При составлении тематического планирования я предусматриваю здоровьесберегающие компоненты. У меня имеются свои обозначения: синим кружочком я помечаю уроки, на которых затрагивается материал по физическому здоровью детей, красным – по духовно-нравственному, зеленым – по экологическому здоровью. На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а так же снижении перегрузок учебным материалом и домашними заданиями.
Содержание уроков математики, информатики составляют устные и письменные задачи, упражнения. Однако, их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляю я и учащиеся. Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. В этом случае образование нацелено на выработку понимания условий сохранения и укрепления здоровья, многообразия факторов, воздействующих на организм, виды болезней, способы оздоровления, воспитание бережного отношения к здоровью собственному и окружающих, формирование здорового образа жизни.
Задачи о труде людей – основа для психологической подготовки к труду. Эти задачи помогают учащимся понять его красоту и созидательную силу. Например, ребятам можно предложить составить альбомы: “Математика и архитектура”, «Области применения ЭВМ» и т.д.. В эти альбомы ребята собирают и составляют сами задачи по данной тематике. Причем стараются не просто записать задачу, но и подобрать соответствующие иллюстрации. Эта работа также увлекает ребят. Они сами составляют очень интересные задачи, используя периодическую печать. Делают мини проекты ( на урок)
Задачи, показывающие заботу государства о повышении благосостояния трудящихся, о подрастающем поколении, об охране окружающей среды.
Задачи о связи обучения с жизнью, об учебном труде учащихся и их общественно-полезных делах. Среди таких задач – задачи о спорте, участии в экологических субботниках, о сборе семян, лекарственных трав.
Формированию научного мировоззрения помогает нам введение в преподавание элементов историзма, библиографических справок.
При составлении задач, способствующих здоровому образу жизни школьников, учащиеся раскрывают темы в виде презентаций.
Воспитание чувства красоты и гармонии математических законов. Здесь нужно, используя известные истины школьного курса математики, информатики, обнаружить в них общую, сильную идею, достойную удивления. Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать перегрузки и преждевременное утомление, во многом зависит от правильно составленного учебного занятия. Для мониторинга здровьесберегающего обучения удобно использовать гигиенические критерии рациональной организации урока, которые я учитываю при планировании и проведении уроков.
Заключение.
Здоровьесбережение на уроках математики и информатики усугубляется тем, что длительная мыслительная работа, работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях человеческого организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека... От испорченного зрения до варикозного расширения вен на ногах. Но все это можно "заработать" и без компьютера, просто ведя несбалансированный образ жизни. Поэтому проблемы здоровьсбережения одинаково актуальны и для уроков информатики и для других уроков. Компьютер является лишь еще одним звеном в той же цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание и т.д.
Все вышеперечисленные недуги отражаются и на психическом состоянии человека. И, если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, "мыши" или монитора, то на психику в первую очередь влияют виртуальные вещи – игры и Интернет. Это то что "затягивает", то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни - это маниакальная зависимость от Интернета или от игр. Если угодно, интернетомания, игромания. Эту проблему педагоги могут решать только совместными усилиями, привлекая авторитет родителей, используя помощь одноклассников. Наиболее действенным способом борьбы с этими недугами является профилактика. Ребенок, который занят полезными делами защищен от негативного влияния компьютерных игр и плохого влияния Интернета.
В Приложении содержатся комплексы различных физических упражнений, которые рекомендуется проводить при работе за компьютером. Часть этих упражнений, которые проводятся в положении сидя можно проводить в течение урока непосредственно в кабинете информатики. Упражнения, которые предусматривают активные физические движения в компьютерном классе проводить нельзя из соображений техники безопасности. Эти упражнения проводятся в ходе физкультминутки в холлах.
Представленная программа предназначена для систематического использования учителями математики и информатики и ИКТ в урочной и внеурочной деятельности.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках предполагает, что учитель своими действиями не наносит вред здоровью учащихся, то есть после занятий его ученики не оставляют частичку своего здоровья. Учитель может и должен помочь школьнику в использовании полученных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.
Практика работы по здоровьесбережению показала, что внедрение в урок форм, методов и приёмов работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.
Список использованной литературы 1. Педагогика и психология здоровья. М.: Академия, 2003.
2. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования.- М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
3. Школьный психолог// №38 (324), 8 – 15 октября 2004.
4. «Школа 2000…». Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг// Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Д. Чечель.- М.: «Школа 2000..», 2002 г.
5. Алимова Т. М. Здоровье: Сборник заданий по математике на тему здоровья. 5 – 9 классы. – М.: 2003.
6. Обучение детей с разным типом мышления. А. Л. Сиротюк.
7. Павлова М. А., Гришанова О. С., Гусева . Е. В. Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении.
8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПКиПРО, 2002. – 121с.
14. Тараканова Л.А. Здоровьесберегающие технологии // Завуч. – 2002. - №2. – С.120 – 128.
Приложение №1
Математические задачи – источник знаний о здоровье человека.
Задача №1.
На пачке сигарет читаем: «Смола 12 мг/сиг, никотин 0,8 мг/сиг». Сколько процентов смол содержит одна сигарета?
Ответ: 93,75%.
Задача №2.
При употреблении внутрь смертельная доза яда никотина составляет 40 – 60 мг. Сколько никотина содержится в пачке сигарет, если в одной сигарете никотина содержится 0,8 мг? Сколько таких сигарет необходимо выкурить, чтобы в организм попала смертельная доза яда?
Ответ: 16мг, 50 сигарет.
Задача №3.
Одна сигарета содержит до 2,1 мг никотина, яда, более сильного, чем стрихнин. При курении 2/3 дыма попадает в воздух. Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет? При этом известно, что смертельная доза яда – 40 мг. Сколько процентов смертельной дозы яда будет в воздухе этой комнаты?
Ответ: 14 мг, 35 %
Задача №4.
Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа.
Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета.
Ответ: 12 и 6.
Задача №5.
Одно число на 42 меньше, чем другое. Если первое число увеличить в 4,5 раза, а ко второму прибавить 28, то их сумма будет равна 180. Найдите эти числа, и вы узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков и сколько лет в среднем живут в России мужчины.
Ответ: 20 и 62.
В Японии средняя продолжительность жизни мужчин составляет 78 лет.
В 7 классе в теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости» можно решить графически задачи, позволяющие проанализировать нормальное число часов сна человека до 18 лет.
Задача №6.
Постройте график зависимости роста Н некоторого человека от его возраста Т, используя данные таблицы. Опишите график словесно. Какой можно сделать вывод из графика?
T, лет Н, м
3 0,9
7 1,2
12 1,5
15 1,7
20 1,7
Построив график, делается вывод, что за ростом ребенка можно проследить по графику и можно сказать, нормально ли развивается тот или иной ребенок. На уроках в 5 классе, изучая обыкновенные и десятичные дроби, составить правильный режим дня пятиклассника, решать задачи на правильное питание и др.
Задача №7.
Вова Перестукин из «Страны невыученных уроков» составил себе такое расписание на сутки: 4/24 часть суток – чтение умных книг; 9/24 часть суток – совершение добрых дел; 2/24 часть суток – прием пищи (завтрак, обед, ужин); 6/24 часть суток – занятие спортом; 8 часов на сон. Выполним ли его план? Комментарий учителя: правильно составленный режим дня позволяет достичь максимальной работоспособности и повысить сопротивляемость организма утомлению. Наиболее важную роль в восстановлении жизненных сил играет полноценный сон. Дети 11 лет должны спать не менее 10 часов в сутки. Нельзя много времени проводить возле телевизора и тем более у компьютера. Необходимо больше находиться на свежем воздухе и, конечно же, правильно и по режиму питаться. Сядьте по группам и составьте реальное расписание на сутки для Незнайки.
При изучении системы уравнений первой степени можно коснуться темы правильного питания, решая следующие задачи:
Задача №8.
Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах.
Ответ: 1,8 мг, 1,5 мг.
Дефицит витамина В1 может привести к болезни "бери-бери", которая появляется из-за нарушения обмена углеводов. Витамин В2 отвечает за состояние зрения, он необходим для построения защитного слоя сетчатки.
Задача №9.
Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах.
Ответ: 8 мг, 5 мг.
Дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От железа зависит построение гемоглобина – переносчика кислорода ко всем органам. Медь также синтезирует гемоглобин и определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови.
Задача №10.
Заботящийся о своем здоровье пятиклассник должен правильно питаться. В день можно съедать не боле 1/10 кг сладостей и сахара, дневная норма потребления хлеба составляет 1/5 кг; масла (сливочного и растительного) -1/8 кг. Сколько граммов сладостей, хлеба, масла может съедать в день пятиклассник? Что надо сделать, чтобы решить задачу?
Комментарий учителя: 200- 300 г – такова норма для здорового питания, больше может лишь съедать тот, кто занимается спортом или тяжелым физическим трудом. Лучше всего использовать в рационе хлеб грубого помола, в нем больше полезных веществ. Сладостей можно съедать 80 – 100 г., причем сюда входит и сахар, и пирожные и фрукты.
Пример урока.
Разработка урока математики в 5-м классе:
«Проценты» с использованием пропаганды здорового образа жизни.
Цели:
* закрепление знаний, умений, навыков решения задач на проценты;
* пропаганда здорового образа жизни, формирование бережного отношения к своему здоровью;
* способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию внимания и памяти.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Объявить цели урока и напомнить ребятам о правильной осанке.
II. Устные упражнения (отгадывание девиза урока).
1) 1,8+2,5; 2) 2,7+1,1; 3) 5 +0,35; 4) 2,5 – 1,6; 5) 3,2 – 1,4; 6) 3,4 – 0,2;
7) 15 • 0,01; 8) 12,2 : 10; 9) 2,2 : 0,1; 10) 166 : 100; 11) 0,3 • 5; 12) 6,66 : 6;
13) 2,7 • 10; 14) 4 : 5; 15) 0,64 : 4; 16) 1,5 • 6; 17) 0,691 • 100; 18) 1,2:6;
19) дано число 16, найдите: EMBED Equation.3 µ § этого числа.
На компьютере с ответами этих заданий прикрыты буквы высказывания. «ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ – В ВАШИХ РУКАХ» По мере решения упражнений правильные ответы исчезают и появляются буквы.
III. Проверка домашнего задания.
IV. Решение задач.
Проверили домашнее задание и выяснили, что не все учащиеся успевают выполнить его.
Ребята, я знаю, что вы все очень стараетесь быть аккуратным и прилежным учениками, а для этого нужно успевать за день: хорошо подготовить домашнее задание, погулять, помочь по дому, почитать и поиграть, и для этого нужно правильно распределить свое время. А вы, ребята, соблюдаете свой режим дня: вовремя ложитесь спать и встаете утром, в определенное время питаетесь, правильно отдыхаете после усердной работы? Конечно, это требует большой силы воли. Но если вы этому научитесь, станете целеустремленными и организованными, энергичными и бодрыми и успеете все, что захотите. Давайте решим задачу, в которой сказано, как правильно распределить свое время, тем самым поможем тем ребятам в классе, которые до сих пор не составили свой режим дня, но обязательно это сделают.
Задача на режим дня. Учебные занятия в школе занимают 25% времени суток. Продолжительность ночного сна должно быть в 1,5 раза больше времени, проводимого в школе, не менее 1/16 части суток должен составлять активный отдых на свежем воздухе. Подготовка домашнего задания должна занимать 5/18 от времени, отведенного на учебные занятия. Досуг составляет около 1,8 времени от времени приготовления уроков дома. Время провождения около телевизора не должно превышать 1/6 части вашего досуга.
1. Сон - 1,5 р больше
2. Занятия в школе - 25% суток
3. Прогулка - EMBED Equation.3 µ § суток
4. Подготовка дом.задания - EMBED Equation.3 µ §
5. Отдых - 1,8
6. Просмотр телевизора - EMBED Equation.3 µ §
Задача о свежем воздухе. Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они «работают» как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли. Чтобы воздух был чище, надо сажать деревья.
Сколько всего деревьев посажено в парке, если 44% из них дубы, столько же сосен, а остальные 60 деревьев – ели?
Физкультминутка. Чтобы не болеть, по утрам надо делать зарядку. И мы давайте сделаем небольшую зарядку. (Сравнение чисел с 1). Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Если называются числа большие 1, то подтягиваемся, подняв руки вверх. Если числа меньше 1, то делаем приседание. Если числа равны 1, то принимаем исходное положение. EMBED Equation.3 µ §
Парная работа. (По два человека решают задания «лото», переворачивая карточку, получают рисунок части тела. На каждой карточке 2 задания на сложение, 2 задания на вычитание, 2 задания на умножение, 2 задания на деление десятичных дробей и 1 уравнение.)
После того, как все ученики решат задания, на экране последовательно выводятся эти части тела.
Ребята, а вы знаете, как курение влияет на эти части тела?
Сердце – сужает кровеносные сосуды, делая работу сердца по перекачиванию крови более трудной.
Лёгкие – затрудняет нормальное дыхание, что снижает твои спортивные результаты.
Уши – поражает нервы и сосуды уха, что может привести к снижению слуха.
Глаза – делает глаза красными и может служит причиной снижения зрения.
Рот – повреждает слизистые оболочки губ, языка, носоглотки; изменяет вкусовую чувствительность; приводит к кашлю; приводит к неприятному запаху при дыхании.
Кожа – температура кожи падает; морщины на лице появляются раньше.
Задачи об одной сигарете. Мы знаем, что при курении ухудшается внешность, теряется зрение и слух, развиваются заболевания дыхательных путей и внутренних органов.
1. Норма суточной потребности человека в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета уничтожает 20% витаминов. Сколько мг витаминов ворует у себя тот, кто курит?
2. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика в среднем на 10 минут. В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15%. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет?
V. Итог урока.
1. Что нового вы узнали на уроке?
2. Как бы вы продолжили предложение:
* Мое здоровье - …
* Курить - …
* Чтобы воздух был чище надо …
3. Выставление оценок за урок.
VI. Домашнее задание.
* Подсчитайте своим родителям, если они курят, сколько часов своей жизни до сегодняшнего дня они украли у себя.
* Нарисовать плакат – рекламу о здоровом образе жизни.
Приложение №2
Профилактика переутомления
учащихся и сохранение их работоспособности на уроках математики и информатики.
Упражнения для мышц глаз и хрусталика
Режим движения наглядного учебного материала используется для укрепления мышц глаза и хрусталика. Задания фиксируется на специально изготовленной ручной "держалке". Учитель показывает «держалку» сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит от ученика, изменяя тем самым расстояние до текста, изменяется кривизна хрусталика, тренируются мышцы глаза. С другой стороны, это прекрасный способ индивидуальной работы с ребенком, что является одной из форм дифференцированного обучения.
Также важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Например, упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.
Также всем известная игра “Муха” помогает глазам отдохнуть. Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:
1) вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2) горизонтальное вправо-влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
Игровые моменты, предполагающие двигательную активность.
Для разминок и упражнений глаз используются игровые элементы урока, включающие двигательную активность. При этом ученики должны «собрать» условие задания, которое по частям находится вокруг них, совершая повороты
головы, туловища, что повышает не только физическую активность детей на уроках, но и эффективность учебно-познавательного процесса.
Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется упражнение “Буратино”. После введения нового понятия, например, параллелограмм, хорового прочтения этого термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что их нос вырос, как у Буратино. Можно предложить обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его. Многие ребята легко отвлекаются. 4) дидактические игры – творческие, развивающие и обучающие. Например: подсказать правильное действие или решение задания только руками, не употребляя слов; по изученной теме назвать наибольшее число ключевых слов: существительных, глаголов, прилагательных и кратких высказываний;
5) использовать методику опорных сигналов (автор методики Шаталов В. Ф.), способствующей здоровьесберегающим факторам, так как в процессе обучения используется цветная блок-схема, которая помогает четкому запоминанию, созданию ситуации успеха, где активизируется мыслительная деятельность и познавательная активность школьников;
6) следить за осанкой учеников на уроке;
7) у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия необходимо создавать обстановку доброжелательности;
8) предлагать ученикам индивидуально-дифференцированные домашние задания, устанавливая в них обязательную часть и необязательную.
Наиболее трудным уроком в школе считается математика. Уроки математики следует включать в расписание вторыми или третьими, то есть в период высокой работоспособности. Не следует сочетать спаренные уроки в младших классах, так как монотонная работа особенно утомительна для ребенка. «Трудность урока» и «утомительность урока» понятия разные. Трудность – это объективное свойство урока, включающее конкретный объем знаний, умений и навыков, которые должен усвоить ученик, а утомительность – это субъективный индивидуальный показатель, характерный для каждого ребенка. Педагогически правильно построенный урок должен способствовать высокой работоспособности и не приводить к значительному утомлению.
Так на уроках математики важно применять дифференцированные приемы оценки качества знаний учащихся, предлагая им контрольные работы разного уровня сложности, предлагать детям самим делать выбор, в тоже время не занижать стандартов образования.
|