учитывать нормы длительности использования технических средств на уроках. В течение недели количество уроков с применением ТСО для обучающихся не должно превышать 4 – 6 уроков. (СанПиН)

При использовании на уроках математики и информатики информационных и коммуникационных технологий следует придерживаться физиолого-гигиенических рекомендаций, направленных на обеспечение безопасных условий использования ПЭВМ. Они содержат информацию о требованиях к помещениям, световому режиму, микроклимату, организации рабочего места, качеству монитора и компьютерных программ, к режиму работы на компьютере.

Содержание программы в тематическом планировании уроков

1. Материал по здоровьесбережению на уроках математики




Компонент здоровья

Содержание учебного материала

Содержание материала по здоровьесбережению

5 класс

1

 

Физическое здоровье

Духовно-нравственное здоровье

 

Экологическое здоровье

 

Натуральные числа и шкалы. Сложение и вычитание натуральных чисел. Умножение и деление натуральных чисел.
Площади и объемы.
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.

Умножение и деление десятичных дробей.
Комбинаторные задачи. Диаграммы.

Процент.

Техника безопасности поведения в кабинете.
Соблюдение правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Влияние состояния информационных  ресурсов на организм человека.

Использование подвижных игр, физических упражнений, офтальмотренажера, физкультминуток, оздоровительной, профилактической, пальчиковой, дыхательной и др. гимнастики;

Составление математических, практических заданий по темам.

Профилактика переутомления учащихся.

Моделирование математических задач с помощью ПК.

6 класс

2

Физическое здоровье

Духовно-нравственное здоровье

Экологическое здоровье

Делимость чисел.

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Умножение и деление обыкновенных дробей.

Отклонение данных. Систематизация и представление измерительных данных в итоговых таблицах.

Положительные и отрицательные числа.

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.

Решение уравнений.

Координаты на плоскости.

Представление распределения данных в выборке в виде полигона частот.

Вероятность случайных событий.

Отношения и пропорции.


Влияние компьютерных технологий на физическое здоровье человека.
Разработка информационной системы для хранения данных о состоянии здоровья класса.

Построение  математических моделей различных объектов: систем экологического состояния нашего края, параметров физического состояния школьников.
Использование подвижных игр, физических упражнений, офтальмотренажера, физкультминуток, оздоровительной, профилактической, пальчиковой, дыхательной и др. гимнастики.
Составление математических, практических заданий по темам.
Профилактика переутомления учащихся.

Моделирование математических задач с помощью ПК.

Задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.

7 класс

3

Физическое здоровье

Духовно-нравственное здоровье

Экологическое здоровье

Выражения, тождества, уравнения.
Функции.
Степень с натуральным показателем.
Многочлены.
Формулы сокращенного умножения.
Системы линейных уравнений.
Начальные геометрические сведения.

Треугольники.
Параллельные прямые.
Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Составление задач, связанных  с выбором действий в зависимости от условий поставленных задач (здоровье, экологические, интегрированные).

Нравственные аспекты применения информационных технологий.

Действие INTERNET на развитие  человека.
Использование подвижных игр, физических упражнений, офтальмотренажера, физкультминуток, оздоровительной, профилактической, пальчиковой, дыхательной и др. гимнастики.
Составление математических, практических заданий по темам.

Профилактика переутомления глаз, туловища, рук, ног, головы учащихся.
Моделирование математических задач с помощью ПК.

Задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.

8 класс

3

Физическое здоровье

Духовно-нравственное здоровье

Экологическое здоровье

Рациональные дроби.
Квадратные корни.
Квадратное уравнение.
Неравенства.
Степень с целым показателем.
Элементы статистики.
Четырехугольники.
Площадь.
Подобные треугольники.
Окружность.


Решение задач, связанных  с выбором действий в зависимости от условий поставленных задач (здоровье, экологические, интегрированные).

Использование подвижных игр, физических упражнений, офтальмотренажера, физкультминуток, оздоровительной, профилактической, пальчиковой, дыхательной и др. гимнастики.

Профилактика переутомления глаз, туловища, рук, ног, головы учащихся.

Динамические паузы.

Профилактические физкультминутки, упражнения на релаксацию, методика опорных сигналов, дидактические игры, интерактивные методики.

Профилактика стрессов.

Дифференцированное обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий.

Техника безопасности поведения в кабинете.

Соблюдение правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Решение задач, связанные с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.

9 класс

3

Физическое здоровье

Духовно-нравственное здоровье

Экологическое здоровье

Квадратичная функция.
Уравнения и неравенства с одной переменной.
Уравнения и неравенства с двумя переменными.
Арифметическая и геометрическая прогрессия.
Элементы комбинаторики и теории вероятностей.
Векторы.

Метод координат.
Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Скалярное произведение векторов.
Длина окружности и площадь круга. Движения.


Решение задач, связанных  с выбором действий в зависимости от условий поставленных задач (здоровье, экологические, интегрированные).

Использование подвижных игр, физических упражнений, офтальмотренажера, физкультминуток, оздоровительной, профилактической, пальчиковой, дыхательной и др. гимнастики.

Профилактика переутомления глаз, туловища, рук, ног, головы учащихся.

Динамические паузы.

Профилактические физкультминутки, упражнения на релаксацию, методика опорных сигналов, дидактические игры, интерактивные методики.

Профилактика стрессов.

Дифференцированное обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий.

Техника безопасности поведения в кабинете.

Соблюдение правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Решение задач, связанные с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.



  1. Материал по здоровьесбережению на уроках информатики





№№

Компонент здоровья

Содержание учебного материала.

Содержание материала по здоровьесбережению

8 класс

1

 

Физическое здоровье

Духовно-нравственное здоровье

 

Экологическое здоровье

 

Вводный урок.

Практическая работа «Операционная система WINDOWS»

Системы счисления.

Алгоритмы. Исполнители

Текстовый процессор

Информационное моделирование

Моделирование в графическом процессоре

Моделирование в программе POWER POINT

Техника безопасности поведения в кабинете.

Соблюдение правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Влияние состояния информационных  ресурсов на организм человека

Использование подвижных игр, физических упражнений, офтальмотренажера, физкультминуток, оздоровительной, профилактической, пальчиковой, дыхательной и др. гимнастики.

Составление практических заданий по тем « Здоровье и компьютер»

Моделирование реальных объектов с помощью КП. Профилактика переутомления глаз, туловища, рук, ног, головы учащихся.

Компьютерные рисунки на тему здоровья, экологическую тему

Составление  проектов социальнозначимых.

9 класс

2

Физическое здоровье

Духовно-нравственное здоровье

Экологическое здоровье

Информационное взаимодействие

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

Компьютерные технологии представления информации

Информационные технологии

Информационные системы

Реляционные базы данных

Проектирование баз данных.

Информационная технология работы с объектами текстового документа

Информационная технология работы с объектами в виде презентаций.

Информационная технология разработки проекта.

Основы программирования.

Основы социальной информатики

Сетевые технологии

 Использование подвижных игр, физических упражнений, офтальмотренажера, физкультминуток, оздоровительной, профилактической, пальчиковой, дыхательной и др. гимнастики.

 Профилактика переутомления глаз, туловища, рук, ног, головы учащихся.

Влияние компьютерных технологий на физическое здоровье человека

Разработка тестов, анкет, их обработка
( тема может быть выбрана соответственно со здоровьесберегающими технологиями)

Системное мышление , позволяющее выделять в окружающем мире системы, адекватные поставленной задаче

Разработка информационной системы для хранения данных о состоянии здоровья класса.Построение  моделей различных объектов: систем экологического состояния нашего края, параметров физического состояния школьников

Сферы использования текстовых документов, их роль в жизни людей

Создание учебного комплекса
« Компьютер и здоровье школьников».

Социальные проекты «Жизнь без сигарет».

Составление задач, связанных  с выбором действий в зависимости от условий поставленных задач (здоровье, экологические, интегрированные)

Нравственные аспекты применения информационных технологий

Действие INTERNET на развитие  человека

3. Гигиенические критерии рациональной организации урока


80% - оптимальный уровень;       до 65% - допустимый уровень.




Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Рациональный
3 балла

Недостаточно рациональный
2 балла

Нерациональный
1 балл

1

Плотность урока

Не менее 60%
И не более 70%

85-90%

Более 90%

2

Количество видов учебной деятельности

4 - 7

2 - 3

1 - 2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

11 – 15 мин.

Более 15 мин.

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7 – 10 мин.

Смена через 11 – 15 мин.

Смена через 15 – 20 мин.

5

Количество видов преподавания

Не менее 3-х

2

1

6

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10 – 15 мин.

Через 15 – 20 мин

Не чередуются

7

Наличие эмоциональных разрядок (количество)

2 - 3

1

нет

8

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы.
Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду деятельности. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

Частые несоответствия позы виду деятельности. Поза не контролируется учителем.

10

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

На 20-35 мин урока по 1 мин из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

1 физ.минутка с неправильным содержанием или по продолжительности

Отсутствует

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций

Преобладают отрицательные эмоции

12

Момент наступления утомления учащихся

Не ранее 40 мин.

Не ранее 35-37 мин

До 30 мин.
1   2   3   4   5   6   7