От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.
Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.
Критерии здоровьесбережения
| Характеристика
| Обстановка и гигиенические условия в классе
| Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители
| Количество видов учебной деятельности
Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности
| Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.
| Количество видов преподавания Чередование видов преподавания
| Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа,
| Наличие и место методов, способствующих активизации
| Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)
| Место и длительность применения ТСО
| Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения
| Поза учащегося, чередование позы
| Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы
| Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления
| Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек
| Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке
| Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу
| Психологический климат на уроке
| Взаимоотношения на уроке:
учитель — ученик:
комфорт – напряжение,
сотрудничество — авторитарность,
учет возрастных особенностей);
ученик — ученик:
сотрудничество — соперничество,
дружелюбие – враждебность,
активность — пассивность,
заинтересованность — безразличие
| Эмоциональные разрядки на уроке
| | Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности. Темп окончания урока
| Момент наступления утомления и снижения учебной активности
| 4. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.
Правило 1. Правильная организация урока Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя – научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес к познанию, обучению, осознание того, что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос.
Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.
Правило 2. Использование каналов восприятия Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
- левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
- правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
- равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: - аудиальное восприятие;
- визуальное восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
5-25-я минута — 80%;
25-35-я минута — 60-40%;
35—40-я минута — 10%.
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока Часть урока
| Время
| Нагрузка
| Деятельность
| 1-й этап. Врабатывание
| 5 мин.
| Относительно невелика
| Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение
| 2-й этап. Максимальная работоспособность
| 20-25 мин.
| Максимальное снижение на 15-й мин.
| Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом
| 3-й этап. Конечный порыв
| 10-15 мин.
| Небольшое повышение работоспособности
| Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного
| |